Реализуемые проекты

Андросенко Елена

Дошкольное воспитание в наши дни стремительного развития не может и не должно стоять на месте. Современное образование направляет педагогов на поиск новых идей и инновационных подходов к организации образовательного процесса. Становится актуальной организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПЕЛЬКА » ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ Игрушки для думанья (тихие игры, головоломки) Составитель: педагог-психолог Андросенко Е.В.

Слайд 2

Традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты ярко отражают их образ жизни, быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремление овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников. Благодаря играм и игрушкам северных этносов передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам – хранительницам домашнего очага.

Слайд 3

В традиционной семье обских угров к игрушкам- головоломкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех.

Слайд 4

Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и творческие способности ребенка, подготавливала его к взрослой жизни.

Слайд 5

Традиционные игры и головоломки способствуют развитию и совершенствованию качеств , обучению специфическим умениям и навыкам, необходимым для ведения промыслов и домашнего хозяйства. Они служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой и изнурительной работы в лесу и на реке. Традиционные игры и головоломки народа ханты классифицируют их по характерным особенностям. В каждой группе они подразделяются по видам подручного и природного материала: 1. Инвентарь для игр детей из дерева; 2. Инвентарь для игр детей из камней; 3. Инвентарь для игр детей из костей животных; 4. Инвентарь для игр детей из жил животных; 5. Инвентарь для игр детей из кожи животных; 6. Инвентарь для игр детей из комбинированного подручного и природного материала.

Слайд 6

Нумстыюнтупсэт » – головоломки «Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дне они дошли как головоломки «Из шести палочек» – «Хот юхупюнтупсы » и головоломка «Из девяти палочек» – « Яртьянцюхупюнтупсы », которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

Слайд 7

« Веет лов тын юх » – «Палочка стоимостью пяти лошадей» Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей». Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Слайд 8

Игра хутанг ‘лебедь ’ В неё играют дети дошкольного возраста. Ведущий – взрослый из палочек выкладывает фигуру лебедя: две палочки – голова, одна – шея, три – туловище, по пять – крылья, четыре – хвост. Дети должны запечатлеть эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время ведущий убирает одну из палочек. Дети должны увидеть, какой из палочек не достаёт, и назвать эту часть тела птицы. В зависимости от возраста и способностей детей, ведущий может усложнять игру. Так, из фигуры лебедя убирается палочка, например, на крыле из пяти изымается одна, оставшиеся четыре раздвигаются так, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Данная игра направлена на развитие внимательности, кроме того, обучает детей счёту.

Слайд 9

Игра в « щёл » на ловкость В игру играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.

Слайд 10

Тихие игры и головоломки способствуют развитию мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё . Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.

Слайд 11

Традиционные игры, состязания и головоломки народа ханты подготавливают детей к трудовой деятельности и развивают их физически и интеллектуально. При этом они решают основные задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

http://www.admugansk.ru/uploads/2019/07/3.jpeg

Конспект

непрерывно-образовательной деятельности

                                         Образовательная область

           «Социально -  коммуникативное развитие»

Подготовительная группа

Тема: «Эти волшебные палочки»

http://www.admugansk.ru/uploads/2019/07/3.jpeg

                                                                                                                   Автор: Андросенко Е.В.

Пойковский, 2020 г.

Актуальность. Традиционная игровая культура обских угров, созданная и сохраняемая на протяжении многих веков, представляет собой универсальную и гармоничную систему воспитания подрастающего поколения. Благодаря играм и игрушкам северных этносов передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам – хранительницам домашнего очага.

В традиционной семье обских угров к  игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью

Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и творческие способности ребенка, подготавливала его к взрослой жизни.

   

Категория возраста: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Место проведения: группа, музыкальный зал.

Цель:  Расширить знания об истории и культуре народов Ханты и Манси

Задачи

Образовательные:

- научить детей играть в традиционную хантыйскую игру «щел»;

-помочь понять практическое назначение игрушек и их роль в быту и традиционной культуре коренного населения;

Развивающие:

-совершенствовать навыки виртуозного владения палочкой.

-развивать ловкость рук, логическое мышление, внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к народным традициям;

- воспитывать желание соблюдать правила игры, приобщаясь к истокам    коренных народов севера;

-воспитывать чувство гостеприимства, доброжелательности.

