Главные вкладки
Рекомендации родителям (законным представителям) и детям по развитию речи.
На данной странице будут расположены Рекомендации родителям (законным представителям) и детям по развитию речи. Данные рекомендации будут содержать речевой материал по лексическим темам в виде игровых упражнений для развития всех сторон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Животные и птицы в осенний период | 920.39 КБ |
Осень | 2.39 МБ |
Зимние забавы | 857.39 КБ |
Правила дорожного движения | 2.61 МБ |
Весна | 1.08 МБ |
Рекомендации на летний период 2022 г. | 17.9 КБ |
Ягоды | 436.87 КБ |
"Вот зима кругом бело!" | 2.13 МБ |
Рыбы | 2.19 МБ |
Профессии | 1.62 МБ |
Лето | 2.13 МБ |
Моя семья | 175.7 КБ |
"Моя Родина - Россия" | 280.6 КБ |
"День победы!" | 1.18 МБ |
"Труд работников детского сада" | 2.07 МБ |
"Мебель" | 617.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутск детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Животные и птицы в осенний период»
Возрастная категория: старшая и подготовительная группы
- Дикие животные наших лесов.
Улыбнитесь. Загадайте ребёнку загадки.
Летом ходит без дороги (Медведь) Сердитый недотрога (Ёж) Комочек пуха, длинное ухо, (Заяц) |
|
Игра «Назови одним словом».
- Медведь, ёж, заяц – это? (Ответ ребёнка – дикие животные)
- А каких ещё диких животных знаешь (Ответ ребёнка)
Беседа с ребёнком о Диких животных наших лесов:
В наших лесах обитает множество разных животных. Они по- разному получают необходимую для жизни энергию. Одни питаются растениями, их называют травоядными животными (заяц, лось, олень, косуля…), другие ради пропитания ловят других животных и питаются ими, их называют хищными животными (волк, лиса, …), третьи питаются и растениями и другими животными (медведь, ёж….). У них есть голова, туловище, хвост, рога, копыта, лапы, их тело покрыто шерстью. Звери – охотники вооружены острыми когтями, зубами и умеют быстро бегать. Осенью дикие животные по разному готовятся к зиме: Медведи и ежи много едят, чтобы потом всё зиму спать. Белка делает запасы на зиму: орехи, грибы. Заяц ближе к зиме меняет серую шубку, на белую, чтобы быть не замеченным зимой….
Рассмотрите вместе с ребёнком картинки диких животных. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Дикие животные»
Логопедические игровые упражнения
- Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, ежедневно 2 раза в день по 5 минут.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
«Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Лошадка», «Горка», «Наказать непослушный язык», «Покусывание верхней и нижней губы», «Почистим зубки», «Маляр», «Парус», «Улыбка».
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчатся.
Мы умеем удивляться. Мы умеем улыбаться.
- СамаМассаж лица.
Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
- Поглаживание от середине лба к вискам;
- Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- По мышцам щёк от крыльев носа к вискам;
- От середине подбородка к вискам.
- Пощипали щёчки.
- Пощипали подбородок.
- Потрясли ушки.
- Поглаживание щёчек, подбородка, ушек, шеи.
- Дыхательная гимнастика
- Дыхательное упражнение «Ветерок» (подуть на ладошку). Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.
- Игра «Поймай звук». Услышишь звук «У», хлопни в ладоши, услышишь звук «А», топни ногой «О-А- О-А-У-У-А-А-О-У-О-А-У-А…..».
– Упражнение «Будь внимательным!». Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, развитие концентрации и переключение внимания. Взрослый говорит слова, а ребёнок внимательно слушает и если услышит слово заяц, прыгает как зайчик (белка, барсук, заяц, лиса, медведь, заяц, волк, лось, заяц, заяц….).
6. Развитие мелкой моторики «Мальчик с пальчик»
*Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был? - (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил! - (Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка, - (Большой палец правой руки поочередно
соприкасается с остальными пальцами.)
Зайку, ежика в иголках
Встретил белочку, бобра, - (Большой палец левой руки поочередно
соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, - (Четыре пальца последовательно сгибаются —
кланяются.)
Всяк меня благодарил. (И. Лопухина)
Развитие лексико – грамматических категорий
- Упражнение «Угадай-ка». Дополни предложения:
Ноги, копыта, рога – у …(Лося) Кисточки на ушах – у … (Белки)
Иголки на теле – у … (Ежа) Длинные уши – у … (Зайца) и Т.д.
- Игра «Подбери признак». Подбор имён прилагательных к имени
существительному.
Заяц (Какой?) – быстрый, трусливый, серый, ловкий…
Лиса (Какая?) – быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая, хитрая…
Белка (Какая?) – рыжая, ловкая, быстрая…
Волк (Какой?) – злой, серый, голодный, зубастый, лохматый…
Олень (Какой?) – рогатый, длинноногий, пятнистый, короткохвостый…
Медведь (Какой?) – косолапый, неуклюжий, бурый, большой, лохматый…
Ёж (Какой?) – колючий, умный, смелый….
- Упражнение «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения
(подбери и назови как можно больше слов-действий):
Медведь (Что делает?) – ревёт, переваливается, спит,….
Лиса (Что делает?) - …..
