3.13. Педагогическое наставничество
3.13 Педагогическое наставничество
В условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный преподаватель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.
Как бы хорошо ни был подготовлен к педагогической деятельности начинающий преподаватель, становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определят степень мастерства преподавателя. Происходит идентификация начинающего преподавателя с профессией, освоение нормативных способов деятельности, применение различных методических приемов в своей профессиональной деятельности, грамотно презентовать и предъявлять себя как специалиста и свою профессиональную деятельность.
В профессиональной деятельности адаптация молодого преподавателя, вхождение в педагогический коллектив – сложный, многоуровневый, многофакторный процесс и представляющий собой внутри техникума управление.
В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации – наставничество, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современного техникума.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому преподавателю в коллективе;
- определить уровень профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со студентами и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Основная идея наставника «Призвание: стать настоящим преподавателем!» заключается в индивидуализации процесса профессионального становления молодых педагогов посредством сопровождения их педагогами-наставниками.
Задача опытных педагогов – проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту, а администрации школы – организовать систему помощи начинающим преподавателям в приобретении практического опыта.
Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной, проектировочный. Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наставник выстраивает свою деятельность в три этапа:
Этап | Деятельность наставника | Целесообразность | Формы работы |
1й этап – адаптационный | Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. | Наставник выявляет проблемы, которые испытывает начинающий преподаватель в начале своей профессиональной деятельности и организует диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями. | посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у молодого учителя педагогических затруднений. |
2й этап – основной (проектировочный) | Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования и осуществляет корректировку профессиональных умений молодого преподавателя. | В педагогической деятельности начинающих преподавателей определяются «болевые точки» с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока. | информационные методы (педагогические чтения, лекции на занятиях«Школы молодого преподавателя» и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы. |
3й этап – контрольно-оценочный. | Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. | Начинающий преподаватель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др. Усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. | лекция, семинар, практическое занятие; проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; педагогические чтения; "педагогический ринг"; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские. |
У наставника создана система работы с молодыми специалистами на принципах:
принцип сотрудничества (системное взаимодействие педагогов-наставников с молодыми специалистами);
принцип индивидуализации (деятельность педагогов-наставников ориентирована на индивидуальные особенности и возможности молодых специалистов);
принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
принцип психологической поддержки (помощь в определении личностно значимых качеств, преодолении конфликтов и профессиональных затруднений);
принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального личностного и профессионального развития);
принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности).
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- занятие «Школа молодого преподавателя, тренинг, заседания круглого стола.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:
- психологические тренинги;
- творческие лаборатории;
- психолого-педагогические деловые игры;
- диспуты;
- конкурсы;
- круглые столы;
- мозговые штурмы;
- разработка и презентация моделей уроков;
- презентация себя как преподавателя;
- портфолио;
- защита творческих работ;
- передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами.
Новизна
В техникуме создана целостную систему адаптации и становления молодых педагогов и организована целенаправленная и комплексная работу по выявлению и развитию их потенциала.
План работы
Планируемые мероприятия | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Форма отчетности | Дата | |
Первый год работы | ||||
Знакомство с начинающим преподавателем. Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка техникума. Введение документации. | Изучение "Закона об образовании", ФГОС, профессиональный стандарт «Педагога», кодекс профессиональной этики, Устав техникума, программу развития техникума, положения о заполнении журнала. Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования. | Рабочие программы, Календарно-тематическое планирование. Памятка по заполнению классного журнала | Сентябрь | |
Современный урок. Требования к его организации | Практическое занятие: технологическая карта урока, типы, формы уроков, методика проведения уроков, Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов системно-деятельностный подход. Участие в оформлении учебного кабинета. | Технологическая карта урока. Учебно-дидактические материалы. Паспорт кабинета. Посещение уроков | Октябрь | |
Фонд оценочных средств. Виды контроля | Критерии и показатели качества обучения. Положение об итоговой и промежуточной аттестации. Виды контроля. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости студентов. | Фонд оценочных средств. | Ноябрь | |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятие | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). | Памятка Подбор примеров – ситуаций (информационный лист) | Декабрь | |
