Конкурсное задание ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ"
Эссе воспитателя (конкурсное задание, раскрывающее мотивы выбора профессии педагога образовательной организации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._razmyshleniya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышления о том, чему учить и как учить,
и кто на это имеет право…
Кажется, так недавно, или очень даже давно, я набрала свой первый выпуск...
Не так много впечатлений и моментов есть в нашей жизни, которые мы запоминаем и ощущаем, затем, на протяжении всей жизни. Это был тот самый день… День, когда в группу вошли мои первенцы.
Правильно говорят, что нельзя произвести первое впечатление второй раз. Именно с этого момента, когда открывается дверь, и на пороге стоит мать со своим чадом, завязываются отношения между воспитателем и ребенком.
Кем надо быть и каким надо быть, чтобы ребенок, пусть и неуверенно, но все же оторвался от мамы и вложил свою ручку в руку воспитателя?
Если мы говорим о детях раннего возраста, то ответ очевиден: надо стать для каждого ребенка группы мамой - тем человеком, которого ребенок примет всем своим существом и будет ему безгранично доверять. Что может помочь воспитателю, заслужить доверие 20 малышей? Совершенно справедливо - любовь. Нежная и трепетная любовь, как к своему собственному ребенку. Иначе ничего не выйдет, не получится понять, принять и прочувствовать мир детской души.
Идет время… и мы подросли. Вы замечаете, что воспитатель о своих воспитанниках, точно так же, как и мать рассказывая о своем ребенке, всегда говорит «мы»:
- Мы все уже научились есть ложкой самостоятельно, ура!
- Мы уже правильно умеем держать в руках ножницы!
- Мы уже хорошо одеваемся сами!
И это действительно так, с течением времени дети и воспитатель становятся одним целым. Наши воспитанники, как и наши дети, это отражение нас самих.
С течением времени каждый ребенок начинает ощущать себя частью дружного коллектива, чувствует свою необходимость и уникальность. Любая совместная деятельность детей и педагога, будь то игровая или образовательная, способна сплотить детский коллектив в одно целое, но в то же самое время может помочь раскрыться каждому ребенку, понять самого себя. Чтобы увлечь детей, изначально, должен быть увлечен сам педагог. Только в этом случае, на мой взгляд, польза будет для всех: педагог получит удовлетворение от своей деятельности, а дети – общение, возможность узнать что-то новое, развитие, радость творчества. Наиболее трудным, но одновременно и интересным, стал для меня период «взросления» моих воспитанников. И всего-то 5 – 6 лет, но, каждый, уже, - личность со своими интересами, потребностями, желаниями и нежеланиями что-либо делать.
Вспоминается высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – громадное расстояние». Действительно, 5 – 6 лет, тот рубеж, до которого необходимо как можно больше вложить в детскую голову! И не только готовых знаний, но научить думать, научить принимать решения, научить нести ответственность за свои поступки.
Что по-настоящему пугает меня в людях, так это безразличие.
Безразличие к ближним, безразличие к событиям, происходящим вокруг. Именно поэтому я стараюсь разглядеть и помочь воплотить в жизнь детские стремления. Пытаюсь сделать так, чтобы ребенок смог прочувствовать ту или иную ситуацию; и пусть он пока не в силах еще что-то изменить, пусть даже затрудняется выразить свои переживания в речи, главное – помочь пропустить через себя определенный эпизод художественного произведения или же своей жизни. В будущем, это поможет ребенку дать эмоциональную оценку конкретной ситуации, составить обо всем свое собственное мнение.
У моего «небезразличия» есть конкретный возраст – 9 лет, именно столько было мне, когда произошел этот случай. Я сидела и смотрела телевизор (не помню что это было: мультики, кино, передача про животных…), а моя младшая сестра, который на тот момент было 3 года, громко плакала на веранде. Это продолжалось в течение нескольких минут. Потом в комнату вошла мама, ведя за собой плачущую сестренку. Она спросила, слышала ли я плач сестры? Я сказала, что слышала. И тогда мама задала вопрос, над которым я впоследствии долго думала: «Почему же ты не подошла к ней?». Действительно, почему?
Почему одни люди вырастают заботливыми, внимательными, чуткими, а другие нет? Кто за это в ответе: родители, педагоги или кто-то еще?
Часто задумываюсь над тем, достойный ли я пример для своих детей? Все ли я делаю правильно? Не проглядела ли я чего-то действительно важного в нашей динамичной жизни?
На сегодняшний день, меня, и как педагога, и как мать, волнует вопрос занятости детей. В преддверии школы родители, как правило, начинают активно заниматься дополнительным образованием своих чад. В нашем городе, к счастью, есть из чего выбрать. Для меня, как для педагога, встает вопрос, как сделать так, чтобы ребенок в силу своей занятости и активного узнавания всего нового в других образовательных организациях, не утратил интереса к образовательной деятельности внутри детского сада. Современному педагогу необходимо продумывать содержание и подходы к реализации различных видов деятельности, находить такие формы работы, чтобы каждый день прожитый ребенком сегодня, отличался от того, который будет завтра, тонко чувствуя при этом эмоциональное и физическое состояние каждого ребенка, его способность воспринимать, действовать, находить пути познания, узнавать, применять полученные знания в реальной жизни. Все это нужно для того, чтобы в столь стремительно меняющемся современном мире (моя дочь в 6 лет мечтает о планшете и смартфоне, а мои родители в этом возрасте, еще не слышали слова компьютер…), ребенок чувствовал себя комфортно.
В настоящее время я начинаю задумываться о том, что, по прошествии полугода, мне придется расстаться с моими воспитанниками. Впереди их ждет школа…
Получилось ли у меня быть для них примером? Смогла ли я проникнуть в детские души? Какой я им запомнюсь? Время покажет…
Был ли в моей жизни такой человек? Да, мне посчастливилось прожить часть своей жизни рядом с таким человеком, и пусть осознание этого пришло позднее, но личность учителя, безусловно, оказала влияние на меня.
Так кем надо быть и каким надо быть, чтобы работать с детьми?
Любящим, увлекающимся и способным увлечь, постоянно работающим над собой, небезразличным, тонким психологом детских душ …
На мой взгляд, с детьми должны и имеют право работать самые лучшие люди во всех отношениях. Невозможно переоценить ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Учат ли и можно ли научить этому в ВУЗах? Или же это призвание?
Был ли прав Адольф Дистервег, говоря о том, что «воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт»?