Ёж (Что делает?) - …..
Заяц (Что делает?) - …..
Волк (Что делает?) - ….. И т.д.
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвосты одни остались. Давайте попробуем отгадать животных, которые прячутся от нас. Посмотрите и расскажите, чей хвост.
- Игра «Назови, чей хвост». Образование притяжательных прилагательных.
Дети: Это хвост лисы - лисий хвост.
Это хвост оленя - …. (Олений хвост)
Это хвост зайца - …. (Заячий хвост)
Это хвост белки - …. (Беличий хвост)
Это хвост медведя - …. (Медвежий хвост)
Это хвост волка - …. (Волчий хвост)
- Физкультминутка «Животные в осеннем лесу»
Взрослый называет дикое животное, ребёнок его изображает.
Белка (Ребёнок изображает белку и прыгает прыг-прыг-прыг)
Волк (Ребёнок изображает волка и рычит)
Заяц (Ребёнок изображает зайца и прыгает скок-скок-скок)
Лиса (Ребёнок изображает хитрую лису) и Т.д.
- Игра «Кто, чем питается». Пополнение словаря по теме.
Волки питаются зайцами и другими животными (лось, олень…)
Белки питаются семенами шишек, ягодами, грибами,…
Лисы питаются мышами, зайцами….
Олени питаются травой, ветками деревьев…
Зайцы питаются корой и ветками деревьев, грибами, капустой и морковью с полей …
Ежи питаются грибами, ягодами, мышами…
Медведи питаются ягодой, мёдом, рыбой…
- Игра «Назови семью». Пополнение словаря по теме.
Папа- заяц, мама – зайчиха, детёныш – зайчонок.
Папа- медведь, мама - …, детёныш - ……
Папа- лис, мама - …, детёныш - ……
Папа- олень, мама - …, детёныш - ……
Папа- лось, мама - …, детёныш - ……
Папа- ёж, мама - …, детёныш - ……
Папа- волк, мама - …, детёныш - ……
- Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложение.
Лось большой, а заяц … У волка хвост длинный, а у медведя …
Белка слабая, а волк …. Лиса хищное животное, а заяц …
- Игра «Назови – ласково»
Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.
Заяц - зайчик, лиса -…., медведь - …., волк - …, ёж - …, барсук - … И т.д.
- Игра «Один – много». Совершенствовать диалогическую речь.
Барсук - барсуки, ёж - …, волк - …, лось - …, кабан - … И т.д.
- Игра «Жадина»
Это чья лиса – это моя лиса, это чей олень - …., это чья белка- …., это чей медведь - …, это чей волк - …. И т.д.
- Игра «Посчитай»: Совершенствовать диалогическую речь.
Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей.
Одна белка, две ….., три …., четыре ……, пять …….
Один ёж, два ….., три …., четыре ……, пять …….
Одна лиса, две ….., три …., четыре ……, пять …….
Один заяц, два ….., три …., четыре ……, пять ……. И т.д.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
Ёж, кабан, косуля.
- Объяснить значение выражения:
Объяснить ребёнку значение выражения: Гонятся за двумя зайцами. Вертеться, как белка в колесе. Держать в ежовых рукавицах.
- Игра «Четвёртый лишний». Взрослый называет четыре диких животных,
ребёнок должен внимательно прослушать и назвать одно лишнее дикое животное и объяснить свои действия.
Волк, лиса, медведь , белка .
Заяц, лось, ёж, олень.
Развитие связной речи
- Рассказы по темам: «Как дикие животные готовятся к зиме?». «Как животные
защищаются от хищников?». «Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?».
- Чтение художественной литературы: В.Бианки «Купание медвежат»,
Е.Чарушина «Заяц. Белка. Волк»… .
- Упражнение «Нелепицы». Рассмотри картинку. Расскажи, чего не бывает.
А как должно быть на самом деле?
Подвижная игра «Лиса и зайцы» (Лиса рядом притаилась. Лиса кустиком прикрылась. Лиса носом повела. Разбегайся, кто куда.)
- Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной выразительностью речи.
Ёж Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе. Гриб, надетый на колючки, Тащит еж к своей норе. | Крот У крота полно забот, У крота полно хлопот: Он в соседний огород Прокопал подземный ход. Крот не видит, А хитер – Обойти сумел забор! |
Зайчик Скачет между травками Быстроногий зайчик. Смял своими лапками Белый одуванчик. Полетели высоко Белые пушинки. Скачет зайчик далеко По лесной тропинке. | Медведь Эй, послушай, косолапый, Разве можно кушать лапой? - Нет, нельзя, - Вздохнул он грустно, - Только очень, очень вкусно. Вот попробую немножко, А потом пойду за ложкой. |
- Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
Назовите животных наших лесов? (Ответ ребёнка)
Как они готовятся к зиме? (Ответ ребёнка)
Какие дикие животные осенью готовятся к спячке? (Ответ ребёнка).
- Перелётные птицы.
Игра « Четвёртый лишний»
Волк, лиса, медведь, грач.
Ворона, воробей, ласточка, голубь.
Дятел, журавль, голубь, сова.
Игра «Назови одним словом».
