Тренинг детско-родительских отношений
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Продолжительность занятия: 1ч. 20 мин.
Участники: 6 семей (пара «ребенок-родитель»)
Психологи: Елена Николаевна, Снежана Валентиновна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_roditeli_i_deti.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг детско-родительских отношений.
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Продолжительность занятия: 1ч. 20 мин.
Участники: 6 семей (пара «ребенок-родитель»)
Психологи: Елена Николаевна, Снежана Валентиновна
ХОД ТРЕНИНГА:
1. «Вводное слово».
Песня «Дети-это наше чудо»
А.Н. «Здравствуйте, дорогие родители и дети! Искренне рады видеть вас.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять друг друга».
- Оформление бэйджей
Материалы: Стикеры
Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.
2. С.В. знакомит с правилами участия в тренинге (слайд)
«Принятие правил работы в группе».
Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).
3. А.Н. Упражнение «Поменяйтесь местами» (у кого дочки? У кого сыночки? У кого есть кошка? Кто делает уроки? Кто в штанах? У кого хорошее настроение?)
4. А.Н. Упражнение «Пословицы». Пословицы и поговорки помогают воспитывать детей в мудрости, понимании, дружбе, любви. Порой сложно объяснить ребенку какую-то жизненную ситуацию или поведение, а добавишь коротенькую пословицу и все становится понятно, да и семейные ценности зарождаются в ребенке с помощью пословиц. На столах лежат разрезные наборы пословиц, ваша задача, чья команда быстрее соберет пять пословиц.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Нет лучше дружка, как родимая матушка.
При солнышке тепло — при матери добро.
Кто почитает своих родителей,
того и дети будут почитать.
В гостях хорошо, а дома – лучше.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дочерьми красуются, с сыновьями в почёте живут.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Семьёй дорожить – счастливым быть.
В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
5. А.Н. Упражнение «Герб семьи». С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель-ребенок» предлагается нарисовать свой герб, это может быть сочетание цветов, геометрических фигур и пр. Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. Затем нужно представить свой герб.
6. С.В. Упражнение “Круг общения”
Участники делятся: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.
Задание:
1. Пообщайтесь друг с другом руками:
- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- помиритесь;
- попрощайтесь.
2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.
3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.
7. А.Н.Упражнение «Ромашка». Участники разбиваются на пары (ребенок, родитель) и выполняют совместный рисунок ромашки.
На лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища.
На стебельке – имя, которым мама обращается к ребенку, когда сердится.
На Божьей коровке – имя, которое нравится ребенку.
Обсуждение рисунков:
Какие чувства вы испытывали, когда выполняли работу?
Кто что рисовал?
Кто кому помогал?
Кто выбирал цвета и имена?
8. С.В. Упражнение “Найди свою маму и своего ребёнка”
Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
9. А.Н. Я хочу показать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.
Притча «Ангел».
«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…
Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»
Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
10. С.В.Упражнение “Ладошки”
Материалы: ватман, фломастеры.
Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое . Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.
Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.
Возможные вопросы для рефлексии:
- Что вы приобрели нового?
- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
11. С.В. Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
12. А.Н.Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку и детям, которые отвечают взаимностью на родительскую любовь и уважение . Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания детей.
Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!
13. Чаепитие.