Педагогический опыт. Задачная форма организации учебной деятельности как механизм формирования универсальных учебных действий
Задачная форма организации учебной деятельности как механизм формирования универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_hanty_-mansiysk.docx | 840.05 КБ |
pedagogicheskiy_opyt_hanty-mansiysk.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Задачная форма организации учебной деятельности как механизм формирования универсальных учебных действий
Слайд №1
Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я, Соколова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа – детский сад №15» города Нефтеюганска, представляю Вашему вниманию педагогический опыт по теме «Задачная форма организации учебной деятельности как механизм формирования универсальных учебных действий».
Слайд № 2 (актуальность)
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос волновал многих, особенно нас, учителей будущих первоклассников. Прежде всего, необходимо измениться самому учителю.
В чем измениться? – этот вопрос задавал себе каждый. Ответить на него сложно, особенно, на мой взгляд, учителям, которые проработали 20 и более лет в школе. Но если есть желание работать по-новому, то это реально.
Так в чем должен измениться учитель? Во-первых, необходимо понимать и осмысливать новые цели образования, во-вторых, ориентироваться на учебный процесс, который направлен на достижение новых образовательных результатов, т.е. универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Но здесь возникает ряд вопросов:
- Как построить урок, формирующий УУД?
- Какие педагогические технологии выбрать для формирования УУД?
- Какие выбрать методы оценивания УУД?
Я очень хорошо понимаю, что моя задача, так организовать учебный процесс на уроке, чтобы изучение конкретной темы, освоение конкретного предметного действия было направлено на формирование УУД. По мнению Александра Григорьевича Асмолова, «формирование УУД обеспечивает школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию». И тогда результатом моей педагогической деятельности станет ученик, умеющий учиться.
Работая под руководством специалистов научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования, участвуя в семинарах по освоению деятельностных технологий, я пришла к выводу, что одной из технологий, использование которой позволит выстраивать новое содержание образования, является задачная форма организации учебной деятельности. В условиях данной технологии появляется возможность создавать учебные ситуации, организовывать деятельность школьников на достижение новых образовательных результатов. Решение этой задачи, на мой взгляд, определяет актуальность выбранной темы, так как способствует поиску новых подходов в деятельности учителя по формированию УУД.
Слайд № 3
Отсюда цель моего педагогического опыта: конструирование учебного процесса на основе задачной формы организации учебной деятельности
Задачи:
- Проанализировать психологическую, педагогическую, методологическую литературу по проблеме формированию универсальных учебных действий младших школьников.
- Разработать логико – смысловую модель урока в задачной форме организации учебной деятельности
- Разработать технологическую карту урока, построенного на основе задачной формы организации учебной деятельности
- Определить диагностический инструментарий для отслеживания динамики сформированности УУД.
- Разработать Листы индивидуальных достижений обучающихся.
Слайд №4.
Задачную форму организации учебной деятельности мы понимаем как специальную организацию освоения способов деятельности на основе процессов рефлексии и понимания в ситуации разрыва средств деятельности.
На первом этапе актуализируются опорные знания детей через создание ситуации успеха. На втором этапе, применяя опорные знания в новых условиях, обучающиеся попадают в ситуацию «разрыва». И для выхода из этой ситуации дети вынуждены начать проектирование нового способа, проверяя его на практике и делая выводы.
Слайд № 5
Апробируя данную технологию, я разработала логико-смысловую модель урока в задачной форме организации учебной деятельности. Смысл модели в том, что на каждом этапе урока (вы видите их в первом столбце по вертикали) я вычленила способности. Чтобы каждая из этих способностей развивалась необходимо формирование определенных УУД.
Например, на этапе актуализации, для развития способности «вычленять известный способ деятельности» включаются в работу познавательные УУД, а именно, обучающиеся должны понять информацию, например, по схеме или чертежу. Далее регулятивные УУД – дети должны осуществлять само- и взаимопроверку работы, коммуникативные УУД, т.е. обучающиеся должны вступать в диалог со сверстниками и со взрослыми. Вся эта работа способствует формированию личностных универсальных действий.
В таком плане выстроен каждый этап урока.
Слайд № 6
Эта модель помогает мне составлять Технологическую карту урока, которая дает возможность описать механизм задачной формы организации учебного процесса в уроке и наряду с предметными действиями отследить формируемые у обучающихся универсальные учебные действия. Вашему вниманию представлен фрагмент технологической карты урока математики по теме «Уравнивание величин».
Слайд № 7.