- Журавль, грач, ласточка – это? (Ответ ребёнка – перелётные птицы)
- А каких ещё перелётных птиц знаешь (Ответ ребёнка)
Беседа с ребёнком о Птицах:
Где бы ты не гулял –по берегу моря, в деревне или в городском парке, - повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. У них есть голова, туловище, хвост, две лапы, два крыла, клюв, тело птиц покрыто перьями.
Птицы осенью уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края чтобы там перезимовать (ласточка, грачи и т.д…). А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.
Рассмотрите с ребёнком картинки. Вспомните с ним названия перелётных птиц (ласточка, грач, аист, кукушка, соловей, скворец). Вспомните, почему этих птиц называют перелётными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Перелётные птицы».
Развитие лексико – грамматических категорий
- Игра «Назови ласково».
Голова – головка, лапы – лапки, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик, перо – пёрышко.
- Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложения.
Аист большой, а соловей …. У соловья серая грудка, а у ласточки…
У аиста длинная шея, а у кукушки…. Аист белый, а грач….
- Упражнение «Скажи одним словом».
У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (Длинноногим)
У соловья звонкий голос, поэтому его называют… (Звонкоголосым)
У ласточки хвост длинный, поэтому её называют … (Длиннохвостой)
- Физкультминутка. «Ласточки»
Ласточки летели, - бегут по кругу, машут руками, изображая полёт
Все люди глядели, птиц
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели. – приседают, руки опускают за спиной, как бы
складывают крылья
Взлетели, полетели, – бегут по кругу, взмахивают крыльями.
- Игра «Сколько птичек улетело?»
Один журавль, три журавля, пять журавлей.
Одна ласточка, три ласточки, пять ласточек.
Один зяблик, три зяблика, пять зябликов.
Один скворец, три скворца, пять скворцов.
- Игра «Птицы улетели».
Ласточка – ласточки – нет ласточек. Журавль – журавли – нет журавлей.
Скворец – скворцы – нет скворцов. Соловей – соловьи – нет соловьёв.
Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков. Зяблик – зяблики – нет зябликов.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
Аист, журавль, грач, ласточка.
- Объяснить значение выражения:
Объяснить ребёнку значение выражения: Летать в облаках.
Развитие связной речи
- Рассказы по темам: «Как птицы готовятся к зиме?». Если бы я был (а) ласточкой. «Зачем птицам клюв, хвост, лапы?»
- Чтение художественной литературы по теме, с обсуждением.
- Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
Назовите перелётных птиц? (Ответ ребёнка)
Почему они так называются? (Ответ ребёнка)
Когда птицы улетают в тёплые края? (Ответ ребёнка)
А когда они вернутся? (Ответ ребёнка).
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Зимние забавы»
Возрастная категория: старшая и подготовительная группы
Если часто идёт снег, на улице мороз, а люди одели тёплую одежду, как называется это время года? (Ответ ребёнка).
Рассмотрите с ребёнком картинку. Спросите у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Понаблюдайте вместе с ребёнком за зимними изменениями в природе, назовите ещё характерные признаки.
- Игра «Какие слова подходят к картинке?».
Взрослый называет слова, а ребёнок хлопают в ладоши, если слово подходит к картинке: снег, снеговик, снежный ком, пляж, босоножки, снегири…
Зимой на улице можно играть в различные игры – Зимние забавы
Беседа с ребёнком о зимних забавах:
Зимние забавы.
Белая и холодная пришла на землю зима. Дети с радостью берут санки, лыжи, коньки и бегут на улицу. На улицы дети катаются на санках и лыжах с горки, катаются на коньках по гладкому льду, лепят снеговика, бегают по снегу и по сугробам, играют в снежки. Им очень весело и им не страшен ни какой мороз.
Логопедические игры и упражнения
- Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, ежедневно 2 раза в день по 5 минут.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
«Улыбка» , «Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Лошадка», «Горка», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубки», «Маляр», «Парус», «Улыбка».
- СамаМассаж лица.
Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
- Поглаживание от середине лба к вискам;
- Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- По мышцам щёк от крыльев носа к вискам;
- От середине подбородка к вискам.
- Пощипали щёчки.
- Пощипали подбородок.
- Потрясли ушки.
- Поглаживание щёчек, подбородка, ушек, шеи.
- Дыхательная гимнастика
- Дыхательное упражнение «Подуем на снежинку». Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Речевое дыхание: вдох носом. На выдохе произнести слоговое сочетание: КИ – КА - КОО..., ЗИ – ЗА - ЗОО….
- Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.
– Упражнение «Будь внимательным!». Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, развитие концентрации и переключение внимания. Взрослый говорит слова, а ребёнок внимательно слушает и если услышит слово ЗАБАВЫ, хлопни в ладоши (снег, мороз, забавы, метель, зима, забавы, зима, снежинка, лёд, вьюга, забавы, забавы и т.д. ….).
- Развитие мелкой моторики «Снежок»
Раз, два, три, четыре, - загибают пальчики, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. – лепят, меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий. – грозят пальчиком
Развитие лексико – грамматических категорий
Чем покрыта зимой земля? (Ответ ребёнка). У слова снег есть слова родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они похожи по своему звучанию. (Взрослый вместе с ребёнком рассматривают предметные картинки и проводит игру).
- Игра «Подбери слова - родственники»
Снег – (Ответ ребёнка: снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, снегурочка, снегопад).
