3.13. Педагогическое наставничество

Хольшина Марина Александровна

3.13 Педагогическое наставничество

В условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный преподаватель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.

Как бы хорошо ни был подготовлен к педагогической деятельности начинающий преподаватель, становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определят степень мастерства преподавателя. Происходит идентификация начинающего преподавателя с профессией, освоение нормативных способов деятельности, применение различных методических приемов в своей профессиональной деятельности, грамотно презентовать и предъявлять себя как специалиста и свою профессиональную деятельность.

В профессиональной деятельности адаптация молодого преподавателя, вхождение в педагогический коллектив – сложный, многоуровневый, многофакторный процесс и представляющий собой внутри техникума управление.

В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации – наставничество, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

 

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современного техникума.

       Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому преподавателю в коллективе;
  • определить уровень профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со студентами и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

        Основная идея наставника «Призвание: стать настоящим преподавателем!» заключается в индивидуализации процесса профессионального становления молодых педагогов посредством сопровождения их педагогами-наставниками.

Задача опытных педагогов – проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту, а администрации школы – организовать систему помощи начинающим преподавателям в приобретении практического опыта.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной, проектировочный. Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставник выстраивает свою деятельность в три этапа:

 

Этап

Деятельность наставника

Целесообразность

Формы работы

1й этап – адаптационный

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Наставник выявляет проблемы, которые испытывает начинающий преподаватель в начале своей профессиональной деятельности и организует диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями.

посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у молодого учителя педагогических затруднений.

2й этап – основной (проектировочный)

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования и осуществляет корректировку профессиональных умений молодого преподавателя.

В педагогической деятельности начинающих преподавателей определяются «болевые точки» с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

информационные методы (педагогические чтения, лекции на занятиях«Школы молодого преподавателя»  и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

3й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Начинающий преподаватель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др. Усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

лекция, семинар, практическое занятие; проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; педагогические чтения; "педагогический ринг"; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские.

 

У наставника создана система работы с молодыми специалистами на принципах:

принцип сотрудничества (системное взаимодействие педагогов-наставников с молодыми специалистами);

принцип индивидуализации (деятельность педагогов-наставников ориентирована на индивидуальные особенности и возможности молодых специалистов);

принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

принцип психологической поддержки (помощь в определении личностно значимых качеств, преодолении конфликтов и профессиональных затруднений);

принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального личностного и профессионального развития);

принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности).

Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока.

Формы работы:

  • индивидуальные консультации;
  • посещение уроков;
  • занятие «Школа молодого преподавателя, тренинг, заседания круглого стола.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:

  • психологические тренинги;
  • творческие лаборатории;
  • психолого-педагогические деловые игры;
  • диспуты;
  • конкурсы;
  • круглые столы;
  • мозговые штурмы;
  • разработка и презентация моделей уроков;
  • презентация себя как преподавателя;
  • портфолио;
  • защита творческих работ;
  • передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами.

Новизна
В техникуме создана целостную систему адаптации и становления молодых педагогов и организована целенаправленная и комплексная работу по выявлению и развитию их потенциала.

План работы

 

 

Планируемые мероприятия

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Форма отчетности

Дата

 

Первый год работы

Знакомство с начинающим преподавателем. Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка техникума. Введение документации.

Изучение "Закона об образовании", ФГОС, профессиональный стандарт «Педагога», кодекс профессиональной этики, Устав техникума, программу развития техникума, положения о заполнении журнала. Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования.

Рабочие программы, Календарно-тематическое планирование. Памятка по заполнению классного журнала

Сентябрь

 

Современный урок. Требования к его организации

Практическое занятие: технологическая карта урока, типы, формы уроков, методика проведения уроков, Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов системно-деятельностный подход. Участие в оформлении учебного кабинета.

Технологическая карта урока. Учебно-дидактические материалы. Паспорт кабинета. Посещение уроков

Октябрь

 

Фонд оценочных средств. Виды контроля

Критерии и показатели качества обучения. Положение об итоговой и промежуточной аттестации. Виды контроля. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости студентов.

Фонд оценочных средств.

Ноябрь

 

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятие

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

Памятка

Подбор примеров – ситуаций (информационный лист)

Декабрь

 

Разработка индивидуального плана профессионального становления. Самообразование.

Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях. Выбор методической темы.

