Здоровьесбережение

Малиновская Лина Владимировна

ФГОС определяет одним из приоритетных направлений деятельности детского сада проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

1) формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

2) организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

№ п/п

Здоровьесберегающий компонент

Периодичность использования

Краткое обоснование выбора

1.

Рассаживание детей в соответствии с ростом, состоянием здоровья.

Ежемесячно

Профилактика сколиоза, сохранение осанки.

2.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм: режим проветривания, физкультминутки.

После каждого занятия

Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности.

3.

Профилактика нарушения осанки.

Каждое занятие

Профилактика сколиоза, сохранение осанки.

4.

Использование игровой деятельности.

Каждое занятие

Учет ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

5.

Чередование и смена видов деятельности на ООС.

Каждое занятие

 

Профилактика утомляемости, коррекция зрения.

6.

Дозировка учебного материала с интеллектуальной деятельностью.

2 раза в неделю

Борьба с перегрузкой. Учет психического и физического состояния ребенка.

7.

Использование на занятиях подвижных игр.

На каждом занятии

Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Позволяет комплексно развивать у детей общую координацию движений.

8.

Использование пальчиковой  гимнастики.

На каждом занятии

Развивает у детей силу и координацию тонких движений. Снижает утомляемость, повышает работоспособность.

9.

Использование  дыхательной гимнастики.

На каждом занятии

Позволяет комплексно развивать у детей  правильный вдох и выдох.

10

Использование элементов сенсорной комнаты

1 раз в неделю

Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Развитие у детей силы и координации тонких движений. Снятие эмоционального напряжения.

11

Использование элементов сенсорной доски

2-3 раза в неделю

Развитие у детей силы и координации тонких движений. Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Снятие эмоционального напряжения.

12

Психологические этюды и элементы психогимнастики по Чистяковой

1-2 раза в неделю

Снятие психоэмоционального напряжения. Снижение утомляемости, повышение работоспособности. Коррекция настроения.

13

Кинезиология (гимнастика мозга)

 

На каждом занятии

Повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость. Повышается эмоциональный фон. Улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга.

14

Коррекционная ритмика

2 раза в неделю

Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные функции, формируется правильная осанка, походка, грация движений.

 

 «Коррекционная ритмика» (КР) — это специальное ком­плексное занятие, на котором средствами музыки и специ­альных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются каче­ственные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения.

Целью коррекционной ритмики является преодоление недостатков психомоторного развития детей средствами физической культуры.

На занятиях коррекционной ритмики реализуются следующие направления работы с детьми:

- оздоровительное;

-образовательное;

-воспитательное;

- коррекционно-развивающее.

         Коррекционная ритмика  призвана решать следующие задачи:

1) Оздоровительные задачи состоят в том, что занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

2) Образовательные задачи состоят в формировании у детей двигательных навыков и умений, пространственных представлений, способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитии двигательных качеств ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.

3) К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма; воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом; воспитание личностных качеств, дисциплинированности, собранности. Это способствует развитию творческих способностей детей.

4) Коррекционные задачи состоят в преодолении недостатков развития двигательной сферы, коррекции нарушений различных психических процессов у детей с учетом их возрастных и личностных особенностей.

§  Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.

§  Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.

§  Развитие способности ориентироваться в пространстве.

§  Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Кроме того, на занятии решаются дополнительные задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества.

Занятия имеют следующую структуру:

I.       Вводная часть — двигательная разминка (3-4 минуты) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.

II.      Основная часть (10-15 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.

III. Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу, длится 6-8 минут.

      Музыкально-ритмическое воспитание детей с ЗПР должно включать в себя следующие направления:

1)    упражнения на ориентировку в пространстве;

2)    упражнения ритмической гимнастики;

3)    игры под музыку;

4)    танцевальные упражнения;

5)    упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Коррекционная ритмика способствует:

·        Нормализации мышечного тонуса.

·        Развитию точности, координации, плавности и переключаемости движений.

·        Преодолению двигательного автоматизма.

·        Формированию чувства музыкального темпа.

·        Восприятию ритмического рисунка.

·        Развитию различных качеств внимания.

·        Развитию всех видов памяти.

·        Формированию словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения.

·        Развитию оптико-пространственной ориентировки.

·        Развитию пространственных представлений.

·        Пониманию различных эмоциональных состояний.

·        Созданию выразительности образа с помощью невербальных средств.

·        Развитию произвольности при выполнении движений.