- Игра «А что вчера».
Сегодня снег блестит, а вчера …
Сегодня я катаюсь на лыжах, а вчера …
Сегодня играю в снежки, а вчера …
Сегодня я ловлю снежинки, а вчера …
Сегодня я леплю снеговика, а вчера …
Сегодня я бегаю по сугробам, а вчера …
- Игра «Подбери предмет».
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? Или Что? На тему «Зима», «Зимние забавы».
Наступает (Что?) – (зима).
Лежит –…(снег).
Играют – … (дети).
Кружатся – … (снежинки).
Катаются – … (дети).
Кидаются – … (снежками).
Лепят - … (снеговика).
Блестит - … (снег).
- Физкультминутка. «Снеговик».
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Мы бежим на лыжах, лепим снеговика, играем в снежки, катаемся на коньках, валяемся в снегу.
- Игра «Дети катаются». Упражнять детей в правильном использовании
предлога НА в речи.
Дети катаются на… (коньках, лыжах, тубе, санках, ледянках…)
- Игра « Назови несколько».
Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа с именами существительными.
Снежинка - снежинки, пять снежинок.
Снеговик - снеговики, пять снеговиков.
Шайба - шайбы, пять шайб.
Клюшка - клюшки, пять клюшек.
Лыжи- лыжи, пять лыж. И Т.д.
- Игра «Один – много». Совершенствовать диалогическую речь.
Сугроб – сугробы, сани -…, коньки - …, снежинка - …, снегопад - …, снеговик - …, снегурочка - ..., снежок - …. и т.д.
- Игра «Жадина»
Это чей снеговик – это мой снеговик.
Это чья горка – …
Это чей сугроб - ….
Это чьи снежинки - …
Это чьи лыжи -…
Это чья зима - ….
Это чья снегурочка - ….
Это чьи коньки - …. И т.д.
- Физкультминутка «Снежинки»
Снежинки пуховые, - взмахи руками
Весёлые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете - кружиться
В молчании лесном
И землю устилаете - присесть
Блестящим серебром.
(А. Липецкий)
- Игра «Посчитай»: Совершенствовать диалогическую речь.
Один сугроб, два сугроба, три сугроба, четыре сугроба, пять сугробов.
Одна снежинка, две ….., три …., четыре ……, пять …….
Одни сани, двое ….., трое …., четверо ……, пятеро …….
Одна горка, две ….., три …., четыре ……, пять ……. И т.д.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
Зима, снег, лыжи, снеговик, коньки, сани, сугроб, снежинка.
- Объяснить значение выражения:
Проблемные вопросы: Почему так называют: каток?
Развитие связной речи
- Чтение художественной литературы с обсуждением: М. Карем
«Снеговик» (в пер. В. Берестова), С. Маршак «Двенадцать месяцев», З. Александрова «Дед мороз», К. Чуковский «Ёлка».
Рассказы по темам: Как я слепил (а) снеговика. Однажды на горке….
Игра: «Поймай снежинку», «Снежки».
- Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной выразительностью речи.
Горка Мы на горку собирались. | Зимние забавы Снег на солнышке искрится
|
Снежный человечек | В зимний полдень
|
- Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
О каком времени года мы говорили? (Ответ ребёнка).
Назови признаки зимы. (Ответ ребёнка).
Какие зимние забавы ты знаешь? (Ответ ребёнка).
Назови их. (Ответ ребёнка).
В какие зимние забавы ты любишь играть больше всего? (Ответ ребёнка).
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Рекомендации учителя - логопеда на летний период
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу. Обязательно соблюдайте «речевой режим».
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Соблюдайте «речевой режим». Иначе
проделанная работа за год может пойти насмарку: "не до автоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из
громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,
не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из
этих звуков: «к-о-т» и т.д.).
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4 - 5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (Шуба, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, шуба, стол, волк. и т.д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «муха»? Какой 1?2?3?4?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из
слогов: го-ло-ва).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один…(глаз), много это уши – а одно… (ухо), одна конфета – а шесть … (конфет) и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы стул – … (стульчик) и т. д.
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький … (садик), маленькая куколка, а большая … (кукла),
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью … (выкапывают), воду наливают, а соль … (насыпают).
- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - … (телята) и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца …, у собаки …, у кошки … и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими
словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть
пальцем, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов,
придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по
заданным словам и т.д.
Успехов и радости в общении друг с другом!!!
Учитель-логопед: Наливных Т.В.
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Ягоды»
Возрастная категория: старшая и подготовительная группы
Что растёт в лесу кроме деревьев? (Ответ ребёнка)
А почему люди так любят ягоды? Ответ на вопрос найдёте в моём рассказе.
Ягоды
Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это - богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и другие) используются в пищу, а некоторые из них (например: ягоды черники) – в медицине.
Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).
Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях взрослый приходит на помощь к детям: земляника, черника, брусника, клюква, малина…). Человек, который собирает ягоды в лесу – называется ягодник.
Рассмотрите вместе с ребёнком картинки. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Ягоды».
Логопедические игровые упражнения
- Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, ежедневно 2 раза в день по 5 минут.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
«Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Лошадка», «Горка», «Наказать непослушный язык», «Покусывание верхней и нижней губы», «Почистим зубки», «Маляр», «Парус», «Улыбка».
