Рабочие программы
Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 22.8 КБ |
Перспективное планирование | 26.98 КБ |
перспективное планирование по математике старшая группа | 37.18 КБ |
перспективное планирование по развитии речи | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель что соответствует по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
- ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544 «Об утверждении профессиональных стандартов педагога»;
- Уставом ДОУ.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
I. Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)
Данная программа представляет развивающую систему, обеспечивающую сознание, оптимальных условий для развития, эмоционально-волевой познавательной, двигательной сферы, развитию позитивных качеств личности ребенка. По ознакомлению детей с окружающим мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, целостных ориентаций нравственно- этических и этических отношений обеспечивающих ответственность отношений к состоянию окружающей среды .
Предметное и социальное окружение
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т.д.
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Ознакомление с природой
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями,
Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).
Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).
Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Рассказать о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).
К концу года дети могут:
- Различать и называть виды транспорта, предметы быта и предметы, создающие комфорт
- Описывать предмет, используя признаки: размер, цвет, форма и др.
- Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
- Классифицировать предметы, определять материал, из которого они изготовлены.
- Проявлять интерес к истории предмета.
- Называть профессии
- Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
- Знать название родного города, страны, её главного города.
- Различать некоторые рода войск
- Знать некоторые правила дорожного движения
- Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, рыб, земноводных.
- Знать название растений природного уголка, некоторых деревьев, цветов, злаков
- Уметь применять полученные знания на практике.
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром
№ п/н | Тема | Цели | Оборудование | |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | |||
2 | Тема: В мире людей. Моя семья | Цель: С формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье. | Материалы: фотовыставка «Моя семья». | |
3 | Программное содержание: Знакомство с макетом части города, Сформировать способность ориентироваться на макете. Словарная работа: Перекресток, тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть, | Цель: Развивать устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать уважение к семейным традициям и товарищам по игре; составить правила игры. | Сопутствующие формы работы: Закрепления понятия «план местности». Составление плана части города. | |
4 | Беседа о работе пожарных «Пожароопасные предметы» |
Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности( «Безопасность» ) | ||
Октябрь | ||||
1 | Тема. Что предмет расскажет о себе. (с 12) | Цель: побуждать детей выделять особенности предметов (размер, форма, цвет, материал, части, функции, назначение). Совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | Материалы: фишки. Предметные картинки.: электроприборы, телевизор, телефон… | |
2 | Тема: о дружбе и о друзьях. (с 14) | Цель: расширять знание о сверстниках. Закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, еси кому-то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.. | Материалы: конверт. | |
3 | Программное содержание: Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть, кондуктор, водитель, пассажир, остановка общественного транспорта. Сопутствующие формы работы: СРИ «Автобус» | Формирование знаний поведения на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте. | ||
4 | Мониторинг | Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в средней группе Экскурсия в пожарную часть
Чтение Г.Цыферова «Жил на свете слоненок | ||
Ноябрь | ||||
1 | Тема: Коллекционер бумаги. (с 16) | Цель: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.. | Материалы: образцы разных видов бумаги. | |
2 | Программное содержание: Общее ознакомление детей с дорожными знаками.(предписывающие знаки) Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая | Сопутствующие формы работы: Лабиринт: «Доберись по схеме до места назначения». Игра «Знаки заблудились» | ||
3 | Совместная деятельность воспитателя с детьми «Предметы, требующие осторожного обращения» ( «Безопасность» Разучить с детьми речевки по пожарной безопасности ( смотри приложение) | Цель:
| ||
Декабрь | ||||
1 | Тема: Наряды куклы Тани (с 19) | Цель: познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать – следственные связи между использованием тканей и временем года. | Материалы: Кукла кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки лупа. | |
2 | Тема: Игры во дворе | Цель Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катание на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать скорую помощь) | Материалы: картинки с изображением подвижных игр.. | |
3 | Программное содержание: Ознакомление детей с запрещающими знаками. Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть, запрещающие знаки: «опасность». «движение запрещено» и т.д. | Сопутствующие формы работы: Игра«Почему незнайка попал в аварию». Рисование: Запрещающие дорожные знаки | ||
4 | Беседа с детьми «Наш любимый Новый год» | Цель: Закрепить навыки противопожарной безопасности при использовании бенгальских огней, петард, свечей, гирлянд | ||
Январь | ||||
1 | Тема: В мире металла. (с 22) | Цель познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. | Материалы: картинки изображением металлических предметов. | |
2 | Программное содержание: Ознакомление детей с информационно- указательными знаками. | Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть | Сопутствующие формы работы: Аппликация «Информа- ционно- указательные знаки | |
