Система оценивания

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований государственного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания; 
  • средство повышения эффективности преподавания и учения; 
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; 
  • регулятор программы обучения. 

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;

– учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

– учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

        В этой связи оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое  (стартовое, текущее) и срезовое оценивание (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое). При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки  самооценки и взаимооценки.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип  распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной сложности.

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

- комплексный подход к оценке результатов образования;

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Так, объектом оценки личностных результатов является степень сформированности следующих новообразований младшего школьника:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника — принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и  «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств — стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
            Основное содержание оценки сформированности всех вышеперечисленных личностных образовательных достижений в начальной школе строится вокруг оценки:
  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий — т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

В частности к регулятивным УУД относятся:

  • способность принимать и сохранять учебные цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

В числе познавательных УУД можно выделить:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • умение производить логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать аналогий, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД характеризуются следующими умениями:

  • умением сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • умением принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметом оценки метапредметных образовательных результатов выступает, во-первых,  уровень сформированности каждого конкретного вида действий и, во-вторых, уровень присвоения каждого универсального учебного действия.

Объектом оценки предметных результатов становится система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.      

Содержанием оценки выступает учебный материал различных предметов и курсов и система формируемых действий (с предметным содержанием), характерных для конкретной предметной области: получение нового знания, преобразование и применение.

Предметом оценки  является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов на основе метапредметных универсальных учебных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования  в целом и конкретной организации образования в частности, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности младших школьников.

Виды оценивания

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

Процедура оценивания

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.

Стартовая диагностика

Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и предметной стартовой диагностики. Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом. Для мониторинга общей готовности используются:

  • Беседа для выявления внутренней позиции школьника (см. Приложение 1);
  • Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
  • Методика «Домик» для определения уровня внимания, восприятия и координации;
  • Тест Ю.З. Гильбуха на определение уровня фонематического слуха (см. Приложение 2);
  • Методика А.Р. Лурия «Заучивание десяти слов» для исследования памяти.

Для проведения предметной стартовой диагностикииспользуется тест из 8 заданий, направленный на выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Текущее оценивание

В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.

В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достиженийТехнологический пакет, обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:

  • Таблицы требований и достижений,
  • Дневники школьника ,
  • Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам,
  • Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.

Критерии оценивания предметных результатов связаны с качественными уровнями успешности. Задания в сборниках проверочных и контрольных работ по основным предметампредставлены на трёх уровнях:

  • «Необходимый» (базовый) или репродуктивный (знания-копии) – уровень осознанного восприятия и запоминания, которые внешне проявляются в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа действия в аналогичной ситуации, по образцу, по алгоритму, по правилу.
  • «Программный» (базовый или повышенный) или продуктивный (знания-умения) – уровень применения знаний в сходной ситуации, выполнение различных заданий, упражнений. Продуктивная деятельность осуществляется на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности.

«Максимальный» (повышенный) или творческий (знания-трансформации) – уровень творческого применения знаний в новой, ранее не знакомой ученику ситуации. При этом учащиеся способны генерировать субъективно новую для них информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например, решение нетиповых задач, выбор из набора ранее изученных алгоритмов подходящего для решения конкретной творческой задачи.

В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-». Я в своей работе применяю «Волшебные линеечки». Они являются критериальной содержательной оценочной деятельностью младшего школьника. Напоминает ребенку измерительный прибор. Оценивание при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки – названия линеечек. Критерий должен быть четким, однозначным и понятным детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать себя по этому критерию. Например, учитель и первоклассники договариваются, что на линеечке А – «аккуратность» — отметка (крестик) ставится вверху, если соблюдены критерии: запись выполнена в соответствии с правилами каллиграфии, т.е. буквы не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон, все элементы написаны и соединены в буквах точно. Внизу крестик ставится в том случае, если отсутствует в записях наклон, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. Примеры «Волшебных линеечек» представлены на рисунке:

Рис. 1

        На линеечке П – «правильность» — будет задан другой критерий: отметка (крестик) ставится вверху, если записи выполнены без помарок и исправлений. Внизу крестик ставится в том случае, если в записях отмечается много помарок и исправлений. Во втором классе так можно оценивать и правильность оформления всей работы (общее впечатление от работы).

