Деятельность учителя-дефектолога
Программное обеспечение образовательного процесса
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Баряевой Л.Б.; С-Пб, ЦДК Баряевой, 2010. Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г.; Москва Школьная пресса, 2004. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Наставничество: учителя-дефектологи МАДОУ детский сад № 46 со стажем работы менее 3 лет; Приказ «Об организации школы наставничества» №123/1-О от 01.09.2012 ;
Руководство педагогической практикой: Проектная деятельность «Особенности работы с дошкольниками с задержкой психического развития» студентов 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование».
Самообразование педагога на 2022-2023 уч.год
Тема: «Дидактические игры и упражнения, как средство развития мыслительных операций у дошкольников с ЗПР 5-7 лет».
Цель: Совершенствование мышления у дошкольников с ЗПР 5-7 лет.
Задачи:
–формировать мыслительную деятельность у детей;
– совершенствовать навыки сравнения, обобщения и исключения;
– развивать наглядно-образное мышление;
– способствовать формированию предпосылок словесно-логического мышления;
– развивать зрительно-пространственное восприятие;
– совершенствовать рече-слуховое внимание и память;
– развивать устную диалогическую и монологическую речь;
Литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С.
Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей "особого" ребенка / Т. В. Ананьев. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 64-67.
3. Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развитии // Дефектология. - 2002. - N 5. - С. 40-45.
4. Баранова Г.А. Роль дидактической игры в развитии мыслительной деятельности
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. https://infourok.ru/rol-didakticheskoy-igri-v-razv...
5. Григорьева Л. П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие
восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.
5. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе
обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N
6. Зубкова Е.А. Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/06/...
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение,
1989.
8. Мельникова А.А. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15155/2/2021mel...
9. Развитие мышления у детей с ЗПР. http://www.eduportal44.ru/Sharya/ds6/1_1/DocLib23/Советы%20педагогам/Борякова%20Развитие%20мышления%20у%20детей%20с%20ЗПР.pdf
10. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и
речи у дошкольников. -М., Гном и Д, 2001.
11. Улыбина, О. В. (кандидат психологических наук, доцент). Особенности взаимовосприятия педагога и дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от стиля педагогического общения / О. В. Улыбина // Коррекционная педагогика. - 2007. - N 4 (22). - С. 62-64.
Раздел плана | Срок | Форма работы | Практический выход |
Организационно-ознакомительный | Сентябрь-Октябрь | Изучение методической литературы. Подбор дидактического материала. | Составление календарно-тематического плана. Создание картотеки дидактических игр. Создание картотеки упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. Включение дидактических игр и упражнений в конспекты занятий. Планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми. |
Основной | Октябрь-Апрель | Коррекционная работа с детьми. Консультирование родителей. Консультирование воспитателей. | Групповые занятия с детьми. Индивидуальные занятия с детьми. Включение дидактических игр и упражнений по развитию мышления в ООД. Индивидуальные беседы с родителями. Оформление стенда «Советы дефектолога». Создание лифлет-холдеров для родителей об использовании дидактических игр в домашних условиях. Распространение опыта на различных площадках в образовательнных учреждениях и родительском сообществе в очном формате и через интернет-ресурсы. |
Заключительный | Май |
| Диагностика уровня развитие дошкольников с ЗПР. Подведение итогов диагностики. Оформление выставки дидактических игр и пособий.
