Школьная музейная комната
Школьная музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические основы патриотического воспитания
Задачи и принципы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации.
Поэтому тема и является актуальной.
Цель:
- выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в школе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
— повысить уровень развития школьников;
— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
Патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы". В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов.
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.
Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области.
При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.
Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.
К принципам патриотического воспитания относится направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных категорий населения;
- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или село — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, пения жаворонка в поднебесье. «Краеведение — это прежде всего краелюбие».
Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе.
Основными источниками краеведческой информации являются:
- периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
- архивные фонды;
- фонды музеев;
- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
- материалы статистики;
- устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы:
• системный подход;
• предельная достоверность фактов;
• синхронность отдельных направлений поиска.
Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная - активная (сам поиск) и пассивная (отработка материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).
Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспедиции, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады.
Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.
Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.
Представляют интерес уроки мужества. Ежегодно вместе с родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ (такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах). Таким образом, военно-патриотическое воспитание школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Методика патриотического воспитания в школе
Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства — слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Но символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения.
Предварительный просмотр:
Проект «Малая Родина – твое начало»
МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа»
Цель и задачи:
Целью проекта является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение
группа | функции | состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. | Директор школы |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР |
Педагоги школы | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги Воспитатели Классные руководители |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы. | Методисты НМЦ |
Проект включает в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Формировать экологическое поведение.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Школьное самоуправление.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
- Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
Этапы реализации проекта
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
- Спланировать работу на следующий период.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа», а также тесное сотрудничество с сельской библиотекой, домом культуры, общественными организациями.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания; обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
- в познавательной сфере - развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Школьная музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Таким образом, музейная комната является одним из центров патриотического воспитания обучающихся Голицинского филиала МОУ «Никифоровская СОШ №2». Программа деятельности музейной комнаты рассчитана на обучающихся с 5 по 9 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музейной комнаты. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного посёлка и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного посёлка, школы.
Методы работы школьного музея
- Словесные методы – беседы, рассказ, объяснение.
- Наглядные методы – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
- Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
- Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
- Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
- Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
- Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
- Практический метод – оформление краеведческого материала.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско-краеведческой деятельности:
- создании хроник, летописей;
- составлении родословных и семейных летописей;
- сборе материалов о старейших педагогах, известных людях, выпускниках и т.д.;
- формировании банка краеведческих данных;
- изучении народного творчества;
- изучении культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
- экскурсии, экспедиции;
- встречи с земляками - носителями исторической краеведческой информации;
- краеведческие викторины, игры, праздники.
Цель реализации программы:
- краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников школы. Школьная музейная комната, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Задачи реализации программы:
- интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев;
- создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них;
- активизация работы школьного самоуправления;
- развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы;
- развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к учащимся.
Принципы построения программы:
- принцип личностно- ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музейной комнаты;
- постоянное развитие музейной комнаты, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:
- выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;
- повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей села и района;
- формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей;
- корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимся,
- методики сочинений, незаконченного предложения,
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования.
Обеспечение программы.
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
- Музейная комната.
- Руководитель музейной комнаты.
- Компьютерный класс и выход в Интернет.
- Копировальное оборудование.
- Совет музея.
Перспективный план работы
музейной комнаты
Голицинского филиала
МОУ «Никифоровская СОШ №2»
на 2010 – 2013 учебные годы.
