Тренинг детско-родительских отношений

Фёдорова Елена Николаевна

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Продолжительность занятия: 1ч. 20 мин.

Участники: 6 семей (пара «ребенок-родитель»)

Психологи: Елена Николаевна, Снежана Валентиновна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_roditeli_i_deti.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг детско-родительских отношений.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Продолжительность занятия: 1ч. 20 мин.

Участники: 6 семей (пара «ребенок-родитель»)

Психологи: Елена Николаевна, Снежана Валентиновна

ХОД ТРЕНИНГА:

1. «Вводное слово».

Песня «Дети-это наше чудо»

А.Н. «Здравствуйте, дорогие родители и дети! Искренне рады видеть вас.

 Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять друг друга».

- Оформление бэйджей

Материалы: Стикеры

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. С.В. знакомит с правилами участия в тренинге (слайд)

«Принятие правил работы в группе».

Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).

3. А.Н. Упражнение «Поменяйтесь местами» (у кого дочки? У кого сыночки? У кого есть кошка? Кто делает уроки? Кто в штанах? У кого хорошее настроение?)

4. А.Н. Упражнение «Пословицы». Пословицы и поговорки помогают воспитывать детей в мудрости, понимании, дружбе, любви. Порой сложно объяснить ребенку какую-то жизненную ситуацию или поведение, а добавишь коротенькую пословицу и все становится понятно, да и семейные ценности зарождаются в ребенке с помощью пословиц. На столах лежат разрезные наборы пословиц, ваша задача, чья команда быстрее соберет пять пословиц.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.


Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.


Нет лучше  дружка, как родимая матушка.


При солнышке тепло — при матери добро.


Кто почитает своих родителей,

того и дети будут почитать.


В гостях хорошо, а дома – лучше.


Вся семья вместе – так и душа на месте
.


В хорошей семье хорошие дети растут.


Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дочерьми красуются, с сыновьями в почёте живут.

При солнышке тепло, при матери добро.


Родителей чти — не собьешься с истинного пути.


Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.


Семьёй дорожить – счастливым быть.


В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.


Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

5. А.Н. Упражнение «Герб семьи». С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель-ребенок» предлагается нарисовать свой герб, это может быть сочетание цветов, геометрических фигур и пр. Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. Затем нужно представить свой герб.

6. С.В. Упражнение “Круг общения”

Участники делятся: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- помиритесь;
- попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

7. А.Н.Упражнение «Ромашка». Участники разбиваются на пары (ребенок, родитель) и выполняют совместный рисунок ромашки.

На лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища.

На стебельке – имя, которым мама обращается к ребенку, когда сердится.

На Божьей коровке – имя, которое нравится ребенку.

Обсуждение рисунков:

Какие чувства вы испытывали, когда выполняли работу?

Кто что рисовал?

Кто кому помогал?

Кто выбирал цвета и имена?

8. С.В. Упражнение “Найди свою маму и своего ребёнка”

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

9. А.Н. Я хочу показать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

 Притча «Ангел».

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»

Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

10. С.В.Упражнение “Ладошки”

Материалы: ватман, фломастеры.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое . Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

11. С.В. Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

12. А.Н.Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку и детям, которые отвечают взаимностью на родительскую любовь и уважение . Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания детей.

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

13. Чаепитие.