Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта (эл.вариант) | 26.57 КБ |
Загадки к проекту | 980.17 КБ |
Муниципальный конкурс "Безопасное колесо" | 831.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Заместителем заведующего по ВМР
МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка»
г. Оха Сахалинской области
О.В.Шумиловой ________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 20 «Снегурочка» г. Оха.
Паспорт проекта
Тема: «Огород на окне»
В подготовительной к школе группе «Лесовичок» на период 2020-2021 учебный год.
Выполнили воспитатели: О.В.Воронцова
А.М.Санина
2020 год
Паспорт проекта
Тема проекта | Огород на окне |
Актуальность проекта | Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. |
Проблема | Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. |
Цель проекта | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков, расширять знания детей о способах посадки и выращивания растений на окне. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Дети подготовительной группы «Лесовичок» Воспитатели, родители |
Тип проекта | По методу: информационно – творческий По количеству участников- вся группа По содержанию: обучающий. Сроки реализации проекта: краткосрочный, август-сентябрь |
Виды детской деятельности | Познавательная, речевая, трудовая, игровая. Совместная работа с родителями. |
Обеспечение проекта | Материально-техническое: ноутбук, проектор, кашпо, грунт, семена, лейки. Список литературы:
|
Предполагаемый результат | Дети совместно с воспитателем: вырастят «свой огород на окне», получат новые знания, проявят активность в процессе выполнения трудовых поручений Педагоги: продолжат освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даст возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий |
Продукт проектной деятельности | Выращенные растения на окне Выставка рисунков Дидактические игры своими руками |
Презентация проекта | Фотовыставка «Наш весёлый огород» Развлечение «В огород мы пойдем» Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород» Вручение дипломов за участие в проекте |
Этапы проекта | |
1 подготовительный |
|
2 выполнение проекта |
|
3 результаты | Участие в конкурсе «Огород на окне» Дети совместно с родителями- составление сказок о растениях на окне. Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород на окне», оформили выставку детских рисунков, сказок, рассуждалок. |
Утверждено
Заместителем заведующего по ВМР
МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка»
г. Оха Сахалинской области
О.В.Шумиловой ________________
Перспективный план работы по проекту: «Огород на окне» | |||
Ответственные воспитатели и родители группы. | |||
Мероприятия | Цели | Сроки реализации | |
Беседа с родителями «Огород на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | 1-я неделя | |
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | 1-я неделя | |
Чтение художественной литературы | Заучивание загадок Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде. | 1-я неделя | |
Игровая деятельность | Настольно-печатная игра «Вершки и корешки» «Четвертый лишний» «Чудесный мешочек» Лото «Что растет на огороде» | 1-я неделя | |
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | 2-я неделя | |
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | 2-я неделя | |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «На даче» | 2-я неделя | |
Чтение художественной литературы | Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни | 2-я неделя | |
Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений. | 3-я неделя | |
Рассматривание цветочных семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | 3-я неделя | |
Игровая деятельность | Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород». | 3-я неделя | |
Чтение художественной литературы | Сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», | 3-я неделя | |
Занятие «Посадка семян овощей» | - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; - подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; - обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); - воспитывать у детей бережное отношение к природе. -развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. | 4-я неделя | |
Опыт – наблюдение за ростом лука, овса. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна | 4-я неделя | |
Игровая деятельность | Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи». | 4-я неделя | |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик» | 4-я неделя | |
Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | 5-я неделя | |
Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | 5-я неделя | |
Игровая деятельность | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | 5-я неделя | |
Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). | Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий, растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями | 5-я неделя | |
Рисование «Наши растения» | Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения | 6-я неделя | |
Аппликация «Овощи на тарелке». | Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками | 6-я неделя | |
Игровая деятельность | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | 6-я неделя | |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук». Бехлерова Е. «Капустный лист». Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи» | 6-я неделя | |
Игровая деятельность | Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?» | 7-я неделя | |
Труд в природе. | Подготовить кашпо к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | 7-я неделя | |
Игровая деятельность | Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски». | 7-я неделя | |
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | 8-я неделя | |
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Для родителей | Фотовыставка «Наш весёлый огород» Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород» | 8-я неделя | |
Анализ результативности | Определить удовлетворенность проектом всеми сторонами. | 8-я неделя |
Предварительный просмотр:
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
***
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это — вкусный и полезный,
Желто — золотистый лук!
***
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
***
Там, на кухне, что за запах,
Что сбежал оттуда папа?
