План по самообразованию
« Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
_Галлямшиной Галии Лутфуллиновны_
ФИО
на 2020-2022 учебный год
2020 г.
Личная карта
ФИО педагога: Галлямшина Галия Лутфуллиновна
Дата рождения: 12.11.1967г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования свердловской области «Северный педагогический колледж» Свердловская область, город Серов(30.06.2012г.).
Специальность по диплому: Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области экологического воспитания по специальности Дошкольное образование.
Занимаемая должность: Воспитатель.
Дата назначения на должность: 11 января 2010г. Общий стаж трудовой деятельности: 28, 6 лет.
Педагогический стаж: 21,6 лет.
Квалификационная категория, дата присвоения: Первая квалификационная категория. 25.12.13г.
Курсы повышения квалификации: 1.ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Педагогический факультет. Кафедра теории и методики дошкольного образования.
Научно-педагогический форум «Мониторинг образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 6 часов).
2. ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Педагогический факультет. Кафедра теории и методики дошкольного образования. Научно-дискуссионная площадка «Художественно- эстетическое развитие: проблемы реализации ФГОС ДО»(в объеме 6часов)
3.Негосударственное образовательное учреждение Сибири институт современной практической психологии « Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО» (в объеме 72 часа).
4. Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. «Технология организации сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО»
План самообразования
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность. Л.С.Выгоцкий.
Тема самообразования: « Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2.Учить видеть и выделять проблему эксперимента.
3.Учить принимать и ставить перед собой цели эксперимента.
4. Учить отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности.
5. развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
6.Обогощать сознание содержательно-упорядоченными сведениями о мире.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Изучение психолого – педагогической литературы
- Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса
Срок реализации: 2 года
Предполагаемый результат :
- Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
- Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
- Применяет выводы к новым данным, делает обобщения.
Форма отчета по проделанной работе:
выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная.
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по данной теме: посвященных изучаемой теме; 1.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - М.: 2015 2.Т.Г Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград: учитель, 2011 3.Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников – М.:2014 4. В.Н.Нищева. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ-СПб.:2015. 5.Л. Одинцова Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие-М.: Сфера 2012 6.Л.Н.Прохорова,Т.А.Балакшина. Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольника.-Владимир, ВОИУУ-2001 7. П.Рыжова. Игры с водой и песком //Обруч, 1997-№2 8. Г.К.Слевко Современные образовательные технологии. Учебное пособие - М.: Народное образование 2008. | 2020-2021уч.год. |
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ: Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Составление перспективного плана. Подбор дидактического материала по теме…………. | 2020-2021 уч. год. |
3. | ПРАКТИЧЕСКИЙ: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Составление собственной литературной подборки по изучению «Детского экспериментирования, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Создание медиатеки по данной проблеме. | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Выступление на педагогическом совете Презентация «Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» | 2020-2022 уч. год. |
.4. | ОБОБЩАЮЩИЙ: Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой теме. 4.Систематическое пополнение презентаций, буклетов и т.д. 5. Создание картотеки игр-экспериментов. 6. Создание презентации «Чудеса вокруг нас» 7. Участие в работе сайта учреждения. 8.Консультитативная помощь родителям, родственникам по данной теме | 2020-2022 |
5. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ: Распространение опыта работы | 1.Участие в работе МО педагогов учреждения 2.Публикации на «Социальной сети работников образования». 3.Выступление на педагогическом совете «………» | 2020-2022 уч. год. |
6. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для воспитателей по изучаемой теме; 3)Составление картотеки игр …… 4) Составление презентации. | Май 2021 |
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.
В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план на 2020 – 2021 уч.год по самообразованию на тему
«Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Старшая группа.