Как разворачивается задачная форма организации учебной деятельности, я представлю на примере урока математики по теме «Измерение. Мерка. Метка». Перед учащимися поставлена задача: открыть способ измерения и воспроизведения величины и описать способ в модели. Для постановки и решения учебной задачи школьникам предлагается работа в двух ситуациях: с одинаковыми сосудами и разными. Итак, первая ситуация: на столах каждой группы обучающихся 2 одинаковых по форме сосуда: с водой и пустой. Задача обучающихся налить в пустой сосуд столько же воды, сколько её в первом. Но есть условие, которое должны учесть дети, работая в группах: нельзя сосуды перемещать. Как это сделать? Дети выдвигают свои гипотезы и проверяют их на практике. Для этого они применяют различные предметы-помощники. Пытаются измерить нитью, карандашом, тесьмой, воспользоваться сосудом меньшего объема. В конечном итоге детям удаётся решить поставленную задачу. Так, через создание мотивации и ситуации успеха происходит принятие учебной задачи. Затем я меняю условие, изменяя формы сосудов. Во второй ситуации учащиеся вновь пытаются выполнить поставленное задание, используя прошлой опыт, но найденный способ не срабатывает. Это задача-ловушка, следствием обращения к которой является прекращение деятельности, выход в рефлексивную позицию. У детей возникает необходимость конструирования нового способа решения задачи. Опытным путем они убеждаются, в том, что, только, применяя один и тот же посредник, можно получить правильный ответ. Далее ученики описывают свои способы в виде графической модели и доказывают, что именно их способ и модель верные.
Слайд № 8
В представленном мною примере хорошо просматривается, каким образом формируются универсальные учебные действия. Через сравнение величин, описание и использование знаково-символических средств (формулы, чертежи) идет освоение познавательных УУД. В свою очередь, формулируя собственное мнение, строя отношение к мнению других, работая в группе, учащиеся осваивают коммуникативные УУД. В процессе постановки и удерживания учебной задачи, планирования ее реализации, контроле и оценке своих действий и действий других, формируются регулятивные УУД.
Слайд № 9.
Наиболее сложным в работе учителя, на мой взгляд, является процесс оценивания уровня сформированности УУД. Перед вами сводная таблица оценки метапредметных результатов обучающихся, в которой указан инструментарий, сроки проведения, форма фиксации результатов.
Слайд №10.
Наряду с авторскими методиками изучения уровня сформированности УУД, я использую после прохождения каждой темы специальные письменные задания.
Слайд № 11
Предметные и метапредметные результаты диагностики вносятся в «Листы индивидуальных учебных достижений», разработанные мною. Родители и сам ученик имеют возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя.
Слайд № 12
Организованная таким образом работа позволяет обучающимся достигать новых образовательных результатов.
Вашему вниманию представлены итоги выполнения комплексной работы обучающимися моего класса в 1 и 3 четверти учебного года. Данная работа определяет уровень сформированности УУД. Сейчас для меня эти результаты являются очень важными, потому что благодаря им повышается и качество предметных результатов. И все это благодаря применению задачной формы организации учебной деятельности.
Слайд № 13.
Формирование УУД не ограничивается рамками урока, а имеет продолжение во внеурочной деятельности. Убеждена, что только в тесном взаимодействии с родителями возможно реальное продвижение ребёнка.
Именно поэтому родители – мои партнёры, они включаются в исследовательские и социальные практики, становятся участниками школьных событий.
Слайд №14.
Считаю, что достижению результатов способствует, во – первых, моё участие в деятельности Ассоциации педагогов начальных классов города «Мастерство +». Совместные разработки, их экспертиза позволяют определить содержательные линии учебной деятельности, ставить новые задачи, намечать пути их решения. Во – вторых, профессиональному росту способствует участие в семинарах стажёрских площадок, окружных вебинарах, курсовых мероприятиях.
Слайд № 15
Основными результатами своей педагогической деятельности считаю достижения моих учеников. Они являются победителями и призерами муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов: «Грани познания», «Первые шаги в науке», «Родословие», Всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсов.
Слайд № 16
Представляя свой опыт в конкурсе инноваций Национальной премии «Элита Российского образования», я получила Диплом II степени в номинации «Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС – 2012».
Имею публикации в сборниках научных статей Международных дистанционных научно-практических конференций «Теория и практика современной науки», «Теоретические и методологические проблемы современного образования».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Учитель «двигатель» Реформа школы Как работать по ФГОС? Должен измениться учитель Понимание и осмысление новых целей образования Ориентация учебного процесса на достижение новых образовательных результатов Ученик, умеющий учиться УУД как основа умения учиться Как построить урок по формированию УУД? Какие педагогические технологии выбрать? Какие выбрать методы оценивания УУД? Организация учебного процесса, направленного на формирование УУД Моя задача Результат УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Цель : конструирование учебного процесса на основе задачной формы организации учебной деятельности . Задачи : Проанализировать психологическую, педагогическую, методологическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий у младших школьников . Разработать логико-смысловую модель урока в задачной форме организации учебной деятельности. Разработать Технологическую карту урока, построенного на основе задачной формы организации учебной деятельности. Определить диагностический инструментарий для отслеживания динамики сформированности универсальных учебных действий. Разработать Листы индивидуальных достижений обучающихся.