Материал: 

Раздаточный: одна палочка на ребенка, 1 туесок, картонные квадраты 15*15 с пластилиновой основой, по количеству воспитанников; веревочка 20-25 см по количеству детей.

Демонстрационный: 1 палочка- экспонат, картины-схемы: «Чум»«Лебедь».

Словарная работа: «щёл»«талты юх»«хутанг», символика».

Методы: игровой, практический, наглядный.

Интеграция ОО

- Речевое развитие: умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли, способствовать развитию речи детей.

-Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

- Познавательное развитие: развивать умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.

- Художественно-эстетическое развитие: создать условия для развития интереса детей к художественному творчеству посредством игр головоломок, развивать стремление фантазировать.

- Физическое развитие: организовать смену деятельности, во время которой способствовать свободному общению и перемещению детей. Обеспечить для них гигиенические, педагогические, психологические, эстетические условия.

Содержание организованной деятельности.

I этап. Мотивационно - побудительный

Ход занятия.

Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность познакомиться с новой хантыйской игрушкой, дело в том, что она недавно появилась в нашем краеведческом музее «Моя Югра» и я хочу вас с ней познакомить. (Педагог показывает палочку)

Педагог: Знаете что это такое?

Дети: Палочка.

Педагог: Это палочка не простая. А самый настоящий хантыйский полезный инструмент.

А из чего изготавливаются все хантыйские игрушки?

Дети: Они изготовлены из природного и подручного материла.

Педагог: Правильно, потому что они безвредны и не нужно много забот, чтобы их изготовить. С ранних лет ребенка-ханты необходимо приучать выживать в суровых северных условиях, учить охоте, рыболовству, оленеводству, защите своего жилища. Что бы этому научиться, детей тренируют с помощью игр, учат «управлять» своими способностями, тренировать необходимые качества.

Каждый предмет у хантыйских детей может превратиться в игрушку, и развивать ум, ловкость, смекалку, физическую силу.

Все игры с палочками очень распространены в среде детей - хантов и называются - «щёл». Существуют разные виды игр – «щёл».

Мы познакомимся с некоторыми из них, которые можно играть в помещении.

II этап.  Расширение имеющихся представлений

Педагог: Присаживайтесь на коврик поудобнее. Скажите, а можно с одной палочкой играть большому количеству детей?

Дети: Нет.

Педагог: Для этого я вам приготовила каждому палочки. Возьмите каждый себе по одной палочке и посмотрите, как нужно играть в эту игру.

1 вариант: Нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и поймать её внутренней ладонью. (показ)

Сначала правой рукой, а затем левой рукой. Ну что, попробуем ребята?

Дети: Да!

Педагог: Молодцы! Какие же вы ловкие! У вас все получилось!

А сейчас, я вам покажу как по другому можно ловить палочку.

2й вариант: Точно так же нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и в это время повернуть руку ладонью вверх и поймать палочку.

Педагог: Как вы думаете, чему учит эта игра?

Дети: Ловкости рук, внимательности, развивают зрение. Которые пригодятся на охоте, на рыбалке, на пастбище.

Педагог: А при помощи чего дети добиваются этой ловкости?

Дети: При помощи палочки.

Педагог: Правильно, ловкость и внимательность – важные качества для жизни в суровых северных условиях. Это одно из предназначений палочки в жизни хантов.

Скажите, что нужно для того, чтобы оленеводы-ханты обустроили свое жилище-чум?

Дети: Палки, шкуры оленей.

Педагог: Правильно, из чего строится чум?

Дети: Из палок, шкур оленей, веревок.

Педагог: Вот для того, чтобы дети ханты, когда вырастут, умели построить чум, придумана другая игра «щёл» - «Построй чумик». Подойдем к столу.

Основой чума служат жерди, длинные по величине (показ картинки).

Чтобы чум получился прочным, устойчивым, жерди размещают на одинаковом расстоянии друг от друга и крепко втыкают в землю, на верху чума жерди перекрещиваются и их закрепляют веревкой. Чум получается устойчивым. Ребята, давайте попробуем, как хантыйские дети учатся строить чум. Только вместо жердей у нас будут - палочки.

