Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности
В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка образовательного события | 653.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательного события
«Как лисичка бычка обидела»
для детей старшей группы детского сада и их родителей»
Воспитатель: Воронцова Ольга Викторовна.
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Актуальность разработки 3
1.2. Цель разработки 4
1.3. Задачи разработки 4
2. СОДЕРЖАНИЕ 5
2.1. Описание методической разработки 5
2.2. Апробация методической разработки 10
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 18
5. ПРИЛОЖЕНИЯ 19
5.1. Приложение 1 19
5.2. Приложение 2 19
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность разработки
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что преодоление коммуникативных трудностей является ключиком, который открывает возможности для получения необходимого эффекта на любом уровне человеческого взаимодействия.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Моя работа заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи детей, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей. Развивается коммуникативность и умение произвольно управлять своими чувствами. Обучающиеся учатся, путем наглядности, выходить из сложных ситуаций. Вырабатывается способность продуктивно решать социальные проблемы.
В моей педагогической деятельности большое внимание уделяется театрализации. Ставятся задачи: ввести каждого ребенка независимо от его возможностей в мир познания искусства, пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, поверить в свои силы и возможности. Играя в игры-драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в героя, действующее лицо, живет его жизнью.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
1.2. Цель разработки
- для педагога:
Выработать сценарий решения конфликтных ситуаций.
Помочь детям понять и запомнить содержание эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
- для обучающегося:
Познакомиться с различными способами выхода из конфликтных ситуаций.
Научиться пересказывать сказки с помощью методов театрализации.
-для родителей:
Развитие интереса к деятельности детского сада, сплочение с педагогами.
Включение в образовательный процесс.
1.3. Задачи разработки
Расширение кругозора детей (дать понятие о том, что бычок – это рыба).
Обогащение словарного запаса (бычок, рыбешка, пучеглазый, косматая, выпуклые глаза).
Формирование грамматического строя речи.
Помочь детям понять главную идею произведения.
Показать способы выхода из конфликтных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Описание методической разработки
Данное образовательное событие является одним из этапов программы дополнительного образования, которую я планирую реализовать в текущем учебном году.
Что такое образовательное событие?
Это совместное бытие, проживание действительности.
«Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания»
( Б.Д. Эльконин)
Образовательное событие – это обучение в действии.
У каждого из участников своя цель, свои задачи, свои смыслы и свои переживания. У детей научиться выстраивать дружественные отношения. У родителей – быть примером для своих детей, другом и помощником педагога. Каждый участник моего образовательного события не просто зритель, а непосредственно участник.
В процессе этой работы и проживания значимого события, участники получают важные для своего образования знания и опыт (Знакомятся с новым произведением, применяют на себе решение конфликтных ситуаций, тренируются в формировании грамматического строя речи).
Так как у дошкольников ведущая деятельность это игра, то и событие проводится в игровой форме.
Сначала я определила этапы реализации образовательного события. Составила оргплан:
Дата | Задача | Комментарий | Ответствен-ный | Статус |
3.07.2023 | Определение тематики образовательного события, цели и задач | Выбрать занятие в соответствии с методическими рекомендациями для детей 5-6 лет. | Воронцова | Выпол-нено |
4.07.2023 | Определение дополнительных ресурсов, необходимы для проведения образовательного события. | 1.Подобрать музыкальное сопровождение:
2. Картинки с последовательно развивающимися событиями сказки 3. Картинки с изображением лисы и рыбы-бычка. 4. Ширма-море 5. Коврик-берег 6. Кукла би ба бо «Рыба» 7. Маски-шапочки героев сказки 8. Доска, маркеры, картинки с изображением эмоций для рефлексии | Воронцова Родители | Выполнено |
5.07.2023 | Назначить дату и время занятия | Согласно плану воспитательно-образовательной работы. | Воронцова | Выполнено |
5.07.2023 | Пригласить родителей и коллег | Отправить сообщение в WhatsApp и Telegram. Написать анонс на доске обьявлений в группе. | Воронцова | Выполнено |
25.08.2023 | Провести событие | Реализовать задуманное. | Воронцова | Выполнено |
25.08.2023 | Рефлексия | По итогам проведенного события происходит обмен мнениями между всеми участники по поводу прожитого. На этапе рефлексии анализируются полученные результаты, определяется эффективность события, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события. С учетом мнений вносятся коррективы в будущие планы. Доска с результатом вешается в группе. | Воронцова | Выполнено |
Составляя методическую разработку я опиралась на возрастные особенности обучающихся. По мнению Пиаже, возраст - это не только физический параметр, но и психологический. По его теории, мои воспитанники относятся ко второй стадии когнитивного развития. Вторая стадия – дооперационное или предоперационное мышление (от 2 до 7
лет) - дети начинают использовать символы и знаки для обозначения
предметов и явлений. Они учатся говорить и понимать язык, что позволяет им выражать свои мысли и идеи. Однако, в этот период дети еще не способны мыслить логически и систематически. Они не могут рассуждать о причинах и следствиях, не могут понимать абстрактные понятия, такие как время или пространство. Вместо этого, они полагаются на свой опыт и ощущения. В этот период дети также проявляют эгоцентризм, то есть они считают, что все в мире должны видеть и понимать так же, как они сами. Они не могут поставить себя на место других людей и понять их точку зрения. Детям трудно договорится, они не слышат друг друга, перебивают. К концу этого периода эгоцентризм уже преодолевается, дети способны договориться. Они могут играть в различные роли и создавать свои маленькие миры. Это позволяет им развивать свою творческую мысль и фантазию.
Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача,
которая выдвигается обществом.
Задача дошкольного возраста освоить способы и средства полноценного участия в жизни взрослых. Такими способами и средствами становятся смысловой строй речи, правила взаимодействия, границы собственного действия, воображение и произвольность и расширение представлений о мире. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать взрослые отношения, включиться в них и научиться действовать внутри.
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве становится сюжетно-ролевая
игра. Игра не как развлечение, а как средство и способ осуществления качественных изменений в психике ребенка. В игровой деятельности формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Она влияет на формирование произвольности, внимания и памяти, воображения и знаковой функции речи. Память и внимание в игре становятся обязательными условиями, игра требует сосредоточения на предметах, включенных в игру, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не внимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто не сможет играть.
Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, взрослые становятся образцом для собственного поведения ребенка. В игре он приобретает основные навыки общения и те качества, которые необходимы ему для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка целиком и заставляя его подчиняться правилам той роли, которую он берет на себя, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, способности человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, и мотивами других людей. Таким образом, рефлексия обеспечивает адекватное
поведение человека в обществе, формируется мотивационно-потребностная сфера, то есть ориентация в человеческих отношениях, смыслах деятельности, появляются новые социальные мотивы, стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности.
Появляется самооценка, которая начинает выполнять регулирующую функцию. Возникает внутренний план сознания.
Появляется притязание на признание со стороны взрослых: ребёнок ожидает положительной оценки, похвалы, поощрения. Ему важно выделить себя из окружающего мира, осознавать себя как отдельного субъекта, самостоятельно действующего, имеющего свои чувства, желания и возможности. Ребенок становится инициативным по отношению ко взрослому, стремится привлечь внимание к своим действиям; ребенок предпочитает предметные действия коммуникативным, настойчиво требуя от взрослого участия в своих делах; он доверчив, открыт и эмоционально отзывчив, проявляет свою любовь и охотно откликается на ласку; активно использует речь во взаимодействии.
В любом возрасте существуют признаки проявления кризиса, т.е. разрушается предыдущая социальная ситуация развития и ведущая деятельность и расчищается поле для возникновения новой.
У моих воспитанников появляется внутренняя жизнь. Происходит утрата детской непосредственности и возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Как раз в это возрасте происходит распад совместности ребенка со взрослым. С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, он уже умеет действовать с предметами и хочет действовать ими сам. Однако действовать ими в одиночку бессмысленно, нужен партнер или зритель, который поддержит и оценит умения ребенка. Поэтому, с другой стороны, он стремится к сотрудничеству, выделяя себя в нем как самостоятельно действующего субъекта. Интересы ребенка перемещаются от, уже освоенного им мира предметов к миру, в котором предметы становятся посредниками в освоении мира отношений. В это время ребенок психологически выходит за рамки семьи, за пределы привычного окружения
близких людей. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве «ребенок - взрослый», но взрослый ребенку интересен как обобщенный носитель общественных функций.
Социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Ребенок чувствует себя членом общества, его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьми, но в современных условиях и в силу физических возможностей ребенок не может принять полноценное участие в жизни взрослых. Чтобы сблизить отношения детей, я пригласила на образовательное событие их родителей.
Сценарий был разработан с целью выработать у обучающихся умение решения конфликтных ситуаций. Содержание события содержит в себе развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков.
Благодаря партнерским отношениям семьи и детского сада, а также посредством театрализованной деятельности можно показать родителям особенности их детей, помочь принять ребенка таким, какой он есть. Совместная театрализованная деятельность детей и родителей вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость, уверенность в себе, повышает детскую самооценку. Перевоплощение в героя произведения помогает ребенку проявить себя в творчестве, улучшить память, попробовать себя в разных ролях, т.е. прочувствовать на себе разные варианты поведения и выбрать наиболее приемлемый для себя.
2.2. Апробация методической разработки (Ссылка на видео. Приложение 1)
Образовательное событие было апробировано с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в музыкальном зале детского сада №20 «Снегурочка» г. Оха Сахалинской области. Формат занятия: очный
Приветствие длится 1-2 минуты. (Изображение 1)
Игра-беседа «Круг дружбы»
Дети становятся в круг и берутся за руки, воспитатель задает вопрос:
Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
- Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
- Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
- А кто такие друзья?
- Ребята, а какими должны быть друзья?
- А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
- А теперь, возьмитесь за руки, закройте глаза, почувствуйте руку своего друга. Какая она?
- А теперь откройте глаза и посмотрите на своего друга.
- Вам нравится ваш друг?
- Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку. Включаю спокойную музыку. Если воспитанники сильно зажаты и стесняются, попрошу помочь друг другу. Если перебивают друг друга, выслушаю всех, но по очереди.
( Изображение 1 Вводное приветствие)
Вводная часть «Загадки» длится 1-2 минуты (Вывешиваю на доску картинки с изображением героев. Изображение 2-3)
Дети садятся на стульчики.
- Но прежде, чем я прочитаю- героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Разрешу ответить хором, так загадки всего две.
(Изображение 2 Лиса) (Изображение 3 Рыба)
Основная часть
Чтение сказки и обсуждение длится 4-5 минут- «Как лисичка бычка обидела»
Текст сказки «Как лисичка бычка обидела». (Приложение 2)
Вопросы по прочитанному:
- Как называется сказка?
- Где шла лисичка?
- Кто высунулся из воды?
- Какие слова пропела лисичка?
- Что ответил бычок?
- Понравились слова бычка лисичке?
- Что спросила лиса – мать?
- Как ответила лисичка?
- Что еще спросила лиса -мать?
- Что ответила лисичка?
- Какой вывод сделала мама-лиса?
Описываю незнакомую рыбу: «Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.»
Стараюсь охватить всех детей.
Сюрпризный момент с участием, заранее подготовленного родителя длится 2-3 минуты.
- Ребята, вы слышите? Кто-то ворчит в море. Подойдем, посмотрим.
Да это же сердитый Бычок. (Родитель в роли Бычка)
Он говорит, что вы :
злые дети. Это так? (добрые)
хмурые дети (веселые)
трусливые дети (смелые, храбрые)
грязные дети (чистые)
грубые дети (ласковые, вежливые)
глупые дети (умные)
хитрые дети (простые, честные, искренние)
косматые дети (причесанные, аккуратные, опрятные)
колючие дети (гладкие)
- Как вы думаете, почему Бычок такой сердитый? Что бы помочь Бычку давайте вспомним, что же произошло. И обязательно поможем Бычку не злиться.
Для примера первое слово-антоним назову сама, если дети затрудняются.
Разбивка на команды дети и взрослые длится 1 минуту.
4 персонажа сказки. (Родители и дети дублируют друг друга) Первую команду подготовлю заранее. Чтобы родители были увереннее. Пересказ длится 3 минуты.
Восстановление хронологии сказки по иллюстрациям. ( Изображения 4-9) Тем самым родители вместе с детьми пересказывали сказку отрывками, составляя алгоритм.
- Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Вспомните, пожалуйста, как сказка начиналась?
(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Что было потом? (Из воды высунулся бычок - рыба морская) Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок …) Лисичка ведь пела? (да). Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку»? Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит? (А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая…»). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше?
(Заплакала лисичка и домой побежала) Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит:
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка?
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела). Необходимо проговаривать все эпизоды для лучшего запоминания. Проговариваю сама. Читаю сказку повторно, пока выполняется задание. Все делают дети (Изображение 10), родители подключаются при затруднении.
(Изображение 4) (Изображение 5) (Изображение 6)
(Изображение 7) (Изображение 8) (Изображение 9)
(Изображение 10 Составили алгоритм по картинкам)
Физминутка «Дружба» длится 2 минуты
Дети и родители стали врассыпную. Используется готовая аудиозапись с командами движений, чтобы не терять время на объяснение правил.
Театрализация длится 7-10 минут. Команда родителей и детей инсценирует сказку. Пожеланию для театрализации вызывается еще команда родителей и детей. Затем дети самостоятельно инсценируют сказку. (Изображение 11)
- А теперь, я вам предлагаю родителям и детям превратиться в артистов ( надеть маски) и поиграть в сказку. Давайте распределим роли и покажем сказку друг другу. В конце каждого эпизода Лисичка просит прощения у Бычка.
.
(Изображение 11 Дети инсценируют сказку)
Артисты кланяются. Зрители хлопают.
Если желающих будет не достаточно, приглашаю активных.
- Спасибо большое всем участникам нашего представления. У вас получилась замечательная сказка. Все были отличными артистами.
- Ребята и гости, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку.
- Что вы поняли из этой сказки?
- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)
А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду) Теперь Бычок не станет сердиться и Лисичка не обидится.
- Ребята, а у нас в группе есть ребята, которые ссорятся? Что мы должны делать, чтобы этого не случалось?
Вы сегодня рассказывали сказку по картинкам и с родителями.
Отдаю картинки для самостоятельной игры в группе. (Изображения 12-13)
Теперь родители пишут на доске список действий, которые помогают решить конфликтные ситуации, а дети прикрепляют картинки с изображением эмоций.
В дальнейшем, доска вешается в группе и при возникновении конфликтной ситуации обращаемся к ней и ищем правильное решение. (Изображение 14-16)
Обсуждение с родителями вызвало много эмоций, чувства гордости за детей.
Все заметили, что подражая интонационной выразительности речи взрослого, ребёнок сам выразительно передаёт содержание произведения, поддерживает диалог, старается точно отобразить события. Таким образом, развивается у ребёнка диалогическая речь, её интонационная выразительность.
Договорились сотрудничать и помогать друг другу. Если предложить под картинкой своего ребенка сделает запись его родитель, то ребенок чаще будет обращаться к этой записи.
(Изображение 12) (Изображение 13)
(Изображение 14) (Изображение 15) (Изображение 16)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мое событие способствовало сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитию творческих способностей родителей. Получилось обратить внимание родителей на ценность общения с ребёнком посредством театрализованной деятельности. Установить доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами.
Методы, используемые на определённых этапах образовательного события, проводились с учётом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Считаю, что использованный комплекс методов (Слушание сказки, ответы на вопросы, пересказ по картинкам, театрализация) позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использование разнообразных методов и приёмов позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжение всего занятия. Благодаря чему занятие достигло запланированного результата. Дети с самого начала были заинтересованы, активны, готовы к совместной деятельности.
Был выработан сценарий решения конфликтной ситуации. Дети поняли и запомнили содержание эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
Считаю, что событие построено логично, этапы взаимосвязаны. Логичность построения события позволило провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнение задания. Таким образом, поставленные мной цель и задачи были полностью реализованы.
Считаю, что все методы и приёмы способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения. Одна из целей - пересказ сказки, в игровой форме, достигнута.
Общение было построено на принципе диалогического общения взрослого и ребёнка, активизация речи детей. Я учитывала индивидуальные способности детей этого возраста. Продолжая событие, до конца дня, тема была закреплена с детьми в разных режимных моментах: играх, на прогулках, в продуктивной деятельности, в свободной и индивидуальной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Арнаутова Е.П., Белая К.Ю.. Взаимодействие с ребенком в семье – Москва: Школьная пресса, 2009. – 40 с. – ("Дошкольное воспитание и обучение" - приложение к журналу "Воспитание школьников"; Выпуск 198) .
Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Дошкольное образование. №21. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
Голикова Н.Ю. Особенности общения дошкольника 4-5-лет со сверстниками. URL:http://www.mbdou59-teremok.ru/wp-content/uploads/2014/10.pdf
Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр. психол. - 2002. - №2. - С.25 - 38.
Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М. : «Педагогика», 1974
Как лисичка бычка обидела: эскимосская сказка. – Москва // Хрестоматия для маленьких : пособие для воспитателей детского сада / сост. Л.Н. Елисеева. – Издание 5-е, доработанное. – Москва: Просвещение, 1987. – С. 44.
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. URL:http://sundekor.ru/kursovaya-2/preduprezhdenie-i-razreshenie-konfliktov-u- doshkolnikov/
Тавберидзе, В.А. Калугина. – Москва: Школьная пресса, 2008. – 78 с. – ("Дошкольное воспитание и обучение" - приложение к журналу "Воспитание школьников"; Выпуск 174) (Компетентные родители)
Цензор О.В. Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/kak-nauchit-detei-druzhit-profilaktika-detskih- konfliktov-rekomendaci-dlja-roditelei.html
Юрина, Н.Н. Первое знакомство с театром: практические советы педагога / Н.Н. Юрина. – Москва: Школьная пресса, 2005. – 48 с. – ("Дошкольное воспитание и обучение" - приложение к журналу "Воспитание школьников"; Выпуск 109) (Я - человек) (Воспитание) – Ребенок XXI века от рождения до школы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образовательное событие "Как лисичка бычка обидела" - видео
Приложение 2
Эскимосская народная сказка
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
— Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
— Сказала.
— Что ты ему сказала? — спросила лиса.
— А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
— Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его обидела.