Там на кухне, что за звук?
Это мама режет лук!
Режет лук и плачет.
Что все это значит?
Кто же мамочку обидел?
Но когда я лук увидел,
Тоже плачу в два ручья…
Почему же плачу я?
Мне не больно, не обидно,
А слезам конца не видно!
***
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук — большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец.
***
Огурец растет на грядке,
Значит будет все в порядке,
Скоро будет урожай,
Если хочешь, собирай.
Ты задай ему вопрос:
-Для чего, огурчик, рос?
И получишь ты ответ:
-На салат и в винегрет.
***
Сидит на грядке огурец
В зелененьких мурашках.
-Ты не замерз ли, молодец?
Надень скорей рубашку.
-Мне без рубашки хорошо,
Я не кочан капустный,
А коли ты меня нашел,
То съешь, я очень вкусный.
***
Вот зелёные юнцы —
Молодые огурцы!
Раз, два, три… четыре… пять —
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане
Вкуса дивного творец!
***
В огороде огуречик,
Как ленивый человечек,
Целый день на грядке спит
И зевает, и храпит.
С боку на бок повернётся,
Кто проходит,тот смеётся:
«Растолстел,как бегемот!
С грядки просится прям в рот!».
Блеск на кожице атласной.
Стоп! На грядке – светофор!
Это светит ярко-красный
Сочный спелый помидор
***
Почему меня сорвали
и томатом обозвали?
Что за шутки, что за вздор?
Я – весёлый помидор!
***
Помидор я, иль томат,
Витаминами богат,
На вид я не ужасный:
Круглый я и красный,
Положить меня в салат
Каждый будет очень рад.
***
С неба, просто для порядку,
Дождичек пошел на грядку.
В нем умылся помидор,
Красный, сочный он с тех пор!
Он в густой листве таится…
Уж не нас ли он боится?
***
Этот красный яркий плод
Так и просится к нам в рот.
Мягкий, сочный он внутри
Помидором назови
***
Помидорчик, помидор,
Очень важный ты сеньор.
У тебя кафтанчик красный,
Здесь ты вырос не напрасно.
Ты пузатый и солидный,
Сразу ясно, овощ видный.
Очень сочный и румяный,
Приготовит тебя мама.
Вкусный сделает салат
И накормит всех ребят.
Думаю, из овощей,
Лучше всех — картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки.
Варим, жарим и печем –
На костре, в духовке,
Даже вместе с шашлычком
Справимся мы ловко!
И с укропом молодая –
Просто объедение!
А вот… чистить, не скрываю,
Для меня – мучение!
***
Я на любом столе– любимый самый,
И в честь меня пора давать салют!
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд!
***
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
***
Грядку раскопай немножко,
Глядь, а там живёт картошка.
Раз картошка, два и три…
Всю в ведро её бери.
***
Вчера мы двум картошкам
Приделали по ножкам
Картошки убежали,
Спасибо не сказали
До чего же он хороший
Первый сладенький горошек.
Малышам и взрослым детям
Он из грядок шлет приветик.
Соблазняя нас стручками
С каждым утром все сильней.
Только даст команду мама
Уберем его мы сами.
***
Наш горох все детки любят
Он им лучшим другом был
И всегда, конечно, будет.
Кто же в детстве не любил
И на бабушкиной грядке
Не выискивал стручки,
Хоть они не велики.
Вот вернуть бы те деньки!
Так что кушайте горох
Всякий он всегда не плох:
И сухой, и молодой,
Он по вкусу нам с тобой.
***
Выпрыгнули из стручка,
Напугали паучка,
Стали на усах качаться,
Кувыркаться, баловаться
В брызгах утренней росы.
Хорошо, когда у папы
Есть длиннющие усы!
***
Только не на грядке.
Мы посеяли горох
В деревянной кадке.
Ну не в кадке, ну в ведре,
Ну в ведёрке крошечном…
Ох, горох, расти скорей
В домике горошечном!
Говорит сестрёнка мне:
-Было бы неплохо бы,
Если б вырос на окне
Огород гороховый!
Много видов есть фасоли
И растет она на поле
Или по верху плетется
Где придется, как придется.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной сладкой,
В винегретах и салатах
Витаминами богатых.
А огромные бобы
Любят люди как грибы.
В золотой семье бобовых
Фасоль – не последний овощ.
***
Любят детки все фасольку
Молодую, прямо с поля,
Режут малыми кусками,
Варят прямо со стручками.