        После того, как обсужден каждый критерий, дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

 

 Со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале.

В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.

В словарных диктантах и списываниях «5» ставится за работу без ошибок, «4» - с 1 ошибкой, «3» - с 2-3 ошибками, «2» - с 4 ошибками. Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении.

Результаты текущего оценивания фиксируются в классном журнале, в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника .

Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным предметам. Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу.

В текущем оценивании используется и оценка ученика. Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника предполагается самооценка достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей навык самоконтроля и самооценки.

Оценка УУД

В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог.

Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД.

Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью:

Форма

Примерная периодичность

Предметные контрольные работы

(русский язык, математика)

В конце каждого полугодия

Комплексная проверочная работа

(на межпредметной основе)

1-2 раза в год

Контрольная работа по УУД

1-2 раза в год

Работа с текстом

В конце каждого полугодия

Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями фиксируется в таблицах фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

  • Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);
  • Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамикуобразовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений

Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную систему оценки обучающегося. Портфель достижений представляет собой сборник работ и результатов обучающегося. Цель формирования такого портфеля – продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его помощью можно:

  • Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО;
  • Выявлять направления индивидуальной работы с ребёнком с учётом его достижений и проблем в развитии;
  • Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:

  • Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД; комплексные проверочные работы);
  • Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);
  • Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты).

В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе начальной школы предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

Отметка -фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметкаСтавить среднюю оценку за урок бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку.

Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

- при выполнении заданий по изученным темам;

- на уроках обобщения по изученным темам;

- на контрольных уроках.

За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Технология оценивания предполагает, что в контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметкуОдна задача – одна отметка . Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач, ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала.

При этом учитель формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся.

В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все остальные контрольные работы являются тематическими.

В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности

В каждой четверти в 3-4 классах проводится по одному контрольному списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.

В помощь учителю в образовательной системе начальной школы разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов. За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут. Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка – показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти.

Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

Специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • Задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

А) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

Б) авторами ОС на бумажных или электронных носителях;

В) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

Г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это - педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД

  • Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
  • Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

С учётом требований ФГОС в образовательной системе вышли индивидуальные тетради на печатной основе «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» для каждого класса.

Итоговая оценка и итоговая отметка. Определение итоговых результатов.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Четвертная оценка:

  • Высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
  • Для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Характеристика выпускника

В характеристике выпускника начальной школы отражаются следующие показатели:

  • Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • Определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • Даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

При характеристике образовательных достижений ученика делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «3», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «4» или «5», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Такой обучающийся не может быть переведён на следующую ступень обучения.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании итоговой оценки выпускника. Одновременно рассматривается и утверждается характеристики 


Приложение 1

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

Ф.И., возраст_________________________________________________

  1. Ты хочешь идти в школу?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Опросы к методике „да и нет"

Ф.И., возраст.

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?


        Приложение 2

Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух


1. Тест фонематического слуха 
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха 
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно». 
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: 
1 ряд: лама, рама 
2 ряд: рампа, лампа 
3 ряд: коробок, колобок 
4 ряд: оклик, окрик

Контрольная фонема С: 
1 ряд: сон, тон 
2 ряд: коса, коза 
3 ряд: рассвет, расцвет 
4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч: 
1 ряд: чуб, щуп 
2 ряд: чадить, щадить 
3 ряд: чипать, щипать 
4 ряд: почесть, пошесть

Контрольная фонема Г: 
1 ряд: гора, кора 
2 ряд: голос, колос 
3 ряд: граб, краб 
4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г. 
Оценка результатов: 
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно; 
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд; 
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе; 
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря. 
Цель: Определение уровня словарного развития. 
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый 
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой 
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий 
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Ход проведения:

I этап: Предъявляем ребенку рассказ: 
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори. 
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ. 
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений. 
II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы. 
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.

Способность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Фонематический слух

0 баллов

1 балл

2-3 балла

Словарное развитие

Для 6 лет: 6,5 б.

Для 6 лет: 7-12 б.

Для 6 лет 12,5 б.

Для 7 лет: 7-12 б.

Для 7 лет: 12-15 б.

Для 7 лет: 15,5 б.

