самообразование по теме " ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности" 2022г. -2023 г.
Индивидуальный план по самообразованию
Поляковой Марии Александровны
Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
Индивидуальный план по самообразованию
Поляковой Марии Александровны
Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
2022-2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.
Задачи:
Работа с детьми.
- Развивать интерес к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе; познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
- Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь); закреплять значение слов: вчера, сегодня, завтра.
- Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх -драматизациях
- Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.
Работа педагога (воспитателя).
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по данному направлению.
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Включить театрализованную деятельность в воспитательно- образовательный процесс группы.
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
- Оформить в группе центр математики, создать картотеку театрализованных игр для детей дошкольного возраста.
- Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике.
Работа с родителями.
- Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
- Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения РППС группы по теме самообразования, повышения компетенции родителей в вопросах формирования элементарных представлений посредством театрализации.
- Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.
На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является формирование элементарных математических представлений у детей в процессе театрализованных игр-занятий.
Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку - игру.
Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.
Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы детского сада интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом
Итак, театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний. Игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявления общественных чувств (дружбы, товарищества).
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .
Планируемый результат:
- Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
- В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
- Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
- Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
- Презентация на родительском собрании
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение 1
План деятельности воспитателя по теме самообразования
Направления работы | Содержание |
Изучение, анализ литера- туры по теме самообразо- вания. | Изучить литературу по данной теме:
/ под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
– Донецк: Сталкер, 2000.
|
Формирование Портфолио педагога. | Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. |
Разработать картотеку театрализованных игр по теме самообразования | Оформление сборника консультаций для родителей по темам: -"Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством игр-драматизаций" -"Развитие математических способностей у дошкольников" -"Театрализация в жизни ребенка" |
Пополнение РППС группы | Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе. Приобретение и изготовление атрибутов для театрализованной деятельности (обогащение РППС группы) Анализ динамики развития детей в течение года. |
Обобщение опыта работы. Отчет по теме самообразования. | Выступление на педсовете ДОУ |
План деятельности воспитателя с детьми
по теме самообразования
месяц | Содержание |
сентябрь | Беседа "Какие бывают игры, и чему они нас учат? Рассматривание иллюстраций. Настольный театр «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше». Игра - драматизация « Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Игр. упр. «Поможем Мишке разложить картинки» - расширять представления о частях суток и их последовательности: утро,день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки. Игровая ситуация «Сравним ленты» - закреплять умение сравнивать предметы по 2- м признакам ( величина, ширина) Игра с опорой на наглядный материал "Подскажите-ка нам звери как запомнить дни недели" |
октябрь | Экскурсия к детям в группы. "Поиграем вместе". Обмен играми . Презентация "Мы играем в игры" Д/и « Волшебный мешочек» - уточнить названия, форму, цвет фигур.Упражнять в умении определять геометрические фи-гуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник) осязательно -двигательным путем. Игра-драматизация «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности(утро, день, вечер, ночь). ИОС «Найди свой домик» - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. |
ноябрь | Оформление выставки рисунков "Веселая математика. Любимая игра" Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте. Игровая ситуация с использованием фланелеграфа «Найди похожее» - упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить предметы определенной формы в окружающем. Д/и с элементами ряженья «Который по счету?» - закреплять навык порядкового счета в пределах 5. Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. |
декабрь | Театрализованная игра "Помоги Незнайке убраться в группе"(раскладываем игры на полочках, с называнием правил игры) Настольный театр «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток :утро, день, вечер, ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек. Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фи -гур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных соответствующих движений. Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», « на котором месте?». Д/и « Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять , что изменилось. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства. |
январь | День игры и игрушки. Моя любимая игра. Изготовление дома игр с родителями. Д/и «Найди себе пару» - формировать умение различать цилиндр , шар, куб; Уточнить их названия , цвет; упражнять в ориентировке в пространстве. Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. Д/и «Три квадрата» - формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами « большой», «маленький»,«средний», «самый большой», «самый маленький». Игра-драматизация "Три поросенка". Закрепить счет. Создать эмоционально-благополучный настрой на деятельность. |
февраль | Трудовой десант "Бережем игры" (навести порядок в центре театральной деятельности) Игры с речевым сопровождением « Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко». Д/и « Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин. Сюжетно-ролевая игра "Мы защитники Отчества" |
март | Акция с родителями "Маски для игр в подарок малышам" Д/ и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Беседа с элементами драматизации. «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять слова: утро, день, вечер, ночь. Игровая ситуация «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длиный», "длиннее", "широкий", "узкий. |
апрель | Просмотр презентации "Виды театра" Игра "Где были мы не скажем, а что делали покажем"
Игра-путешествие «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении. Игра -имитация с использованием дыхательной гимнастики «Когда это бывает?» - уточнить и углубить знания детей о временах года. Словесная игра "Придумаем сказку с цифрами". Закреплять порядковый счет. |
май | Д/и «Собери бусы» - формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя. Итоговое развлечение "Раз, два, три четыре пять, научились мы считать". Подобрать пьесу для разыгрывания с детьми. |
Работа с родителями
Мероприятия |
Участие родителей в изготовлении атрибутов к театрализованным играм. |
Беседы, консультации, выступления на родительском собрании По темам: «Планирование театрализованных игр в воспитательно- образовательном процессе». «Роль дидактических игр в детском саду» «Театрализованные игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» «Значение театрализации для воспитания детей» |
Оформление папок- передвижек и фоторепортажей по теме самообразования. |
Изучение методической литературы в течение года
- Л.Ф. Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
- А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-
методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009
- А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
- А.А.Смоленцева. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1
- с.60-66.
- Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Интернет ресурсы