Разработка индивидуального плана профессионального становления. Самообразование. | Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях. Выбор методической темы. | Отчет | Февраль | |
Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися | Внеурочные мероприятия по предмету | Выработка рекомендаций Участие учащихся | Апрель | |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | Проводится неделя начинающего педагога. Творческий обзор преподавателя-наставника Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | Отчет | Май | |
Второй год работы | ||||
Изучение нормативно-правовой базы | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года | Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса | Сентябрь | |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учетом возрастных особенностей учащихся | Диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы группы. Дается опора для составления психолого-педагогической характеристики. | Контроль ведения документации. | Ноябрь | |
Анализ урока. Самоанализ. | Советы начинающему преподавателю по подготовке урока. Основы анализа урока. Основы самоанализа урока. | Памятка для проведения самоанализа. | Январь | |
Участие в заседании методического объединения Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися | Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. | Протокол ШМО Сценарий мероприятия | Март | |
Методическая выставка достижений молодого преподавателя | Уровень профессионального начинающего преподавателя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. | Отчет молодого специалиста о проделанной работе | Май | |
Третий год работы | ||||
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы, проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Контроль ведения документации. | Сентябрь | |
Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке | Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Система нестандартных уроков. Создание программного продукта | Видеозапись занятия с использованием современных. образовательных технологий | Ноябрь | |
Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одаренными студентами | Система работы с одаренными студентами. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Методика работы с одаренными студентами. | Посещение мероприятий | Январь | |
Портфолио педагога. Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | Общие положения портфолио педагога - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | Портфолио | Март | |
Подготовка к аттестации на 1 квалификационную категорию | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. | Выработка рекомендаций. Список литературы | Апрель | |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе. Защита аттестации и получение 1 квалификационной категории | Анализ карьерных перспектив начинающего преподавателя. Чему научился педагог у наставника. | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе | Май-Июнь |
Считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, но используя в своей работе классическое наставничество и главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Диагностика моего подопечного: собеседование, посещение ее уроков. Выявлены проблемы: у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам.
С этой целью даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: в декабре 2022 г. была проведена в техникуме по выполнению требований ФГОС ОО, в ходе которой были проверены рабочие программы преподавателя соответствия данным требованиям, нарушений не было выявлено.
Определенные затруднения у начинающего преподавателя вызвал процесс проектирования и составление технологических карт к уроку. Была проведены консультации для решения этой проблемы, в ходе которой молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся. В результате проведен совместный открытый урок.
Была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяет направления работы по сопровождению молодого преподавателя Дапык Салима Мартысовна с целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов. Кроме того, в программе прослеживается работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
Наставник обеспечивает поддержку молодым педагогам и показывают высокие результаты при участии в профессиональных конкурсах различного уровня.
Организация участия молодых учителей в мероприятиях, проводимых на базе техникума и за пределами.
Приняла участие в работе в проекте «Инфоурок»: «Новые технологии на уроках в техникуме».
Стал участником конкурса Конкурс-фестиваль педагогического мастерства (далее – Конкурс-фестиваль) для молодых преподавателей в техникуме, где представила свой открытый урок и методическую разработку «Мастерская современного урока».
В техникуме для молодых преподавателей наставник проводили семинар. В рамках работы семинара были рассмотрены вопросы, значимые для педагогов всех направлений: «Актуальные проблемы современного урока для молодого педагога», «Создание проблемных ситуаций
на уроках», «Особенности организации самоконтроля и взаимоконтроля учащихся». Молодые учителя
получили конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока, оптимальность объема и сложность домашних заданий
Результативность профессиональной деятельности молодых специалистов
п/п | Мероприятие | Дата | |
1. | Молодой ученый. Международный научный журнал. «Наставничество в системе отношений "преподаватель-студент"». – 2023. - №15(462) - С. 91-95. | апрель 2023 г. | Совместная статья |
2. | Бинарный урок | 2021 г. | |
3. | Участие в Республиканские недели предпринимательства | 22-26 мая 2020 г. | Совместное участие |
4. | День здоровья. Соревнования по волейболу | 6 марта 2022 г. | Совместное участие – 2 место среди женщин |
5. | Конкурс-фестиваль педагогического мастерства (далее – Конкурс-фестиваль) для молодых преподавателей | 23 апреля 2020 г. | Совместный открытый урок |
6. | Всероссийский конкурс "Педагогическая копилка" | 21 января 2023 г. | Совместное выступление 1 место |