3.7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.
3.7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 342.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИИ»
1.1. Область применения программы
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа учебной дисциплины «География» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т.п.), учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС).
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
уметь | ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. |
знать | этапы формирования политической карты мира; разнообразие стран мира; возможные группировки стран; типологию стран по уровню социально-экономического развития; глобальные проблемы человечества; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры, религии, экономики в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
|
- Общая характеристика учебной дисциплины «География»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
- метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
- готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
- предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
- Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития
|
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана 4 |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами 6 |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии
|
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки География |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы |
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
1.6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Коды УУД | Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по профессии) |
личностные | ||
Л 01 | -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | ОК 1. |
Л 02 | -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-ности; | |
Л 03 | -толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; | |
Л 04 | -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | |
Л 05 | -эстетическое отношение к миру; | |
Л 06 | -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к предмету, культурам других народов; | |
Л 07 | -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); | |
метапредметные | ||
М 01 | -умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | ОК 2. ОК 8. |
М 02 | -умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | |
М 03 | -умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; | |
М 04 | -владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | |
предметные | ||
П 01 | -сформированность устойчивого интереса к предмету как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; | ОК 3. ОК 4. ОК 5. |
П 02 | -сформированность навыков; | |
П 03 | -владение навыками самоанализа и самооценки; | |
П 04 | -владение умением; | |
П 05 | -владение умением; | |
П 06 | -знание содержания; | |
П 07 | -сформированность умений; | |
П 08 | -способность выявлять; | |
П 09 | -владение навыками анализа; | |
П 10 | -сформированность представлений |
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3. | Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и подержания необходимого уровня физической подготовки; |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
1.8. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
теоретическое обучение обучающегося 30 часов;
практическое обучение 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы очное отделение
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 30 |
практические занятия | 30 |
лабораторные занятия | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая характеристика мира | |||
Тема 1.1. Предмет и задачи социальной и экономической географии мира | Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука. Предмет изучения географии. Методы изучения и населения и хозяйства. Пути освоения планеты и разделы экономической географии. | 2 | ОК 2. ОК 3. ОК 4. |
Тема 1.2. Современная политическая карта мира. | Понятие политической карты мира, её значение. Периоды формирования политической карты мира. Количество и группировки стран мира. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Государственный строй стран мира. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная. | ОК 1. ОК 2. ОК 3. | |
Практическая работа. Состав политической карты | 2 | ||
Тема 1.3. География мировых природных ресурсов. Экологические проблемы. | Понятие о географической (окружающей) среде. Обмен веществ между обществом и природой. Мировые природные ресурсы и их использование в разные исторические эпохи. Размещение природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Классификация природных ресурсов:минеральные, земельные, биологические, водные, лесные, Мирового океана, климатические и космические, рекреационные. Степень загрязнения всех компонентов природы в зависимости от экономического развития стран. Виды загрязнения, их причины и последствия. Методы борьбы с антропогенным загрязнением природы. Экономическая политика стран. Решение природоохранных проблем: 3 главных пути. | 2 | ОК 2. ОК 7. |
Практическая работа.
| 4 | ОК 2. ОК 4. | |
Тема 1.4. Охрана окружающей среды. | Степень загрязнения всех компонентов природы в зависимости от экономического развития стран. Виды загрязнения, их причины и последствия. Методы борьбы с антропогенным загрязнением природы. Экономическая политика стран. Решение природоохранных проблем: 3 главных пути. Практическая работа. Охрана окружающей среды. | ОК 1. ОК 5. ОК 7. | |
Тема 1.5. География населения мира. | Население – главная производительная сила общества. Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика. Состав и структура населения: половой состав, возрастной состав, религиозный состав, этнический состав. Размещение и миграция населения, виды миграции. Понятие трудовых ресурсов. Две формы расселения населения (городская и сельская. Понятие урбанизации и субурбанизации. | 2 | |
Практическая работа. Формы расселения. Урбанизация По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии, Океании. Выводы запишите в тетрадь. По карты религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах земли. | 4 | ОК 3. ОК 4.ОК 6. ОК 8. | |
Раздел 2. География мирового хозяйства | |||
Тема 2.1. География мирового хозяйства. НТР. Факторы размещения производительных сил. | Понятие о мировом хозяйстве. Формирование мирового (всемирного) хозяйства. Понятие о международном географическом разделении труда. Отрасли международной специализации – результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства – доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. | 2 | ОК 2.ОК 6. |
Тема 2.2. География отраслей мирового хозяйства. География промышленности мира. | Структура отраслей мирового хозяйства. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Основные группы промышленности в зависимости от времени возникновения. Отрасли промышленности, их характеристика. | 2 | ОК 2. ОК 3. |
Практическая работа. География промышленности мира Топливно-энергетический комплекс География промышленности мира | 4 | ОК 2. | |
Тема 2.3. Мировое сельское хозяйство | Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Типы сельского хозяйства (товарная и потребительская). Понятие о «зелёной» революции. Основные отрасли сельского хозяйства – земледелие, животноводство, рыболовство. Практическая работа. География мирового сельского хозяйства | 2 | ОК 6. ОК 7. |
Тема 2.4. География мирового транспорта. | Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Понятие о мировой транспортной системе, грузопотоки, грузоподъемность. Масштабы транспортной сети. Географический различия в мировой транспортной системе. Основные виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный, воздушный (авиационный), трубопроводный. Транспорт и окружающая среда. | 2 | ОК 3. ОК 8. |
Тема 2.5. Международные экономические отношения | Общая характеристика всемирных экономических отношений (ВЭО). Понятие о свободных экономических зонах. Мировая торговля. Финансово-кредитные отношения. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество. Международный туризм. Прочие виды всемирных экономических отношений. | 2 | ОК 1. |
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества | |||
Тема 3.1. Понятие о глобальных проблемах человечества. | Глобализация. Классификация глобальных проблем: 1) проблемы наиболее универсального характера; 2) проблемы природно-экономического характера; 3) проблемы социального характера; 4) проблемы смешанного характера. | 2 | ОК 7. |
Всего | 32 | ||
Раздел 4. Региональная характеристика мира | |||
Тема 4.1. Страны Европы | Принципы выделения региона, его состав. Особенности ЭГП стран. Численность. Структура. Трудовые ресурсы населения. Природно-ресурсный потенциал. Основные отраслевой и территориальной структур хозяйства. Топливно-энергетический комплекс. Размещение черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности. Ведущая роль машиностроения и его размещения. Основные черты географии сельского хозяйства, его специализация. Экономическое районирование стран Европы. Практическая работа Экономико-географическая оценка стран Европы. | 2 2 | ОК 6. ОК 9. |
Тема 4.2. Страны Центральной Европы. Германия. | Страны, входящие в субрегион Западная Европа. ЭГП, природные богатства, население, экономика, отрасли специализации, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, международные экономические отношения. Практическая работа. Экономико-географическая характеристика природно-сырьевой базы промышленности Германии | 2 | ОК 3. ОК 6.ОК 8. |
Тема 4.3. Страны Восточной Европы. Польша. | Практическая работа. Оценка экономико-географического положения страны Польши Страны, входящие в субрегион Восточная Европа. ЭГП, природные богатства, население, экономика, отрасли специализации, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, международные экономические отношения. План-схему экономико-географической характеристики страны. | 2 | ОК 4. ОК 5. |
Раздел 5. Страны Америки | |||
Тема 5.1. Северная Америка. | Понятие «Северная Америка» в экономической социальной географии: состав и принципы выделения региона. США. Историко-географические особенности формирования государства. Влияние страны на современную экономическую географию. ЭГП и ПГП как факторы развития. Пестрота этнического состава населения., значение иммиграции, структура занятости населения, размещение населения. Крупнейшие городские агломерации и мегаполисы. | 2 | ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. |
Практическая работа. Экономические районы США. Природно-ресурсный потенциал США. Особенности экономики США. Крупнейшие экономические районы: Север, Юг, Запад, Центр, роль страны в мировой экономике. | 2 | ||
Тема 5.2. Страны Латинской Америки. | Принципы выделения региона, его состав. ЭГП страны. Историко-географические особенности формирования государства. Значение близости США в хозяйстве региона. Хозяйственная оценка природных ресурсов, населения. Структура населения. Характеристика экономики региона, его особенности. Внутренние проблемы. Практическая работа Интеграционные связи стран Латинской Америки Города и народы стран Латинской Америки | 4 | ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8 |
Тема 5.3. Страны Латинской Америки. Мексика. | Принципы выделения региона, его состав. ЭГП страны. Историко-географические особенности формирования государства. Значение близости США в хозяйстве региона. Хозяйственная оценка природных ресурсов, населения. Структура населения. Характеристика экономики региона, его особенности. Внутренние проблемы. Дать экономико-географическую характеристику Мексики. | ОК 3. ОК 5. ОК 7. ОК 8 | |
Тема 5.4. Страны Южной Америки. Бразилия. | Страны, входящие в субрегион Южная Америка. Территория, границы, ЭГП, внутренние различия, государственный строй. Природные богатства и их разнообразие. Особенности субрегиона. Экономико-географическая характеристика Бразилии. | 2 | |
Раздел 6. Страны Азии. | |||
Тема 6.1. Зарубежная Азия. Индия. | Принципы выделения субрегиона, его состав. Хозяйственная характеристика природных ресурсов. Население субрегиона. Основные черты географии, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. НИС – будущее региона. Состав региона. Внутренние экономические различия и богатства региона, его экономико-географическая характеристика. | 2 | ОК 3. ОК 5. ОК 7. ОК 8 |
Практическая работа. Экономико-географическая характеристика Индии. | |||
Тема 6.2. Восточная Азия, Япония. | Принципы выделения субрегиона, его состав. Хозяйственная характеристика природных ресурсов. Население субрегиона. Основные черты географии, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, МО. Япония – одна из ведущих по промышленному производству стран мира. Основные черты ЭГП, хозяйства страны. Высокий уровень науки, техники и технологии. Тихоокеанский промышленный пояс. Практическая работа Экономико-географическая характеристика Японии | 2 | ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 8. |
Тема 6.3. Страны Юго-Восточной Азии. Китай. | Состав субрегиона. Природные богатства. Характеристики экономики региона. Основные проблемы региона. КНР – самая большая по населению страна мира. Экономико-географическая характеристика Китая. Особенности формирования Китайской экономики. Экологические проблемы. Практический работа. Экономико-географическая характеристика Китая | 2 | |
ОК 3. ОК 5. ОК 7. ОК 8 | |||
Раздел 7. Страны Африки. | |||
Тема 7.1. Страны Африки. | Общая характеристика стран Африки. Размеры и состав территории, границы. Большие внутренние различия. Африка – регион широкого распространения территориальных споров и пограничных конфликтов. Природные условия и ресурсы – важнейший фактор развития стран региона. Северная и Тропическая Африка. | ОК 3. ОК 5. ОК 7. ОК 8 | |
Практическая работа. Сравнительная характеристика регионов Африки | 2 | ||
Тема 7.2. Южная Африка. ЮАР. | Южная Африка – наиболее экономически развитая часть континента. Политическая карта, состав региона, население, природные богатства, общая характеристика хозяйства Южной Африки. Особенности развития региона. ЮАР – страна с двойной экономикой. Экономико-географическая характеристика ЮАР. | 2 | |
Раздел 8. Австралия и Океания | |||
Тема 8.1. Австралия. | Австралия – единственная страна в мире, занимающая целый континент. ЭГП. Природные богатства, население, экономика, МО Австралии. Внутренние различия страны. Основные проблемы. Океания – это огромное количество мелких атоллов, особенности региона. Политическая карта региона. Характеристика хозяйства стран Океании. | 2 | ОК 1. ОК 5. ОК 7. ОК 8. |
Дифференцированный зачет | |||
Всего: | 60 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика.
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия;
- электронные учебные пособия;
- карты мира, России и отдельных регионов;
- каталоги, путеводители, буклеты о странах;
- периодические издания туристской тематики.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор, принтер.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира:учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение. 2014г.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.В. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – Учебник – Москва: Просвещение 2018г.
Дополнительные источники:
- Алисов Н.В., Хорев Б.С Экономическая и социальная география мира (общий обзор): - Москва: Гардарики, 2010.
- Все столицы мира: Популярный справочник / Сост. Л.М. Еремина. - Москва: Дрофа, 2016.
- Большой энциклопедический словарь. - Москва: БРЭ, 2014.
- Копылов В.А. Экономическая и социальная география. Мир* Россия. - Москва: маркетинг,
2010. - Колосов В.А., Мироненко Н.С.геополитика и политическая география. - Москва: Аспект
Пресс, 2010. - Лавров СБ., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. - М.: Дрофа, 2013.
- Любимов И.М. Общая политическая, экономическая и социальная география. Учеб.пособие. - Москва: Гелиос АРВ, 2011.
- Любимов И.М. Экономическая география. - Москва: Гелиос АРВ, 2011.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты: Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира». - Москва: Дрофа, 2014.
- Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - Москва: Просвещение, 2014.
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения Код и наименование профессиональных и общих компетенций | Критерии оценки | Методы контроля и оценки результатов обучен |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3. Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и подержания необходимого уровня физической подготовки; ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Умение: демонстрация навыков использования методических приемов подготовки материалов изложение последовательности и содержания действий при обеспечении контроля демонстрация интереса к будущей профессии | Текущий контроль в форме: -устного и письменного опроса; -защиты практических занятий; -выполнения тестовых заданий; -контрольных работ по темам. Решение практико-ориентированных ситуационных) заданий. Контрольные работы. |