3 | «Пожарная служба» | Цель:
| ||
Февраль | ||||
1 | Тема: Песня колокольчика (с 25) | Цели: закреплять знание детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | Материалы: игрушка Петрушка, колокольчик, ложки. | |
2 | Программное содержание: Ознакомление детей со знаками сервиса. | Словарная работа: Тротуар, пешеход пешеходный переход проезжая часть. | Сопутствующие формы работы: Закрепление геометрических фигур..Игра»Собери знаки» | |
3 | Тема: «Военные профессии». (с.26) | Цели: Расширять знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск. | Материалы: Иллюстрации с изображением военных. | |
4 | Игровой тренинг «Вызови пожарных» | Цель:
- назвать свое имя и фамилию - указать, что именно горит; - сообщить адрес горящего объекта | ||
Март | ||||
1 | Тема: «О мамах родных и очень важных» (с.261) | Цели: Дать представления о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме. | Материалы: Иллюстрации, изображающие мать с ребенком. | |
2 | Программное содержание: Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД Формирование навыков и привычек безопасного поведения | Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть. | Сопутствующие формы работы: Рисование «На экскурсии». Игра «Оцени поступок | |
3 | Тема: «Народные праздники на Руси: Масленица.» (с.282) | Цели: Познакомить с историей народного праздника Масленица. | Материалы: Иллюстрации, изображающие народный праздник Масленица. | |
4 | Тема: . «Опасности вокруг нас» (с.292) | Цели: Познакомить детей с причинами возникновения пожара и их последствиями; повторить темы «Берегись автомобиля» и «Домашние опасности». | Материалы: Карточки «Дорожные знаки», «Это опасно», карточки с номерами служб спасения. | |
Апрель | ||||
1 | Программное содержание: Закрепление и систематизация ПДД. Словарная работа: Тротуар, пешеход, пешеходный переход проезжая часть, инспектор дорожного движения | Цель: закрепление, пешеходный переход. | Сопутствующие формы работы: Просмотр мультфильма. Игра «Умники и умницы | |
2 | Тема: « Покорение космоса» (с.323) | Цели: Познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики. | Материалы: Книги о космосе, портреты космонавтов. | |
3 | Тема: «Государственная символика России». (с.318) | Цели: Закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России- флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба. | Материалы: Глобус, карта мира, указка, герб СССР, герб России, монеты с гербом Росс для каждого ребенка, Флаг России, иллюстрации с изображением первых стягов, портрет президента России Д.А. Медведева. | |
4 | Совместная деятельность воспитателя с детьми «А у нас в квартире газ» (О.Е.Шарова «Основы безопасного поведения», Спрб,1997,стр .7) |
| ||
Май | ||||
1 | Тема: «Этот день Победы» (с.350) | Цели: Познакомить с героическими страницами истории нашей родины. | Материалы: Плакат «Родина-Мать», фотографии военных лет о и памятников. | |
2 | Тема: «Цветущий луг» (с.365) | Цели: Познакомить с растениями луга; учить отгадывать загадки растений луга. | Материалы: Фотографии и загадки растений луга. | |
3 | Тема: «Лес - это богатство!» (с.375) Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности» | Цели: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Воспитывать бережного обращения с огнем в лесу. | Материалы: Аудиозапись «Птичьи голоса», Красная книга России. | |
4 | Тема: Итоговые занятия (диагностика) | Цели: | Материалы: | |
ВСЕГО | 35 |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по
ФЭМП в старшей группе
Ноябрь1-я нед. | Занятие 1. | • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | Стр 23. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки. Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов. |
2-я нед | Занятие 2. | • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. | Стр 24. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное плотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника ( по 3-4 штуки), кукла. Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3-4 штуки для каждого ребенка). |
3-я нед | Занятие 3 | • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот). • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. | Стр 26. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Веер, стоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета. Раздаточный материал. Бантики красного цвета (9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета ( по одному для каждого ребенка), 7 кругов – бусинок разного цвета и величины ( по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей). |
3-я нед | Занятие 4 | • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно, отвечать на вопрос «Сколько?» • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | Стр 27. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины. Раздаточный материал. Наборы треугольников вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки, полоски разной длины. |
Декабрь 1-я неделя | Занятие 1 | • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. | Стр 28. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок. Раздаточный материал. Елочки разной высоты ( по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до10 кругов, цветные карандаши. |
2-я неделя | Занятие 2 | • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. | Стр 30. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски – модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета ( по 10 штук). Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур. |
3-я неделя | Занятие3 | Занятие 3 • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.). | Стр 31. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов. Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников. |
4-я неделя | Занятие 4 | • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «Насколько число… больше числа…», «Насколько число… меньше числа…» • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Стр 32. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Наборное плотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения. Раздаточный материал. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук для каждого ребенка). |
Январь2-я нед. | Занятие 1. | • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | Стр 34. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета ( снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины ( 3 штуки). Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей). |
3-я нед. | Занятие 2. | • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. • Упражнять в последовательном назывании дней недели. | Стр 36. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, «шарфики» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей). Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20штук для каждого ребенка), «шарфики» - полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка). |
Февраль 1-я неделя | Занятие 1 | • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Стр 40. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Предметы посуды (4 предмета), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки). Раздаточный материал. |
2-я неделя | Занятие 2 | • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). | Стр 41. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Веер с 5 лепестками разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников. Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6-7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников. |
3-я неделя | Занятие3 | • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. | Стр 43. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру. Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7-8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок ( по количеству детей). |
4-я неделя | Занятие 4 | • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. | Стр 44. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов. Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов ( в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; по карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов. |
Март 1-я нед. | Занятие 1. | • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. ). | Стр 46. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5-6 предметов мебели, 5-6 карточек с изображением диких птиц, 5-6 карточек с изображением транспорта. Раздаточный материал. Треугольники разного цвета ( по 6-7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета ( по 10 штук для каждого ребенка |
2-я нед. | Занятие 2. | • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Стр 47. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2-3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок- игрушка, фланелеграф. Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов. |
3-я нед | Занятие 3. | • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10. • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево). | Стр 48. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф. Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики. |
4-я нед | Занятие 4 | • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. | Стр 50. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний). Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка). |
Апрель1-я неделя | Занятие 1 | • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. | Стр. 51. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка. Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски- образцы (одна на двоих детей), кубики ( по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши. |
2-я неделя | Занятие 2 | • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). ), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги. | Стр 53. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки. Раздаточный материал. Геометрические фигуры- эмблемы (по количеству детей |
3-я неделя | Занятие3 | • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей). | Стр 55. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке - числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами). Раздаточный материал. Двухполостные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками ( в центральном окошке |
4-я неделя | Занятие 4 | • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Стр 56. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой. Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами ( по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши. |
Май 2-я нед. | Занятие 1. | Работа по закреплению пройденного материала. | |
3-я нед | Занятие 2 | ДИАГНОСТИКА | |
4-я нед | Занятие 3 | РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ | |
ИТОГО | 35 |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию речи и художественной литературе в старшей группе
№п/п | Тема НОД Цель | Оборудование | Лит-ра по В.В.Гербовой «занятия по развитию речи»; Матпаадыр; Тыва уруглар чогаалы;стр-цы | |
Сентябрь | ||||
Художественная литература . Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Цель: Вспомнить с детьми название русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: Сказкой «Заяц - хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…» | Книжка с иллюстрациями про сказку «Заяц-хвастун» или игрушечный заяц. | стр. 27 | ||
Развитие речи.Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении; познакомить со скороговоркой. | Слова скороговорки, картинки с рисунками на звуки з-с. | стр. 29 | ||
Художеств. лит-ра Чтение тувинской народной сказки «Уш чуул эртемниг оол» Цель: | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 138 |
Развитие речи.Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила.»Чтение стихотворений о ранней осени. Цель: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Иллюстрации по плану. | стр. 30 |
№п/п | Тема НОД Цель | Оборудование | стр-цы |
Октябрь | |||
Развитие речи. Обучение рассказыванию: описание кукол Цель: Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Кукла. | стр. 38 | |
Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц Цель: Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | Картинка с рисунками со звукомс-ц. | стр. 39 | |
Художественная лит-ра. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (Обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Иллюстрации или картинки, или сюжетная картинка (воробья крылатого, блина масляного, мышонка мохнатого, лисы), или настольные куклы. | стр.42 | |
Художественная литература Чтение тувинской народной сказки «Ак-сагыш биле Кара-сагыш алышкылар» Цель: | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. |
№п/п | Тема НОД, Цель | Оборудование | стр-цы |
Ноябрь | |||
Развитие речи.Чтение стихов о поздней осени например, И. Бунина «Листопад». Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | Картина об осени или иллюстрации об осени. | стр. 44 | |
Художественная лит-ра.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: Вспомнить детям известные русские сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Книжка с иллюстрациями или настольные куклы, или пальчиковые игрушки. | стр. 46 | |
Развитие речи.Звуковая культура речи: работа со звуками ж - ш Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов созвукамиж и ш; | Картинки со звуком ж-ш. | стр. 48 | |
Художеств. лит-р Чтение стихотворения Ш.М. Даржай «Эки бодан» Цель: Развивать и воспитывать нравственно-эстетические чувства, уважение самому себе и другим | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 101 |
№ п/п | Тема НОД, Цель | Оборудование | стр-цы |
Декабрь | |||
Развитие речи. Чтение стихотворений о зиме Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме приобщать их к высокой поэзии | Картина или несколько картин о зиме. | стр. 54 (Диагностика) | |
Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с - ш Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с - ш, на определение позиции звуков в слове. | Картинки со звуком с-ш. | стр. 58 | |
Художественная лит-ра. Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце» Цель: Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце» | Картинка или иллюстрации, или пальчиковые куклы, или настольные куклы. | стр. 60 | |
Чтение стихотворения С.С. Комбу «Хар кадай») Цель: закрепить время года Зима, свойства снега. Форму и способы лепки снеговика | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 117 |
№ п/п | Тема НОД, цель | Оборудование | стр-цы |
Январь | |||
Развитие речи. Обучение рассказывание по картине «Зимние развлечения» Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценки изображенного), воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Иллюстрации по картине. | стр. 66 | |
Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з -ж Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з - ж | Картинки со звуком з-ж.. | стр. 68 | |
Художественная лит-ра.Чтение стихотворений о зиме. Заучивания стихотворения И.Сурикова «Детство» Цель: Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении). | Картина о зиме. | стр. 70 | |
Художеств. лит-ра Чтение тувинской народной сказки «Койгунак» Цель: учить внимательно слушать сказку. Учить мораль сказки. Развивать чувства сопереживания персонажу сказки | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 147 |
№ п/п | Тема НОД, цель | Оборудование | стр-цы |
Февраль | |||
Развитие речи.Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» Цель: Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. Предварительная работа: Педагог предлагает рассказать детям о своих любимых игрушках. Он просит их внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов. | Игрушки. | стр. 75 | |
Художественная лит-ра. Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка» (в обработке М.Булатова) | Иллюстрации. | стр. 76 | |
Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Картинки со звуком ч-щ. | стр. 76 | |
Художественная лит-ра Чтение рассказа или сказки Ч. Кара-Куске «Хуулгазын» Цель: учить внимательно слушать сказку. Разыграть сказку | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 243 |
№ п/п | Тема НОД, цель | Оборудование | стр-цы |
Март | |||
Развитие речи.Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» Цель: Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | Картина по рассказу. | стр. 85 | |
Развитие речи. Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» Цель: Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). Предварительная работа: Педагог на кануне читает детям знакомые главы из книги. Рассказывает о том, что на очередном занятии они могут пересказать любой понравившийся эпизод из этой книги. | иллюстрация про пингвинов или игрушечные пингвины. | стр. 87 | |
Художественная лит-ра.Чтение сказки «Сивка-Бурка» Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М.Булатова) | Иллюстрации к сказке или настольные куклы. | стр. 90 | |
Художественная лит-ра Рассказ «Кырган-авам баскан быштаа» Цель: учить уважать труд взрослых, закрепить названия тувинских молочных блюд, вспомнить вкус тувинского сыра и учит стихотворение | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | стр. 141 |
№ п/п | Тема НОД, цель | Оборудование | стр-цы |
Апрель | |||
Развитие речи.Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р Цель: Упражнять детей в различении звуков л - р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Картинки со звуком л-р. | стр. 90 | |
Развитие речи.Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» Цель: Продолжать приобщать детей к позиции; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Картина о весне или иллюстрации о весне. | стр. 92 | |
Художественная лит-ра.Чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик». | Иллюстрации или настольные куклы, или пальчиковые куклы. | стр. 97 | |
Художественная лит Чтение сказка «Харам куске - биле кажар кымыскаяк» (Ч. Кара-Куске) Цель: | Иллюстрации или книжка с иллюстрациями | Ч. Кара-Куске стр. 245 |
№ п/п | Тема НОД, цель | Оборудование | стр-цы |
Май | |||
Развитие речи.Обучение по рассказыванию по картинкам Цель:Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Картинки. | стр. 99 (Диагностика) | |
Художественная лит-ра. Чтение русской народной сказки «Финист - Ясный сокол» Цель: Проверить знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист - Ясный сокол». | Иллюстрации к сказке. | стр. 101 | |
Развитие речи. Звуковая культура речи (проверочное) Цель: Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Картинки. | стр. 102 | |
Итоговые занятия | |||
ВСЕГО | 35 |