|
Обеспечение коррекции и результатов освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ
1. Использование психолого-педагогической диагностики с учетом индивидуального подхода
№ п/п | Используемая методика | Источник (как вариант – авторство аттестуемого) | Периодичность использования | На какой возраст рассчитана данная методика | Цель диагностики | Формы обобщения результатов | Практическое применение результатов |
1 | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» | Методическое пособие Стребелевой Е.А. Москва. Просвещение. 2005 | 3 раза в год | Дети от 3 до 7 лет | Первичное, текущее, итоговое обследование уровня познавательного развития | Таблица с количеством баллов, которые соотносятся с уровнями развития от 1-го до 4-го | Планирование индивидуальной коррекционной работы. |
2. Динамика результатов с учетом психофизических возможностей детей (количество детей, %)
Количество детей
| 2019-2020 уч. год | 2020-2021уч. год | 2021-2022 уч. год | Среднее арифметическое | ||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
1 уровень | 4 - 22% | 1 - 5,5% | 5 - 27% | 1 - 5,5% | 3 – 16,5% | 2 - 11% | 4 - 22% | 2 - 11% |
2 уровень | 11 - 61,5% | 7 - 39% | 10 - 55% | 4 - 23% | 14 - 78 % | 5 - 28 % | 12 - 67% | 5 - 28% |
3 уровень | 2 - 11% | 7 - 39% | 3 - 18% | 10 - 55% | 1 - 5,5 % | 7 - 39 % | 2 - 11% | 8 - 44,5% |
4 уровень | 1 - 5,5% | 3 - 16,5% | 0 | 3 - 16,5% | 0 | 4 - 22% | 0 | 3 - 16,5% |
Область деятельности: Диагностическая.
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | ||
Формы | Методы | Методики | |||
1 | Первичное психолого-педагогическое обследование уровня развития детей дошкольного возраста, нуждающихся в дефектологической помощи. | Дети 5-7 лет с ЗПР | Индивидуальные, наблюдение, беседа.
| Наглядные: наблюдение (индивидуальное по заданию), иллюстративный (использование дидактических пособий) Словесные: беседа. Игровые методы.
| Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». М.: Просвещение 2004 |
2 | Взаимодействие со специалистами | Специалисты МДОУ д/с №46 | Заседание ПМПк | Обсуждение, планирование. | Положение о ПМПк по МДОУ д/с №46 от 04.11.2003г.
|
3 | Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса. | Дети 5-7 лет с ЗПР | Индивидуальные, наблюдение, беседа.
| Наглядные: наблюдение (индивидуальное, по заданию), иллюстративный (использование дидактических пособий). Словесные: беседа. Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры. | Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». М.: Просвещение . 2004
|
Область деятельности: Консультативная.
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | ||
Формы | Методы | Методики | |||
1 | Консультирование | Специалисты, воспитатели, родители.
| Семинары, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации | Наглядные: наблюдение, иллюстративный метод. Словесные: беседа, пояснение. | Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития», М., Айрис-пресс, 2005. |
Область деятельности: Коррекционно-развивающая.
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | ||
Формы | Методы | Методики | |||
1 | Коррекция ВПФ и вторичных отклонений в развитии | Дети 5-7 лет с ЗПР, ТНР, УО и РАС. | Индивидуальные, мини- подгрупповые и подгрупповые | Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический). Дидактические (наглядные, словесные, практические).
| Лалаева Р.И. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», М. Владос, 2003. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М. Владос. 2004. Соколова Е.В. «Психология детей с ЗПР». М. Сфера 2009.
|
2 | Ознакомление с окружающим миром и развитие связной речи | Дети 5-7 лет с ОВЗ ( см. строку выше), родители, воспитатели. | Индивидуальные, подгрупповые. | Специфические: релаксационные упражнения, развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие выразительности позы, тактильного восприятия, кинезиологическая гимнастика. Наглядные: наблюдение с саду и огороде, (индивидуальное, по заданию), рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, рссмматривание медиа-презентаций, просмотр видеосюжетов из научно-познавательных фильмов для детей и пр. Словесные: беседа, воспроно-ответный диалог, слушание аудиозаписей и пр. Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры средней и малой подвижности, двигательные упражнения с элементами психогимнастики и т.д. | Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» М. «Школьная пресса», 2004 Лалаева Р.И. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», М. Владос, 2003. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М. Мозаика-ситнтез, 2006. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с ОНР». С-Пб, Детство-пресс, 2000. |
3 | Подготовка к обучению грамоте | Дети 5-7 лет с ОВЗ, родители, воспитатели | Индивидуальные, подгрупповые | Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий). Игровой (настольно-печатные и дидактические игры). Практические: упражнения, рассматривание. Специфические: релаксационные упражнения, развитие слухового восприятия, развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, развития тактильного восприятия. | Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» М. «Школьная пресса», 2004. Лопухина И.С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». С-Пб, Дельта. 1997. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие речевого восприятия». М. Мозаика-синтез, 2007. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа по восприятию устной речи у дошкольников с ЗПР». С-Пб. Каро. 2007.
