Рабочая программа факультативных занятий по психологии «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 1-4 классов)
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
—развитие моторики, графомоторных навыков;
—тактильно-двигательное восприятие;
—кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
—развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
—восприятие времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skk1-4.docx | 81.4 КБ |
titulnyy.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
—формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
—коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
—формирование пространственно-временных ориентировок;
—развитие слухоголосовых координаций;
—формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
—совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
—обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
—исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
—формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
—развитие моторики, графомоторных навыков;
—тактильно-двигательное восприятие;
—кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
—развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
—восприятие времени
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
1 класс
— целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
— правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
— анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
— различать и называть основные цвета;
— классифицировать геометрические фигуры;
— составлять предмет из 2—3 частей;
— определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
— зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
— классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
— различать речевые и неречевые звуки;
— ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
— выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
— точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
— выполнять выразительные движения;
— согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
— рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
— определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
— различать и называть основные цвета и их оттенки;
— конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
— узнавать предмет по части;
— определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
— находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
— делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
— различать вкусовые качества;
— сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
— различать характер мелодии;
— ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
— соотносить времена года с названиями месяцев;
3 класс
— целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
— дорисовывать незаконченные изображения;
— группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
— составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
— конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;
— определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
— зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
— классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
— различать запахи и вкусовые качества, называть их;
— сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
— действовать по звуковому сигналу;
— адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
— определять время по часам.
4 класс
— целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
— выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
— пользоваться элементами расслабления;
— группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
— смешивать цвета, называть их;
— конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
— находить нереальные элементы нелепых картинок;
— определять противоположные качества и свойства предметов;
— самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
— распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
— определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
— моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
— определять возраст людей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
Тактильно – двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
| 2
14
4
4
18
5
4
5
7
5 |
| Общее количество часов. | 68 |
Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
Тактильно – двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
| 2
14
4
4
14
5
6
5
7
7 |
| Общее количество часов. | 68 |
Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
Тактильно – двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
| 2
14
4
4
14
5
6
5
7
7 |
| Общее количество часов. | 68 |
Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
Тактильно – двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
| 2
14
4
4
14
5
6
5
7
7 |
| Общее количество часов. | 68 |
Календарно - тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 1класс
2016 – 2017 учебный год
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | 02.09.2016 05.09-09.09.16 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков. | 14
|
|
1. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель). | 12.09-16.09.16 | |
2. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). | 19.09-23.09.16 | |
3. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). | 26.09-30.09.16 | |
4. | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.). | 03.10-07.10.16 | |
5. | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика. | 10.10-14.10.16 | |
6. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). | 10.10-14.10.16 | |
7. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 17.10-21.10.16 | |
8. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). | 17.10-21.10.16 | |
9. | Работа в технике «рваной аппликации». | 24.10-28.10.16 | |
10 | Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос. | 24.10-28.10.16 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие. | 4
|
|
1. | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
| 07.11-11.11.16 | |
2. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. |
| 07.11-11.11.16 |
3. | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». |
| 14.11.-18.11.16 |
4. | Игра с крупной мозаикой. |
| 14.11.-18.11.16 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4
|
|
1. | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». | 21.11-25.11.16 | |
2. | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). | 21.11-25.11.16 | |
3. | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. | 28.11-02.12.16 | |
4. | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | 28.11-02.12.16 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. |
18
|
|
1. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 05.12-09.12.16 | |
2. | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | 05.12-09.12.16 | |
3. | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). | 12.12-16.12.16 | |
4. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 12.12-16.12.16 | |
5. | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»). | 12.12-16.12.16 | |
6. | Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета. |
19.12-23.12.16 | |
7. | Различие предметов по величине (большой - маленький). | 12.01-13.01.17 | |
8. | Сравнение 2-х предметов по высоте и длине. | 16.01-20.01.17 | |
9. | Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине. | 16.01-20.01.17 | |
10 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 23.01-27.01.17 | |
11 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый). | 30.01-03.02.17 | |
12 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 30.01-03.02.17 | |
13 | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?» | 06.02-10.02.17 | |
14 | Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали). | 27.03-03.03.17 | |
15 | Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале. | 27.03-03.03.17 | |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5
|
|
1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). | 06.03-10.03.17 | |
2. | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы». | 06.03-10.03.17 | |
3. | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки). | 13.03-17.03.17 | |
4. | Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета). | 13.03-17.03.17 | |
5. | Упражнение для профилактики и коррекции зрения. | 20.03-24.03.17 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 4
|
|
1. | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. | 03.04-07.04.17 | |
2. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». | 03.04-07.04.17 | |
3. | Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху». | 10.04-14.04.17 | |
4. | Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести. | 10.04-14.04.17 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 5
|
|
1. | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».
| 17.04-21.04.17 | |
2. | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | 17.04-21.04.17 | |
3. | Различение речевых и музыкальных звуков. | 24.04-28.04.17 | |
4. | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | 24.04-28.04.17 | |
9. | Восприятие пространства. | 7 |
|
1. | Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога). |
| 02.05-05.05.17 |
2. | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). | 02.05-05.05.17 | |
3. | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположение предметов в помещении. | 02.05-05.05.17 | |
4. | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.). | 10.05-12.05.17 | |
5. | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона). | 10.05-12.05.17 | |
6. | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 15.05-19.05.17 | |
7. | Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | 15.05-19.05.17 | |
10 | Восприятие времени. | 5
|
|
1. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». | 22.05-26.05.16 | |
2. | Последовательность событий (смена времени суток). | 22.05-26.05.16 | |
3.
| Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». | 29.05-31.05.17 | |
4. | Неделя. Семь соток. Порядок дней недели. | 29.05-31.05.17 | |
5. | Дидактическая игра «Веселая неделя». | 29.05-31.05.17 | |
Общее количество часов | 68 |
Календарно – тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 2 класс
2016 – 2017 учебный год
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | 02.09.2016 05.09-09.09.16 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 14
|
|
1. | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). | 12.09-16.09.16 | |
2. | Координация движений (игры с мячом, обручем). | 19.09-23.09.16 | |
3. | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.). | 26.09-30.09.16 | |
4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 03.10-07.10.16 | |
5. | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 10.10-14.10.16 | |
6. | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 10.10-14.10.16 | |
7. | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 17.10-21.10.16 | |
8. | Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога). | 17.10-21.10.16 | |
9. | Графический диктант (по показу). | 24.10-28.10.16 | |
10. | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 24.10-28.10.16 | |
11. | Работа в технике «объемной аппликации». | 24.10-28.10.16 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие. | 4
|
|
1. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 07.11-11.11.16 | |
2. | Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра « Волшебный мешочек». | 07.11-11.11.16 | |
3. | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 14.11.-18.11.16 | |
4. | Игра со средней мозаикой. | 14.11.-18.11.16 | |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. |
4
|
|
1. | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 21.11-25.11.16 | |
2. | Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. | 21.11-25.11.16 | |
3. | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | 28.11-02.12.16 | |
4. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 28.11-02.12.16 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14
|
|
1. 1. | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). | 05.12-09.12.16 | |
2. | Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). | 12.12-16.12.16 | |
3. | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 12.12-16.12.16 | |
4. | Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 12.12-16.12.16 | |
5. | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. |
19.12-23.12.16 | |
6. | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 12.01-13.01.17 | |
7. | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | 16.01-20.01.17 | |
8. | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 16.01-20.01.17 | |
9. | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета». | 23.01-27.01.17 | |
10. | Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали). | 30.01-03.02.17 | |
11. | Выделение и различение частей знакомых предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.). | 30.01-03.02.17 | |
12. | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 06.02-10.02.17 | |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
5
|
|
1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 27.03-03.03.17 | |
2. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 27.03-03.03.17 | |
3. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | 06.03-10.03.17 | |
4. | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). | 06.03-10.03.17 | |
5. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 13.03-17.03.17 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
|
1. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 20.03-24.03.17 | |
2. | Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус». | 20.03-24.03.17 | |
3. | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений. | 03.04-07.04.17 | |
4. | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений. | 03.04-07.04.17 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 5 | |
1. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен). | 10.04-14.04.17 | |
2. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 10.04-14.04.17 | |
3. | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 17.04-21.04.17 | |
| IV четверть | 17.04-21.04.17 | |
4. | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 24.04-28.04.17 | |
5. | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу). | 24.04-28.04.17 | |
9. | Восприятие пространства. | 7
|
|
1. | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения | 02.05-05.05.17 | |
2. | Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе». | 02.05-05.05.17 | |
3. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 02.05-05.05.17 | |
4. | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | 10.05-12.05.17 | |
5. | Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. | 10.05-12.05.17 | |
6. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 15.05-19.05.17 | |
7. | Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 15.05-19.05.17 | |
10. | Восприятие времени. | 7 |
|
1. | Порядок месяцев в году. | 22.05-26.05.16 | |
2. | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 22.05-26.05.16 | |
3. | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 29.05-31.05.17 | |
4. | Меры времени (секунды, минута, час, сутки). | 29.05-31.05.17 | |
5. | Определение времени по часам. Игры с моделью часов. | 29.05-31.05.17 |
Календарно – тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – 3 класс
2016 – 2017 учебный год
№
| Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Обследование вновь принятых детей. | 2 | 02.09.2016 05.09-09.09.16 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 14 |
|
1. | Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», «Дартс», «Тигр»). |
| 12.09-16.09.16 |
2. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
| 19.09-23.09.16 |
3. | Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.). |
| 26.09-30.09.16 |
4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
| 03.10-07.10.16 |
5. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). |
| 10.10-14.10.16 |
6. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. |
| 10.10-14.10.16 |
7. | Рисование бордюров по образцу. |
| 17.10-21.10.16 |
8. | Графический диктант (зрительный и на слух). |
| 17.10-21.10.16 |
9. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. |
| 24.10-28.10.16 |
10 | Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. |
| 24.10-28.10.16 |
3. | Тактильно – двигательное восприятие. | 4 |
|
1. | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). |
| 07.11-11.11.16 |
2. | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)». |
| 07.11-11.11.16 |
3. | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». |
| 14.11.-18.11.16 |
4. | Игры с сюжетной мозаикой. |
| 14.11.-18.11.16 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
|
1. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. |
| 21.11-25.11.16 |
2. | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). |
| 21.11-25.11.16 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 |
|
1. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). |
| 28.11-02.12.16 |
2. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. |
| 28.11-02.12.16 |
3. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. |
| 05.12-09.12.16 |
4. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.). |
| 05.12-09.12.16 |
5. | Дидактическая игра «Часть и целое». |
| 12.12-16.12.16 |
6. | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. |
| 12.12-16.12.16 |
7. | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. |
| 12.12-16.12.16 |
8. | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. |
|
19.12-23.12.16 |
9. | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. |
| 12.01-13.01.17 |
| III четверть |
| 16.01-20.01.17 |
10 | Дидактическая игра «Цветик - семицветик». |
| 16.01-20.01.17 |
11 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. |
| 23.01-27.01.17 |
12 | Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»). |
| 30.01-03.02.17 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5 |
|
1. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. |
| 06.02-10.02.17 |
2. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). |
| 06.02-10.02.17 |
3. | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. |
| 27.03-03.03.17 |
4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». |
| 27.03-03.03.17 |
5. | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»). |
| 06.03-10.03.17 |
6. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
| 06.03-10.03.17 |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
|
1. | Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). |
| 13.03-17.03.17 |
2. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. |
| 20.03-24.03.17 |
3. | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). |
| 20.03-24.03.17 |
4.
| Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». |
| 03.04-07.04.17 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 5 |
|
1. | Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». |
| 10.04-14.04.17 |
2. | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня». |
| 10.04-14.04.17 |
3. | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. |
| 17.04-21.04.17 |
4. | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. |
| 17.04-21.04.17 |
5. | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». |
| 17.04-21.04.17 |
9. | Восприятие пространства. | 7 |
|
1. | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. |
| 24.04-28.04.17 |
2. | Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. |
| 24.04-28.04.17 |
3. | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». |
| 02.05-05.05.17 |
4. | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». |
| 02.05-05.05.17 |
5. | Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. |
| 02.05-05.05.17 |
6. | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. |
| 10.05-12.05.17 |
7. | Ориентировка на лисе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). |
| 10.05-12.05.17 |
8. | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. |
| 15.05-19.05.17 |
10 | Восприятие времени. | 7 |
|
1. | Определение времени по часам. |
| 15.05-19.05.17 |
2. | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). |
| 22.05-26.05.16 |
3. | Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». |
| 22.05-26.05.16 |
4. | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). |
| 29.05-31.05.17 |
5. | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». |
| 29.05-31.05.17 |
Календарно – тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – 4 класс
2016 – 2017 учебный год
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Обследование вновь принятых детей. | 2 | 02.09.2016 05.09-09.09.16 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 14 |
|
1. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
| 12.09-16.09.16 |
2. | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.). |
| 19.09-23.09.16 |
3. | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. |
| 26.09-30.09.16 |
4. | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). |
| 03.10-07.10.16 |
5. | Графический диктант с усложненными заданиями. |
| 10.10-14.10.16 |
6. | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). |
| 10.10-14.10.16 |
7. | Дорисовывание симметричной половины изображения. |
| 17.10-21.10.16 |
8. | Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). |
| 17.10-21.10.16 |
3. | Тактильно – двигательное восприятие. | 4 | |
1. | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). |
| 24.10-28.10.16 |
2. | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. |
| 24.10-28.10.16 |
3. | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). |
| 07.11-11.11.16 |
4. | Игры с мелкой мозаикой. |
| 07.11-11.11.16 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
|
1. | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий. |
| 14.11.-18.11.16 |
2. | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. |
| 14.11.-18.11.16 |
3. | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). |
| 21.11-25.11.16 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 |
|
1. | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. |
| 21.11-25.11.16 |
2. | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. |
| 28.11-02.12.16 |
3. | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. |
| 28.11-02.12.16 |
4. | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). |
| 05.12-09.12.16 |
5. | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). |
| 05.12-09.12.16 |
6. | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». |
| 12.12-16.12.16 |
7. | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). |
| 12.12-16.12.16 |
8. | Узнавание предметов по одному элементу. |
| 12.12-16.12.16 |
9. | Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». |
|
19.12-23.12.16 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5 | |
1. | Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок). |
| 12.01-13.01.17 |
2. | Нахождение «нелепиц» на картинках. |
| 16.01-20.01.17 |
3. | Дидактическая игра «Лабиринт». |
| 23.01-27.01.17 |
4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». |
| 30.01-03.02.17 |
5. | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. |
| 30.01-03.02.17 |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
|
1. | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое, т.д.); их словесное обозначение. |
| 06.02-10.02.17 |
2. | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. |
| 27.03-03.03.17 |
3. | Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение. |
| 27.03-03.03.17 |
4. | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». |
| 06.03-10.03.17 |
5. | Упражнения в измерении веса предметов на весах. |
| 06.03-10.03.17 |
6. | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный). |
| 13.03-17.03.17 |
7. | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть). |
| 13.03-17.03.17 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 5 |
|
1. | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). |
| 20.03-24.03.17 |
2. | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук». |
| 03.04-07.04.17 |
3. | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». |
| 03.04-07.04.17 |
4. | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». |
| 10.04-14.04.17 |
5. | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. |
| 10.04-14.04.17 |
6. | Дидактическая игра «Угадай по голосу». |
|
|
9. | Восприятие пространства. | 7 |
|
1. | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. |
| 17.04-21.04.17 |
2. | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. |
| 17.04-21.04.17 |
3. | Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений. |
| 24.04-28.04.17 |
4. | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). |
| 24.04-28.04.17 |
5. | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). |
| 02.05-05.05.17 |
10 | Восприятие времени. | 7 |
|
1. | Определение времени по часам. |
| 02.05-05.05.17 |
2. | Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку». |
| 02.05-05.05.17 |
3. | Работа с календарем и моделью календарного года. |
| 10.05-12.05.17 |
4. | Дидактическая игра «Когда это бывает». |
| 10.05-12.05.17 |
5. | Последовательность основных жизненных событий. |
| 15.05-19.05.17 |
6. | Возраст людей. |
| 15.05-19.05.17 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области
«Рассмотрена» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» ______ 2016 г. | «Согласована» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №9 _____ /______________ / ФИО «___» ______ 2016 г. | «Утверждена» приказом МОУ СОШ №9 _____ /______________ / ФИО |
Рабочая программа
факультативных занятий
по психологии
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(для 1-4 классов)
Разработана: педагогом-психологом Фёдоровой Е.Н. |
на основе программы курса "Психологический практикум" автора - И.М. Бгажнокова, пособия "Обучение жизненно важным навыкам в школе" авторов Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. |
г. Усть-Кут
2016 г.