Тема | Задачи | Приемы |
«Сравнение свойства песка и глины» Сентябрь. | Формировать знания детей о свойствах песка и глины, обобщать представления об их использовании. | -Имеет ли песок и глина запах; из чего состоят; как впитывают воду(сыпучесть, пластичность…) |
«Песчаный конус» Сентябрь | Закреплять знания детей о свойствах песка, их зависимости от его состояния. Развивать умение устанавливать связь между свойствами веществ и его состоянием. | Рассматривание формы песчинок через увеличительное стекло; пересыпание песка через конус (песок движется, песочные часы). Мокрый песок нельзя сыпать, зато он принимает любую форму. |
«Воздушный мир» Октябрь | Формировать представления детей о свойствах воздуха: занимает место, его можно поймать, он необходим для дыхания, он имеет вес, его можно загрязнять. | Поймать воздух в пакет и завязать; вдохнуть – выдохнуть, зажать пальцами нос, посчитать, кто дольше продержится. Опыты со стаканом с водой, со свечой и стеклом. |
«Воздух нас окружает» октябрь | Дать детям понятие о том, что воздух невидим, но он есть везде, воздух нас окружает. | «Почувствуй ветер». «Бумажные гонки». Обнаружение воздуха в различных объектах (в пустой стеклянной банке). |
«Дружба красок» Ноябрь | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Показать детям, что большинство цветов являются сочетанием других цветов. Они разделяются, когда через них, впитываясь в бумагу, проходит вода. | Опыт с фильтрованной бумагой и водой (из каких цветов состоит основной цвет). «Игра в капельки»: капать из пипетки капельки воды разного цвета на бумагу, получая разные цвета и оттенки. |
«Превращения воды» Декабрь | Дать детям понятие о том, что вода может быть жидкой, твердой, газообразной, и об условиях ее существования. Развивать умение делать несложные опыты. Формировать научные представления об образовании дождя и снега. | Опыты по замораживанию и оттаиванию воды, снега, льда, превращению воды в пар(испарение). «Как получается дождь?». «Исчезающая вода, как ее вернуть?»(конденсация). Опыт с соленой водой. «Цветной сахар» |
«Чистая вода» Январь | Формировать представления детей о свойствах предметов и веществ. Развивать умение анализировать и делать выводы. Формулировать предположения, искать пути их проверки, подбирать оборудования для проведения опытов. | Профильтровать воду через разные фильтры (бумажную салфетку, ткань, ватный диск, уголь), сравнить результат. Зарисовать схему очистки воды. «Впитывание воды» |
«Испытание магнита» Февраль | Закреплять представления о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. | «Что притягивают магниты?». Игра «Поймай рыбку». «Как достать скрепку из воды не промочив руки?». «Через какие преграды может действовать магнит?». |
«Одеяло снежное» Февраль | Формировать представления детей о свойствах снега. Развивать умение проводить несложные исследования. Дать знания о том, что снег, как и одежда, не пропускает тепло и холод. | Закопать в сугроб 2 емкости. В каком сосуде снег растает быстрее – в закутанном или нет? |
«Растворяются- не растворяются» Март | Формировать представления детей о свойствах предметов и веществ: одни растворяются в воде, другие смешиваются с ней, а третьи в ней не изменяются. | Опыты с водой и разными веществами. |
«Как полить грядки?» Апрель | Учит детей видеть проблему. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Дать знания о законе сообщающихся сосудов, закрепит знания свойств воды. | Опыт с двумя сосудами и шлангом. |
«Как найти клад?» Май | Формировать представления детей о компасе, его устройстве, применении, о сторонах света. | Знакомство с компасом. |
«Волшебный лучик. Радуга-дуга». Май | Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным. Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. | Сделать радугу через стекло. |
Работа с родителями:
Составление анкеты для родителей.
Цель: выявить отношение родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей.
- В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
- Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
- Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?
Консультации для родителей:
Темы: - «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности».
- «Детское экспериментирование, как метод обучения».
- «Дети экспериментируют? Да!»
Вывод:
1. Во время проведения опытно - экспериментальных действий не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет с собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира.
2. Игра с предметами важна не только потому, что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний, но и потому, что ребенок совершает игровые действия, которые предлагают различные свойства окружающего мира, например, сжимается, изображая лед, а затем и выполняет плавательные движения, изображая воду.
3. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен вовремя выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладони лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения.
4. Взрослый (педагог или родитель) должен быть готовым отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случаи нельзя игнорировать - их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным.
5. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой стороны – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.