Кружковая работа
На этой странице представлена моя кружковая работа с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_v_mire_prirody.doc | 79 КБ |
ekolyata-_doshkalyata.docx | 27.8 КБ |
kruzhok_v_st_gruppe_fitnes_i_deti.doc | 100.5 КБ |
konsultatsiya.docx | 25 КБ |
programma_kunelle_bashkort_tele.pdf | 288.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования
«В мире природы »
(Старший дошкольный возраст 6-7 лет, срок реализации – 1 год)
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 35
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Пояснительная записка.
В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Цель кружковой работы: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи кружковой работы:
1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
2. Знакомить с растениями и животными родного края.
3. Объяснять экологические зависимости.
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
5. Учить правильному поведению в природной среде.
6. Закреплять знания о животных, обитающих в нашей стране.
7. Расширять представления о классификации животного мира.
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Итогом реализации кружковой работы "В мире природы" будет проведение экологической викторины "Юный эколог"; диагностика экологических знаний, умений и навыков детей.
месяц | неделя | тема | цель | литература | ||
ноябрь | 1 | «Планета Земля в опасности!» | Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды, есть материки - твердая земля- суша, где живут люди. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 13) | ||
2 | «Беседа об осени» | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.39) | |||
3 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.42) | |||
4 | Наблюдение«Чем ель не похожа на другие деревья? Как различить ель, сосну и лиственницу? | У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.44) | |||
декабрь | 1 | «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.45) | ||
2 | Наблюдение «Снег – он какой? | Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый - это чистый снег; серый, бурый - очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной- от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 71) | |||
3 | Наблюдение «Что такое пар и когда его можно увидеть? » | Воспитатель демонстрирует детям нагревающуюся воду (в чайнике, кастрюле), обращает внимание на видимые струйки пара и на то, что они поднимаются вверх. Делает вывод: вода может быть не только жидкой, она становится твердой (льдом), если ее сильно охлаждать (на морозе). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 56) | |||
январь | 1 | Образовательная Ситуация «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 66) | ||
2 | Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.57) | |||
февраль | 1 | Наблюдение «Снежинки очень красивы» проводится во время снегопада. | В свободное время воспитатель предлагает детям индивидуально или коллективно нарисовать на тонированной бумаге ветки в инее и снежинки. Чтобы снежинки получились правильного строения и разных узоров, воспитатель может предложить заранее заготовленные шести лучевые картонные трафареты трех размеров. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.59) | ||
2 | Наблюдение «Зимние узоры на окне» | Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замершее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.60) | |||
3 | Образовательная ситуация «Земля – живая планета» | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. (На ней есть жизнь (растения, животные, человек),потому что на планете есть вода, воздух, тепло- эти условия нужны всем живым существам. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.60) | |||
4 | Образовательная ситуация «Волк и лиса – хищные животные» | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.63) | |||
март | 1 | Образовательная ситуация «Подарок любимому человеку к 8 марта» | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.78) | ||
2 | Наблюдение за луком. | Уточнить представления детей о том, что из луковицы- репки можно вырастить лук если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.77). | |||
3 | «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.82). | |||
4 | Занятие «Сравнение кроликов и зайцев» | Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.85). | |||
апрель | 1 | Занятие «Морские коровы и Красная книга» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр 92). | ||
2 | Занятие «Лес в жизни человека» | Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 93). | |||
3 | Экологический поход | Показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 96). | |||
4 | Занятие «Птичий город на деревьях» | Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 103). | |||
май | 1 | Занятие «Кому нужна вода?» | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, длястирки белья, для полива растений. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 106). | ||
2 | Занятие «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером» | Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 110). | |||
3 | Комплексное занятие «Море бывает в беде» | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 111). |
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Список литературы:
1) Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания до- школьников 6-7 лет/ С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2) Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования
«Эколята-дошколята »
(Младший дошкольный возраст 3-4 лет, срок реализации – 1 год)
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 35
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Срок реализации – 1 год.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка обращается особое внимание на следующие основные направления:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Перспективный план работы кружковой работы
«Эколята-дошколята» на 2023-2024 учебный год
месяц | неделя | тема | цель |
сентябрь | 3 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь. |
4 | «Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | |
октябрь | 1 | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок |
2 | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | |
3 | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | |
4 | «Дождик, дождик.. | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя | |
ноябрь | 1 | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
2 | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | |
3 | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | |
4 | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | |
декабрь | 1 | Ёлочка-зелёная иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. |
2 | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | |
3 | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | |
4 | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. | |
январь | 2 | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
3 | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | |
4 | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | |
февраль | 1 | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. |
2 | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | |
3 | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | |
4 | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | |
март | 1 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
2 | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | |
3 | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. | |
4 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | |
апрель | 1 | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
2 | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | |
3 | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | |
4 | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | |
май | 1 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
2 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | |
3 | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. | |
4 | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать. |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования
«Детский фитнес»
(Старший дошкольный возраст 5-6 лет, срок реализации – 1 год)
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 35
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Пояснительная записка
Программа, направленна на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической культурой через приобщение к детскому фитнесу.
