3.11 Методические публикации
Авторы: Дапык Салима Мартысовна, Хольшина Марина Александровна Рубрика: Педагогика Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г. Дата публикации: 17.04.2023 Статья просмотрена: 1302 раза
Библиографическое описание: Дапык, С. М. Наставничество в системе отношений «преподаватель — студент» / С. М. Дапык, М. А. Хольшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101611/ (дата обращения: 15.04.2024).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЕДА Г О ГИКА
Наставничество в системе отношений «преподаватель — студент»
Дапык Салимаа Мартысовна, преподаватель; Хольшина Марина Александровна, преподаватель
Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации
В статье представлено описание наставничество в системе отношений «преподаватель — студент».
Ключевые слова: наставничество, преподаватель, студент, педагогическое общение.
кола наставничества появилась давно. Наставничество на современном этапе стало одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики нашего государства.
Технология наставничества—форма передачи знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника (обучающего) — менее опытному (обучаемому) посредством взаимодействия и планомерной работы. Технология позволяет получать опыт, формировать навыки, компетенции и ценности у студента гораздо быстрее, чем другие способы их передачи (например, через учебные по собия, урочную систему обучения, самостоятельную и проектную деятельности, формализованное общение) [1, 39].
Сегодня наставничество реализуется в разных системах отношений.
Наставничество в системе отношений «преподаватель — студент» предполагает передачу знаний, умений и опыта посредством доверительного неформального общения, основанного на принципах партнерства.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого — педагогических и коммуникативных проблем.
Отражением профессионализма педагога является его поведение, в котором преподаватель выступает не только как субъект познания деятельности, но и как субъект общения. Педагогическое общение включает процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, построенный в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности. Его основными признаками являются: социально-психологическое взаимодействие преподавателя и учащихся, обмен предметной информацией; оказание воспитательного воздействия; организация взаимоотношений; наличие коммуникативных средств.
Педагогическое общение наставника выражается в умении организовать деятельность студентов в взаимоотношениях, понять состояние учащихся. В реальных условиях преподавателю приходиться очень быстро оценивать ситуацию, анализировать ее и выбирать оптимальный вариант действий. При этом восприятие учебной ситуации происходит в двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Уровень эмоциональный обеспечивает лучшее понимание студента, помогает нейтрализовать имеющуюся у преподавателя склонность к преждевременной оценке, избежать категоричных противопоставлений себя и учащихся. Основой педагогического общения наставника выступает педагогическая задача, в ходе решения которой происходит передача информации, побуждение учащихся к действию по ее восприятию и переработке (мотивация), вызов их эмоционально-ценностной реакции и организация их деятельности.
Учебная деятельность предполагает систематическую умственную работу, связанную с произвольной регуляцией усилий, концентрацией внимания. Захочет ли учащийся учиться, зависит во многом от педагогического мастерства учителя, от подготовленности студента к учебе в техникуме, от семейной обстановки и требований к нему. Учебная деятельность прямо или косвенно не связана с удовлетворением первичных биологических потребностей, а, следовательно, нет природных механизмов мотивации учения. Человек не хочет работать, но может захотеть при определенных условиях. Педагогически более рационально исходить из того, что и учащийся не хочет учиться, но может захотеть. И задача педагога, прежде всего, заключается в том, чтобы студент захотел учиться [2].
Необходимо обеспечить успех ученика в достижении целей учебной деятельности. Мотивы — это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление учащихся учиться. Мотивация познавательной деятельности студента является необходимым условием успешности обучения, важным этапом любого занятия. Успех порождает положительную мотивацию учения, меняет социальный статус учащегося, позволяет самоутвердиться, порождает комплекс положительных эмоций. Положительные эмоции, в свою очередь, начинают выступать мотивом учения, перестраивая систему личностных отношений с преподавателями и студентами.
Наставляемый посредством взаимодействия с наставником, опираясь на его активную позицию, решает конкретные задачи: жизненные, личные, профессиональные. Он ориентируется на помощь и поддержку со стороны наставника, благодаря чему приобретает новый опыт, а также формирует и совершенствует навыки. Наставник характеризуется наличием актуального опыта и знаний по решению тех или иных задач, в частности, направленных на достижение жизненных, личных, профессиональных результатов. Наставник желает и готов поделиться этим опытом с наставляемым. В зависимости от конкретной ситуации роли наставника и наставляемого могут меняться, переходя от учителя к ученику [3].
Так сложилось в Кызылском техникуме экономики и права потребительской кооперации, что наставническая работа является неотъемлемой частью деятельности учреждения для создания условий благоприятных для становления будущего специалиста. Одной из задач, стоящих перед преподавателями техникума является развитие наставничества, как модели взаимодействия педагог-студент.
В 2022–2023 учебном году наставническая работа в техникуме была организована в соответствии с Положением о наставничестве, программой наставничества и планами работы с наставниками и наставляемыми. Определены наставники приказами директора техникума: форма «педагог-студент» — 57 студентов.
Актуальность данной модели — это необходимость для успешной личной и профессиональной самореализации в современной жизни, выражается в полном раскрытие потенциала личности студента (наставляемого), а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки самоопределения и самореализации обучающихся, вовлечения в различные формы наставничества студентов техникума.
Формы взаимодействия преподавателя — наставника с наставляемым студентом.
Преподаватель–неуспевающий студент. Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, адаптации его в студенческом коллективе. В качестве на ставника выступает куратор, который работает в тесном кон- такте с преподавателями-предметниками, психологом.
Преподаватель–пассивный студент. Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает куратор.
Преподаватель–одаренный студент. Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать куратор или преподаватель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал.
Наставник решает следующие задачи, это:
- улучшение результатов учебы;
- осознание студентом индивидуальных особенностей;
- улучшение творческих и спортивных результатов;
- формирование благоприятной психоэмоциональной среды среди студентов;
- привлечение в культурно массовой, общественной работе.
Взаимодействие наставника и наставляемого велось в режиме урочной и внеурочной деятельности, в совместной организации и участия в конкурсах и проектных работах, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия.
Применял в своей практике наставник различные методы деятельности, такие как мастер-класс, наблюдение, интерактивные, проблемные и проектные, и анализ практических ситуаций, рефлексия и анализ деятельности подопечного.
Литература:
В ходе реализации плана работы по наставничеству «студент-студент» осуществлено следующее:
- проведено информирование педагогов и студентов о программе наставничества;
- осуществлялась консультативная помощь при подготовке к мероприятиям различного уровня, студенты принимают участие во конкурсах, олимпиадах.
- проводились индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях по предмету, Обучающаяся активно участвует во внеклассной работе по предмету.
- — консультативная помощь с целью адаптации; — разработана и реализована программа обучения наставников;
- проведены групповые встречи для формирования пар/ групп;
- подобраны форматы взаимодействия для каждой пары/ группы.
Всё это в конечном приводит к повышению академической успеваемости, самостоятельности, преодоление стресса вследствие получения эмоциональной поддержки, формированию положительной мотивации и стремлению к развитию и реализации внутреннего потенциала обучающегося, а также повы шение уровня профессиональной компетентности.
- Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагу- рова // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.).— Казань: Бук, 2017.— С. 39.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. Москва.: Педагогика, 1985. С. 150
- Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятель- ности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.].— Челябинск