Методическая копилка
В данном разделе представлена методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
(консультация для воспитателей)
Воспитатель: Хасаншина А.Н.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а ск
ладывается в результате многократных повторов. Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела. Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
· мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
· умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
· принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
· мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
· подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
· полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
· пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
· пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
· пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
· ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
· не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
· мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра. Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты. Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
· разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
· подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
· прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
· положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Учим умываться
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.
- Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
- Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям. Вымыть лицо, называя каждую его часть.
- Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
- Еще раз обмыть водой руки ребенка.
- Закрыть воду.
- Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются. Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!") Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности. Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.
Учим пользоваться полотенцем
- Снять полотенце с крючка.
- Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
- Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
- Вытереть вторую руку.
- Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"
Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.
Учим пользоваться носовым платком
- Знать назначение носового платка.
- Не использовать его как предмет игры.
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.). Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!"). Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
- Учим пользоваться зеркалом
Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками. Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
Предварительный просмотр:
Игры на привитие культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых.
Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой.
Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
- засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
- открыть кран;
- сложить ладони рук "лодочкой";
- подставить руки под струю воды;
- закрыть кран;
- вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игра "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Оденем кукол"
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
Игра "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Игра "Убери со стола"
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Игра "Вымой посуду"
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.
Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра "Подготовь постель ко сну"
Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.
Предварительный просмотр:
«Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. | «Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу. Хоть держалась крепко, Вытянута репка. |
«Яблоки». Большой пальчик яблоки трясёт. Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик. Второй их собирает. Разгибаем указательный палец. Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный. Самый маленький – шалун. Разгибаем мизинец Всё, всё, всё съедает. | «Апельсин» Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы. |
«Листопад». Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка. С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! Хлопки в ладоши. | «Осенью». Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Листья падают в саду, Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
«Радуются взрослые и дети» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. | «Моя семья» По ходу чтения, загибается на ручке |
«Моя семья» Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. | «Цветочек для мамочки» Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки. От ветерка качается, Движения руками вправо-влево. И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! Мимика, жесты. |
«Пять пальчиков» Дети показывают ладони, покачивают Поочередно загибают пальчики. | «Пальчики» Загибают поочередно пальчики правой и левой руки. |
«Пальцы в гости приходили» Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. | «Это я». Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
С добрым утром! Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. | «Утро настало» Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки. |
«Раз, два, три» На другой руке опять Раз, два, три, четыре, пять. Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками. Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками. | «Встали наши пальчики» Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец.
Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. |
«На полянке дом стоит» Сложить ладони домиком, так, чтобы | «Этот пальчик хочет спать» Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
«Повстречались». На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! | «Собака» У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») |
«Ежик» Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. | «Зайчата» Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. |
«Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. | «Две веселые лягушки» Дети сжимают руки в кулачки и кладут |
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! Показать все пальчики, «играя» ими. | «Петушок» Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки. Кверху поднял гребешок. Разжать ладони. Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу. Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения. |