Слово «Фитнес» происходит от английского «tobefit» - «быть в форме». А значит: хорошо себя чувствовать, прекрасно выглядеть, быть здоровым.
Кроме того, детский фитнес – это еще и отличная возможность для ребенка выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой провести время с другими детьми.
Программа «Детски фитнес» направленна на всестороннее, гармоничное развитие детей: в программу включены: нетрадиционные виды упражнений, комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений. Повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения в творческих способностей ребенка, способствует усилению логического единства учебно- воспитательного процесса и воздействует на формирование детей координации движения.
Программа «Детский фитнес» разработана на основе методических рекомендаций по детскому фитнесу, которые составлены на весь учебный год по принципу «от простого к сложному» с применением технологий В.А. Алямовской, Л.И. Пензулаевой, Ж.Е. Фирилевой, а также технологий, разработанных Академией детского фитнеса.
Занятия детским фитнесом укрепляют здоровье, развивают силу и ловкость, способствуют развитию моторных навыков, профилактике плоскостопия и сколиозов, улучшают гибкость, развивают внимание, улучшают сон, оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребёнка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-6 лет. В кружок дети принимаются на свободной основе.
Программа рассчитана на 1год обучения. В учебном плане реализуется по 35 часов учебных занятий по 25 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Актуальность. Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Программа физкультурно-спортивной оздоровительной направленности по детскому фитнесу нацелена на то, чтобы увеличить двигательную активность ребёнка и помочь ему научиться правильно и красиво двигаться. Программа решает задачи обучения дошкольников осознанным двигательным действиям и воспитания интереса к занятиям спортом, что, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
1.1 Цели и задачи программы
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, повышение иммунитета, физическое совершенствование, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни.
Задачи:
1.Учить согласовывать движения в парных и групповых упражнениях, спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение с использованием спортивного инвентаря и оборудования из видов спорта и танцевальными атрибутами в спортивных и танцевальных движениях, в индивидуальных и групповых или командных действиях;
2.Развивать спортивно-танцевальные способности в групповых и командных действиях со сверстниками и взрослыми под музыкальное сопровождение; способности ориентироваться в пространстве и времени, (сохранять дистанцию, интервал, ритм, скорость, точность, направление и способы перемещений);
3.Воспитывать эстетические чувства, желание систематически демонстрировать результаты спортивно-танцевальной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты обучения
1. Овладеть знаниями о здоровом образе жизни, о гигиене, о закаливании своего организма.
2. Научиться выполнять ритмические движения с предметами и без предметов.
3. Выполнять движения четко, ритмично, под музыку
4. Осуществлять самоконтроль (следить за осанкой, за правильным исходным положением)
1.3 Общие критерии оценивания результатов
- владение движениями по программе;
- активность, участие в открытых просмотрах, праздниках;
- умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Структура занятий детский фитнес.
- подготовительная часть (разминка)- 5 минут;
- основная часть – 15 минут;
- заключительная часть – 5 минут.
Время | Цель | Содержание | Контроль нагрузки |
Подготовительная часть | |||
5 мин. | Концентрация внимания, эмоциональный и психологический настрой, подготовка организма детей к предстоящей работе в основной части занятия. | Строевые упражнения, разные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание, музыкальные игры. | Внешнее проявление, самооценка. |
Основная часть | |||
15 мин. | Овладение двигательными действиями, нацеленными на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. | Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на развитие равновесия, координации движений, быстроты, силы, ловкости. Гимнастика, степ-аэробика, элементы танца. | Пульс, дыхание, внешнее проявление. |
Заключительная часть | |||
5 мин. | Восстановление сил организма детей после физической нагрузки. | Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – игровойстретчинг. Элементы самомассажа, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации. | Внешнее проявление, самооценка. |
Перспективное планирование кружковой работы
на 2022 – 2023 учебный год
Сентябрь
- Беседа с детьми «Правила техники безопасности».
