Программа элективного курса "Стилистика"
Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме. Целью данной программы является расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_elektivnogo_kursa_Stilistika.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Стилистика» носит теоретико-практический характер. Тема представлена в общеобразовательной программе, но на уроках базового предмета не рассматривается в полном объеме.
Цель: расширить лингвистический кругозор обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний; совершенствование их коммуникативных навыков и умений.
Задачи:
- расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
- углубить знания функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
- вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями.
Актуальность темы состоит в том, что сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого их них особенно необходимы учащимся для полного овладения нормами литературного языка.
Обсуждение теоретических вопросов требует использования различных форм работы: лекции, беседы, организации выступлений учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учителем литературы.
Изучение стилистических средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами.
В практической работе над функциональными стилями для развития стилистических умений учащихся по восприятию и самостоятельному построению текстов различных функционально-стилевых типов речи наиболее эффективны такие методы, как стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста.
Задания и упражнения для формирования стилистических знаний и умений могут быть различными по дидактическому назначению и характеру учебных действий.
В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение стилистических знаний, на то, чтобы научить школьников «узнавать» изучаемое явление: найти в тексте стилистически окрашенные единицы и определить характер стилистической окраски; определить стилевую принадлежность текста; сопоставить тексты, написанные на одну тему, но в разных стилях; охарактеризовать стилистические функции выразительных средств языка в художественном тексте.
Упражнения конструктивного характера должны быть направлены на выработку у учащихся частноречевых умений. Они предполагают большее или меньшее изменение текста или его полную трансформацию.
Коммуникативные упражнения направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов различной жанрово-стилевой принадлежности.
Важное место в системе заданий занимает работа со словарями и справочниками.
8 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Виды деятельности учащихся |
1 | Стилистические ресурсы языка | 1 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
2 | Функциональные стили речи | 2 | Практикум | Тестирование, редактирование |
3 | Бытовая и производственная сфера человеческого общения. | 1 | Беседа | Составление диалога |
4 | Жанры разговорного стиля | 1 | Лекция с элементами беседы | Доклады |
5 | Особенности разговорного стиля речи. | 1 | Практикум | Мини-исследование |
6 | Синтаксические конструкции. | 1 | Практикум | Редактирование |
7 | Использование разговорного стиля в художественной литературе. | 1 | Конференция | Доклад |
8 | Научная сфера общения. | 1 | Лекция с элементами беседы | Составление плана лекции, работа со словарями |
9 | Современные жанры научных текстов. | 1 | Устный журнал | Реферат |
10 | Особенности научного стиля | 1 | Конференция | Мини-исследование |
11 | Требования к структуре разных жанров научных текстов. | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
12 | Языковые средства научного стиля. | 2 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
13 | Официально-деловая сфера общения. | 1 | Конференция | Доклад |
14 | Жанры официально-делового стиля | 1 | Устный журнал | Реферат |
15 | Особенности официально-делового стиля | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
16 | Языковые средства официально-делового стиля. | 1 | Практикум | Составление документов, редактирование |
17 | Употребление сложных синтаксических конструкций. | 1 | Практикум | Доклады, составление документов |
18 | Сфера применения публицистического стиля | 1 | Лекция | Анкетирование, заметка в газету |
19 | Жанры публицистического стиля речи. | 1 | Устный журнал | Реферат |
20 | Особенности публицистики. | 2 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
21 | Языковые средства публицистического стиля. | 2 | Практикум | Творческая работа |
22 | Литературный язык и язык художественной литературы | 1 | Устный журнал | Рефераты,творческая работа |
23 | Эстетическая функция языка в художественном произведении. | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
24 | Особенности языка художественной литературы. | 1 | Практикум | Анализ художественного текста |
25 | Стихотворная речь и ее особенности. | 1 | Практикум | Анализ поэтического текста |
26 | Изобразительно выразительные средства. | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
27 | Комплексный анализ текста | 2 | Практикум | Анализ художественного текста |
28 | Стилистическая норма | 1 | Практикум | Тестирование, редактирование |
29 | Стилистические ошибки | 1 | Практическое занятие | Защита проектов |
Содержание курса
Стилистические ресурсы языка (1)
Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.