Дети: Давайте!

Педагог: Правила простые, детям нужно выстроить такой же чум как и взрослые, а для этого они берут нужного размера палочки и тренируются играя. И Вам предлагаю тоже потренироваться.

Дети берут основу из пластилина (барельеф) и строят чум.

Педагог: Чему учит эта игра?

Дети: Строительству жилища, ловкости, трудолюбию.

Педагог: А какая в этом роль палочки?

Дети: Палочки служат основой в строительстве чума.

Педагог: Это еще одно предназначение палочки – строительство.

Педагог: Чем же еще ханты занимаются в тайге?

Дети: Охотой, рыболовством, оленеводством.

Педагог: Это очень важно научиться - добывать себе пищу, но животные тоже хитрые, и так просто не поддаются, и поэтому детей учат другой игре-состязания. 

Педагог: я хочу научить вас одной игре называется “Талты юх”, что значит - перетягивание палки. Чаще всего это состязание проходило весной, во время “Mедвежьих праздников”, или в другое время на свадьбах, когда приезжали гости. (Показ, два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинали тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживал и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Нельзя было сгибать ноги в коленях. Победитель состязался со следующим игроком. Игра продолжалась до выявления победителя среди всех участников состязания.

Хотите ребята попробовать?

Дети: Да!

(Дети разбиваются на пары и состязаются в перетягивании)

Педагог: Здорово, как у вас получается! Как будто вы уже много раз играли в эту игру! Ребята, как вы думаете, чему учит эта игра?

Дети: Ловкости, силе рук, смекалке, соперничеству, способу выиграть.

Педагог: А что помогает хантыйским детям развивать это качество?

Дети: Большая палка.

Педагог: Удивительное дело! Игры с палочками развивать могут не только физическую силу, ловкость, осторожность, но и умение считать, и вы в этом сейчас убедитесь. Игра называется «хутанг». что значит- «Лебедь. Эта игра имеет несколько вариантов. Чтобы в нее поиграть, нам нужно выложить из палочек фигуры птицы – лебедя, а для этого предлагаю изучить схему и вы самостоятельно выложите такую же фигуру птицы.

(Дети выкладывают: две палочки - голова, одна - шея, три - туловище, по четыре - крылья, пять – хвост.) (После рассматривания- схема убирается)

Педагог:

Минимальное количество игроков - два. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят/стоят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста,и каждый раз водящий говорит: «Я убрал одну палочку из (называется часть «лебедя», сколько там осталось палочек?». Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет - оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.

Педагог: Чему учит эта игра?

Дети: Счету.

Педагог: А с помощью чего дети учились считать?

Дети: С помощью игры «Лебедь», с палочками.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, такие игрушки мы можем купить в магазине?

Дети: Нет.

Педагог: Вы обратили внимание, что палочки изготовлены из простого природного материала?

Дети: Да, палочки изготовлены из дерева.

Педагог: И не случайно! Чтобы не нанести ущерб природе, ханты, придумывают такие игры, которые бы и учили детей выживать в суровых северных условиях, а с другой стороны, любили ее - замечая северные красоты, оберегали ее от нецеленаправленного использования природных ресурсов, чтобы была возможность и самим заниматься своими промыслами, и оставить потомкам, и, поэтому палочки, как и другие игрушки хантов, изготавливаются самими жителями и не приносят детям вреда.

III этап. Заключительный

А у вас какое впечатление от знакомства с новыми играми?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Ребята, а вам было сложно в них играть?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог(Показывая детям экспонат) Ребята, скажите, так ли проста оказалась палочка, как мы думали сначала?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Как её можно назвать?

Дети: Палочка-сила, палочка –ловкость, палочка- счет, палочка- обучалочка.

Педагог: А что человеку помогает придумывать разные игры или действия с палочкой?

Дети: Фантазия. Ум. Сообразительность.

Педагог: А что сегодня удивительного и интересного было для вас?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Какая игра вам больше всего понравилась? А почему?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Ребята, мне тоже интересно было научить вас этим играм и поиграть с вами, мне было так приятно видеть, как вы старались и у вас все удалось. Вы молодцы! Но, к сожалению, нам нужно вернуть экспонат в наш краеведческий музей..

Дети: Иемулэм. До свидания.