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчатся.
Мы умеем удивляться. Мы умеем улыбаться.
- СамаМассаж лица.
Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
- Поглаживание от середине лба к вискам;
- Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- По мышцам щёк от крыльев носа к вискам;
- От середине подбородка к вискам.
- Пощипали щёчки.
- Пощипали подбородок.
- Потрясли ушки.
- Поглаживание щёчек, подбородка, ушек, шеи.
- Дыхательная гимнастика
- Дыхательное упражнение «Ветерок» (подуть на ладошку). Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.
- Игра «Поймай звук». Услышишь звук «У», хлопни в ладоши, услышишь звук «А», топни ногой «О-А- О-А-У-У-А-А-О-У-О-А-У-А…..».
– Упражнение «Будь внимательным!». Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, развитие концентрации и переключение внимания. Взрослый говорит слова, а ребёнок внимательно слушает и если услышит слово ягодник, топнет ногой (клубника, малина, ягодник, ягодник, брусника, черника, ягодник, голубика, клюква, ягодник, ягодник….).
- Развитие мелкой моторики «Брусничка»
Мы шли, шли, шли - шагают пальчиками по столу
Брусничку нашли. – изображают брусничку
Раз, два, три, четыре, пять, - «Пальчики здороваются
Мы идём искать опять. – шагают пальчиками по столу
Развитие лексико – грамматических категорий
- Игра «Слушай не зевай».
Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает одну из картинок. Затем ребёнок открывают глаза и называют ягоду, которая закрыта:
«Не стало ежевики», «Не стало брусники»….. и т.д.
Физкультминутка.
Мы шли-шли-шли, | Дети идут по кругу друг за другом. |
Землянику нашли. | Наклоняются и собирают. |
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. | Идут по кругу друг за другом. |
- Игра «Какой сок? Какое варенье?». Скажи как по другому называется:
- сок (варенье) из клубники – клубничный сок, клубничное варенье
- сок (варенье) из крыжовника - … .
- сок (варенье) из черники - … .
- сок (варенье) из ежевики - … .
- сок (варенье) из брусники - … .
- сок (варенье) из малины - … .
- сок (варенье) из клюквы - … .
- Игра «Скажи наоборот»: закончи предложения.
Клубника крупная, а земляника - … .
Крыжовник твёрдый, а черника - … .
Ежевика сладкая, а черная смородина - … .
- Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов – действий).
- Ягоды на ветках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.
- В корзину ягоды - … .
- В стакан сок - … .
- Люди в лесу ягоды - … .
- Варенье (повидло, джем) из ягод - … .
- Из ягод сок - … .
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
Малина, черника, клюква.
Развитие связной речи
- Рассказы по темам: - Рассказ о приготовлении варенья из Н: малины. – Чем
полезны ягоды? – Сказка о любимой ягоде. – Если я бал (а) бы (клубничкой) и т.д.…..
- Чтение художественной литературы по теме, с обсуждением: Е. Благинина
«По малину». Я. Тайц «По ягоды».
- Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной
выразительностью речи.
По лесочку я хожу, |
Сварит бабушка варенье, |
По бруснику, по бруснику |
9. Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
Какие ягоды растут в лесу? (Ответ ребёнка)
Почему нельзя найти в лесу домашнюю клубнику? (Ответ ребёнка)
Почему так называют: ягодник. (Ответ ребёнка).
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Моя семья»
Возрастная категория: старшая и подготовительная группы
Улыбнитесь. Чтение стихотворения.
Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестрёнки старшие
И котёнок-лапочка.
И ещё, конечно, я.
Очень дружная … семья!
Игра «О ком можно сказать?»
Добрый, радостный, строгий - ….(Ответ ребёнка – папа, дедушка)
Добрая, радостная, строгая - … (Ответ ребёнка – мама, бабушка)
Добрые, радостные, строгие - …. (Ответ ребёнка – родители)
Как называть одним словом этих людей: папа, мама, бабушка, дедушка. (Ответ ребёнка). Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Семья.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современных. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Логопедические игровые упражнения
- Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, ежедневно 2 раза в день по 5 минут.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
«Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Лопатка», «Лошадка», «Горка», «Наказать непослушный язык», «Покусывание верхней и нижней губы», «Почистим зубки», «Маляр», «Парус», «Улыбка».
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчатся.
Мы умеем удивляться. Мы умеем улыбаться.
- Дыхательная гимнастика
- Дыхательное упражнение «Вертушка» (подуть на вертушку). Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.
- Игра «Поймай звук». Услышишь звук «У», хлопни в ладоши: «О-А-П- П-О-А-У-П-У-А-П-А-О-П-У-П-О-А-П-У-А-У…..».
– Упражнение «Будь внимательным!». Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, развитие концентрации и переключение внимания. Взрослый говорит слова, а ребёнок внимательно слушает и если услышит слово семья, топнет ногой (мама, брат, семья, семья, папа, дедушка, семья, сестра, бабушка, семья, семья….).
- Развитие мелкой моторики «Семья»
Живым существам - «Дом»
Очень трудно без дома!
Жилье нужно птицам, - загибают три пальца
Зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых - еще два пальца
Лесных муравьёв
В большом муравейнике - «Дом»
Пища и кров.