Функциональные стили речи ( 2 )
Понятие о функциональных стилях речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.
Разговорный стиль речи ( 5 )
Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.
Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор, личные письма, телеграммы.
Особенности разговорного стиля речи. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств. Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля. Употребление разговорных и просторечных слов, фразеологизмов. Эмоциональность и экспрессивность разговорного стиля речи.
Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля речи. Роль логического ударения и порядка слов в предложении.
Влияние разговорного стиля на устные жанры научного стиля, публицистики. Использование разговорного стиля в художественной литературе.
Практические работы:
- выписать из словаря 10-15 слов со стилистической пометой «разговорное» и столько же с пометой «просторечное»;
- найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
- в изученном художественном произведении найти отрывки с использованием разговорного стиля;
- составить диалог на темы: «На почте», «В аптеке», «У газетного киоска»; указать способы экономии речевых слов в диалоге.
Научный стиль речи ( 6 )
Научная сфера общения. Современные жанры научных текстов: монография, статья, информационное сообщение, лекция, рецензия; реферат, автореферат, тезисы докладов и сообщений и др.
Особенности научного стиля. Требования к структуре разных жанров научных текстов (словарной статье, научному докладу, рецензии, аннотации и др.)
Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Практические работы:
- выписать из справочников, словарей 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;
- подобрать из какой-либо научной работы десять грамматических форм и конструкций, имеющих окрашенность научного стиля;
- произвести стилистический разбор научного текста, охарактеризовать функцию, содержание, цель высказывания, адресат, форму речи, языковые средства, с помощью которых в данном тексте реализуются стилевые черты;
- найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;
- проанализировать отрывок из школьного учебника, охарактеризовать логическую структуру данного текста;
- составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохраняя основные мысли автора, средства связи предложений и абзацев;
- написать рецензию на сочинение товарища, используя слова и выражения, характерные для рецензии как жанра научного стиля;
- написать рецензию на научно-популярную книгу любой тематики;
- проанализировать язык небольшого отрывка из научной монографии.
Официально-деловой стиль речи ( 5 )
Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы; точность в употреблении дат, географических названий, цифр, названий учреждений.
Языковые средства официально-делового стиля речи.
Употребление сложных синтаксических конструкций; простых предложений с однородными членами, вводными и вставными конструкциями
Практические работы:
- распределить по группам данные учителем слова и выражения, имеющие официально-деловую окраску;
- подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально-деловому стилю;
- заменить нейтральные выражения синонимами, характерными для делового стиля;
- пользуясь словарем, определить значения приведенных учителем слов;
- к данным устаревшим словам и выражениям подобрать слова, употребительные в современном языке;
- составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;
- проанализировать какую-либо автобиографию, написанную писателем;
- прочитать протокол какого-либо собрания и на его основе составить план протокола вообще; указать, какие части должны присутствовать обязательно, какие могут варьироваться;
- произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;
- самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты.
Публицистический стиль речи ( 6 )
Сфера применения публицистического стиля. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики.
Жанры публицистического стиля речи: выступления на собраниях, митингах, форумах, публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля.
Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания.
Языковые средства публицистического стиля. Лексика публицистического стиля. Разнообразие синтаксических конструкций, употребление обращений, риторических вопросов, восклицаний, побудительных предложений. Использование стилистических фигур.
Практические работы:
- выбрать из газеты 10-15 слов общественно-публицистической тематики;
- выбрать из газет и журналов устойчивые сочетания, которые часто употребляются в публицистике;
- проанализировать язык какой-либо газетной статьи, найти в тексте специфические средства публицистического стиля;
- написать хроникальную заметку в школьную газету;
- проанализировать портретный очерк из газеты, отметить его структуру, стилистические особенности;
- проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенности публицистического стиля.
Язык художественной литературы ( 7 )
Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы.
Эстетическая функция языка в художественном произведении. Виды и жанры художественных произведений.
Особенности языка художественной литературы. Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Индивидуальность авторского стиля
Стихотворная речь и ее особенности. Звуковая организация речи в прозаическом и поэтическом художественном тексте.
Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте. Изобразительно-выразительные средства. Изобразительная роль морфологических и синтаксических средств языка.
Практические работы:
- подготовить сообщение на тему: «Особенности языка художественной литературы»;
- проанализировать звуковую, интонационную организацию поэтического и прозаического художественного текста;
- провести анализ художественного текста, выявить роль лексических средств;
- сопоставить несколько текстов, близких по теме, жанру, и определить особенности индивидуального стиля авторов;
- сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический и определить их особенности;
- подготовить реферат на основе изученной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранного художественного текста.
Стилистическая норма (1)
Законы построения, правила организации письменной речи.
Стилистические ошибки (1)
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Виды деятельности учащихся |
1 | Синонимия словосочетаний. | 1 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
2 | Употребление словосочетаний в разных стилях. | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
3 | Функционирование глагольных словосочетаний в разных стилях. | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
4 | Стилистические особенности составного именного сказуемого. | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
5 | Смысловые и стилистические оттенки сказуемых, выраженных именительным и творительным падежами имени существительного. | 1 | Стилистический эксперимент | Редактирование, творческая работа. |
6 | Смысловые и стилистические различия сказуемых, выраженных полной и краткой формой прилагательного. | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
7 | Согласование сказуемого с подлежащим | 2 | Стилистический эксперимент | Реферат |
8 | Стилистические различия согласованных и несогласованных определений. | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
9 | Стилистические особенности синонимии согласованных и несогласованных определений. | 1 | Практикум | Редактирование |
10 | Варианты согласования определений и приложений. | 1 | Стилистический эксперимент | Творческая работа, редактирование |
11 | Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. | 2 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
12 | Стилистика сравнительных оборотов | 2 | Практикум | Реферат |
13 | Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. | 1 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
14 | Стилистические особенности предложений с однородными членами | 1 | Стилистический эксперимент | Реферат |
15 | Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении | 2 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
16 | Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении | 2 | Практикум | Редактирование |
17 | Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений | 1 | Стилистический эксперимент | Мини-исследование |
18 | Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
19 | Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений. | 1 | Практикум | Реферат |
20 | Стилистические функции причастных оборотов и параллельных им конструкций. | 2 | Стилистический эксперимент | Редактирование, творческая работа. |
21 | Синонимия и стилистика деепричастных оборотов и параллельных им конструкций. | 2 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
22 | Сложное синтаксическое целое и его стилистическая роль | 1 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
23 | Абзац и его стилистическая роль. | 1 | Практикум | Творческая работа, редактирование |
34 | Стилистические функции прямой и косвенной речи | 1 | Лекция с элементами беседы | Мини-исследование |
25 | Комплексный стилистический анализ текста. | 3 | Практическое занятие | Стилистический анализ текста. |
Содержание курса
Словосочетание (3)
Синонимия словосочетаний. Употребление словосочетаний в разных стилях. Функционирование глагольных словосочетаний в разных стилях.
Простое предложение (14)
Стилистические особенности составного именного сказуемого. Смысловые и стилистические оттенки сказуемых, выраженных именительным и творительным падежами имени существительного. Смысловые и стилистические различия сказуемых, выраженных полной и краткой формой прилагательного. Согласование сказуемого с подлежащим. Стилистические различия согласованных и несогласованных определений. Стилистические особенности синонимии согласованных и несогласованных определений. Варианты согласования определений и приложений. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. Стилистика сравнительных оборотов. Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. Стилистические особенности предложений с однородными членами. |
Сложное предложение (11)
Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении. Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синонимия и стилистика бессоюзносложных предложений. Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений. Стилистические функции причастных оборотов и параллельных им конструкций. Синонимия и стилистика деепричастных оборотов и параллельных им конструкций. |
Сложное синтаксическое целое (2)
Сложное синтаксическое целое и его стилистическая роль. Абзац и его стилистическая роль. |
Комплексный синтаксический анализ текста (3) |
Литература
Для учителя
Бельчиков Ю.А. Стилистика русского языка. – М., 1994.
Барлас Л.К. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М., 1978.
Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов. – М., 1986.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1982.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М., 1984.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – Изд.2. – Л., 1990.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1974.
Для учащихся
Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978.
Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975.
Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. – М., 1996.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Ч.2 – М., 1996.