Программа элективного курса "Стилистика"

Дрозд Вера Николаевна

Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме. Целью данной программы является  расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_elektivnogo_kursa_Stilistika.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме.

    Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.

    Задачи:

  • расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
  • углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
  • вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями.

Актуальность темы состоит в том, что сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого их них особенно необходимы учащимся для полного овладения нормами литературного языка.

    Обсуждение теоретических вопросов требует использования различных форм работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учителем литературы.

    Изучение стилистических средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.

    В практической работе над функциональными стилями для развития стилистических умений  учащихся по восприятию и самостоятельному построению текстов различных функционально-стилевых типов речи наиболее эффективны такие методы, как стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста.

     Задания и упражнения для формирования стилистических знаний и умений могут быть различными по дидактическому назначению и характеру учебных действий.

    В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, на то, чтобы научить школьников «узнавать» изучаемое явление: найти в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски; определить стилевую принадлежность текста; сопоставить тексты, написанные на одну тему, но в разных стилях; охарактеризовать стилистические функции выразительных средств языка в художественном тексте.

    Упражнения конструктивного характера должны быть направлены на выработку у учащихся частноречевых умений. Они предполагают большее или меньшее изменение текста или его полную трансформацию.

    Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.

    Важное место в системе заданий занимает работа со словарями и справочниками.

8 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Виды деятельности учащихся

1

Стилистические ресурсы языка

1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

2

Функциональные стили речи

2

Практикум

Тестирование, редактирование

3

Бытовая и производственная сфера человеческого общения.

1

Беседа

Составление диалога

4

Жанры разговорного стиля

1

Лекция с элементами беседы

Доклады

5

Особенности разговорного стиля речи.

1

Практикум

Мини-исследование

6

Синтаксические конструкции.

1

Практикум

Редактирование

7

Использование разговорного стиля в художественной литературе.

1

Конференция

Доклад

8

Научная сфера общения.

1

Лекция с элементами беседы

Составление плана лекции, работа со словарями

9

Современные жанры научных текстов.

1

Устный журнал

Реферат

10

Особенности научного стиля

1

Конференция

Мини-исследование

11

Требования к структуре разных жанров научных текстов.

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

12

Языковые средства научного стиля.

2

Практикум

Творческая работа, редактирование

13

Официально-деловая сфера общения.

1

Конференция

Доклад

14

Жанры официально-делового стиля

1

Устный журнал

Реферат

15

Особенности официально-делового стиля

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

16

Языковые средства официально-делового стиля.

1

Практикум

Составление документов, редактирование

17

Употребление сложных синтаксических конструкций.

1

Практикум

Доклады, составление документов

18

Сфера применения публицистического стиля

1

Лекция

Анкетирование, заметка в газету

19

Жанры публицистического стиля речи.

1

Устный журнал

Реферат

20

Особенности публицистики.

2

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

21

Языковые средства публицистического стиля.

2

Практикум

Творческая работа

22

Литературный язык и язык художественной литературы

1

Устный журнал

Рефераты,творческая работа

23

Эстетическая функция языка в художественном произведении.

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

24

Особенности языка художественной литературы.

1

Практикум

Анализ художественного текста

25

Стихотворная речь и ее особенности.

1

Практикум

Анализ поэтического текста

26

Изобразительно выразительные средства.

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

27

Комплексный анализ текста

2

Практикум

Анализ художественного текста

28

Стилистическая норма

1

Практикум

Тестирование, редактирование

29

Стилистические ошибки

1

Практическое занятие

Защита проектов

Содержание курса

Стилистические ресурсы языка (1)

    Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Функциональные стили речи  ( 2 )

    Понятие о функциональных стилях речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Разговорный стиль речи   ( 5 )

    Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.

    Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграммы.

    Особенности разговорного стиля речи. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных слов, фразеологизмов. Эмоциональность и экспрессивность разговорного стиля речи.

    Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля речи. Роль логического ударения и порядка слов в предложении.

    Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.

Практические работы:

  • выписать из словаря 10-15 слов со стилистической пометой «разговорное» и столько же с пометой «просторечное»;
  • найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
  • в изученном художественном произведении найти отрывки с использованием разговорного стиля;
  • составить диалог на темы: «На почте», «В аптеке», «У газетного киоска»; указать способы экономии речевых слов в диалоге.

Научный стиль речи  ( 6 )

    Научная сфера общения. Современные жанры научных текстов: монография, статья, информационное сообщение, лекция, рецензия; реферат, автореферат, тезисы докладов и сообщений и др.

    Особенности научного стиля. Требования к структуре разных жанров научных текстов (словарной статье, научному докладу, рецензии, аннотации и др.)

    Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

 Практические работы:

  • выписать из справочников, словарей 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;
  • подобрать из какой-либо научной работы десять грамматических форм и конструкций, имеющих окрашенность научного стиля;
  • произвести стилистический разбор научного текста, охарактеризовать функцию, содержание, цель высказывания, адресат, форму речи, языковые средства, с помощью которых в данном тексте реализуются стилевые черты;
  • найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;
  • проанализировать отрывок из школьного учебника, охарактеризовать логическую структуру данного текста;
  • составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохраняя основные мысли автора, средства связи предложений и абзацев;
  • написать рецензию на сочинение товарища, используя слова и выражения, характерные для рецензии как жанра научного стиля;
  • написать рецензию на научно-популярную книгу любой тематики;
  • проанализировать язык небольшого отрывка из научной монографии.

Официально-деловой стиль речи  ( 5 )

    Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.

    Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.

    Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы; точность в употреблении дат, географических названий, цифр, названий учреждений.

    Языковые средства официально-делового стиля речи.