1 этап Актуализация опорных знаний 2 этап Применение опорных знаний в новой ситуации 3 этап Фиксация выводов 4 этап Рефлексия Сбой в деятельности 1 способ Сп.1 Сп . 2 2 способ Задачная форма организации учебной деятельности
Логико-смысловая модель урока в ЗФО Э тапы урока Актуализация опорных знаний. Отработка способа № 1 Создание новой учебной ситуации. Проблематизация Деятельность в ситуации сбоя Определение способа № 2 Рефлексия С пособности Вычленять способ деятельности Обнаруживать проблемы Отбирать инструментарий для решения проблем Выдвигать новый способ Осмысливать понимание процесса получения нового знания понимать информацию по схеме или чертежу осуществлять само- и взаимопроверку работ вступать в диалог со сверстниками и взрослыми анализировать, сравнивать, с помощью учителя ставить цель, планировать деятельность обнаруживать и формулировать проблему участвовать в коллективном обсуждении проблемы работать с информацией, находить её в учебниках и других источниках выдвигать версии, уметь определить более эффективный способ решения проблемы уметь соотносить свое мнение с другими структурировать знания, осуществлять выбор оснований и критериев корректировать выполнение задания уметь сотрудничать в поиске и сборе информации делать самостоятельные выводы оценивать собственные действия и действия других в ладеть монологической и диалогической формами речи познавательные регулятивные коммуникативные познавательные регулятивные коммуникативные познавательные регулятивные коммуникативные познавательные регулятивные коммуникативные познавательные регулятивные коммуникативные УУД Личностные результаты Метапредметные результаты
Технологическая карта урока Тема урока: Уравнивание величин, переход от неравенства к равенству Тип урока : Постановка учебной задачи Задача урока : Подвести детей к открытию способа уравнивания величин Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, дискуссия Этапы урока, задачи каждого этапа Д- ть учителя Деятельность обучающихся (УУД) познавательная коммуникативная регулятивная Осуществляе-мые действия Формируемые УУД Осуществляе-мые действия Формируемые УУД Осуществляе-мые действия Формируемые УУД Актуализация опорных знаний. Задача этапа: вычленить способ деятельности Создает ситуацию успеха Определяют круг своего знания: называют величины; осуществляют предметное сравнение величин; составляют схемы и формулы сравнения Понимать информацию по схеме и формуле Высказывают свое мнение. Высказывают отношение к мнению других учеников и учителя Вступать в диалог со сверстниками и взрослыми Контролируют свои ответы и действия. Контролируют ответы и действия других Осуществлять само- и взаимопроверку работы
Тема «Измерение. Мерка. Метка» 1 этап Актуализация опорных знаний 2 этап Применение опорных знаний в новой ситуации 3 этап Фиксация выводов 4 этап Рефлексия Сбой в деятельности 1 способ Сп.1 Сп . 2 2 способ
Сводная таблица оценки метапредметных результатов обучающихся в 1 классе Коммуникативные Вид УУД Сроки проведения Инструментарий Фиксирование результатов май «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман ) Оценочный лист н оябрь, май Комплексная работа Оценочный лист Познавательные май Диагностика особенностей развития поискового планирования ( методика А.З. Зака ) Оценочный лист н оябрь, май Комплексная работа Оценочный лист Регулятивные апрель Оценка уровня сформированности учебной деятельности ( Г.В . Репкина, Е.В. Заика) Лист наблюдения ноябрь, май Комплексная работа Оценочный лист
Покажи на отрезках, как уравняли величины . Придумай свой способ уравнивания и покажи его на отрезках. Сравни массы животных и сделай записи . Придумай задачу на сравнение масс других животных. Специальные письменные задания фигура единица измерения Измерь площадь закрашенной фигуры заданной единицей измерения
Лист индивидуальных достижений обучающегося Вид УУД Критерии Сроки оценивания сентябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май Стартовая диагностическая работа Комплексная работа Диагностическая работа МИП (проектная задача) Оценка уровня сформированности учебной деятельности «Узор под диктовку» Комплексная работа Регулятивные УУД – Определяет цель, обнаруживает и формулирует проблему (урока, проекта ) с помощью учителя и самостоятельно 1 1 1 2 2 - Выдвигает версии, выбирает средства достижения цели с помощью учителя и в группе ) 1 1 1 2 2 - Планирует деятельность с помощью учителя и самостоятельно 1 1 1 3 Итого 2 3 3 5 7 Ученик: _______________ Класс: 1А Учитель: Соколова С.Н. Оценивание проводится в соответствии с технологической картой по каждому виду УУД
Калейдоскоп совместных событий Ребенок Родители Учитель Декада МИП Профессии моих родителей Родословие Веселые старты для взрослых и детей «Успех 2013» НПК «Юный исследователь» «Школьная клумба »
Работа в городском педагогическом сообществе «Мастерство+»