- Знакомство детей со строением своего тела. «Мы узнаем свой организм».
- Упражнение на укрепление опорно-двигательного аппарата«Сделай фигуру».
Октябрь
- Музыкально-ритмическая гимнастика «Фитнес в осеннем лесу».
- Комплекс силовых упражнений с мячами-ежами «Путешествие ежиков».
- Игры на внимание «Цветные флажки».
- Массаж спины «Дождик»
Ноябрь
- Музыкально-ритмические игры.
- Упражнения на растяжку всего тела.
- Игровой стретчинг: «Ласточка».
- Самомассаж рук и ног «Черепаха».
Декабрь
- Комплекс упражнений с обручем «Волшебный обруч».
- Игровые упражнения собручем:«Не урони».
- Действия по сигналу«Ракетодром».
Январь
- Корригирующая гимнастика «Здоровые спинки».
- Акробатические упражнения:«Медвежонок» (перекаты в группировке).
- Упражнения на расслабление (элементы йоги).
Февраль
- Комплекс упражнений на степах «Волшебные ступеньки».
- Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд.
- Комплекс статических упражнений на гибкость.
- Подвижные игры на развитие гибкости.
Март
- Ритмическая гимнастика с лентой «Волшебная ленточка».
- Музыкально-подвижные игры.
- Имитационные игры.
- Комплекс упражнений для успокоения и расслабления.
Апрель
- Комплекс силовых упражнений с мячами-ежами «Фитнес с мячами-ежами».
- Ритмическая гимнастика с султанчиками.
- Подвижные игры на развитие силы и выносливости.
- Массаж спины «Дождик».
Май
- Игры-эстафеты «Кто быстрее».
- Закрепление упражнений на степах.
- Закрепление упражнений с обручем.
Календарное планирование кружковой работы.
Сентябрь
Занятие 1.
Беседа с детьми «Правила техники безопасности».
Цель:Знакомить детей с техникой безопасности на занятиях по фитнесу.
Ход занятия.Проблемная ситуация: «Почему не получилось физкультурное занятие» (Рассказать детям как клоуны Клёпа и Тёпа занимались физкультурой. Они брали мячи, флажки, обручи, гимнастические палки, маты, ставили скамейки и бревнышки. Два обруча они сломали, два мата порвали, потому что прыгали на них в обуви. Когда закончили заниматься, ушли, не убрав оборудование на места. Пришли дети и не могли заниматься. Во первых-все было разбросано по ковру и не было места для выполнения упражнений, а во вторых-оборудования не хватало на всех ребят, в третьих-некоторое было испорчено)
Попросить детей объяснить
- Почему дети не смогли заниматься в зале?
- Как следовало поступить Клёпе и Тёпе?
- Почему спортивное оборудование надо беречь, убирать на места?
Занятие 2.
«Мы узнаем свой организм».
Цель:Дать детям знания о строении человеческого тела, функциях основных органов и систем. Формировать знания детей о пользе занятий физической культурой.
Ход занятия.Дидактическая игра «Какие органы потерял человек».
Цель: закрепить знание частей головы и назвать их функции.
Оборудование: Карточки: лицо нарисовано без органов; уши, рот, брови,
нос, глаза нарисованы отдельно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям собрать голову человека из частей и
объяснить функцию каждой части. / Глазами мы видим, у моего человека
глаза голубые и т. д./.
Занятие 3.
«Сделай фигуру».
Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
Ход занятия. По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболееудачными.
Октябрь.
Занятие 1.
Музыкально-ритмическая гимнастика «Фитнес в осеннем лесу».
Цель:Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.
Ход занятия.Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.
Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке
Такт 5-8- Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Дети убегают, ловишка догоняет.
Методические указания: Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.
Занятие 2.
Комплекс силовых упражнений с мячами-ежами «Путешествие ежиков».
Цель:Обучить детей выполнять силовые упражнения с мячами-ежами. Развивать силу рук.
Ход занятия. Обучение комплексу силовых упражнений и пальчиковой гимнастики с мячами «ежиками». Гимнастическая сказка «Путешествие ежиков»
По тропинке по лесной,
Кто спешит к себе домой?
На колючий шар похож,
Ну, конечно это ЁЖ.
Занятие 3.
«Цветные флажки».
Цель:Упражнять детей действовать по сигналу, находить флажок своего цвета, упражнять в ходьбе, беге врассыпную, использовать всю площадь зала.