Развитие саморегуляции

1 балл

2-3 балла

4-5 баллов

Кратковременная память

6 лет: 8 повторений

6 лет: 5-7 повторений

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 7 повторений

7 лет: 4-6 повторений

7 лет: 1-3 повторения

Логическое мышление

6 лет: 10 повторений

6 лет: 5-9 повторений

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 8 повторений

7 лет: 4-7 повторений

7 лет: 1-3 повторения



Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание

Итоговое оценивание

(четверть, год)

Диагностическое оценивание

Текущее оценивание

Готовность к обучению в школе

 Внутришкольные психолого-педагогические исследования. 

-

-

Процедуры оценивания уровня знаний, умений и способов практической деятельности

 Стартовая проверочная работа: комбинированная проверочная работа, диктанты,  срезовая проверочная работа, тест, графическая работа.

   Контроль техники чтения

Устный опрос,

практическая работа, лабораторная работа, работа в тетрадях на печатной основе, изложение, сочинение,

творческая работа,

самостоятельная работа,

тест, графическая работа. 

  Тематическая контрольная работа, контрольное списывание.

Итоговая контрольная работа;

изложение (4 класс).

Контроль техники чтения

Процедуры оценивания уровня сформированности метапредметных образовательных результатов

                    -

  Задачи или задания творческого и поискового характера;

учебное проектирование

Комплексная проверочная работа на межпредметной основе (1-3 классы).

Комплексная контрольная   работа на межпредметной основе (4 класс)

-

-

Портфолио

Решение проектной задачи  (2-4кл.)

Решение проектных задач

Решение итоговой проектной задачи

Процедуры оценивания уровня сформированности личностной сферы

-

-

Портфолио

Внутришкольные психолого-педагогические исследования

-

Внутришкольные психолого-педагогические исследования

Внеурочная деятельность

-

  Участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, предметных олимпиадах, исследовательских обществах учащихся.

  Активность в общеклассных или общешкольных проектах и программах внеурочной деятельности

Творческий отчет, портфолио

Формирующее оценивание



Предварительный просмотр:

Процедуры диагностического оценивания

Вопрос

Ответ

1

Как группа приступила к работе?

 (Сразу стали выполнять задание, сначала ознакомились с заданием, ознакомились с дополнительными материалами, обратились за разъяснениями к учителю и т.п.)

2

Сформулировала ли группа стоящую перед ней задачу? (Насколько адекватно: точно /ошибочно, самостоятельно /не самостоятельно)

3

Была ли спланирована работа группы, или участники групп приступили к работе стихийно?

4

Как члены группы распределяли задания между собой? (Распределение осуществлено по  желанию; распределял лидер).

Соответствовало ли распределение заданий возможностям участников?

5

Соответствует ли распределение обязанностей между членами группы реальной работе группы?

6

Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы?

Каким образом?

В чем проявлялось взаимодействие? (Участники обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)

7

Был ли в группе лидер? 

Если да, то каким образом он появился: по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы?

8

Как была организована работа на завершающем этапе – при создании конечного продукта? (Можно констатировать общее обсуждение; каждый представил свои результаты, но они не обсуждались группой и т.п.)

9

Опишите климат и взаимоотношения в группе: доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.

Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

10

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 1 класса МОУ  ______________

Литературное чтение

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Умение читать текст

Плавно

Правильно (без ошибок)

Осознанно (осмысленно)

Выразительно (соблюдать знаки препинания)

Целыми словами

2

Умение работать с книгой

Объяснять смысл названия произведения

Выбирать нужное слово из  предложенного списка

Находить значения непонятных слов в словаре

Отвечать на вопросы по содержанию

Пересказывать фрагменты текста

Высказывать своё отношение к героям произведения

Знакомиться с новой книгой, её автором

3

Творческая деятельность

Сочинять рассказ по рисунку

Сочинять истории на заданную тему

Выразительно читать и учить наизусть стихотворения

4

Темп чтения



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 1 класса МОУ  ______________

Математика

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

 1

Последовательность и название чисел от 1 до 20

 2

Названия компонентов и результата при сложении и вычитании

 3

Переместительное свойство сложения

 4

Таблицу сложения и вычитания в пределах 10

Умение:

 1

Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке

2

  Считать десятками в пределах 100                    

 3

В пределах 20 числа:  читать

                                      записывать

                                      сравнивать

 4

Решать примеры до 20  вида:   16 -1

 4

Решать примеры до 20  вида:   16 -1

                                                     16+1

                                                     10+6

                                                     16 -6

                                                     16-10                                                    

 5

Решать  задачи в 1 действие:

нахождение суммы

нахождение разности

  на сравнение

  больше «на»

меньше «на»



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 1 класса МОУ  ______________

Окружающий мир

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1

Части тела

2

Органы чувств

3

Правила личной гигиены

4

Правила безопасного поведения

5

Название страны, флаг, герб нашей страны

6

Части растений

7

Виды транспорта

8

Признаки времён года

9

Название месяцев в году

10

О значении домашних животных в жизни человека          

Необходимо уметь:

1

Выполнять правила личной гигиены

2

Выполнять правила безопасного поведения в общественных местах

3

Правильно вести себя в природе

4

Ухаживать за комнатными растениями

○ (красный) — ученик самостоятельно, правильно выполняет задания;

○ (зеленый) — ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам;

○ (синий) — ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 1 класса МОУ  ______________

Русский язык

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1

Алфавит

2

Гласные

3

Твёрдые и мягкие согласные  

4

Парные согласные

5

Правописание жи-ши,

                         ча-ща

                         чу-щу

                          чк-чн

6

Перенос слов

7

Большая буква  в фамилиях

                           в  именах

                           в кличках

               в географических названиях

Умения:

1

Писать буквы и соединения без искажений

2

Различать гласные и согласные

3

Распределять слова по алфавиту

4

Ставить ударение

5

Переносить несложные слова

6

Списывать текст (20слов)

7

Писать без ошибок словарные слова

8

Писать без ошибок текст под диктовку (20 слов)

9

Устно составлять предложение на тему



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 2 класса МОУ  ______________

Литературное чтение

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Способ чтения

по слогам

по слогам и целыми словами

целыми словами

2

Правильность чтения

без ошибок

1 – 2 ошибки

3 и более

пропуск, замена, искажение

постановка ударения

ошибки в окончаниях слов

повторы

3

Темп чтения

4

Выразительность чтения

5

Пересказ

6

Чтение наизусть

7

Составление собственного рассказа

Русский язык

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Звукобуквенный анализ слов (транскрипция)

2

Морфемный анализ слов

3

Списывание

4

Письменный пересказ текста повествовательного характера

5

Письмо под диктовку

6

Создание речевых произведений определенных жанров

7

Каллиграфия

8

Прием письма «с окошечками»

9

Ошибкоопасные места

пропуски, замены, искажения

большая буква в начале предложения

знаки препинания в конце предложения

пробелы между словами

большая буква в именах собственных

жи – ши, ча – ща, чу – щу

обозначение мягкости согласных при письме

разделительный ь и ъ знаки

безударные гласные в корне слова

парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

непроизносимые согласные в корне слова

удвоенные согласные

правописание приставок

правописание суффиксов

словарные слова

перенос слов

Математика

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20

2

Сложение и вычитание в пределах 100

3

Название компонентов и результата действий

сложения

вычитания

умножения

4

Умение сравнивать числа, выражения

5

Единицы длины (см, дм, м), единицы времени (ч, мин, с)

6

Решение задач

составление рисунка, схемы …

выбор действий

7

Таблица умножения

х 8

х 9

Окружающий мир

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знания:

1

О значении наблюдений, опытов

2

Строение и назначение термометра

3

О назначении справочной литературы

4

Название нашей планеты и нашей звезды

5

Луна – спутник Земли

6

Глобус – модель Земли

7

Названия материков и океанов

8

О вреде шума

9

Правила безопасного обращения с электроприборами

10

Условия жизни растений и животных

11

Характерные признаки времён года

12

О значении совместного труда в обществе

13

Правила поведения в общественных местах

Умения:

1

Пользоваться термометром

2

Различать тела природы и изделия

3

Приводить примеры тел и веществ

4

Приводить примеры источников энергии

5

Приводить примеры растений суши и водоёмов

6

Приводить примеры животных суш и водоёмов

7

Различать времена года

8

Правильно вести себя дома, на улице, в гостях

○ (красный) — ученик самостоятельно, правильно выполняет задания;

○ (зеленый) — ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам;

○ (синий) — ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки.




Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 3 класса МОУ _______________

Литературное чтение

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Умение читать текст

Плавно

Правильно  (без ошибок)

Осознанно (осмысленно)

 Выразительно

Целыми словами

2

Умение работать с книгой

Объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием

Ставить вопросы к тексту и пересказывать его

Составлять план произведения, рассказы о героях

Определять тему и главную мысль текста

Выявлять авторское отношение к персонажам

Сопоставлять разных героев

Определять свое отношение к произведению и героям

Представлять книгу по титульному листу, оглавлению, предисловию

Различать малые фольклорные жанры

Находить сравнения, метафоры, олицетворения

Различать сказку, рассказ, басню

Выделять портрет героя, его поступки, описание природы

3

Творческая деятельность

создавать словесные иллюстрации к тексту

вести рассказ от лица героя

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках

4

Необходимо

знать наизусть 12-17 произведений

5

Темп чтения

Русский язык

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1

Значимые части слова                        

2

Части речи: существительное

                     прилагательное

                     глагол

                     личные местоимения

                     предлоги

3

Члены предложения ( подлежащее, сказуемое)

4

Правописание проверяемых безударных гласных

5

Правописание парных согласных

6

Правописание непроизносимых согласных

7

Разделительный Ъ знак                    

8

 Ь знак после шипящих

9

НЕ с глаголами

10

 Написание приставок и предлогов                                  

Умения:

1

Списывать текст  без искажений (60-65слов)

2

Писать без ошибок текст под диктовку (60 слов)

3

Устанавливать связь слов в предложении

4

Определять части речи

5

Производить фонетический анализ слов

6

Производить разбор слов по составу

7

Производить элементарный анализ предложений

8

 Вычленять словосочетания

9

Правильно оформлять предложение

10

Определять тему текста

11

Озаглавливать текст

Математика

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

 1

Последовательность и название чисел от 1 до 1000

 2

Названия компонентов и результата при умножении

                                           при делении

 3

Взаимосвязь действий умножения и деления

 4

Таблицу умножения однозначных чисел

 5

               деления однозначных чисел

 6

Порядок выполнения действий (3-4 действия)

 7

Соотношение между  единицами  длины

                                                           массы

                                                           времени

8

Свойства диагоналей прямоугольника

Умения:

 1

В пределах 1000 числа:    читать

                                            записывать

                                            сравнивать

2

Выполнять устно ( в пределах 100)   сложение

 

                                                              вычитание

                                                              умножение

 

                                                              деление                                

3

Находить значение числовых выражений        (3-  4   действия) без скобок                                                

                                               со скобками

4

Выполнять в пределах 1000  письменное    сложение

вычитание                                                                  

5

Выполнять проверку вычислений  

6

Решать  задачи в 1-4 действия                                                      

7

Вычислять периметр прямоугольника, треугольника, решать задачи                                                

8

Вычислять площадь прямоугольника., решать задачи

9

Устанавливать зависимость между величинами                                              

10

Выполнять действия с именованными числами                                           

11

Строить на нелинованной бумаге прямоугольник                                                

12

Чертить с помощью циркуля окружность                                            

13

Делить отрезок пополам с помощью циркуля

Окружающий мир

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1

Явления природы

2

Горизонт, линия горизонта

3

Состояния воды в природе

4

Круговорот воды в природе

5

Свойства воды

6

Свойства воздуха

7

Горные породы и полезные ископаемые

8

Почва , ее значение

9

4 царства живой природы

10

Органы растений и их значение

11

Размножение и развитие растений

12

Основные группы животных

13

Органы человека и их функции

14

Значение и охрана природы

15

Влияние человека на живую природу

Умения:

1

Находить стороны горизонта

2

Проводить наблюдения, опыты

3

Различать 5-6 растений

4

Различать 7-8 животных

5

Устанавливать взаимосвязи между организмами

6

Приводить примеры отношения человека к природе

7

Правила личной гигиены

8

Выполнять правила поведения в природе

 (красный) — ученик самостоятельно, правильно выполняет задания;

 (зеленый) — ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам;

 (синий) — ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 4 класса МОУ ________

Литературное чтение

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1

Умение читать текст

плавно

правильно (без ошибок)

осознанно (осмысленно)