    Употребление сложных синтаксических конструкций; простых предложений с однородными членами, вводными и вставными конструкциями

Практические работы:

  • распределить по группам данные учителем слова и выражения, имеющие официально-деловую окраску;
  • подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально-деловому стилю;
  • заменить нейтральные выражения синонимами, характерными для делового стиля;
  • пользуясь словарем, определить значения приведенных учителем слов;
  • к данным устаревшим словам и выражениям подобрать слова, употребительные в современном языке;
  • составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;
  • проанализировать какую-либо автобиографию, написанную писателем;
  • прочитать протокол какого-либо собрания и на его основе составить план протокола вообще; указать, какие части должны присутствовать обязательно, какие могут варьироваться;
  • произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;
  • самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты.

Публицистический стиль речи ( 6 )

    Сфера применения публицистического стиля. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики.

    Жанры публицистического стиля речи: выступления на собраниях, митингах, форумах, публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля.

    Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания.

    Языковые средства публицистического стиля. Лексика публицистического стиля. Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений. Использование стилистических фигур.

Практические работы:

  • выбрать из газеты 10-15 слов общественно-публицистической тематики;
  • выбрать из газет и журналов устойчивые сочетания, которые часто употребляются в публицистике;
  • проанализировать язык какой-либо газетной статьи, найти в тексте специфические средства публицистического стиля;
  • написать хроникальную заметку в школьную газету;
  • проанализировать портретный очерк из газеты, отметить его структуру, стилистические особенности;
  • проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенности публицистического стиля.

Язык художественной литературы ( 7 )

    Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы.

    Эстетическая функция языка в художественном произведении. Виды и жанры художественных произведений.

    Особенности языка художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Индивидуальность авторского стиля

    Стихотворная речь и ее особенности. Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте.

    Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства. Изобразительная роль морфологических и синтаксических средств языка.

Практические работы:

  • подготовить сообщение на тему: «Особенности языка художественной литературы»;
  • проанализировать звуковую, интонационную организацию поэтического и прозаического художественного текста;
  • провести анализ художественного текста, выявить роль лексических средств;
  • сопоставить несколько текстов, близких по теме, жанру, и определить особенности индивидуального стиля авторов;
  • сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический и определить их особенности;
  • подготовить реферат на основе изученной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранного художественного текста.

Стилистическая норма (1)

Законы построения, правила организации письменной речи.

Стилистические ошибки (1)

9 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Виды деятельности

учащихся

1

Синонимия словосочетаний.

1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

2

Употребление словосочетаний в разных стилях.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

3

Функционирование глагольных словосочетаний в разных стилях.

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

4

Стилистические особенности составного именного сказуемого.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

5

Смысловые и стилистические оттенки сказуемых, выраженных именительным и творительным падежами имени существительного.

1

Стилистический эксперимент

Редактирование, творческая работа.

6

Смысловые и стилистические различия сказуемых, выраженных полной и краткой формой прилагательного.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

7

Согласование сказуемого с подлежащим

2

Стилистический эксперимент

Реферат

8

Стилистические различия  согласованных и несогласованных определений.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

9

Стилистические особенности синонимии согласованных и несогласованных определений.

1

Практикум

Редактирование

10

Варианты согласования определений и приложений.

1

Стилистический эксперимент

Творческая работа, редактирование

11

Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений.

2

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

12

Стилистика сравнительных оборотов

2

Практикум

Реферат

13

Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов.

1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

14

Стилистические особенности предложений с однородными членами

1

Стилистический эксперимент

Реферат

15

Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении

2

Практикум

Творческая работа, редактирование

16

Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении

2

Практикум

Редактирование

17

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

1

Стилистический эксперимент

Мини-исследование

18

Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

19

Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений.

1

Практикум

Реферат

20

Стилистические функции причастных оборотов и параллельных им конструкций.

2

Стилистический эксперимент

Редактирование, творческая работа.

21

Синонимия и стилистика деепричастных оборотов и параллельных им конструкций.

2

Практикум

Творческая работа, редактирование

22

Сложное синтаксическое целое и его стилистическая роль

1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

23

Абзац и его стилистическая роль.

1

Практикум

Творческая работа, редактирование

34

Стилистические функции прямой и косвенной речи

1

Лекция с элементами беседы

Мини-исследование

25

Комплексный стилистический анализ текста.

3

Практическое занятие

Стилистический анализ текста.

Содержание курса

Словосочетание (3)

     Синонимия словосочетаний. Употребление словосочетаний в разных стилях. Функционирование глагольных словосочетаний в разных стилях.

Простое предложение (14)

     Стилистические особенности составного именного сказуемого. Смысловые и стилистические оттенки сказуемых, выраженных именительным и творительным падежами имени существительного. Смысловые и стилистические различия сказуемых, выраженных полной и краткой формой прилагательного. Согласование сказуемого с подлежащим. Стилистические различия  согласованных и несогласованных определений. Стилистические особенности синонимии согласованных и несогласованных определений. Варианты согласования определений и приложений. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. Стилистика сравнительных оборотов. Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Сложное предложение (11)

     Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении. Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений. Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений. Стилистические функции причастных оборотов и параллельных им конструкций. Синонимия и стилистика деепричастных оборотов и параллельных им конструкций.

Сложное синтаксическое целое (2)

Сложное синтаксическое целое и его стилистическая роль. Абзац и его стилистическая роль.

Комплексный синтаксический анализ текста (3)

Литература

Для учителя

Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М., 1994.

Барлас Л.К. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М., 1978.

Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989.

Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов. – М., 1986.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1982.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М., 1984.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – Изд.2. – Л., 1990.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1974.

 

Для учащихся

Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.

Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975.

Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. – М., 1996.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2 – М., 1996.