Ход занятия.В трех местах площади положены обручи (5см) в них стоят кубики (кегли) разных цветов. Дети делятся на три группы, и каждая группа занимает место вокруг кубика определённого цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем по сигналу дети разбегаются по всему залу.На сигнал: «Найди свой цвет» - дети стараются занять свое место около обруча, в котором кубик того же цвета, вокруг которого они занимали место первоначально.
Задание 4.
Массаж спины «Дождик».
Цель: Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей
Ход занятия.Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выполняют массаж снова.
Дождь, дождь, дождь
Надо нам расходиться по домам! ( Похлопывание по спине всей ладонью)
Гром , гром как из пушек (Постукивание по спине кулачками)
Нынче праздник у лягушек
Град, град, сыплет град (Постукивание по спине подушечками пальцев)
Все под крышами стоят.
Только мой братишка в луже (Ребро ладони растирают поверхность спины)
Ловит рыбку нам на ужин!
Ноябрь.
Занятие 1.
Музыкально-ритмическая игра «Учитель танцев».
Цель:Упражнять в составлении танцевальной композиции из танцевальных движений, изображнных на иллюстрированных карточках (2-3 движения); развивать танцевальное творчество, артистичность.
Ход занятия.Дети слушают музыку и находятнужную карточку.
При составлении танцевальной композиции педагог предлагает детям использовать не только те движения, которые изображены на карточке, но и вспомнить свои и зарисовать их с помощью ассоциаций-предметов.
Дети «составляют» танец и юный хореограф «разучивает» его со всеми детьми, т. е. группа детей выполняет движения по показу ребёнка.
Занятие 2.
«Волна».
Цель:Укрепление связок, сухожилий и суставов.
Ход занятия.И. п. - Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу
и прижать ее к туловищу.
Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.
Задание 3.
Игровой стретчинг: «Ласточка».
Цель:Развивать эластичность.
Ход занятия.И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки разведены в стороны, ладонями вниз.
1. стоя на одной ноге, не сгибая её, перевести тело и вторую ногу (нога
прямая с оттянутым носком) в горизонтальное положение, руки прямые,
голова вперёд, вверх. Задержаться нужное время.
2. вернуться в и.п.
3.4. повторить то же с другой ногой.
Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
Занятие 4.
Самомассаж рук и ног «Черепаха».
Цель:Закреплять технику выполнения различныхвидов игровых массажей.
Ход занятия.« Черепаха»
Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание
И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями,
В озеро нырнула, выполняя круговые движения и
С вечера нырнула приговаривают.
И пропала… Э-эй,
Черепашка Рура, Выгляни скорей!
Декабрь.
Занятие 1.
Комплекс упражнений с обручем «Волшебный обруч».
Цель:Доставить радость детям и положительные эмоции в двигательно-игровой деятельности.
Ход занятия.
Волшебный обруч поднимаю.
Вокруг него стать приглашаю.
Вы рукой его хватайте.
Ни за что не отпускайте.
Обруч деток покрути и в….мышат всех преврати. (роботов, обезьян, бабочек, собачек).
Занятие 2.
Игровые упражнения с обручем: «Не урони».
Цель:Закреплять умения выполнения упражнений с обручами.
Ход занятия. Играющие становятся в круг (полукруг) или шеренгу. Ноги слегка расставлены, в руках у каждого ребенка волан. Задание: подбросить волан вверх одной рукой и поймать его в воздухе.
Занятие 3.
«Ракетодром».
Цель:Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Ход занятия.Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
Январь.
Занятие 1.
Корригирующая гимнастика «Здоровые спинки».
Цель:Увеличение гибкости и подвижности позвоночника.
Ход занятия.
Комплекс ритмической гимнастики с гимнастическими палками.
1. Потягивания. И. п. - узкая стойка, ноги врозь, палка внизу.
1-2 плавно поднимаем палку вверх – вдох,
3-4 плавно опускаем палку вниз, выдох.
Занятие 2.
Акробатические упражнения: «Медвежонок»
Цель:Совершенствование элементов акробатики.
Ход занятия.1. Разучивать перекаты и кувырки лучше на мягкой опоре (на матах, ковре, одеяле и т. д.) Для проверки правильности усвоения можно выполнить упражнение на полу. Мягкое (без удара) исполнение говорит о том, что кувырок или перекат освоен хорошо.
2. Каждое упражнение разучивайте вначале в медленном темпе и выполняйте 2—3 раза подряд. Всего по 4— 8 раз каждое. По мере усвоения делайте подряд по 3—5 кувырков или перекатов, повторяя такую серию 5— 10 раз.