выразительно

Целыми словами

2

Умение работать с книгой

делить текст на части, составлять разные виды плана

выделять ключевые слова и главную мысль текста

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения

определять  авторское отношение к персонажам

составлять личное мнение о литературном произведении  

писать небольшие сочинения-повествования, описания, рассуждения, опираясь на свой опыт

находить сравнения, метафоры, олицетворения, рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл

различать жанры, путём сравнения

выделять слова автора, героев, пейзаж, описание героев

самостоятельно выбирать книгу и определять её содержание по структурным элементам

ориентироваться в различных источниках информации

3

Творческая деятельность

создавать словесные иллюстрации к тексту

вести рассказ от лица героя

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках

4

Необходимо

знать наизусть 20 произведений и их авторов

основные особенности литературных жанров (сказка, стих, рассказ, басня, мифы, былины)

3 значительных по объёму литературных произведения, их главных героев и авторов

5

Темп чтения

Русский язык

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1

Значимые части слова  (отличительные признаки)                      

2

Части речи (отличительные признаки):                                  

                                имя существительное

                                   имя прилагательное

                                    глагол

                                   личные местоимения

                                    предлоги

                                    союзы

3

Члены предложения  (подлежащее, сказуемое)

4

Типы предложений по цели высказывания

                                  по интонации

5

Правописание падежных окончаний существительных

прилагательных                                                      

местоимений                                                          

6

 Правописание личных окончаний глаголов

7

 Ь после шипящих в глаголах

8

 Знаки препинания в конце предложений

9

 Запятая в предложении

Умения:

1

Списывать текст без искажений  (70–90слов)

2

Писать без ошибок текст под диктовку (80 слов)

3

Производить фонетический анализ слов

4

Производить разбор слов по составу

5

Производить разбор слова, как часть речи

6

Производить синтаксический анализ предложений

Математика

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

 1

Последовательность и название чисел в пределах 100.000

 2

Таблица сложения и вычитания однозначных чисел

 3

Таблица умножения и деления однозначных чисел                                            

 4

Правила порядка выполнения действий

 5

Связь между компонентами и результатом действия

 6

Соотношение между  единицами  длины

                                                           массы

 

                                                           времени

7

Название геометрических фигур

Умения:

 1

В пределах 1000 000 числа:    читать

                                                   записывать

                                                   сравнивать

2.

Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

3.

Использовать математическую терминологию

4.

Выполнять устно ( в пределах 100)   сложение

 

                                                              вычитание

                                                              умножение

 

                                                              деление                                

5.

Находить значение числовых выражений  

   без скобок                                                

   со скобками

6.

Выполнять в пределах 1000 000  письменное    сложение

вычитание                                                                              

7.

Выполнять вычисления с нулём

8.

Выполнять проверку  правильности вычислений  

9.

Находить и сравнивать доли величины

10.

Числа по его доле

11.

Решать уравнения

12.

Решать текстовые задачи  арифметическим способом                                                    

13.

Находить числовые значения буквенных выражений

14.

Устанавливать зависимость между величинами                                              

15.

Сравнивать величины по их числовым значениям                                                          

16.

Выполнять действия с именованными числами                                           

17.

Вычислять периметр многоугольника, решать задачи                                                

18.

Вычислять площадь (прямоугольника), решать задачи

19.

Чертить отрезок заданной длины

20.

Измерять длину заданного отрезка

21.

Распознавать  и изображать изученные геометрические фигуры

22.

Распознавать пространственные тела

23

Проводить несложные логические       рассуждения

24

Находить закономерность

Окружающий мир

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

Знание:

1.

Название планеты, страны, столицы, региона, города

2.

  Государственную символику России

3.

Государственные праздники

4.

Основные свойства воздуха, воды

5.

Правила сохранения, укрепления здоровья

6.

Поведение в окружающей среде

7.

Условия, для жизни живых организмов

8.

Необходимо уметь:

 Различать части растений

9.

Приводить примеры разных групп животных

10.

        растений

11.

Показывать на карте горы, моря, границы и др.

12.

Описывать отдельные события из истории Отечества

13.

Определять признаки объектов природы

14.

Различать объекты живой и неживой природы

Условные обозначения:

 (красный)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания;

 (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам;

 (синий)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки.