тема самообразования на 2022-2023 учебный год. «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования,
формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Актуальность
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи,
поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования по выбранной теме. | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Д\с№22 «Город детства»
План по самообразованию
тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
Выполнила: воспитатель Малышева.О.В |
р.п Дрожинно 2022-2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;
2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;
3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
4.Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;
5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
6.Оформить в группе центр речевого развития детей
7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми.
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .
Ожидаемые результаты:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
- Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей.
- Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании
"Наши успехи"
- Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ
- Распространение опыта работы в СМИ.
План методической работы на 2022-23 учебный год
Месяц
| Методическая работа по теме самообразования | Работа с детьми | Работа с родителями | РППС |
I этап. Теоретический | ||||
Сентябрь | Анализ собственных затруднений и затруднений коллег. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Анкетирование родителей "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы" | Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр. | |
II этап. Практический | ||||
Подбор и изучение литературы по теме самообразования. Оформление папки-передвижки «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» | ||||
Октябрь | Презентация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста " Консультация для педагогов: «Технология мнемотехника» | Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок). Самомассаж ладоней. Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. | Памятки для родителей по обучению связной речи. Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» | Приобрести мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик. |
Ноябрь | Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» | Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц. | Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей" | Разработать папку "Стихотворения по технологии мнемотехника" |
Декабрь | Консультация для педагогов «Технология наглядного моделирования» | Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь , играя" и игровой деятельности с ним. | Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" | Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре развития речи). |
Январь | Подготовка презентации по теме:«Технология синквейн» | Дидактические упражнения "Нарисуй и расскажи". "Расскажи, что нарисовал" | Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью». | Создать папку творческую паку работ детей. |
Февраль | Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»
| Составление синквейнов. | Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн" | Приобрести литературу для изучения методики. |
Март | Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»
| Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми. Игровые речевые упражнения: | Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам "Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?" | Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг. |
Апрель | III этап. Обобщающий | Игровые упражнения "Придумай свою сказку" Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа. | Предложить родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии: | Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии. |
Отчет по самообразованию Выступление на педсовете ДОУ. Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию. | ||||
Май
|
Список используемой литературы.
- Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
- Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
- Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
- Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
- Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.