(К. Нефедова)
Развитие лексико – грамматических категорий
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
- Игра «Кем приходятся?». Пополнение словаря.
Мальчик для папы и мамы кто? (Ответ ребёнка - Сын).
Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Ответ ребёнка - Внук).
Девочка для папы и мамы кто? (Ответ ребёнка - Дочь).
Девочка для дедушки и бабушки кто? (Ответ ребёнка - Внучка).
Папа для дедушки и бабушки кто? (Ответ ребёнка - Сын).
Мама для дедушки и бабушки кто? (Ответ ребёнка - Дочь).
Мальчик для девочки в семье кто? (Ответ ребёнка - Брат).
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответ ребёнка - Сестра).
А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.
- Игра «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой..
Мама (какая?) –… (Ответ ребёнка - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная ….)
Папа (какой?) – … (Ответ ребёнка - строгий, умный, сильный ….)
Бабушка (какая?) – … (Ответ ребёнка - старенькая, добрая, отзывчивая, седая, ласковая …)
Дедушка (какой?) – … (Ответ ребёнка - старый, мудрый, седой ….)
Сестра (какая?) – … (Ответ ребёнка - весёлая, непоседливая, старшая (младшая), большая, (маленькая) …)
Брат (какой) – … (Ответ ребёнка - сильный (слабый), старший (младший), большой (маленький), подвижный…. ) и т.д.
Физкультминутка. «Бабушка»
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Устала наша бабушка, | Дети стоят в кругу |
Присела на порог: | Приседают |
«Куда пропал, Куда пропал, Куда пропал внучок?» | Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону |
Подумала, поохала, Потом тихонько встала, | Встают |
Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. | Идут по кругу друг за другом |
Как нужно относиться к членом своей семьи? (Ответ ребёнка). Как по – твоему, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? (Ответ ребёнка).
Давай попробуем это сделать.
- Игра «Назови ласково».
Образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением.
Мама – мамочка, мамуля, мамулечка.
Дед – дедушка, дедуля, дедулечка.
Папа – папочка, папуля, папулечка. И т.д.
А теперь подбери слова, противоположные по смыслу.
- Игра «Наоборот». Подбор антонимов.
Старший – младший. Молодой – старый. Большой – маленький. Высокий – низкий. Старше – моложе.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
Семья, брат, папа, мама, бабушка…
Развитие связной речи
7. Рассказы по темам: - Моя семья.
- Чтение с обсуждением по лексической теме.
9. Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной
выразительностью речи.
«Семья» Мама с папою – под ручку, А со мной идёт – за ручку, На руках у папы брат, Сам он топать маловат. А прохожие проходят, А прохожие – глядят И про нас они, похоже, Меж собою говорят: – Сразу видно, что семья! Папа, мама, брат и я! | «Семья» У меня есть семья – Мама, папа, брат и я. Лучше всех мы живём, Песни громко мы поём. Никому не разрешу Обижать семью свою. |
«Семья» Моя семья крепка, дружна И для меня она важна! | «Мечты» Крепка бывает та семья, Где нет владений буквы «Я», Где правит только слово «Мы», Где есть совместные мечты! |
10. Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
О чём мы сегодня говорили ? (Ответ ребёнка)
Как нужно относиться к своей семье? (Ответ ребёнка)
Почему семья – это самое главное в жизни человека? (Ответ ребёнка)
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутск детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Моя Родина - Россия»
Возрастная категория: старшая и подготовительная группы
«С чего начинается Родина?».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять. (М. Матусовский)
Беседа с ребёнком о Родине:
Так с чего же начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живёте, это родные и друзья.
Наша страна – Россия. Россия самая большая в мире страна. В России много городов, рек, озёр, лесов, степей, гор и есть даже пустыни.
Любить Родину – значит, беречь её, трепетно относится к своей любимой земле. У каждого человека есть Родина и все любят её.
У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя – мирное небо. Красная – силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Герб России – двуглавый орёл.
В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В нашей стране главным человеком является президент, и зовут его Путин Владимир Владимирович.
Ты живёшь в городе, посёлке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту. Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах. Они возводят их из различных материалов. Одни дома построены из кирпича или камня, другие – из дерева, глины или тростника.
А как называется город, в котором ты живёшь? (Ответы ребёнка)
В нашем городе много улиц, магазинов, детских площадок.
А как называется улица, на которой ты живёшь? (Ответы ребёнка)
А какие названия улиц своего города, ты ещё знаешь? (Ответы ребёнка)
А на какой улице расположен детский сад? (Ответы ребёнка)
А какой номер твоего дома? (Ответы ребёнка)
Прослушать (прочитать, спеть) гимн России, стоя (скачайте и интернета).
Нарисуй свою малую Родину. Это могут быть твой город, дом или улица, твоя семья или друзья (Помощь взрослого).
Логопедические игры и упражнения
- Артикуляционная гимнастика
Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, ежедневно 2 раза в день по 5 минут.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
- «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- «Трубочка» - губы вытянуты вперёд в виде трубочки.
- «Качели» - высунуть язык - движение языка: нос – подбородок.
- «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
- «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
- «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Наказать непослушный язык» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».
