Здоровьесбережение
ФГОС определяет одним из приоритетных направлений деятельности детского сада проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
1) формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
2) организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
№ п/п | Здоровьесберегающий компонент | Периодичность использования | Краткое обоснование выбора |
1. | Рассаживание детей в соответствии с ростом, состоянием здоровья. | Ежемесячно | Профилактика сколиоза, сохранение осанки. |
2. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм: режим проветривания, физкультминутки. | После каждого занятия | Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. |
3. | Профилактика нарушения осанки. | Каждое занятие | Профилактика сколиоза, сохранение осанки. |
4. | Использование игровой деятельности. | Каждое занятие | Учет ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. |
5. | Чередование и смена видов деятельности на ООС. | Каждое занятие
| Профилактика утомляемости, коррекция зрения. |
6. | Дозировка учебного материала с интеллектуальной деятельностью. | 2 раза в неделю | Борьба с перегрузкой. Учет психического и физического состояния ребенка. |
7. | Использование на занятиях подвижных игр. | На каждом занятии | Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Позволяет комплексно развивать у детей общую координацию движений. |
8. | Использование пальчиковой гимнастики. | На каждом занятии | Развивает у детей силу и координацию тонких движений. Снижает утомляемость, повышает работоспособность. |
9. | Использование дыхательной гимнастики. | На каждом занятии | Позволяет комплексно развивать у детей правильный вдох и выдох. |
10 | Использование элементов сенсорной комнаты | 1 раз в неделю | Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Развитие у детей силы и координации тонких движений. Снятие эмоционального напряжения. |
11 | Использование элементов сенсорной доски | 2-3 раза в неделю | Развитие у детей силы и координации тонких движений. Снижение утомляемости, повышение внимания, работоспособности. Снятие эмоционального напряжения. |
12 | Психологические этюды и элементы психогимнастики по Чистяковой | 1-2 раза в неделю | Снятие психоэмоционального напряжения. Снижение утомляемости, повышение работоспособности. Коррекция настроения. |
13 | Кинезиология (гимнастика мозга)
| На каждом занятии | Повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость. Повышается эмоциональный фон. Улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. |
14 | Коррекционная ритмика | 2 раза в неделю | Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные функции, формируется правильная осанка, походка, грация движений. |
«Коррекционная ритмика» (КР) — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения.
Целью коррекционной ритмики является преодоление недостатков психомоторного развития детей средствами физической культуры.
На занятиях коррекционной ритмики реализуются следующие направления работы с детьми:
- оздоровительное;
-образовательное;
-воспитательное;
- коррекционно-развивающее.
Коррекционная ритмика призвана решать следующие задачи:
1) Оздоровительные задачи состоят в том, что занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
2) Образовательные задачи состоят в формировании у детей двигательных навыков и умений, пространственных представлений, способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитии двигательных качеств ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.
3) К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма; воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом; воспитание личностных качеств, дисциплинированности, собранности. Это способствует развитию творческих способностей детей.
4) Коррекционные задачи состоят в преодолении недостатков развития двигательной сферы, коррекции нарушений различных психических процессов у детей с учетом их возрастных и личностных особенностей.
§ Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.
§ Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
§ Развитие способности ориентироваться в пространстве.
§ Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Кроме того, на занятии решаются дополнительные задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества.
Занятия имеют следующую структуру:
I. Вводная часть — двигательная разминка (3-4 минуты) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
II. Основная часть (10-15 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.
III. Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу, длится 6-8 минут.
Музыкально-ритмическое воспитание детей с ЗПР должно включать в себя следующие направления:
1) упражнения на ориентировку в пространстве;
2) упражнения ритмической гимнастики;
3) игры под музыку;
4) танцевальные упражнения;
5) упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Коррекционная ритмика способствует:
· Нормализации мышечного тонуса.
· Развитию точности, координации, плавности и переключаемости движений.
· Преодолению двигательного автоматизма.
· Формированию чувства музыкального темпа.
· Восприятию ритмического рисунка.
· Развитию различных качеств внимания.
· Развитию всех видов памяти.
· Формированию словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения.
· Развитию оптико-пространственной ориентировки.
· Развитию пространственных представлений.
· Пониманию различных эмоциональных состояний.
· Созданию выразительности образа с помощью невербальных средств.
· Развитию произвольности при выполнении движений.