«Полетели птички» Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха. | «Сорока» Указательный палец правой руки делает Поочередно, загибаем пальцы левой Большой палец поднять вверх. |
«Лошадки» Пальцы скачут по столу, | «Дятел» Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки. |
« Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Может быть подружится. Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. | «Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики. |
«Зимняя прогулка» Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. | «Зима» Девочки и мальчики Дети по очереди разгибают пальчики, |
«Ёлочка» Перед нами ёлочка. Пальцы переплетены, большие подняты вверх. Шишечки, иголочки, Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. Шарики, фонарики, Ладошки держать «ковшиком». Зайки и свечки, «Зайчики» - указательные пальцы. Звёзды, человечки. Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками. | «Дождик, дождик» Дети повернули ладошку кверху и |
«Будем пальчики считать» Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. | «Помощник» Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. |
«Транспорт» Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Сжимать и разжимать пальчики. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. | «Пароходик» Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши. Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе. Загудел в свою трубу: «У – у – у !» Одновременно пошевелить большими пальцами. |
Дружно пальчики сгибаем, Дети сжимают пальцы в кулачки, | «Ноги ходят по дороге» Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст |
«Новые кроссовки» Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев. Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу. | «Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
для детей
младших групп по формированию звуковой стороны речи
Цель | Название игры | Страница |
Цель - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. | Кого как зовут? | 4 |
Да или нет | 5 | |
Угадай, что звучит (2 мл.гр.) | 6 | |
Выполни задание | 7 | |
Назови животных и скажи, кто как кричит | 8 | |
Угадай, кто (что) это | 9 | |
Гусь и гусята | 10 | |
Чудесный мешочек (2 мл.гр.) | 11 | |
У кого такой предмет? | 12 | |
Едят или не едят? (2 мл.гр.) | 13 | |
Цель - упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. | Магазин (2 мл.гр.) (произношение звуков: м, п, б; мь, пь, бь) | 14 |
Все спят | 15 | |
Можно ездить или нет (2 мл.гр.)(произношение звука: с, сь) | 16 | |
Кому что надо? (2 мл.гр.) (произношение звука: з, зь) | 17 | |
Кто с кем стоит рядом? (2 мл.гр.) (произношение звука : у) | 18 | |
На прогулку в лес (2 мл.гр.) (произношение звуков: з, зь; с,сь, ц) | 19 | |
Отгадай и назови (2 мл.гр.) (произношение звуков: ш, ж) | 20 | |
Напоим Чебурашку чаем (2 мл.гр.) ( произношение звука: ч) | 21 | |
Где кукует кукушка? | 22 | |
Дождик | 23 |
Цель | Название игры | Страница |
Цель - учить детей говорить громко, тихо и шепотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие). | Кто топает? | 24 |
Скажи, как я (2 мл.гр.) | 25 | |
Назови как можно больше предметов (2 мл.гр.) | 26 | |
Покажи правильно | 27 | |
Отгадай | 28 |
Кого как зовут?
(Проводится в начале учебного года.)
Наглядный материал. Кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.
Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: "Тебя зовут Леночка, Вова?" Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2- 3 детей, как зовут других малышей, например девочку с красным бантиком, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: "Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" - спрашивает он и показывает кошку. "Киска". - говорят малыши. "Эту кошку зовут Мурка". Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3-4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем.
Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных.
Да или нет
Наглядный материал. Игрушка мишка.
Воспитатель держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами "да" или "нет" на такие вопросы: "Есть у мишки нос? Есть у мишки ушки?" и т. п. Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать.
Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также тех, кто говорит неохотно или очень тихо.
Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину.
Угадай, что звучит
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Выполни задание
Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина.
Воспитатель раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания, которые он дает детям: "Лариса, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку; Петя, посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; Вова, возьми куклу и дай Наташе; Тамара, подойди к Наташе, возьми у нее куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол; Света, возьми мяч и дай его Коле; Зина, надень зайке шапку и рубашечку; Катя, возьми у Коли мяч и положи его в шкаф".
Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно выполняли задания без напоминаний, он старается чаще привлекать малоактивных детей.
Назови животных и скажи, кто как кричит
Наглядный материал. Коробка, игрушечные животные и птицы: собака, щенок, лошадка, гусь и др.
Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того как дети назовут животное, он просит их показать, как оно кричит. Так малыши должны узнать собаку и "полаять" (аф-аф), щенка и "потявкать" (тяф-тяф), лошадку (и-го-го), лягушку (кваква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку).
Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли животных, внятно произносили все звуки в звукоподражаниях.
Угадай, кто (что) это
Наглядный материал. Игрушки: коза, овечка, мышка, машина.
Сначала воспитатель показывает детям козу и овечку и напоминает им, как они кричат: коза - меее, овечка - беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: "Меее". Дети отвечают: "Коза". Воспитатель показывает козу. "А это кто?" - спрашивает он и произносит: "Беее". Дети отвечают: "Овечка". Педагог показывает овечку.
После этого воспитатель показывает машину и мышку и напоминает детям, какие звуки издает машина (гудит - биии), как пищит мышка (пиии). После повторения малыши определяют на слух, гудит ли машина или пищит мышка.
Воспитатель следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания, правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой.
Гусь и гусята
Наглядный материал. Игрушки: гусь, гусята. Воспитатель показывает детям игрушечного гуся и предлагает вспомнить, как он кричит. Дети произносят га-га-га.
