Главные вкладки
Мещанинец Анжелика Анатольевна
Мои индивидуальные проблемные темы самообразования:
1. «Использование разнообразных форм и методов как средство повышения мотивации учащихся на уроках математики»
2. «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Эссе «Моя педагогическая философия»
Учителя математики муниципального образовательного учреждения Лазурненской средней общеобразовательной школы Мещанинец Анжелики Анатольевны.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Моя педагогическая философия предельно проста. Многое в ней не высказать словами, а можно лишь прочувствовать душой и сердцем. Я не люблю говорить высокими фразами, а потому скажу простыми.
Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная.
На бренной земле издревле властвует труд, как единственно надёжный способ существования человека. Труд кропотливый, нелёгкий и нескорый. Это особенно характерно для педагогического труда, в котором успех внешне не заметен, а результат отдалён во времени, и всё же я убеждена: наш труд – один из самых необходимых в этом мире.
Почему я стала педагогом? Я часто сама себе задаю этот вопрос. Может, потому, что общение с детьми приносит мне огромное удовлетворение и потому, что взяв ребёнка за руку, я могу вести его в интересный, увлекательный мир науки. Потому, что поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую своё мастерство я. В этом заслуга и моей мамы. Сама не сознавая того, она подтолкнула меня к выбору этой профессии. Посвятив школе более сорока лет, это она научила меня на собственном опыте очень многому: и общению с детьми, и умению отдавать всю себя и знания ученикам, развила интерес к творчеству и умение экспериментировать.
Именно она сыграла большую роль в формировании моего мировоззрения. В моей памяти навсегда останется её главный урок – урок постоянной помощи ученику открывать добро и красоту, быть честным и неравнодушным к проблемам окружающих. В этом заключается великая сила личного примера, яркого и убедительного. С ней трудно сравнить какое либо средство воздействия на юную, формирующуюся личность, особенно в пору выбора жизненного пути. “Я не такой как ты, ты не лучше и не хуже меня, ты просто другой”. Этот рериховский подход к вопросу о самоценности личности человека сегодня чрезвычайно близок мне, как учителю, для которого школа стала судьбой.
Для меня школа – творческая мастерская, которая создаёт условие для самореализации личности. Моя школа для ребёнка – это второй дом, где он живёт, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт. И это от меня зависит, полюбит ли ребёнок школу и будет с тёплым чувством вспоминать её.
Думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс развития познавательных стремлений.
Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Когда это чувствуешь становиться легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – это не только сигнал учителю «я знаю», но и «можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Школьный урок даёт вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи, от него, словно от родника, берут начало реки педагогического мастерства.
Реалии современной жизни доказывают, что нельзя учить “всех всему”, каждый ребёнок должен иметь право на выбор с учётом индивидуальных склонностей, интересов и дальнейших жизненных планов.
Когда я иду на урок к моим ученикам, мною движет, в первую очередь, любопытство, интерес? “Какое нестандартное решение будет сегодня предложено? Что нового появиться в ходе нашего совместного поиска? Кто сегодня нас удивит?” И не важно, это урок математики в 5-ом классе или алгебры в 11-ом.
От своих учеников я жду не послушания, а открытий. Очень хочется их этому научить.
Пытаюсь донести до своих учеников очень важную для меня мысль: это осознание каждым человеком собственной значимости, неповторимости, уникальности.
Да, учителем быть почётно, даже прекрасно, но при условии, если педагог сможет создать такую жизнь, в которой будет комфортно и ученикам и родителям; поэтому моя педагогическая философия - это стремление постичь необъятные горизонты и способность к совершенству, моё постоянное познание детей и самого себя.
Моя педагогическая философия - это и мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними. Если учитель страдает от своей эмоциональной глухоты, то и детям приходится нелегко.
Главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой « ракушке». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников.
Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» - поётся в известной песне.
В каждом школьнике есть также отрицательные стороны его характера. Над ними опытные педагоги работают аккуратно, подобно ювелирам. Мой педагогический опыт убедил меня: лучшее средство воспитания – это чувство юмора, надо лишь хорошо продумать, как им пользоваться!
Есть ещё одно чудодейственное средство воспитывать детей. Может, вы удивитесь, но это средство – разговор по душам. Педагог должен уметь отодвинуть на задний план свои амбиции и обиды, которые в нём накопились после урока, остаться наедине с учеником и душевно с ним поговорить. Ведь людей природа наделила великим и могучим средством общения - языком, речью. Великая сила доброго слова творит чудеса! И в то время, когда хочется сразу вызвать родителей, написать докладную или поставить двойку, достаточно перевести дыхание и с гордостью подумать: «Я – педагог. Только от меня зависит успешность общения с моими учениками. И никакой завуч и даже директор не помогут мне наладить отношения с этим ребёнком, пока я сам этого не сделаю. Если ребёнок себя так ведёт, значит, он не научился справляться со своими эмоциями и поведением. Ему нужна педагогическая и психологическая помощь, моя помощь». Доброта способна лечить и располагать к общению. Кроме того, педагог должен понимать своих воспитанников и без остатка прощать.
А ещё убедительное воспитательное действие оказывает личный пример педагога. Учителю недостаточно учить, что надо делать «хорошо», ему необходимо каждый день делать это первым. Педагог всегда должен иметь активную жизненную позицию и уметь вести за собой. Уверена, что у меня получилось это на примере моего класса. Однажды я попала в больницу накануне 8 марта. Вы не поверите, в тот же день вечером меня пришёл навестить весь мой 8 класс. От счастья и непередаваемого ощущения от того, что я им нужна, у меня на глазах появились слёзы…А вместе с ними – огромная гордость результатами своего воспитания. Я постоянно им повторяла: «Будьте внимательны друг к другу, учитесь видеть, чувствовать, распознавать чужую беду. Старайтесь оказаться рядом в нужном месте и в нужное время, там, где нужна ваша помощь. Не пройдите случайно мимо чужой беды».
Я творческий человек. Занимаюсь в хоре русской песни «Лазуренка» и на общественных началах занимаюсь с ребятами танцами. Поэтому стараюсь, чтобы ребята моего класса приобщались к прекрасному. На внеклассных мероприятиях они и поют, и танцуют. А концерт в зале органной и камерной музыки привёл их в восторг!
Я считаю, что учитель, который стремится к познанию, реализации и приумножению своих знаний, уже не сможет «отбывать» урок, он будет его «проживать», активизируя познавательную деятельность учащихся. А, уча других, также учишься.
Перефразируя известный афоризм Л. Н. Толстого можно сказать: «Учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить».
Меня часто посещают мысли о том, что работать с детьми – это огромное счастье. Именно дети, и только они умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Их нежные объятия заставляют забыть обо всём, пробуждает в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезла, а разжигалась ярче, сильнее. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нём проснётся желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться.
Всё, что я делаю – только для них! И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую – я нужна им, а они нужны мне. И в этой взаимности заключается счастье любого педагога, потому что общение с детьми – это своего рода бальзам для души, как напиток бодрости и вечной молодости.