технологии , используемые в практической профессиональной деятельности

Полякова Мария Александровна

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnaya_deyatelnost.doc62.5 КБ
Файл tehnologiya_skazkoterapii.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый воспитанник сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической темой.

Типы проектов

Актуальной  для детей дошкольного возраста является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Развитие проектных умений у детей

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Последовательность работы педагога над проектом

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________

__________________________________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________

__________________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Использованная литература:

  1. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.
  2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
  3. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду



Предварительный просмотр:

Технология сказкотерапии

  Сказкотерапия-это наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии, но один из наиболее молодых в современной научной практике. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э.Фромм, К.Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л.С.Выгодским, Д.Б.Элькониным, М.Осориной, А.С.Гнездиловым и др.

  Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике, говорят об актуальности выбранной темы.

  Любая сказка должна быть подана детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

  Методика сказкотерапии построена так, что специалист, работая с ребенком, приходит к пониманию того, что нужно ребенку и как ему можно это дать, то есть сказкотерапия выполняет двоякую функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подачи.

    Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?

От того, насколько грамотно и бережно мы подойдём к этим и другим вопросам воспитания детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…

Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка?    Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А воспитатели, учителя, другие люди, общающиеся с детьми, просто не могут, хоть немножечко, не быть сказкотерапевтами и для других. Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и взрослую, и детскую жизнь.

Мудры народные пословицы. Вот одна из них: "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокоен и послушен, а второй - в той же семье, с теми же папой и мамой - упрям и своенравен? Значит, так ему положено, так ему больше по душе. Со вторым ребенком труднее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку - и из сильного, стремящегося к самостоятельности существа воспитать зажатую и озлобленную личность. Лучше всего помочь ему справляться со своими же вспышками упрямства самостоятельно. Пусть у него будут палочки-выручалочки. Их он найдет в сказках, в которые будет вовлечен взрослыми.

В любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.

«Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (Игорь Вачков).

Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой  (Википедия – свободная энциклопедия).

Развитие личности ребёнка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснётся с ней. Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами и родителями.

Основная причина появления эмоциональных и поведенческих затруднений – внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи ребёнку должны быть направлены на гармонизацию его внутреннего мира. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель. И поэтому задача сказкотерапии – помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.

Сказкотерапия :

  • Способствует сплочению коллектива;
  • Закладывает нравственные ориентиры;
  • Стимулирует способность к размышлению;
  • Развивает творческое мышление;
  • Развивает фантазию, воображение;
  • Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
  • Способствует развитию эмпатий и умения слушать других;
  • Позволяет работать на ценностном уровне;
  • Работает на перспективу.

Сказкотерапия – древнейший способ социализации и передачи опыта. Способ передачи необходимых моральных норм и правил, способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах  (Из энциклопедии «Википедия»)

Сказкотерапия рассматривается также как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сочинение сказок коллективом очень полезно. Для маленьких детей – это упражнение на взаимодействие.

Приобретению знаний о законах жизни также способствует сказка. Она легко и ненавязчиво доносит до нашего сознания истину.

Использование сказкотерапии

  1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.

2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.

3. Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

  1. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

книги для сказкотерапии

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
  • Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок  создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

(По А.Бердниковой).

1. А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» Речь, С-Пб, 2008 г.

2. Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство-пресс, С-Пб, 2012 г