- «Почистим зубки» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
- «Маляр» - улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
- «Парус» - улыбнутся, открыть рот поднять кончик языка вверх за верхние зубки и удерживать под счёт до 5.
- «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- СамаМассаж лица.
Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.
Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:
- Поглаживание от середине лба к вискам;
- Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
- По мышцам щёк от крыльев носа к вискам;
- От середине подбородка к вискам.
- Пощипали щёчки.
- Пощипали подбородок.
- Потрясли ушки.
- Поглаживание щёчек, подбородка, ушек, шеи.
- Дыхательная гимнастика
– Дыхательное упражнение «Бумажный флажок». Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Дыхательное упражнение «Подуй на ладошку». Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы.
- Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.
– Игра «Звуки улицы». Развивать слуховое внимание, восприятие на слух различных звуков улицы (стук каблуков, шум машин, шум дождя, лай собаки и т.д.).
- Игра «Поймай звук». Услышишь звук «А», хлопни в ладоши: «О-А – О-А-У –У-А-А-О-О-А-У-А…..».
- Игра «Поймай слово». Услышишь слово «Россия», хлопни в ладоши: «Озеро – Россия – река – лес – флаг – Россия – Россия – страна – Россия …».
- Развитие мелкой моторики.
Небо синее в России, - загибают по одному пальчику на обеих руках
Реки синие в Сибири.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы, - пальцы обеих рук изображают «ветки» -
сходятся , расходятся
А какие есть грибы! - кулачок и ладонь изображают «гриб»
А ещё пекут в печи - хлопают, то одна рука сверху, то другая
Вот такие калачи. – изображают «калачи»
Развитие лексико – грамматических категорий.
- Игра «Где я живу?». Пополнение словаря детей по теме «Моя Родина».
- Моя страна называется… (Россия)
- Столица нашей страны… (Город Москва)
- Мой город (деревня) называется…
- Мой домашний адрес…
7. Игра «Какой, какая, какое?». с существительным в числе и падеже, подбор признаков к предмету Согласование прилагательного.
Проводится желательно по сюжетным картинкам.
- Город в России. (Российский город)
- Деревня в России. (Российская деревня)
- Паспорт гражданина России. (Российский паспорт)
- Москва – столица России. (Российская столица)
- Народ, который живёт в России. (Российский народ)
- Памятники России. (Российские памятники)
- Наша Родина, какая она? (Необъятная, бескрайняя, богатя, красивая, могучая, огромная)
- Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? (Любить, беречь, защищать, сохранять её богатства)
- Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники отечества)
- Физкультминутка «Родина».
Нет на свете Родины красивей - -дети шагают на месте
Боевой страны богатырей. – изображают «богатырей»
Вот она, по имени Россия, - шагают на месте широко
От полей простерлась до морей. разводят руками
(А. Прокофьев)
- Игра «Один – много». Совершенствовать диалогическую речь.
Озеро – озёра, город – города, лас – леса, поле – поля, край – края, страна – страны, река – реки, улица – улицы, магазин – магазины, парк – парки, дом – дома.
- Игра «Есть - нет» Совершенствовать диалогическую речь.
Город – города; вокзал - вокзала; магазин - магазина; улица -улицы; аптека аптеки; парк — парка и т.д.
- Игра «Посчитай»: Совершенствовать диалогическую речь.
Один город, три города, пять городов.
Одна улица, три улицы, пять улиц.
Один дом, три …, пять …..
Одна страна, три …, пять …. И т.д.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги):
Родина, Россия, государство, столица, флаг, президент, народ, гимн, страна, поселок, деревня, город, город.
- Объяснить значение выражений, пословиц, поговорок:
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним. Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
- Россия - родина моя.
- Матушка – Россия.
- Жить - Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Родина любимая, что мать родная.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
- Игра «Отбери картинку»
Цель: закрепить знания детей о президенте России.
Ход игры: Взрослый рассказывает:
В детском саду есть заведующая, в школе – директор, у папы и мамы на работе – начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах – это король, в других – королева, а в третьих – к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.
- Связная речь. Составление не большой рассказа о своей стране по вопросам:
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
Твое отношение к своему городу.
Твое отношение к своей стране.
- Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной выразительностью речи.
1. Я узнал, что у меня
Есть огромная родня
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это всё моё родное!
2. С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять. (М. Матусовский)
3. Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля.
Леса и степь и горы!
4. Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга!
5. Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
6. Слышишь песенку ручья –
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья –
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я
Это - Родина моя!
- Игра «Нарисуй и раскрась российский флаг»
Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге.
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Рекомендации учителя – логопеда для родителей и детей
Тема: «Мебель»
Возрастная категория: Старшая и подготовительная группы
- Послушайте и отгадайте загадки.
В этом доме этажи называют полками, Днем спит на ней подушка,
Все всегда на месте в доме: А ночью Андрюшка. (Кровать)
Как зовётся этот домик? На нем сидят, телевизор глядят.
Кофточки с футболками. Если устал, то полежу. (Диван)
Сарафан, халат и шарф, За стеклом на полках в ряд
Тут бельё моё лежит: Книги разные стоят. (Книжный шкаф)
Угадали? Это… ( Платяной шкаф) Под крышей ножки,
А на крыши суп да ложки. (Стол).