Отчет

Февраль

 

Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися

Внеурочные мероприятия по предмету

Выработка рекомендаций

Участие учащихся 

Апрель

 

Отчет молодого специалиста о проделанной работе

- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

Проводится неделя начинающего педагога. Творческий обзор преподавателя-наставника Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

Отчет

Май

 

Второй год работы

Изучение нормативно-правовой базы

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года

Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса

Сентябрь

 

Классное руководство. Составление характеристики класса с учетом возрастных особенностей учащихся

Диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы группы. Дается опора для составления психолого-педагогической характеристики.

Контроль ведения документации.

Ноябрь

 

Анализ урока. Самоанализ.

Советы начинающему преподавателю по подготовке урока. Основы анализа урока. Основы самоанализа урока.

Памятка для проведения самоанализа.

Январь

 

Участие в заседании методического объединения

Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

Разнообразие методов и   форм внеклассной работы по предмету.

Протокол ШМО

Сценарий мероприятия

Март

 

Методическая выставка достижений молодого преподавателя

Уровень профессионального начинающего преподавателя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.

Отчет молодого специалиста о проделанной работе

Май

 

Третий год работы

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучаются документы, проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Контроль ведения документации.

 Сентябрь

 

Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке

Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Система нестандартных уроков. Создание программного продукта

Видеозапись занятия с использованием современных. образовательных технологий

Ноябрь

 

Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одаренными студентами

Система работы с одаренными студентами. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Методика работы с одаренными студентами.

Посещение мероприятий

Январь

 

Портфолио педагога. Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

Общие положения портфолио педагога

- Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио

Портфолио

Март

 

Подготовка к аттестации на 1 квалификационную категорию

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

Выработка рекомендаций.

Список литературы

Апрель

 

Отчет молодого специалиста о проделанной работе. Защита аттестации и получение 1 квалификационной категории

Анализ карьерных перспектив начинающего преподавателя. Чему научился педагог у наставника. 

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе

Май-Июнь

 

 

 Считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, но используя в своей работе классическое наставничество и главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

 Диагностика моего подопечного: собеседование, посещение ее уроков. Выявлены проблемы: у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам.

С этой целью даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: в  декабре 2022 г. была проведена в техникуме по выполнению требований ФГОС ОО, в ходе которой были проверены рабочие программы преподавателя соответствия данным требованиям, нарушений не было выявлено.

Определенные затруднения у начинающего преподавателя вызвал процесс проектирования   и составление технологических карт к уроку. Была проведены консультации для решения этой проблемы, в ходе которой молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся. В результате проведен совместный открытый урок.

 Была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяет направления работы по сопровождению молодого преподавателя Дапык Салима Мартысовна с целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов. Кроме того, в программе прослеживается работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

Наставник обеспечивает поддержку молодым педагогам и показывают высокие результаты при участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Организация участия молодых учителей в мероприятиях, проводимых на базе техникума и за пределами.

Приняла участие в работе в проекте «Инфоурок»: «Новые технологии на уроках в техникуме».  

Стал участником конкурса Конкурс-фестиваль педагогического мастерства (далее – Конкурс-фестиваль) для молодых преподавателей в техникуме, где представила свой открытый урок и методическую разработку «Мастерская современного урока».

В техникуме для молодых преподавателей наставник проводили семинар. В рамках работы семинара были рассмотрены вопросы, значимые для педагогов всех направлений: «Актуальные проблемы современного урока для молодого педагога», «Создание проблемных ситуаций
на уроках», «Особенности организации самоконтроля и взаимоконтроля учащихся». Молодые учителя
получили конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока, оптимальность объема и сложность домашних заданий

Результативность профессиональной деятельности молодых специалистов

п/п

Мероприятие

Дата
проведения

 

1.

Молодой ученый. Международный научный журнал. «Наставничество в системе отношений "преподаватель-студент"». – 2023. - №15(462) -  С. 91-95.

апрель 2023 г.

Совместная статья

2.

Бинарный урок

2021 г.

 

3.

Участие в Республиканские недели предпринимательства

22-26 мая 2020 г.

Совместное участие

4.

День здоровья. Соревнования по волейболу

6 марта 2022 г.

Совместное участие – 2 место среди женщин

5.

Конкурс-фестиваль педагогического мастерства (далее – Конкурс-фестиваль) для молодых преподавателей

23 апреля 2020 г.

Совместный открытый урок

6.

Всероссийский  конкурс "Педагогическая копилка"

21 января 2023 г.

 Совместное выступление 1 место