Затем воспитатель рассказывает и показывает действия с игрушками: "Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: "Га-га-га, идите ко мне!" Звукосочетание га-га-га он произносит громко и предлагает детям так же громко повторить его - позвать гусят. Малыши повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. "Гусята маленькие, - продолжает воспитатель. - они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают". Произносит га-га-га тихо. Дети повторяют так же тихо. После того как ответят 4-5 детей, воспитатель предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит га-га-га то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети воспроизводили звукоподражание с нужной степенью громкости, правильно определяли, кто кричит громко, а кто - тихо. Чаще он вызывает тех детей, которые говорят очень тихо или, наоборот, крикливо.
Чудесный мешочек
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Мешочек; мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к некоторым детям (3-4) и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.
Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему.
У кого такой предмет?
Наглядный материал. Предметные картинки (большие и маленькие).
У каждого ребенка на столе лежит маленькая картинка с изображением одного предмета (лучше, если у всех будут картинки на определенную тему: посуда, одежда, мебель). Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки, некоторых спрашивает, что нарисовано на его картинке. Затем он называет предмет (например, спрашивает: "У кого на картинке нарисована чашка?") и предлагает тем, у кого есть картинка с изображением данного предмета, показать ее всем детям. Сам воспитатель показывает большую картинку с изображением того же предмета, дети сравнивают их, и несколько человек называют предмет.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно соотносили название предмета со своими картинками, четко и громко произносили слова.
Едят или не едят?
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Воспитатель называет вперемешку продукты питания (и предметы, которые есть нельзя: капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. д. - и предлагает детям хлопать в ладоши в тех случаях, когда они услышат названия продуктов питания. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого воспитатель обращается к отдельным детям.
Воспитатель произносит слова в слегка замедленном темпе, после каждого слова делает короткую паузу, чтобы дети имели возможность подумать, следит за тем, чтобы все принимали активное участие в игре.
Магазин
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь): матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка и др.; кукла.
Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?" Дети отвечают. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?" - "Покупателями", - отвечают дети. "Что делает продавец?" - "Продает". - "Что делает покупатель?" - "Покупает". Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать, дети называют их.
Затем педагог приглашает к столу одного ребенка: "Светлана, подойди ко мне. Какую игрушку ты хотела бы купить?" Девочка называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает ей попросить вежливо: "Скажи: "Дайте, пожалуйста (пожалуйста выделяет голосом), мне мишку". Девочка повторяет. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
"Все игрушки распроданы, - говорит тогда воспитатель, - а нашей Машеньке (берет куклу и сажает посередине стола) ни одной не досталось. Скучно Машеньке без игрушек". Воспитатель предлагает детям подарить кукле Машеньке все купленные игрушки. Дети поочередно подходят со своими игрушками к столу и произносят: "Машенька, возьми матрешку. Машенька, возьми мой барабан". И т. д. "Рада Машенька, что вы все такие добрые, - говорит воспитатель. - Много у нее игрушек. Вот как она с ними играет. (Показывает, как кукла катает машину, играет на барабане, на балалайке.) Наигралась Машенька, - продолжает педагог, - устала, хочет спать". Воспитатель укачивает куклу, кладет ее в кровать и предлагает детям тихо, чтобы не разбудить Машеньку, уйти с занятия.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м, п, б (мь, пь, бь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Все спят
Наглядный материал. Фланелеграф и картинки с изображением спящих животных, упоминаемых в стихотворении, и детей.
Воспитатель читает стихотворение А. Введенского "Песня машиниста". Затем он предлагает детям послушать стихотворение еще раз и при этом договаривать слово спят. Педагог снова читает стихотворение; называя животное, он ставит на фланелеграф картинку с его изображением.
Воспитатель. Спят ли волки?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. Спят ли пчелки?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. Спят синички?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. А лисички?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. А тюлени?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. А олени?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. А все дети?
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель. Все на свете
Дети. Спят. Спят.
Воспитатель следит за тем, чтобы в слове спят дети правильно произносили звук с.
Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого педагог обращается к отдельным детям: "Вова, спят синички?"
При проведении этого и подобных упражнений для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать малоактивных детей или детей, испытывающих затруднения в произношении данного звука. Одним это поможет включиться в общую игру, а для других станет дополнительным упражнением в произношений трудного звука.
Можно ездить или нет
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стол, стул, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Кому что надо?
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Фланелеграф и картинки, на которых изображены следующие предметы: зонт, корзина, ваза, коза, заяц, обезьяна, звездочка.
Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и предлагает детям назвать изображенные на них предметы. После того как малыши правильно назовут все предметы, он предлагает им такие загадки:
- Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что? (При этом воспитатель показывает указкой на нарисованный зонт.) Дети отвечают: "Зонт".
- Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда поставить их, не знает. Давайте ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужна... Что? (Показывает на вазу.) - Ваза.
- Петя и Маша пошли в зоопарк. Там они увидели слона, медведя, лису, волка. Но больше всех им понравился... Кто? (Показывает на зайку.) - Зайка.
- А еще кто? (Показывает на обезьяну, на козу.) - Обезьяна, коза.
- Вова с мамой пошли в магазин. В магазине мама купила Вове... Что? (Показывает на звёздочку.) - Звездочку.
- Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что? (Показывает на корзину.) - В корзину.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети точно называли предметы, правильно произносили з (зь) в словах.
Кто с кем стоит рядом?
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Игрушки: цыпленок, курица, заяц, овца или фланелеграф и картинки с изображением этих животных.
Воспитатель, показывая игрушки (картинки), уточняет названия животных. "Это кто?" -спрашивает он. Дети отвечают. Повторяя за детьми название животного, педагог голосом выделяет в нем звук ц (например, цццыпленок) и просит нескольких малышей повторить так же. Затем он показывает им курицу, зайца. Обычно зайца дети называют зайчиком. Воспитатель поправляет, произносит заяццц, выделяя голосом ц, и просит повторить. Так же уточняется и название овца. Игрушки (картинки) ставят в том порядке, как их показывали: цыпленок, курица, заяц, овца. Теперь воспитатель, показывая на цыпленка, может предложить детям сказать, кто стоит с ним рядом. "Курица", - отвечают дети. "А кто стоит рядом с курицей?" - "Заяц". И т. д. Затем воспитатель переставляет игрушки (картинки) и снова просит детей сказать, кто с кем стоит рядом.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно называли животных: заяц, а не зайчик, овца, а не овечка, во всех словах четко произносили звук ц.
На прогулку в лес
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Игрушки: собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус, а также другие, в названии которых имеются с (сь), з (зь) или ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место.
Воспитатель следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Отгадай и назови
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены лягушка, мышка, кошка, шуба, шапка, машина; фланелеграф.
Воспитатель показывает детям картинки и просит их назвать изображенные на них предметы и животных. После этого он прикрепляет картинки в случайном порядке на фланелеграфе и начинает задавать детям вопросы, отвечая на которые они должны найти на фланелеграфе нужный рисунок и назвать изображенный на нем предмет.
Воспитатель: Кто живет в норке?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Что мы надеваем зимой?
Дети: Шапку.
Воспитатель: А еще что?
Дети: Шубу.
Воспитатель: Кого боится мышка?
Дети: Кошку.
Воспитатель: Кто прыгает по дорожке и квакает?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: На чем можно ездить?
Дети: На машине.
Воспитатель следит, чтобы все дети точно отвечали на вопросы, т. е. подыскивали на фланелеграфе предметы, правильно произносили звук ш в словах, отчетливо и громко выговаривали слова с этим звуком.
Подобную игру можно провести и для отработки правильного произношения в словах звука ж.
Напоим Чебурашку чаем
Чебурашка с чаем
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Наглядный материал. Игрушки и продукты питания: Чебурашка, чайник, чашка, чайная и столовая ложки, кастрюля, сковорода, стол, стул, булочка, печенье, картофель, лук.
На столе расставлена чайная и столовая посуда, продукты питания. Воспитатель показывает Чебурашку и просит детей сказать, кто к ним пришел в гости. Дети отвечают: "Чебурашка". Тогда воспитатель предлагает им угостить Чебурашку чаем и выбрать среди разложенного на столе только то, что для этого необходимо. Дети сажают Чебурашку на стул, ставят перед ним чайную посуду, а из продуктов питания печенье и булочку. Каждый взятый предмет они называют. Вместе с воспитателем дети поят Чебурашку чаем.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук ч в словах, отобрали действительно необходимые предметы и продукты питания.
Где кукует кукушка?
Цель. Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой аппарат.
Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: елочки, кукушка, мальчик, девочка (картинки могут быть заменены игрушками).
Воспитатель рассказывает: "Сережа и Наташа пошли в лес за ягодами (показывает картинки с изображением детей и ставит их на фланелеграф). Вдруг прилетела кукушка (показывает картинку), села на дерево, около которого стояли дети, и громко закуковала вот так: "Ку-ку! Ку-ку! (Произносит несколько громче обычного.) Как куковала кукушка?" Воспитатель предлагает сначала хором, а потом 3-4 детям по очереди громко произнести данное звукосочетание. "Отдохнула кукушка. - продолжает рассказ воспитатель. - и полетела дальше в лес. (Ставит картинку с изображением кукушки в дальний угол фланелеграфа.) А Сережа и Наташа пошли домой. Когда они вышли на поляну, Сережа остановил Наташу и сказал: "Послушай, кукушка снова кукует (воспитатель тихо произносит Ку-ку! Ку-ку!), сейчас кукушка далеко в лесу, поэтому и кажется, что она кукует тихо". Воспитатель предлагает произнести данное звукосочетание вполголоса. (Ответы сначала хоровые, затем 2-3 индивидуальных.)
Затем воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко (произносит данное звукосочетание с различной громкостью). Дети соответственно отвечают: "Кукушка близко от ребят" или "Кукушка далеко от ребят".
Дождик
Цель. Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными. "Если идет сильный дождь. - продолжает воспитатель. - то капли стучат по крыше так" (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит кал-кал-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3-4 раза.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе.
Кто топает?
Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.
Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: "Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка". Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как - медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький - Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают.
Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.
Скажи, как я
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель говорит слова то громко, то тихо, то шепотом. Ответы могут быть как групповые, так и индивидуальные.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Назови как можно больше предметов
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Цель. Упражнять детей в четком произношении слов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (называть только то, что находится в поле их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: "Что висит на стене? Что стоит на шкафу?"
Покажи правильно
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)
Цель. Упражнять детей в различении слов, похожих по звучанию.
Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, на которых изображены девочка Анна, ванна, козлик, ослик, кукла Мила, мыло, мишка, мышка, звонок, замок.
Воспитатель показывает картинки и уточняет, что на них нарисовано. Например, он показывает картинку с изображением девочки и говорит: "Эту девочку зовут Анна. Как ее зовут? (Дети отвечают.) А кто мне скажет, что это?" (Показывает картинку с изображением ванны.) "Ванна", - говорят дети. Воспитатель ставит обе картинки на фланелеграф рядом: Анна (девочка) - ванна. Таким образом, уточняются все названия изображений на картинках. После этого воспитатель, называя одну из парных картинок, предлагает детям показать ее, а затем показать и назвать другую. Он вызывает по очереди нескольких малышей. Когда отвечает один из детей, остальные внимательно слушают и следят, что он показывает. Иногда педагог спрашивает, правильно ли вызванный нашел пару и ту ли картинку он показал.
После того как будут правильно показаны и названы все пары, воспитатель предлагает детям загадки. Он оставляет на фланелеграфе одну пару картинок: звонок и замок. Прочитав загадку "Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает?", он просит малышей угадать, о каком из оставшихся на фланелеграфе предметов эта загадка. Дети отгадывают и показывают соответствующую картинку.
Затем воспитатель выставляет картинки с изображением, мишки и мышки и загадывает новую загадку: "Маленькая, серенькая под полом живет, по ночам скребет".
Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны и правильно показывали и называли предметы.
Отгадай
Петух и курица
Цель. Приучать детей внимательно слушать речь, учить их отгадывать простые загадки.
Наглядный материал. Игрушки: петух, курица.
Воспитатель ставит на стол две игрушки - петушка и курочку - и просит детей назвать их. Он рассказывает, как можно их различить. Затем он говорит: "Я вам сейчас загадаю загадку, только не знаю, о ком она, о петушке или о курочке. Помогите мне, пожалуйста, отгадать". Читает:
На заборе сидит,
Громко, громко кричит:
"Ку-ка-ре-ку!"(Петушок)
- Кто это? (Дети называют.) А это о ком говорится? - спрашивает воспитатель и читает:
Зернышки клюет.
Деток зовет:
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко".(Курочка)
Так же проводится игра и с использованием других игрушек. Воспитатель учит детей замечать характерные признаки того или иного животного; опорой для отгадывания загадок служат игрушки и звукоподражания.