| Направления деятель- ности | Мероприятия | Срок | Форма подведения итогов | Ожидаемые результаты |
1. | Фондовая работа. | Сбор документов, Работа с фондовыми материалами. | 2010-2013 гг. | Оформ- ление фондовых докумен- тов – книги учета основного и вспомога- тельного фондов и др. | Овладение знаниями по данному вопросу. |
2. | Организация работы Совета музея. | Организация клуба, составление плана работы на очередной учебный год. | В начале каждогоучебно- го года | План работы Совета музейной комнаты. | Заинтересо- ванность обучающихся в работе Совета, вовлечение других ребят в эту работу. |
2. | Проведение теоретичес- ких занятий. | Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п. | 2010-2013 гг. | Положения по описанию объекта. | Освоение теоретически- ми знаниями по данной проблеме. |
3. | Исследова-тельская работа | Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей села, выпускников школы и их родных, мест трудовой славы с целью накопления материала). | 2010-2013 гг. | Планшеты, альбомы, папки-раскладушки, презентации, стенды и т.п. | Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции. |
4. | Просвети- тельская работа. | Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музейной комнаты. Создание виртуального музея. | 2010-2013 гг. | Создание «копилки» музея. | Включение детей в занятия поискового клуба «Верность», формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы, музейной комнаты с общественностю, выпускниками школы. |
5. | Методичес- кая работа. | Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания. | 2010-2013 гг. | Отчёт о проделан- ной работе | Постоянная связь с активами классов, краеведами – активистами.
|
6. | Экспозиционная работа. | Сбор и оформление новых материалов по истории школы, о знаменитых выпускниках школы. | 2010-2013 гг. | Альбомы, стенды, презентации, рефераты по темам «История школы», «Наши знаменитые выпускники». | Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление. |
7. | Проведение школьных конкурсов. | Организация конкурсной работы. | 2010-2013 гг. | Пополнение экспонатов музея. | Активизация работы классного самоуправления, воспитание гражданско -патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа. |
8. | Участие в районных конкурсах, связанных с краеведческой работой. | Организация конкурсной работы. | 2010-2013 гг. | Пополнение материалов музейной комнаты об истории школы, земляков и др. | Воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа. |
Этапы реализации программы
I этап - 2010-2011 учебный год
Разработка научно-методических основ « Программы развития историко-краеведческого музея» школы, используя фондовые материалы. Запуск поискового задания «Успешность в жизни».
Создание виртуального музея о деятельности пионерской и комсомольской организаций в годы Великой Отечественной войны.
II этап - 2011-2012 учебный год
Реализация программного задания: конференция по итогам поискового задания.
Сбор материала о выпускниках школы.
«Награды в моем доме рассказывают».
III этап - 2012-2013 учебный год
Постпрограммная реализация «Программы развития школьной музейной комнаты»
Разработка новой ступени в развитии школьного музея.
О деятельности пионерской и комсомольской организаций в годы Великой Отечественной войны.
Планирование работы Совета музейной комнаты на 2010-2011 учебный год. | ||
Направления работы | Содержание работы | Сроки осуществления плана |
«Наши находки» | Подведение итогов летней работы, связанных с поиском материалов о выпускниках школы. | сентябрь |
Оформление собранных материалов. | сентябрь | |
Сделать фото-, ксерокопии собранных документов. | сентябрь - октябрь | |
Записать на диск воспоминания учителей школы, выпускников школы. | октябрь | |
Оформить стенд «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» по разделам: «Ветераны педагогического труда», «Директора школы», «Профессия в наследство» «Выпускники школы – учителя» «Выпускники и их судьба», «Школа: прошлое и настоящее» | сентябрь-ноябрь | |