- Игра «Назови одним словом».
Как называется одним словом: платяной шкаф, кровать, диван, книжный шкаф, стол? (Ответ ребёнка – мебель).
Какую ещё мебель ты знаешь (Ответ ребёнка)
Беседа с ребёнком о Мебели:
Мебель
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они срубили его и отправили на лесопилку.
На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера – краснодеревщики. Они выпилили части, собрали их, покрыли краской и лаком, упаковали мебель и отправили в мебельный магазин.
Покупатели выбрали в магазине новую мебель. Мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Рассмотрите вместе с ребёнком картинки. Познакомьте его с названиями мебели. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Мебель».
Попросите ребёнка назвать мебель для кухни, спальни, гостиной, кабинета.
- Развитие мелкой моторики
Мебель я начну считать: | - Показывают ладошки обеих рук. |
Кресло, стол, диван, кровать, | - Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. |
Полка, тумбочка, буфет, |
|
Шкаф, комод и табурет. |
|
Много мебели назвали, | - Разжимают кулачки и показывают ладошки. |
Десять пальчиков зажали! | - Сжимают кулачки и поднимают их вверх. |
Развитие лексико – грамматических категорий
- Игра «Назови ласково».
Полка – полочка. Стул - …. Шкаф - ….
Кресло - …. Стол - …. Кровать - …. И т.д.
- Игра «Назови части». Дети называют части предметов мебели.
Стол – ножки, крышка.
Кресло – ножки, подлокотники, сидение, спинка.
Стул - ножки, сидение, спинка.
Шкаф – ножки, дверцы, полки.
- Упражнение «Скажи наоборот». Подбор к словам слов антонимов.
Старая мебель – новая мебель, тяжелая – лёгкая,
старинная – современная, большая – маленькая,
взрослая – детская, мягкий диван – жёсткий диван,
грязная – чистая, высокий шкаф – низкий шкаф,
широкая кровать – узкая кровать, тонкие ножки у стула – толстые ножки, открыть шкаф – закрыть шкаф, сломать кресло - отремонтировать кресло.
поставить посуду на полку – взять посуду с полки,
внести мебель в квартиру – вынести мебель с квартиры.
- Игра «Один - много». Образование имен существительные в форме множественного числа.
Одна полка, а много… (полок).
Один диван, а много… (диванов).
Один стол, а много… (столов).
Один шкаф, а много… (шкафов) и т.д…
- Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре Много мебели в квартире. А в буфет поставим чашку, В шкаф повесим мы рубашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! | Сжать и разжать кулачки. Выполняем действия в соответствии с текстом. Хлопают в ладоши. |
- Игра «Что для чего нужно?». Подбор глаголов.
Что делают на письменном столе? (Пишут).
За обеденным? (Обедают).
За кухонным? (Готовят пищу).
Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать).
Стул? (Чтобы сидеть).
Платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду).
Посудный шкаф? (Чтобы хранить посуду).
Книжный шкаф? (Чтобы хранить книги).
- Игра «Из чего - какой?».
Столешница стола из дерева. Она какая? – деревянная.
Дверцы шкафа из стекла. Они какие? – стеклянные.
Ножки табуретки из металла. Они какие? – металлические.
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие? – пластмассовые.
Обивка на кресле из кожи. Она какая? – кожаная.
- Игра « Четвёртый лишний»
Фен, холодильник, телефон, шкаф.
Фотоаппарат, утюг, стол, компьютер.
Соковыжималка, диван, мясорубка, телевизор.
- Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах (подели слова на слоги) и придумай предложение с этими словами (на выбор):
ШКАФ, ПУФИК, ЭТАЖЕРКА.
- Объяснить значение выражения:
Объяснить ребёнку значение выражения: Сидеть на двух стульях.
Развитие связной речи
- Рассказы по темам: Мебель в моём доме (в моей комнате….).
- Чтение художественной литературы по теме, с обсуждением.
Д/игра «Новоселье» (Расставим мебель)
- Пересказ рассказа «Испорченная столешница» с использование серии сюжетных картинок.
- Чтение рассказа и рассматриванием серии сюжетных картин.
«Испорченная столешница»
Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в жёлтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила его ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном привезли стол домой, то Ваня пообещал, что больше никогда не будет портить мебель.
Вопросы:
1.Что сделал Ваня, когда мамы не было дома?
2.Что увидела мама, когда вернулась домой?
3.Что сказала мама Ване?
4.Куда повезли стол утром?
5. Что делал Ваня в мастерской?
6.Что обещал Ваня маме, когда привезли стол домой?
Чтение рассказа ещё раз и пересказ рассказа ребёнком.
- Заучивание стихотворений (на выбор). Работа над интонационной выразительностью речи.
Мебель в квартире Много мебели в квартире | Кровать И матрас, и одеяло, |
- Рефлексия. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч взрослому.
Назови предметы мебели? (Ответ ребёнка)
Отгадай что это: Ножки, спинка, подлокотники, сидение? (Ответ ребёнка - Кресло)
Как назывался рассказ, который ты сегодня пересказывал (а)? (Ответ ребёнка)
Успехов и радости в общении друг с другом!
Учитель-логопед:
Наливных Татьяна Владимировна