самообразование по теме " ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности" 2022г. -2023 г.

Полякова Мария Александровна

Индивидуальный план по самообразованию

Поляковой Марии Александровны

Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»

 

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

 

 

2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Индивидуальный план по самообразованию

Поляковой Марии Александровны

Воспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок»

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

2022-2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

Задачи:

Работа с детьми.

  1. Развивать интерес к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) . 
  3. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе; познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
  4. Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь); закреплять значение слов: вчера, сегодня, завтра.
  5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  6. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх -драматизациях
  7. Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.

Работа педагога (воспитателя).

  1. Повысить        собственный        уровень        знаний        путём        изучения необходимой литературы по данному направлению.
  2. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  3. Включить        театрализованную        деятельность        в        воспитательно- образовательный процесс группы.
  4. Разработать        перспективный        план        работы        с        детьми        и родителями         по данному направлению.
  5. Оформить в группе центр математики, создать картотеку театрализованных игр для детей   дошкольного возраста.
  6. Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике.

Работа с родителями.

  1. Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
  2. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения  РППС группы по теме самообразования, повышения компетенции родителей в вопросах формирования элементарных представлений посредством театрализации.
  3. Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.

На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи, педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является формирование элементарных математических представлений у детей в процессе театрализованных игр-занятий.

Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку - игру.

Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы детского сада интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом

Итак, театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний. Игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявления общественных чувств (дружбы, товарищества).

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений  по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Планируемый результат:

  • Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
  • В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
  • Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
  • Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании  
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План деятельности воспитателя по теме самообразования

Направления работы

Содержание

Изучение, анализ литера-

туры по теме самообразо- вания.

Изучить литературу по данной теме:

  1. От рождения до школы: программа

/ под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

  1. М.А.Беженова. Веселая математика

– Донецк: Сталкер, 2000.

  1. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
  2. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
  3. Л.С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
  4. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997
  5. Л.А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988
  6. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
  7. А.В. Белошистая  «Математика  вокруг  тебя» Методические рекомендации для организации занятий  с детьми , издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2007год.
  8. А.В. Белошистая «Что такое математика» Методические рекомендации для организации занятий с детьми , издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2006год.
  9.  А.В. Белошистая «Математика до школы», издательство «Дрофа», Москва, 2008год.
  10. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений», издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2008 год.
  11. Интернет -ресурсы

Формирование

Портфолио педагога.

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Разработать картотеку театрализованных игр по теме самообразования

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

-"Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством игр-драматизаций"

-"Развитие математических способностей у дошкольников"

-"Театрализация  в жизни ребенка"

Пополнение РППС группы

Привлечение  родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Приобретение  и изготовление  атрибутов для театрализованной деятельности (обогащение РППС группы)

Анализ динамики   развития детей в течение года.

Обобщение опыта работы.

Отчет по теме самообразования.

 Выступление на педсовете ДОУ

План деятельности воспитателя с детьми

по теме самообразования

месяц

Содержание

сентябрь

Беседа "Какие бывают игры, и чему они нас учат?

Рассматривание иллюстраций.

Настольный театр «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».

 Игра - драматизация « Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Игр. упр. «Поможем Мишке разложить  картинки» - расширять  представления о частях суток и их последовательности: утро,день, вечер, ночь; формировать умение последовательно  расставлять картинки.

Игровая ситуация  «Сравним ленты» - закреплять  умение сравнивать предметы по 2- м  признакам ( величина, ширина)

Игра с опорой на наглядный материал "Подскажите-ка нам звери как запомнить дни недели"

октябрь

Экскурсия к детям в  группы.  

"Поиграем вместе". Обмен играми .

Презентация "Мы играем в игры"

Д/и « Волшебный  мешочек» - уточнить названия, форму, цвет фигур.Упражнять в умении определять геометрические фи-гуры (шар, куб, квадрат, круг,

треугольник) осязательно -двигательным путем.

Игра-драматизация  «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности(утро, день, вечер, ночь).

ИОС  «Найди свой домик» -  совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

ноябрь

Оформление выставки рисунков "Веселая математика. Любимая игра"

Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Игровая ситуация с использованием фланелеграфа «Найди похожее» -  упражнять в умении различать и называть  знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить предметы определенной формы в окружающем.

Д/и с элементами ряженья  «Который по счету?» - закреплять навык порядкового  счета в пределах 5.

Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение  сравнивать несколько  предметов  по величине, раскладывать их в убывающем  или возрастающем порядке.

декабрь

Театрализованная игра "Помоги Незнайке убраться в группе"(раскладываем игры на полочках, с называнием правил игры)

 Настольный театр  «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток :утро, день, вечер, ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.

Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фи -гур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных  соответствующих движений.

Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5, закреплять умение  отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», « на котором месте?».

Д/и « Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять , что изменилось.

Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

январь

День игры и игрушки.

Моя любимая игра. Изготовление дома игр с родителями.

Д/и «Найди себе пару» - формировать умение  различать цилиндр , шар, куб;

Уточнить  их названия  , цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.

Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать  умение  сравнивать несколько  предметов по величине  и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Д/и «Три квадрата» -   формировать  умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами « большой», «маленький»,«средний»,  «самый большой», «самый маленький».

Игра-драматизация "Три поросенка". Закрепить счет. Создать эмоционально-благополучный настрой на деятельность.

февраль

Трудовой десант "Бережем игры" (навести порядок в центре театральной деятельности)

Игры с речевым сопровождением  « Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко».

Д/и « Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.

Сюжетно-ролевая игра "Мы защитники Отчества"

март

Акция с родителями "Маски для игр  в подарок малышам"

Д/ и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Беседа с элементами драматизации. «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять  слова: утро, день, вечер, ночь.

Игровая ситуация  «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длиный», "длиннее", "широкий", "узкий.

апрель

Просмотр презентации "Виды театра"

Игра "Где были мы не скажем, а что делали покажем"

 

Игра-путешествие  «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении.

Игра -имитация с использованием дыхательной гимнастики  «Когда  это бывает?» - уточнить  и углубить знания  детей о временах года.

 Словесная игра "Придумаем сказку с цифрами". Закреплять порядковый счет.

май

 Д/и «Собери бусы» - формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности  в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя.

Итоговое развлечение "Раз, два, три четыре пять, научились мы считать".  Подобрать пьесу для разыгрывания с детьми.

Работа с родителями

Мероприятия

Участие родителей в изготовлении атрибутов к театрализованным играм.

Беседы, консультации, выступления на родительском собрании

По темам:

«Планирование театрализованных игр в воспитательно- образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Театрализованные игры  в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение театрализации для воспитания детей»

Оформление папок- передвижек и фоторепортажей по теме самообразования.

Изучение методической литературы в течение года

  1. Л.Ф. Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
  2. А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-

методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

  1. А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
  2. А.А.Смоленцева. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1

- с.60-66.

  1. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8.  А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет ресурсы