Грант Главы РБ молодым педагогам

Хасаншина Алина Наильевна

               Проект – звучит как-то официально и научно, не так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

              Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

              Проект направлен на формирование у дошкольников интереса к башкирскому языку, культуре и традициям башкирского народа.  В ходе реализации проекта будут созданы условия для популяризации башкирского языка и культуры, создание детско-взрослого сообщества, владеющего башкирским языком, знающего историю, традиции, обычаи, литературу башкирского народа.

        Приоритетным  направлением программы «Мульстудия«кунелле башкорт теле» должно стать изготовление мультипликационных фильмов по сюжетам башкирских сказок, произведений башкирских писателей и поэтов, а также авторских мультпродуктов, где воспитанники покажут свою работу на башкирском языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В нашем детском саду для детей подготовительных групп действует образовательная программа дополнительного образования «Күңелле башҡорт теле»  на башкирском языке. Здесь мы стараемся формировать у дошкольников умение общаться на башкирском языке, учим видеть его красоту, богатство, уникальность.

Кружок был выбран неслучайно, к сожалению, сегодняшнее поколение не полностью осознаёт необходимость знания своего языка, и многие родители совершенно не задумываются об этом. Вернее, у них нет ни времени, ни желания обучать своих детей. В большинстве случаев они предпочитают общаться со своими детьми только на русском языке, тем самым лишая своих детей знания родной речи. А ведь каждый язык по-своему уникален. Если дети с малых лет растут слушая колыбельные песни, нежные слова матери на башкирском языке, они с детства проникаются любовью к нему. Но если этого нет, то ребёнок постепенно забывает его и начинает стесняться общения на родном, башкирском языке.

 С первых дней пребывания в детском саду малыш предпочитает общаться только на русском языке. Меня, как воспитателя очень волнует данная проблема. Поэтому в своей деятельности обучение башкирскому языку, мы считаем, одним из основных задач. Для усиления внимания к башкирскому языку, обрядам и традициям народа, мы организовали для детей специальные уголки по региональному компоненту.

С этой целью ведётся и работа кружка, чтобы заинтересовать детей, сделали разные альбомы, сборники стихов, посвящённые родному краю, разучиваем народные игры, проводим народные праздники, знакомимся национальной одеждой, кухней, ремёслами.

             

               Знакомлю детей с национальными костюмами, музыкальными инструментами народов, проживающих в республике, воспитываем интерес и уважение к культуре других народов.

              Закрепляем знания о посуде, о национальных блюдах башкирского народа, лепим сами из солёного теста.

               Изучаем, что особенности национального костюма, одежды зависят от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, поэтому орнаменты разные; разукрашивали разные виды костюмов.

                Так же с дошкольниками разучиваем национальные игры, танцы, принимаем участие в национальных праздниках. 

                В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.

               Расширяем  знания детей о башкирских народных сказках, учимся  пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам.

              Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказка о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

               Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 городского округа город Нефтекамск  Республики Башкортостан

Методические рекомендации по созданию мультфильма.

                                                     

                                          Автор составитель: воспитатель Хасаншина А.Н.

     

                                                  Нефтекамск - 2024

               Первая ассоциация, которая возникает при слове «детство» - конечно, это «мультфильм». Что дети любят больше всего на свете? Мультфильмы – это веселые и яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит малыш.

                Ведь мультфильм – это ожившая сказка, настоящее волшебство. Мы знаем, что мультфильмы – это и мощное средство воспитания. Без сомнения, они развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с внешним миром, дают представление о добре и зле, помогают справиться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем (книг, мультиков, фильмов). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но его душевные качества. 

                А создание мультипликационного фильма - это, по сути, интеграция образовательных задач: речевой, коммуникативной, познавательной, художественной. Ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата. 

               В данных методических рекомендациях  представлены рекомендации по обучению лепке детей старшего дошкольного возраста и алгоритм работы  по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина  в совместной работе детей  и взрослых (педагоги, родители).

               В ходе создания данного мультипликационного фильма мы использовали:  

  • Пластилиновую технику  и технику рисования.

Материалы и оборудование: фотоаппарат, штатив, компьютер, компьютерные программы для создания мультфильмов, диктофон, материалы для создания персонажей и декораций в зависимости от выбранной техники, подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма, иллюстрации к сказкам, детские книги, портреты художников – мультипликаторов, сказочные герои.

Создание мультфильма проходит несколько этапов:

1.Этап. Подготовительный.  

               Мы с ребятами создали  сценарий будущего мультфильма по мотивам  башкирской сказки.

  2. Этап. Создание персонажей.

               Дети самостоятельно изготовили персонажей мультфильма. Совместно с педагогами подготовили декорации и фон.

3. Этап. Съёмка.

               Съёмка мультфильма - анимация (взрослый или один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.)

 

Секрет успеха:

• Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.

• Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

• Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось)

• В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

• Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

4. Этап. Монтаж. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются в основном эту работу делает взрослый) переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства.

Секрет успеха:

• Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше -  тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда  1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.

• Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

5.Этап. Запись

Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики (на диктофон). Воспитатель следит за интонацией.