|
4 | Формирование ЭМП | Дети 5-7 лет с ОВЗ, родители, воспитатели | Индивидуальные, подгрупповые. | Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий). Игровой (дидактические игры). Практические: упражнения, рассматривание, практическая деятельность. Специфические: массаж ладоней карандашом, упражнения на формирование межполушарного взаимодействия, тактильного и слухового восприятия. | Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» М. «Школьная пресса», 2004 Морозова И.А., Пушкарева М.А « Развитие элементарных математических представлений» М. Мозаика-синтез, 2007. |
5 | Развитие графических навыков и подготовка руки к письму | Дети 5-7 лет с ОВЗ, родители, воспитатели | Индивидуальные, мини- подгрупповые и подгрупповые | Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий). Игровой (дидактические игры). Практические: упражнения, практическая деятельность. Специфические:массаж ладоней карандашом, упражнения на формирование межполушарного взаимодейстия, зрительного восприятия, корординации "Глаз-рука" и пр. | Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва. «Айрис-пресс», 2008, 144стр. Безруких М.М.,Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе».М., «Дрофа», 2000, 32 стр.; Волкова И.Н. «Готовимся к школе». Рабочая тетрадь.М. «Школьная пресса, 2005, 32 стр. ; Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль, «Академия развития», 1998, 185 стр.; Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. «Мозаика – синтез», 2001, 60 стр.; Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков».М. «Олма-пресс», 2002, 60 стр. Метельская Н.Г. «100 физкультминуток налогопедических занятиях». М. «Сфера», 2007. 57 стр. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с ОНР». С-Пб, Детство-пресс, 2000. |
6 | Коррекционно- развивающие игры и упражнения. | Дети 5-7 лет с ОВЗ, родители, воспитатели | Индивидуальные | Специфические: релаксационные упражнения, развитие слухового восприятия, развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры. | Борякова Н.Ю. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников» М. Гном-пресс, 1999. Катаева А.А, Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» М. Владос, 2004. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». М. Владос, 2003. |
Область деятельности: профилактическая
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | |
формы | литература | |||
1. | Педагогическая профилактика. Повышение уровня педагогической грамотности родителей. | Родители | Беседы, индивидуальные консультации, выступления на клубе «Содружество», тренинги, родительские собрания, посещение родителями открытых занятий, совместные праздники, разработка материалов для информационных стендов. Размещение информации на сайте МАДОУ д/с № 46» | Публикации из научно-методических журналов “Логопед”, “Дефектология”, “Дошкольная педагогика’, “Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии”. |
2. |
Повышение педагогической компетентности в вопросах специальной педагогики среди педагогов ДОУ, города, области. | Воспитатели и специалисты ДОУ. | Выступления на педсоветах и семинарах, проведение открытых занятий, консультаций. | Изучение научно-методических журналов “Логопед”, “Дефектология”, “Дошкольная педагогика’, “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». |
Область деятельности: Экспертная
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | ||
Формы | Методы | Методики | |||
1 | Членство в жюри | Дети 5-7 лет с ЗПР, родители, педагоги ДОУ | Индивидуальные, мини- подгрупповые и подгрупповые | Аналитические ( оценка продукта деятельности по установленным критериям)
| Положения о смотрах конкурсах в МАДОУ детский сад № 46
|
2 | Членство в экспертной комиссии | Учителя- дефектологи ДОУ города Калининграда и Калининградской области | Индивидуальные | Аналитические (оценка деятельности педагога по установленным критериям)