Перекаты в группировке. Группировка — положение согнув ноги с захватом руками за голени.
Занятие 3.
Упражнения на расслабление (элементы йоги).
Цель:Оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей.
Ход занятия.Поза “дерево” – 2 вариант.
Встать прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены, голова прямо, плечи разведены, грудная клетка развернута, лицо не напряжено. Согнуть левую ногу в колене и, взяв ступню, поместить ее на правое бедро как можно выше. Колено отвести в сторону. Руки сложить ладонями перед грудью, а затем поднять их над головой. Голову держать прямо, позвоночник тянуть вверх, дышать спокойно, глубоко. Удерживать позу 6-8 секунд, затем глубоко вдохнуть и на выдохе медленно опустить руки и ногу. Повторить упражнение с правой ногой.
Февраль.
Занятие 1.
Комплекс упражнений на степах «Волшебные ступеньки».
Цель:Формировать устойчивое равновесие и правильную осанку у детей.
Ход занятия.1. И.П.: упор присев на степе.
1 - 2 - ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор
лежа;
3 - 4 - поочерёдно сгибая ноги, вернуться в и.П. Руки должны быть
прямыми, плечи не опускать.
2. И.П.: упор присев на правой ноге на степе, левую - назад на носок.
1 - 4 - пружинить на ноге;
5 - подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх,
потянуться. То же левой ногой.
3.Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад.
Занятие 2.
Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд.
Цель:Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые движения на степ-платформе.
Ход занятия.1. Выполнять шаги в центр степ - платформы;
2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ - платформы больше, чем на длину ступни;
4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
Занятие 3.
Комплекс статических упражнений на гибкость.
Цель:Способствовать улучшению гибкости у детей.
Ход занятия. И.П. – лежа на спине, ноги свести вместе, руки вдоль туловища:
- опираясь на ладони, на неглубоком вдохе медленно поднять прямые ноги до вертикального положении, а затем немного их опустить;
- на вдохе рывком поднять ноги вверх до вертикали и вытянуть носки, поддерживая туловище сбоку руками, принять стойку на лопатках, подбородок при этом должен упираться в верхний край грудины, глаза не закрывать, дыхание произвольное; удержать положение от 10 с до 1 мин.
Занятие 4.
Подвижные игры на развитие гибкости.
Цель: Развить у детей ловкость и гибкость.
Ход занятия. Играть в «Прыжки через барьер» можно по очереди. Первый игрок берет палку, держа ее перед собой за концы обеими руками. Цель игрока — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук. Сделать это не так-то просто, как кажется: игроку придется прыгать повыше и в то же время сгибаться пониже. Если игроку прыжок удался, он уступает очередь следующему.
Примечание. Эта игра может использоваться не только для развлечения, но и для разминки на занятиях по физкультуре.
Март.
Занятие 1.
«Волшебная ленточка».
Цель:Обеспечить двигательную активность, способствующую тренировке всех групп мышц.
Ход занятия.
И.п. - стоя на месте по 6 позиции перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.
1-4 т. – стоя на месте, выполняют плавные взмахи обеими руками вверх – вниз. 2р.
5-8 т. – поворот вокруг себя
1-8 т. – переход с ноги на ногу, движения руками сначала вправо, потом влево
9-16 т. – кружение на высоких полу пальцах, руки в стороны.
1-8 т. – легкий танцевальный бег на полу пальцах по кругу.
9-16 т. – движение рук взмахи.
1-8 т. – поворот из кругаи возвращение на исходную позицию.
1-2 т. – стоя на месте, лицом к зрителям взмах правой рукой
3-4 т. – правую руку опустить, вернуться в и.п.
5-6 т. – взмах левой рукой
7-8 т. – левую руку опустить, вернуться в и.п.
С окончанием музыки дети собираются в центре в и.п. стоя лицом к зрителям, руки с лентами опущены вниз.
Занятие 2. «Мишки и пчелы»
Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.
Ход занятия.Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы».
Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.
На высокой кочке Дети соединяют руки над головой.
Стоит большая бочка Округляют руки перед грудью, показывая бочку.
Пчелы бочку стерегут, Вращают перед грудью указательными пальцами.
Мишкам меду не дают. Грозят пальцем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мишек будем догонять! Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс.
Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».
Занятие 3.
«Стадион»
Цель:Создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом.
Ход занятия.Такие различные мчи (догадайтесь, чьи мячи в центре, проверьте, дойдя по лабиринту, и назовите, виды спорта).
