Педагогический опыт

Графова Зузана Владимировна

В данном разделе содержится:

- информационная карта педагога, в которой указана тема самообразования, изученный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изученный педагогический опыт22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков общения в процессе образования Графова З. В.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

В последнее время тема содержания образования широко обсуждается в педагогике. Большинство преподавателей считают, что в основе содержания образования должны быть способы мышления и деятельности, также качества, которые позволяют человеку достойно жить и трудиться в обществе и дадут

«возможность непрерывного продолжения самообразования, саморазвития, самоопределения». Поэтому, всё чаще главными составляющими содержания образования называют умения коммуникации, нормы и навыки общения в коллективе, универсальные способы мышления и деятельности. В данном случае, умения коммуникации занимают особое место. В процессе обучения важно качественное взаимодействие ученика с учителем и другими учениками [1]. Таким образом, являясь для ученика главным средством освоения содержания образования, умения коммуникации выступают как главный фактор продуктивности образовательных процессов. Особенно важен уровень владения этими умениями каждым учеником в коллективном учебном процессе, поскольку каждый ученик здесь является участником учебного процесса.

Учитель начальных классов МОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа» Наталья Александровна Астафьева одной из целей своей педагогической деятельности считает формирование навыков


общения у младших школьников, создание детского коллектива и развитие личности каждого ребёнка [2].

Свои уроки она моделирует в рамках современных образовательных технологий: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии уровневой дифференциации и творческого развития, проблемное обучение.

По ее мнению, в процессе работы с младшими школьниками важно создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. Поэтому на уроках она использует педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается речь, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.

В процессе обучения (как на уроках, так и на внеклассных занятиях) она применяет игры-викторины, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Звёздный час»; спортивные игры: «Весёлые старты», «Сказочная Эстафета», «Зов джунглей»; акции: «Дурным привычкам

  • нет!»,        «Дни Здоровья»;        внеклассные занятия: «В гостях у Здоровёнка»,

«Весёлая Масленица»; ролевые игры: «Выручай-ка», «Если друг оказался вдруг…"; игры на сотрудничество; часы общения; классные часы: «Уроки семейной любви», «Я имею права».

Учитель начальных классов школы ГБОУ СОШ № 371 в г. Санкт-Петербург Анастасия Артуровна Мирвалиева считает, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребенка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребенка и уровень сформированности коммуникативной культуры младших школьников, который зависит от


выбранных        воспитательных        методов        и        правильно        организованной учебно-воспитательной работы [2].

А. А. Мирвалиева для формирования навыков общения использует специальные коммуникативные тренинги, описанные А. С. Прутченковым, которые применяет на уроке в групповой деятельности и работе в парах, во внеклассной работе.

При проведении коммуникативных тренингов А. А. Мирвалиева вводит в активный словарный запас детей достаточное количество этических форм; ориентирует учащихся на бесконфликтное позитивное общение; стимулирует интерес учеников к коммуникативной деятельности; обращает внимание учащихся на важность общения в жизни человека, на различные аспекты коммуникативной деятельности; вовлекает в процесс общения мало контактных, замкнутых детей; формирует желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности.

Коммуникативные тренинги помогают эффективно формировать навыки общения у младших школьников, что помогает ребенку успешно социализироваться в обществе, то есть выстроить дружеские отношения между девочками и мальчиками.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 в г. Тюмень  Дарья Ивановна Бурцева считает, что навыки общения формируются непосредственно в игровой деятельности. Дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников то есть, взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения [2].

Д. И. Бурцевой была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом интереса младших школьников.


Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами  культуры поведения в школе, общению, внешнему виду, отношению к учебе, труду, этике.

Формирование культуры общения (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Одна из игр на сплочение коллектива – «Опасные рифы». Для этой игры все участники разделяются на «рифы» и «корабли». Вторым ведущий завязывает глаза, так что они могут ориентироваться в пространстве только под руководством «рифов», которые все видят. Задача рифов – не допустить столкновение кораблей с ними.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 61 в г. Новокузнецк Надия Нурлияновна Хакимзянова считает, что формирование навыков общения у младших школьников — это одна из основных задач педагога [2].

Н. Н. Хамимзянова работает с УМК «Школа России», который направлен на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов.  В системе учебников с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, с взрослыми, что способствует формированию навыков общения у младших школьников. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества с взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку.

В курсе «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.


В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков общения в процессе образования показал, что навыки общения формируются как на уроках, так и на внеклассных занятиях при помощи различных подходов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Зимняя, В. Н. Педагогическая психология / В. Н. Зимняя. М., 2000. –

384 с.

  1. Социальная        сеть        работников        образования        [Электрон.        ресурс]:

содержит конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий, статьи