| Приказ МО РФ от 26.06.2000г., №1908, Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников. Приказ МО Калининградской области от 24.06.2009 г., №943/1, Положения о процедуре и формах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Калинин-градской области. Приказ МО Калининградской области от 21.03.2007 г., №294/1 «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих процедуру проведения аттестации педагогических и руководящих работников»
|
3 | Наставничество | Учителя- дефектологи д/с № 46 со стажем работы менее 3 лет; Студенты БФУ им. Канта; Слушатели курсов повышения квалификации КОИРО
| Индивидуальные, подгрупповые, групповые | Аналитические (оценка деятельности педагога по установленным критериям)
| Положение о наставничестве в МАДОУ детский сад № 46. Договор с ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет им. Канта". Договор с ГАОУ Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт развития образования»
|
Область деятельности: Организационно-методическая
№ п/п | Вид деятельности | Контингент | Содержание деятельности | ||
Формы | Методы | Методики | |||
1 | Руководство творческой группой | педагоги ДОУ | Индивидуальные, мини- подгрупповые и подгрупповые | Синтетические (разработка положений о смотрах-конкурсах; разработка критериев к смотрам-конкурсам; изучение методической литературы; подготовка материалов к методическим неделям, семинарам, педагогическим советам и пр.)
| Положения о творческой группе в МАДОУ детский сад № 46
|
2 | Информационное обеспечение сайта МАДОУ детский сад № 46
| Пользователи интернет- ресурсами | Индивидуальные | Информационные (текстовое и фото информирование)
| Положения о творческой группе в МАДОУ детский сад № 46
|
Групповая профилактическая и коррекционная работа
№ п/п | Тема | Год проведения | Форма работы | Контингент | Охват | Результат |
1 | Коррекционная ритмика | с 2005 уч. г. | Подгрупповая деятельность | Дети 5-7 лет с ЗПР | группа | Развитие ВПФ, координации движений, слухового восприятия. Сформированность выразительности движений, мимики, позы. |
2 | Пальчиковая гимнастика | с 2000 года | Игровые упражнения | Дети 5-7 лет с ЗПР | группа | Развитие сенсорных и моторных функций, повышение степени зрелости мозговых структур, подготовка руки к письму. |
3 | Психогимнастика | с 2000 года | Игровые упражнения, этюды | Дети 5-7 лет с ЗПР | группа | Выразительная передача мимикой и движениями эмоционального состояния, расслабление мышц тела. |
4 | Коррекционо- развивающие дидактические игры | с 2000 года | Игровые упражнения | Дети 5-7 лет с ЗПР | группа | Развитие ВПФ |
Индивидуальная работа (среднегодовые показатели)
№ п/п | Проблема (диагноз) | Контингент | Количество (в единицах) | |||||||
Обратив-шихся | Охва-ченных диагно-стикой | Получивших консуль-тацию | Получивших коррекционную помощь из расчета 10 часов на человека. | |||||||
Всего | Прекра-тили занятия | Без улучшения | Улучшение | Норма | ||||||
1 2019-2020 уч.г. | Задержка психического развития без вторичных отклонений | Дети от 5 до 8 лет | 14 | 14 | 14 | 14 | 0 | 0 | 11 | 3 |
Задержка психического развития с РАС | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | ||
Умственная отсталость | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | ||
2 2020-2021 уч.г. | Задержка психического развития без вторичных отклонений | Дети от 5 до 8 лет | 8 | 8 | 8 | 8 | 0 | 0 | 7 | 1 |
Задержка психического развития с РАС | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | ||
Умственная отсталость, осложненная РАС | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
РАС | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
Тяжелые нарушения речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||
3 2021-2022 уч.г. | Задержка психического развития без вторичных отклонений | Дети от 5 до 8 лет | 14 | 14 | 14 | 14 | 0 | 0 | 12 | 2 |
Задержка психического развития с РАС | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
Тяжелые нарушения речи | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 1 | 2 |