Чьи атрибуты (догадайтесь, чьи атрибуты изображены, проверьте, дойдя по лабиринту, и назовите, виды спорта).
Занятие 4.
«Цветочек, расти».
Цель:Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок.
Ход занятия.Представьте, что вы – цветочек. Но вы еще не выросли. Вы только маленькое семечко, которое посадили. Сядем на корточки, спрячем головы. По моей команде вы начнете расти. Я вас буду поливать. Вот появляются ножки у цвета, вот ручки, кот сам цветочек-голова. А теперь весь цветочек растет вверх-вверх. Медленно поднимаемся и в конце прыжок. Молодцы!
Апрель.
Занятие 1.
«Фитнес с мячами-ежами».
Цель:Развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Ход занятия.Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями).
Занятие 2.
Ритмическая гимнастика с султанчиками.
Цель:Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Ход занятия.«Руки вверх». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, султанчики на уровне плеч. 1- руки вверх; 2- и.п.
«Наклоны в стороны». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. 1- наклон в сторону; 2-и.п.
«Наклон вперед». И.п.: то же, руки внизу. 1- наклон вперед, руки вперед, выполняя волнообразные движения рук; 2- и.п.
Занятие 3.
Тянем-потянем
Цель:Развить у детей мышечную силу. Игра прекрасно укрепляет мышцы рук и ног.
Ход занятия.Игроки делятся на две равные команды. Обруч кладется посередине помещения или площадки. С противоположных сторон на расстоянии 1,5 м от обруча проводятся две черты. Команды игроков отходят на равное расстояние от обруча. По команде ведущего (старшего) обе команды бегут к обручу и хватаются за него с противоположных сторон. Задача игроков — тянуть обруч на себя и не дать другой команде возможности перетащить обруч за противоположную черту. Выигрывает та
Занятие 4.
Массаж спины «Дождик».
Цель: Расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение
Ход занятия.Дети встают друг за другом «паровозиком»
Дождик бегает по крыше-(Похлопывают друг друга ладошками по спине)
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-(Постукивают пальчиками)
Бом! Бом! Бом!
-Дома, дома посидите-(Постукивают кулачками)
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-(Растирают ребрами ладоней)
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте-(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают)
Бом! Бом! Бом!
А уйду, тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом!
Май.
Занятие 1.
Игры-эстафеты «Кто быстрее».
Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Ход:Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив, каждой на расстоянии 5 м ставят по одному предмету (кубик, кеглю). По сигналу воспитателя игроки, стоящие в колонне первыми, прыгают на двух ногах до предмета, огибают его и бегом возвращаются к своей колонну, касаются руки следующего ребенка и встают в конец своей колонны.
Занятие 2.Закрепление упражнений на степах.
Занятие 3.Закрепление упражнений с обручем.
Список литературы.
1. Анисимова Т.Г. ,Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград, Учитель 2009
2..Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001
3. .Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий, 2004
4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. М., Владос, 2004
5. Каштанова Г.В. .Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.
ЧП Лакоценин СС 2007
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Консультация для родителей
«В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!»
Выполнила: воспитатель Хасаншина А.Н.
«В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!»
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1,5 - 3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.
Радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может быть заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад, малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре МАЛЫШ, в самом деле, заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.
Чем спровоцирован стресс у ребенка?
Ни сколько отрывом от родных, близких ему людей, сколько от несовершенства адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.
Утром просыпаемся, в садик собираемся!
-Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома.
- Запомните, или запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю.
-Адаптация детей может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца.
-Стресс у малыша может выплескиваться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой «потери» приобретенных навыков.
Что поможет помочь малышу справится с боязнью новой обстановки и с разлукой с родными?
-Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с друзьями. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику».
-Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение, а похвалите. Скажите: «Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно бы плакала, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т. д). Это тот случай, когда полезно заговорить ребенка. А главное, это придает ребенку уверенность, ведь сильный человек, даже если речь идет о малыше, справится с трудностями.
-Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. В семье в этот период необходимо создавать спокойный и бесконфликтный климат для вашего ребенка. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада.
-Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, чаще обнимайте и целуйте его. Главное помните, что это тот же самый любимый, самый дорогой ваш малыш!
Адаптационный период делится на несколько этапов. Он начинается за один-два месяца до поступления ребенка в детский сад:
1. Максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада.
2. Научите контактировать со сверстниками.
3. Познакомьте ребенка с воспитателями.
4. Измените домашнее меню.
5. Научите ребёнка есть ложкой и пить из кружки.
6. Научите ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры.