ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ. Методики, используемые для диагностик (КАРТОТЕКА, ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИК, ОБРАЗЦЫ, ПРИМЕРЫ)
Методики, используемые для диагностик (КАРТОТЕКА, ПАКЕТЫ ДИАГНОСТИК, ОБРАЗЦЫ, ПРИМЕРЫ). Образцы моих протоколов по запросу социального педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методики, используемые для диагностики учащегося
7 «…» класса ………. , состоящего на учете в КДН и ВШУ
- ХОЛ
Методика экспресс-диагностики характерологических
особенностей личности Т. В. Матолина
(цель: исследование темпераментальных характеристик: а) экстраверсия-интроверсия; б) нейротизм-эмоциональная стабильность. Определение типа характера).
- ИВС
Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
(цель: определить уровень развития волевой саморегуляции и контроля).
- УКЛ
Определение уровня конфликтности личности» (Д.М. Рамендик)
(цель: определение степени конфликтности личности и стратегий выхода из конфликтных ситуаций).
- СЗ 13
Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Лозовая Г.В.)
(цель: тест на аддикцию определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям: алкогольную зависимость, интернет - и компьютерную зависимость, любовную зависимость, наркотическую зависимость, игровую зависимость, никотиновую зависимость, пищевую зависимость, зависимость от межполовых отношений, трудоголизм, телевизионную зависимость, религиозную зависимость, зависимость от здорового образа жизни, лекарственную зависимость и общую склонность к зависимостям).
- УТФ
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной
тревожности Филлипса
(цель: позволяет не только установить уровень развития тревожности у ребенка, но и выявить характер переживаний).
- СДП
Склонность к девиантному поведению (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск)
(цель: для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП)).
- ПОР
Подростки о родителях
(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном)
(цель: диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день, также мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка).
Предварительный просмотр:
Протокол ……….. 2022-2023
………………. (9 «В»)
- Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста. Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
Результат:
Шкала | Баллы |
Познавательная активность | 26 |
Мотивация достижения | 28 |
Тревожность | 18 |
Гнев | 27 |
26+28+(-18)+(-27) = 9 IV уровень
IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Степень выраженности каждого показателя:
- Познавательная – средний
- Тревожность – средний Диффузное эмоциональное отношение при
фрустрированности значимых
потребностей
- Гнев – высокий
- Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной
тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
ОБРАБОТКА ПО ФАКТОРАМ:
Факторы | Число совпадений | % |
1. Общая тревожность в школе | 22 | 100 |
2. Переживание социального стресса | 8 | 88 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 9 | 70 |
4. Страх самовыражения | 6 | 100 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 6 | 100 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 5 | 100 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 5 | 100 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 6 | 75 |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
ИТОГ: По всем показателям состояние неблагополучное.
С данной учащейся проводилась консультационная и профилактическая беседа с целью изменения морально-нравственных и ценностных установок, формирования социально-ответственной личности.
В контакте была доступная и открытая, доброжелательна, стеснительная.
Обсуждались вопросы неуверенности в себе, проблемы самооценки, поиск места в жизни, понимание себя, управление стрессом, жизненные интересы, причины отсутствия мотивации к учению, поиск выхода из сложных жизненных ситуаций, «Я и класс»…
Изучался интерес и способности.
Оказана помощь в проектировании в проектировании своего поведения.
Предварительный просмотр:
Отчет о результатах диагностики Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Дата проведения: 23.01.2023 г.
Приняли участие: ………… Сергей (………… г.р.), учащийся 8 – А класса
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФАКТОРАМ:
Факторы | Число совпадений | % совпадений | % несовпадений (проявление тревожности) |
1. Общая тревожность в школе | 21 | 95 | 5 |
2. Переживание социального стресса | 9 | 81 | 9 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 9 | 69 | 31 |
4. Страх самовыражения | 5 | 83 | 17 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 5 | 83 | 17 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3 | 60 | 40 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 5 | 100 | 0 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 5 | 62 | 38 |
Обработка результатов по факторам
Вывод:
По всем факторам показатели не превышают 50 %.
Это значит, что ТРЕВОЖНОСТЬ у ребенка, ВНУТРЕННЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКА НЕ ИМЕЮТ СЕРЬЕЗНЫХ ОПАСЕНИЙ.
НО…
Стоит обратить внимание на Страх не соответствовать ожиданиям окружающих ( ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок)
и
Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).
Показатели этих факторов недалеки от срединных.
_______________ педагог-психолог:
Малекина Г.М.
___________________
Предварительный просмотр:
Протокол ………… 2022-2023
…………… (9 «Г»)
- Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной
тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
ОБРАБОТКА ПО ФАКТОРАМ:
Факторы | Число совпадений | % |
1. Общая тревожность в школе | 19 | 86 |
2. Переживание социального стресса | 7 | 63 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 11 | 84 |
4. Страх самовыражения | 3 | 50 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 5 | 83 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 4 | 80 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 5 | 100 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 8 | 100 |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
ИТОГ:
Результаты показателей, а именно:
1. Общая тревожность в школе - высокая
2. Фрустрация потребности в достижении успеха – высокая
3. Страх ситуации проверки знаний – высокий
4. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – высокий
5. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – неблагополучие
6. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – неблагополучие
- Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста. Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
Результат:
Шкала | Баллы |
Познавательная активность | 26 |
Мотивация достижения | 29 |
Тревожность | 23 |
Гнев | 16 |
26+29+(-23)+(-16) = 16 III уровень
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
Степень выраженности каждого показателя:
- Познавательная – средний
- Тревожность – средний
Диффузное эмоциональное отношение
- Гнев – средний
(ведущими мотивами могут стать боязнь наказания со стороны школы, семьи и социального одобрения родителями, педагогами, одноклассниками. Для этих учащихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов).
- Анализ диагностики детско-родительских отношений
(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном),
который помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день.
POZ (Шкала позитивного = 18) ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ
DIR (Шкала директивности = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ С ПОВЫШЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
(Директивность матери по отношению к сыну подросток видит в ее декларации; мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом»)
HOS (Шкала враждебности = 6) ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ
AUT (Шкала автономии = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ
NED (Шкала непоследовательности = 12) ПОКАЗАТЕЛЬ ОТЧЕТЛИВО ВЫРАЖЕННЫЙ
(Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность).
С данным учащимся проводилась консультационная и профилактическая беседа с целью изменения морально-нравственных и ценностных установок, формирования социально-ответственной личности.
В контакте был доступен и открыт, несколько скованный, но доброжелательный.
Обсуждались вопросы неуверенности в себе, проблемы самооценки, поиск места в жизни, понимание себя, управление стрессом, жизненные интересы, «Я и класс», а также отношения внутрисемейные.
Изучался интерес и способности.
Оказана помощь в проектировании своего поведения, в способах волевой саморегуляции.
- Склонность к девиантному поведению (Э.В. Леус)
№ | Блок | Вопросы с… до… | Показа тель | Значения баллов | Оценка степени социально-психологической дезадаптации | Степень дезадаптации |
1 | I шкала социально обусловленное поведение (СОП) | 1 – 15 | 30 | 0-10 | отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация | Отсутствие |
11-20 | обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования | Легкая | ||||
21-30 | сформированная модель социально обусловленного поведения | Выраженная | ||||
2 | II шкала делинквентное поведение (ДП) | 16 – 30 | 4 | 0-10 | отсутствие признаков делинквентного поведения | Отсутствие |
11-20 | обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению | Легкая | ||||
21-30 | сформированная модель делинквентного поведения | Выраженная | ||||
3 | III шкала зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) | 31 – 45 | 4 | 0-10 | отсутствие признаков зависимого поведения | Отсутствие |
11-20 | обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению | Легкая | ||||
21-30 | сформированная модель зависимого поведения | Выраженная | ||||
4 | IV шкала агрессивное поведение (АП) | 46 – 60 | 4 | 0-10 | отсутствие признаков агрессивного поведения | Отсутствие |
11-20 | обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению | Легкая | ||||
21-30 | сформированная модель агрессивное поведения | Выраженная | ||||
5 | V шкала суицидальное (аутоагрессивное, самоповреждающее) поведение (СП) | 61 - 75 | 12 | 0-10 | отсутствие признаков аутоагрессивного поведения | Отсутствие |
11-20 | обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению | Легкая | ||||
21-30 | сформированная модель аутоагрессивное поведения | Выраженная |
ВЫВОД:
Показатели I шкалы - социально обусловленное поведение (СОП) имеют выраженный характер и максимальное значение, что говорит о:
Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения. Возможно имеются антисоциальные или девиантные в разных вариантах направленности, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.
Показатели V шкалы - суицидальное (аутоагрессивное) поведение (СП) имеют легкий характер.
Высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса. Поведение может быть направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью.
Предварительный просмотр:
Результаты СПТ 2021-2022
………… (7 «Г»)
№ показателя | Индивидуальные показатели | % |
Факторы риска | ||
1 | Потребность в одобрении | 48,33 |
2 | Подверженность влиянию группы | 33,33 |
3 | Принятие аддиктивных установок социума | 70 |
4 | Склонность к риску | 36,67 |
5 | Импульсивность | 30 |
6 | Тревожность | 16,67 |
Факторы защиты | ||
7 | Принятие родителями | 70 |
8 | Принятие одноклассниками | 56,67 |
9 | Социальная активность | 40 |
10 | Самоконтроль поведения | 30 |
СКЗ (Методика 1) | ||
11 | Благоприятное | |
КШ (Методика 2) | ||
12 | Незначительная | |
Вероятность вовлечения | ||
13 | Незначительная |
Выводы:
- Из «факторов риска» крайне повышенный результат «принятие аддиктивных установок социума», что означает согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества.
Способен оправдывать свои социально неодобряемые поступки идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.
- При определенных социально-психологических условиях повышенная угроза вовлечения в зависимое поведение. Способен изменить свои установки и поведение, не подчиняясь группе. Его действия не связаны с желанием получать позитивный отклик в ответ на свое поведение, что может говорить об отсутствии гипертрофированного мнения с целью быть принятым (понравиться).
- Устойчивой склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций нет.
- Тревожность и беспокойство, плохое настроение и мрачное предчувствие имеют низкий показатель.
- Из «факторов защиты» настораживающие показатели по категориям «социальная активность» и «самоконтроль поведения».
Социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия (результат: очень низкая).
А то, что самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами, имеют тоже очень низкий показатель и в результатах, выданных на школу, и выделены особой краской в графе, говорит о том, что «фактор защиты» не срабатывает при высоком показателе «фактора риска» (принятие аддиктивных установок социума)
Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.