Подготовить экскурсии по созданной экспозиции | ноябрь | |
Организовать встречи с выпускниками школы:
| в течение года. | |
Поисково-исследовательская работа | Исследование по теме «Профессия в наследство». | сентябрь – декабрь |
Составление экскурсии по данной теме исследовательской работы. | сентябрь – апрель | |
Оформление полученных материалов. Составление презентации по материалам экскурсии. | октябрь | |
Выяснить места захоронения голицинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. | ноябрь | |
Поиск материала к викторине «Мой край». Участие в викторине. | октябрь – ноябрь. декабрь | |
Работа по созданию виртуального музея | Систематизация имеющегося в музее материала, касающегося истории самого музея и его экспонатов. | январь-март |
Подготовка материалов для презентации. | февраль. | |
«О чем рассказал Экспонат» | Знакомство с новыми экспонатами, собранными учениками. Предназначение экспонатов. Викторина по истории страны, связанная с историей экспоната. | сентябрь. |
октябрь. | ||
«Школа, в которой я учусь» | Поиск материалов, связанных с историей школы. | февраль-апрель. |
Организовать беседу с ветеранами труда | февраль. | |
Пригласить ветеранов труда на уроки мужества. | апрель. | |
Поздравить ветеранов с праздником 9 Мая. | май. | |
Беседа с бывшей учительницей школы Прониной Р.М. | апрель-июнь | |
Оформление собранных материалов. | в течение года. | |
Сбор материала о послевоенных выпускниках школы. | ||
апрель-июнь. | ||
Беседы и встречи с учителями – ветеранами. | апрель-май. | |
Судьбы выпускников нашей школы | Поиск материала о наших знаменитых выпускниках. | в течение года.. |
Беседы и встречи с бывшими выпускниками. | май-июнь. | |
Сбор материалов. | в течение года.. | |
Оформление собранного материала. | Май-июнь. | |
Фондовая работа. | Апрель-июнь. | |
«Памяти павших будем достойны» | Проведение экскурсий, посвященных Великой Отечественной войне. | апрель-май |
Организация концерта для ветеранов. | 9 мая | |
Урок мужества на тему «История края в годы Великой Отечественной». | февраль. | |
Знакомство с боевым путем тех, чьи награды хранятся в музее. | март. | |
Встречи с ветеранами боевых действий в «горячих» точках нашей страны. | в течение года. | |
Организация экскурсий | «2010 год – Год учителя» | в течение года |
Наши планы | Принять участие в смотре-конкурсе школьных музеев района. | 1 этап-8 декабря 2009г. 2 этап-2 марта 2010г. |
Принять участие в краеведческом «Марафоне». | ||
Планирование работы на учебный год. | май | |
Подведение итогов работы за год. | май. | |
Планирование летней работы. | Начало июня |
Предварительный просмотр:
ЛЕТОПИСЬ
ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СЕЛА ГОЛИЦИНО
ВРЕМЯ ПОДВИГОВ ПЛАМЕННЫХ
НЕ УЙДЁТ В ЗАБЫТЬЁ.
ЖИЗНЬЮ ЧЕСТНОЙ И ПРАВИЛЬНОЙ
СЛАВИМ ВРЕМЯ СВОЁ.
Пионервожатые школы:
1945- 1957г. г Валентина Ильинична
1958г. Кукушкина П.В.
1959г. -1965 Пузина А.И.
1967г. Тимофеева М.Л.
1971 – 1975 г.г. Савельева В.Е.
1976 - 1977г.г. Карасева П.Т.
1978-1979г.г. Холодилина М.М.
1979-1980г.г. Кириллова Н.А.
1981-1991г.г Егорова О.А.
Песня дружины имени Александра Матросова
«Песня о первом пионерском отряде»
Я теперь вспоминаю, как песню,
Пионерии первый отряд
Вижу снова рабочую Пресню
И знакомые лица ребят.
Красный галстук из скромного ситца
Первый сбор, первый клич «Будь готов»
В синем небе я вижу зарницы
Золотых пионерских костров.
Спой песню как бывало
Отрядный запевала
А я её тихонько подхвачу
И молоды мы снова
И подвигу готовы
И нам любое дело по плечу.
Пионеры Тамбовщины внесли в историю пионерской организации много славных станиц. Есть своя история и у пионерской организации села Голицино. Пионеры – это те, кто идёт впереди. Пионер – значит передовой. Великая честь для школьника быть пионером. Много дел на счету пионеров с. Голицино. Первые пионерские отряды были созданы в селе после Октябрьской революции 1917 года.