Ах, какой прекрасный супчик,
Ах, какой чудесный борщик
Получается. Голубчик,
Уплетай как можно больше.
Ведь все знают, что зимой
У фасоли вкус другой.
Но по своему вкусна,
Как и летняя она.
***
В стручках всегда она растет,
На грядке садовод ее найдет.
Фасоль мы любим, уважаем,
Все вместе дружно собираем.
И вкус прекрасный точно знаем,
И смело в суп ее мы добавляем.
А можно вареной ее нам поесть.
И это правда, а не лесть!
***
Вкус фасоли знаем мы,
Витамины ее нам точно нужны.
Загадки про овощи
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка.
- картошка -
***
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка -
***
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
- картошка -
***
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
- картошка -
***
красный глаз
богатырь тарас
под землю ушел
10 братьев нашел
посмотри-ка посмотри
каковы богатыри.
- картофель -
***
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.
- картофель -
***
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -
***
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
- капуста -
***
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту -
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста -
***
Одёжек много,
А все равно мёрзнет.
- капуста -
***
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
- капуста -
***
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?…
- капуста -
***
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
- капуста -
***
Стоит поп низок, на нем сто ризок.
- капуста -
***
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
А все без застежек.
- капуста -
***
Был ребенок — не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
- капуста -
***
Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
- капуста -
***
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
- капуста -
***
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке.
- капуста -
***
Сто одежек -
Все без застежек.
- капуста -
***
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
- морковь -
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь -
***
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь -
***
Шел долговяз, во сырой земле увяз.
- морковь -
***
Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке
- морковь -
***
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
- морковь -
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -
***
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
- свекла -
***
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла -
***
Алый сапог в земле горит.
- свекла -
***
В саду зеленом в землю вросло,
Сверху толсто, снизу остро,
Собой красно.
- свекла -
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
- лук -
***
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
- луковица -
***
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
- лук -
***
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
- лук -
***
Пришел барин с грядки, весь в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
- лук -
***
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
- лук -
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а просто …
- лук -
***
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук -
***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
- лук -
***
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
- лук -
***
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
- лук -
***
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
- лук -
***
Что без боли и без печали доводит до слез?
- лук -
***
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
- лук -
***
Маленький и горький, луку брат.
- чеснок -
***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -
***
Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это…
- чесночок -
***
Маленький, горький,
Лучку браток.
- чеснок -
***
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
- кабачок –
***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок -
***
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква -
***
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
- тыква -
***
Только фея может этот
Овощ превратить в карету.
- тыква -
***
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
- тыква -
***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
- баклажан -
***
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
- баклажан -
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец -
***
Яркие фонарики на кустах висят,
Словно здесь проходит праздничный парад.
Зеленые, красные, желтые плоды,
Кто они такие, узнаешь их ты?
- перцы -
***
Круглый бок, жолтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
- репка -
***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
- репка -
***
Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …
- репка -
***
В землю – блошкой,
Из земли-лепешкой.
- репа -
***
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- репка -
***
Круглый бок, жолтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
- репка -
***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
- редиска -
***
То она “сосулька”,
То румянцем пышет,
Но вкусна в салате
Горькая…
- редиска -
***
Долгая Мавра жестка и корява,
На всех зла, а всем мила.
- редька -
***
Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
- редиска -
***
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом.
- редиска -
***
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
- помидоры -
***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
- помидор -
***
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- помидоры -
***
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
- помидоры -
***
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
- огурцы -
***
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
- огурцы -
***
Телятки гладки, привязаны к грядке. - огурцы -
***
Развалились в беспорядке
На своей перине-грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут
И растут. - огурцы -
***
Свежий и солёный
Он всегда зеленый. - огурец
***
Без окон без дверей
Полна горница людей. огурец -
***
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
- огурец -
***
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? - огурец -
***
Лежит меж грядок, зелен и сладок.
- огурец -
***
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жолтый и соленый.
- огурец -
***
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
- кукуруза -
***
Голова на ножке, в голове горошки.
- горох -
***
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
- горох -
***
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
- горох -
***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
- горох -
***
У царя Гороха дочки
Спят в кроваточке-стручочке
Кругленьки хорошеньки,
Всех зовут…
- горошинки -
***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
- горох -
***
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
- горох -
***
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.
- фасоль -
***
Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже.
- фасоль -
***
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
- подсолнух -
***
Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит.
- подсолнух -
***
Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
- подсолнух -
***
Повернулось к солнцу
Золотое донце.
- подсолнух -
***
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
- подсолнух -
***
Золотое решето, черных домиков полно.
- подсолнух -
***
Расколи его –
Будет зернышко,
Посади зернышко –
Будет солнышко.
- подсолнух -
***
Посадили зернышко — Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем — Много зерен соберем.
Их поджарим, погрызем, А приедут гости —
Им дадим по горсти.
- подсолнух -
***
Желтый Демид
Весь день на солнышко глядит.
- подсолнух -
***
Черная макушка,
Желтая опушка.
- подсолнух -
***
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
- подсолнух -
Огородные считалки и стихотворения
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон.
(М. Дружинина)
Корзина овощей
Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик теплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свекла —
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днем
Влажный рыхлый чернозем.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
(Т. Шорыгина)
Овощной спор
Вели однажды жаркий спор
горох, морковь и помидор.
Кто для людей всего важней,
кто полезней, кто вкусней?
Краснощёкий помидор
сказал, всем остальным в укор:
– Из всех известных овощей
Я – самый нужный для людей!
Но возразил ему горох:
– Не понимаю, я, чем плох?
Мне не дают покоя мышки
и очень любят ребятишки.
Я слаще мёда и конфет,
замены мне сегодня нет!
Морковь с достоинством сказала:
– У меня заслуг немало!
Во мне особый витамин
– незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была,
чтоб слепота не подвела,
всегда останусь я в цене,
я всем нужна, поверьте мне!
Тут зашумели огурцы:
– Разве мы не молодцы?
Заткнём за пояс мы любого,
Дайте нам, хотя б два слова!
Нас солят в бочках, маринуют,
с нами в праздники пируют.
К любому блюду, наконец,
не будет лишним огурец!
Вступил картофель в разговор:
– Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я – с давних лет для всех кумир!
вам серьёзно говорю:
народ я досыта кормлю.
И все считаются со мной,
Не зря зовусь я – хлеб второй!
Вздохнула сочная капуста:
– Как без меня на кухне пусто!
Не буду скромничать, друзья,
но без меня прожить нельзя!
Мои тугие кочаны
сплошь витаминами полны.
Тут свёкла вся раскипятилась,
багровой краскою залилась.
– И мне замены не найдёшь,
без меня не сваришь борщ!
Во мне белки и углеводы,
мной засевают огороды.
С сестрою белою моей
мы честно служим для людей.
Лук стал сердитым от обиды:
– Во мне сплошные фитонциды.
а, иногда я раздражаю, –
сказал он, слёзы вытирая. –
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
– А я? – чеснок задал вопрос. –
И на меня повсюду спрос.
так же, как собрат мой, лук –
народу самый лучший друг.
Для профилактики болезней
в природе нет меня полезней.
Без чеснока не обойтись,
и это доказала жизнь.
Всем не в обиду, не в укор,
прервал хозяин шумный спор:
– Не нужно ссориться, друзья!
Живите, как одна семья.
Достоинств в вас не перечесть,
Вам всем салют, хвала и честь!
Отдать кому-то предпочтенье,
поверьте, чистое мученье!
И потому, я на обед
из вас готовлю винегрет!
(Н. Анишина)
Салат
Это правда, что салат
Витаминами богат.
Нож у мамы длинный-длинный,
Мама режет сочный лук,
И летают витамины
Невидимками вокруг.
(Г. Глушнёв)
Словно в заячьей столовой
Словно в заячьей столовой:
На полянке – пень сосновый,
На пеньке стоит обед,
И чего там только нет!
И капуста, и картошка,
Горка свежего горошка
И петрушечки немножко!
А зайчишкам-ребятишкам –
Травка сладкая горой,
По морковочке одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
(И. Муравейко)
Соперницы
Сидят на грядке близко,
Но близкими не стали.
Морковка и редиска
Призов ждут и медалей.
«Соперницы!» – смеётся
Над ними огород.
Пусть счастье улыбнётся
И каждой повезёт!
(Н. Капустюк)
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
(Ю. Тувим)
Огород
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
(Н. Нищева)
Летний дождик
Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснется,
Как капуста встрепенется:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
Просят лук и сельдерей:
— Напои нас поскорей!
К струйкам тянется горох:
— Без воды я весь засох!
Благодатный дождик теплый
Жадно пьют морковь и свекла,
И румяные томаты,
И упругий лист салата.
Струйки весело журчат,
И сверкает мокрый сад,
Оживает огород —
Все в нем бурно в рост идет!