В тяжелые военные годы 1943-45 г.г. трудно было. В школе не хватало учебников. Пионеры помогали младшим готовить уроки, проводили веселые переменки, читали газеты. Записывали сообщения с фронта, которые передавали по радио, доводили их до сведения население села. Трудное было время, но ребята – пионеры жили интересной жизнью. В тяжелые военные годы пионеры не оставались в стороне. Они помогали не только дома, но и семьям, где не осталось мужчин в доме. Ребята заготавливали дрова, носили воду, присматривали за маленькими детьми. Жизнь в организации не прекращалась. Пионеры, кто постарше, вступали в комсомол. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам.
Закончилась война. Пионерская организация жила своей жизнью.
1945 - 1957 годы
Главной задачей пионеров была хорошая учеба. Летом собирали на полях колоски для колхоза. Пионерская дружина увеличивает число пионеров. Пионервожатой в школе работает Валентина Ильинична. В это время в здании школы располагался детский дом, в котором жили дети Юрловского района. Пионеры занимались тимуровской работой, готовили выступления агитбригады. Большой радостью для ребят был показ кинофильмов. Все годы работы пионервожатой Валентина Ильинична живёт заботами ребят, поддерживает их начинания, а где-то выступает и со своей инициативой. Ребята не сидят на месте, готовят концерты. Выступление агитбригады с нетерпением ждут на фермах и полевых станах. Помогают одиноким старикам, участникам Великой Отечественной войны: пропалывают картофель, копают огород, пилят и колют дрова.
В 1962 году проходит III Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, посвящённая 40–летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Много полезных дел занесли юные пионеры нашей школы в счет этой экспедиции: сбор макулатуры и металлолома, помощь сельскому хозяйству, создание зон пионерского действия, дружба с шефами и соревнование отрядов. Участие пионерских отрядов в смотрах художественной самодеятельности, в выставках, в спортивных соревнованиях давали возможность пионерам проявить себя с лучшей стороны.
В 1967году начинается Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница». Все пионеры были её увлечены. Школьники участвуют не только в школьной игре, но принимают участие и в районной игре. Ребята занимаются распространением книг, участвовали в экскурсиях, в спортивных соревнованиях по футболу, шахматам, волейболу. Работали на животноводческих точках колхоза, выступали перед жителями села с концертами агитбригады.
1971-1975г.г.
Вся работа велась по маршам. 1972-74г.г. Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов». Марш посвящён 50-летию образования СССР и 50-летию со дня присвоения комсомолу и пионерской организации имени В.И.Ленина. Пионерские отряды нашей школы провели огромную работу. Смотр на лучший пионерский отряд, участвуют на маршруте «Моё Отечество СССР», оформляют пионерскую летопись. Проходят сборы отрядов на тему: «Пионеры всей страны делу Ленина верны», «Пусть всегда будет солнце», «Живая связь времён». Отрядов в дружине было пять, в каждом отряде, как правило, было три звена. Председателем Совета дружины был Дудин Евгений, затем Гвоздев Александр. Отряды носили имена Лизы Чайкиной, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской, Вали Котика, Зины Портновой. Старшей пионервожатой работает Савельева В.Е. В честь 30-летия Победы пионеры занимаются поисковой деятельностью, проводят встречи с участниками Великой Отечественной войны.
1976-1977г.г.
Старшей пионервожатой работает Карасева П.Т. Всесоюзный марш пионерских отрядов «Идём дорогой Ленина – дорогой Октября». Марш посвящён 60-летию Великого Октября. Игра знакомит юных школьников с жизнью В.И.Ленина, помогает изучать славные дела ленинского комсомола, пионерской организации, готовит октябрят к вступлению в пионеры. Пионеры ведут работу по сбору металлолома, макулатуры. Работают в ученической бригаде, выпускают газеты, работают на полях колхоза, готовят выступления агитбригады. Пионеры проводили сборы отрядов «Пионер – значит первый», «Нам нужен мир – тебе и мне», «Наш вожатый – комсомол», «От залпа Авроры до наших дней». Много славных трудовых дел на счету пионерии. Операция «Десант», «Ребята нашей улицы», «Зернышко», тимуровский десант «Дворы и улицы в тимуровские руки». Проводились смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования, смотр строя и песни.
1978г.
Всесоюзный марш пионерских отрядов «Мы верная смена твоя комсомол», посвящённый 60-летию Ленинского комсомола. Старшей пионервожатой работает Холодилина М.М. Ребята проводят встречи с лучшими комсомольцами села, отмечают эту дату трудовыми и спортивными достижениями.
1979-1980г.г.
Дружина работает на марше, готовясь достойно встретить очередной юбилей пионерской организации. Ребята не прекращают тимуровское движение. На улицах села появились зоны пионерского действия, на которых ребятам стало, интереснее проводит свой досуг. Свободное время пионеры здесь проводят соревнования, устраивают концерты для жителей улицы. Выпускают газеты, молнии.
1981 г.
Началась Всесоюзная пионерская операция: «Пионерская слава», посвящённая 60-летию Всесоюзной организации имени В.И.Ленина. Эти годы пионерской организации – это годы расцвета, пора возмужания, годы открытия и познания мира, которые несли в себе много яркого, незабываемого.
Те, кто жил красногалстучной жизнью до сих пор вспоминают о ней с радостью и восторгом. Пионервожатая Егорова Ольга Алексеевна говорит: «Пройти школу пионерской организации – это значит, многому научиться самому у ребят и передать свое умение им».
Проходят сборы «Пионеры вчера, сегодня, завтра». Вчерашние пионеры, сегодня комсомольцы продолжают работу. Оформляют альбомы о пионерах – героях. Ведут тимуровскую работу. 60–летие пионерской организации отмечают достижениями в учебе и труде. Участвуют в трудовых операциях «Зелёный наряд Отчизне», «Родничок», «Зелёная аптека». Проводят вечера дружбы, диспуты, конкурсы, праздники. Участвуют в пионерских соревнованиях «Старты надежд», игре «Зарнице».
1982-1985 г.г.
Старшей пионервожатой работает Егорова О.А., увлекая их в водоворот увлекательных и веселых, трудовых и спортивных дел. Пионерское детство ребят проходило интересно. У каждого пионера было своё конкретное поручение в отряде, дружине. Поэтапно проходили в школе операции. Такие операции сближали ребят, ведь они всё время находились вместе, волновались за свой отряд, стремились выбраться вперёд. Участвуя в таких операциях, как «Зелёная аптека», «Трудовая операция» (сбор металлолома и макулатуры). Ребята могли показать себя, проявить чувство коллективизма и товарищества. А ещё ребята участвовали в школьных и районных соревнованиях по спорту, в смотре художественной самодеятельности. В каждом классе были свои активисты.
1984-85 г.г.
Марш пионеров «Салют, Победа». Пионерам есть на кого равняться. На своих старших товарищей, на старую гвардию, на славных первопроходцев БАМа, строителей КАМАЗа.
Много дел на счету пионерской дружины имени Александра Матросова. Ведётся переписка с отрядами и дружинами, которые носят имя героя. Пионеры шагают от одной высоты к другой по маршрутам Всесоюзного Марша юных ленинцев, давая пионерское слово, подкрепляя его своим конкретными делами. Проводятся пионерские сборы «Законы пионеров – основа нашей жизни», «Знак качества – отличные отметки», «Если быть, то быть лучшим», «Пятилетка в красном галстуке», «Честно жить – родине служить». Ребята ведут тимуровскую работу. Продолжается операция «Поиск», «Зелёная аптека», «Милосердие». Вожатые пионеры помогают октябрятам. Устраивают концерты, проводят работу по озеленению территории школы. Агитбригада школы была частым гостем на полях и фермах нашего колхоза «Россия».
1985-1987г.г.
Ведется поисковая работа, уже собран огромный материал по дружинному герою Александру Матросову. 2 октября ежегодно проводится стартовая линейка, которая была посвящена очередному этапу Всесоюзного марша «Революционный держим шаг», на котором давались задания каждому отряду дружины. Проводились рейды по сбору макулатуры, металлолома, операции «Зелёная аптека», «Милосердие». Интересно проходят заседания совета дружины под руководством председателя совета дружины Рожковой Ирины, где ребята с увлечением рассказывают о своих делах, делятся наболевшим и строят планы на будущее. Пионеры помогают проводить октябрятские сборы.
1987-1990г.г.
Об этих годах вспоминает Егорова Ольга Алексеевна: «В нашей я была последней пионервожатой, когда в 1991г. была отменена пионерская организация. С 1по3 класс у нас были октябрятские звёздочки, которые участвовали в игре «Октябрята по стране Октября». Каждая октябрятская группа делилась на звёздочки, у каждой звёздочки был вожатый пионер. Вожатыми выбирали лучших пионеров. Они были для малышей как старшие братья и сестры. Ходили в походы, помогали готовиться к праздникам. В пионеров 4-7 классов были свои наставники – шефы комсомольцы, лучшие комсомольцы школы. Жили по законам дружбы, любви к Родине, уважению к старшим. Под особым контролем были участники Великой Отечественной войны, учителя-пенсионеры. Для жителей села пионеры часто устраивали концерты. Продолжается поисковая работа, ведется переписка с другими дружинами, носящими имя Александра Матросова. Был собран богатейший материал о его жизни. Жизнь распорядилась так, что организация перестала существовать».
1991 г.
В школе создана детская организация «Фантазеры». Ребята продолжают традиции пионерской организации: занимаются тимуровской работой, проводят сборы, встречи с участниками Великой Отечественной выойны, выступают с концертами перед жителями села, ведут летопись своей школьной страны. Проходят интересные праздники, викторины, стали традиционными встречи с ветеранами войны и труда. К 85-летию пионерской организации в нашей школе велась работа по направлению «И красный галстук рядом», в музейной комнате открыта экспозиция «Летопись пионерской организации»
Трудное, но интересное время переживает школьная детская организация – время перерождения, время второго дыхания, время роста.
А ну, ребята, шагай смелее!
Путь ваш вперед и ввысь!
За Родину, Честь, Добро, Справедливость
Вот ваш девиз!
Предварительный просмотр:
Информация
о клубах, творческих объединениях, школьных музеях, комнатах, залах, уголков патриотической направленности, действующих на базе
МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа»
№ п/п | Наименование. МОУ | Наличие и наименование клуба. | Направление деятельности клуба. | Ф.И.О. руководителя клуба. | Кол-во обучающихся (возраст) |
1 | МОУ «Голицинская ООШ» | Поисковый отряд «Верность» | Патриотическое | Дрозд В.Н. | 18 (13-15 лет) |
№ п/п | Наименование МОУ | Наличие школьного музея, зала, уголка, комнаты(указать наименование) | Направление деятельности | Ф.И.О. руководителя музея, комнаты, зала, уголка. | Год образования. |
1 | МОУ «Голицинская ООШ» | Музейная комната «В мире русской избы» | Этнографическое | Дрозд В.Н. | 2007 |
Анализ
работы школьной музейной комнаты
патриотической направленности
Школьный музей - центр патриотического воспитания учащихся
Музейная комната «В мире русской избы» открыта в МОУ «Голицинская ООШ» в 2007 году. Музей русского деревенского быта является тематическим систематизированным собранием материалов, экспонатов по истории села. Сбор экспонатов для музея начался в 2006 году. Ведущей целью является развитие познавательного интереса к краеведению, любви к родным местам, традициям своего народа.
Руководитель и актив музея организуют сбор, накопление, оформление материалов для пополнения фондов музея; обеспечивают сохранность музейных материалов, ведут инвентарную книгу музея; проводят экскурсии по экспозиции музея; создают и обновляют экспозиции, организуют передвижные выставки.
Музей располагается в классной комнате, оборудован стеллажами и стендами. Создан актив музея из учащихся 8-9 классов. На базе музейной комнаты осуществляет свою деятельность поисковый отряд «Верность».
Основными направлениями деятельности музейной комнаты являются поисковая работа, экспозиционная, фондовая, просветительская деятельность.
Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, конкурсы, беседы по краеведению, праздники – «Тропинки родного края», «Русские посиделки», «С чего начинается Родина?», «День именин домовых» и др.
Результативность:
Учащиеся принимают активное участие в работе по сбору материалов, знакомящих с историей села, родного края. Экспозиции представляют этнографические, документальные источники о культуре, истории и быте нашего края.
Экспозиция «Крестьянский быт». Привлекает внимание посетителей макет русской печи почти в натуральную величину. С интересом слушают ребята рассказы о том, что печь в русской избе была центром жизни крестьянской семьи. В ней готовили еду, на ней спали, сушили грибы и ягоды, возле печи собирались долгими зимними вечерами, пряли лен, вышивали, плели лапти, просто беседовали члены большой крестьянской семьи. Возле печи стоит лавка. Рядом – прялка. Над печью приспособлен шест, на котором развешены вышитые рушники, лоскутное одеяло.
Посуда, собранная в музее, также представляет большой интерес. Все экспонаты экспозиции «Крестьянский быт» - подлинные. Все это было собрано во время экспедиций краеведами школы: глиняные кувшины, жаровые утюги и рубель, жаровой ведерный самовар.
Экскурсоводы музея рассказывают ребятам о том, как тяжёл был крестьянский труд, показывают орудия труда – серп, которыми крестьяне жали рожь и пшеницу, цеп, грабли.. А на полу декоративные половики, сотканные много лет назад.
По стенам развешены связанные крючком красивые скатерти, подаренные музею старожилами села. Экспозиция «Крестьянский быт» пополнилась иконой. Учащиеся считают, что музей помогает им учиться, расширяет кругозор, помогает в профессиональном и жизненном самоопределении. Музей в школе, по мнению учащихся, является познавательным уголком, визиткой, хранителем традиций, нравственным центром.
В 2008-2009 г. представлена экспозиция «Летопись пионерской организации с. Голицино», в 2009-2010 г. открыта экспозиция «Великая Отечественная война», где представлены материалы об односельчанах, которые сражались на фронтах и трудились в тылу во время войны, в 2010-2011г. – «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Анализ работы
поискового отряда «Верность»
патриотической направленности
Патриотический поисковый отряд «Верность» создан в сентябре 2007 года на базе МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа» после того, как были разработаны нормативные документы:
- Устав поискового отряда «Верность»
- Положение о поисковом отряде «Верность»
- Структура поискового отряда «Верность»
- Программа работы поискового отряда «Верность»
- Календарно-тематическое планирование поискового отряда «Верность»
Поисковый отряд «Верность» является структурным подразделением МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа», созданным для развития молодёжной инициативы в деле воспитания патриотов Родины. Создана система методических подходов, форм внеклассного воспитания, сочетающие разные виды деятельности учащихся, которые способствуют активизации мышления детей, прививают интерес к родной истории, формируют гражданскую позицию.
Мероприятия не только развивают интересы учащихся, воспитывают у них навыки исследовательской работы, формируют монологическую речь и умение вести дискуссии, но и обогащают внутренний мир учащихся. За время работы поискового отряда его воспитанниками стали 18 человек постоянного состава, но количественный состав отряда регулярно пополняется за счет временного состава, привлекаемого для подготовки к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности школьного, муниципального уровней.
Результативность:
Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными экскурсии, внеклассные мероприятия побуждают детей к творчеству: они пишут сочинения о минувшей войне, рисуют иллюстрации, составляют родословную своей семьи, летопись школы, созданы методические разработки по данной проблеме, материалы мероприятий, проводимых на базе школьного музея.