Деятельность учителя-дефектолога

Малиновская Лина Владимировна

Программное обеспечение образовательного процесса

 «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под ред.  Баряевой Л.Б.; С-Пб, ЦДК Баряевой, 2010. Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г.; Москва Школьная пресса, 2004.  Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Наставничество: учителя-дефектологи МАДОУ детский сад № 46 со стажем работы менее 3 лет; Приказ «Об организации школы наставничества» №123/1-О от 01.09.2012  ; 

     Руководство педагогической практикой: Проектная деятельность «Особенности работы с дошкольниками с задержкой психического развития» студентов 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование».

Самообразование педагога на 2022-2023 уч.год

Тема: «Дидактические игры и упражнения, как средство развития мыслительных операций у  дошкольников с ЗПР 5-7 лет».

Цель: Совершенствование мышления у дошкольников с ЗПР 5-7 лет.

Задачи:

–формировать мыслительную деятельность у детей;

– совершенствовать навыки сравнения, обобщения и исключения;

– развивать наглядно-образное мышление;

– способствовать формированию предпосылок словесно-логического мышления;

– развивать зрительно-пространственное восприятие;

– совершенствовать рече-слуховое внимание и память;

– развивать устную диалогическую и монологическую речь;

Литература:

1.  Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С.

Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.

2. Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей "особого" ребенка / Т. В. Ананьев. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 64-67.

3. Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развитии // Дефектология. - 2002. - N 5. - С. 40-45.

4. Баранова Г.А. Роль дидактической игры в развитии мыслительной деятельности

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. https://infourok.ru/rol-didakticheskoy-igri-v-razv...

5. Григорьева Л. П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие

восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.

5. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе

обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. //

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N

6. Зубкова Е.А. Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/06/...

7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение,

1989.

8. Мельникова А.А. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического

развития. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15155/2/2021mel...

9. Развитие мышления у детей с ЗПР. http://www.eduportal44.ru/Sharya/ds6/1_1/DocLib23/Советы%20педагогам/Борякова%20Развитие%20мышления%20у%20детей%20с%20ЗПР.pdf

10. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и

речи у дошкольников. -М., Гном и Д, 2001.

11. Улыбина, О. В. (кандидат психологических наук, доцент). Особенности взаимовосприятия педагога и дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от стиля педагогического общения / О. В. Улыбина // Коррекционная педагогика. - 2007. - N 4 (22). - С. 62-64.

Раздел плана

Срок

Форма работы

Практический выход

Организационно-ознакомительный

Сентябрь-Октябрь

Изучение методической литературы.

Подбор дидактического материала.

Составление календарно-тематического плана.

Создание картотеки дидактических игр.

Создание картотеки упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

Включение дидактических игр и упражнений в конспекты занятий.

Планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Основной

Октябрь-Апрель

Коррекционная работа с детьми.

Консультирование родителей.

Консультирование воспитателей.

Групповые занятия с детьми.

Индивидуальные занятия с детьми.

Включение дидактических игр и упражнений по развитию мышления в ООД.

Индивидуальные беседы с родителями. Оформление стенда «Советы дефектолога».  Создание лифлет-холдеров для родителей об использовании дидактических игр в домашних условиях. Распространение опыта на различных площадках в образовательнных учреждениях и родительском сообществе в очном формате и через интернет-ресурсы.

Заключительный

Май

 

Диагностика уровня развитие дошкольников с ЗПР.

Подведение итогов диагностики.

Оформление выставки дидактических игр и пособий.

 

 

Обеспечение коррекции и результатов освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ

1. Использование психолого-педагогической диагностики с учетом индивидуального подхода

 

п/п

Используемая

 методика

Источник

(как вариант

– авторство аттестуемого)

Периодичность

использования

На какой

возраст рассчитана данная

методика

Цель

диагностики

Формы

обобщения результатов

Практическое

применение результатов

1

«Психолого-педагогическая    диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

Методическое пособие  Стребелевой Е.А.

Москва. Просвещение. 2005

 3 раза в год

 Дети от 3 до 7 лет

Первичное, текущее, итоговое обследование уровня познавательного развития

 Таблица с количеством баллов, которые соотносятся  с уровнями развития от

1-го до 4-го

 Планирование  индивидуальной коррекционной работы.

 

2. Динамика результатов с учетом психофизических возможностей детей (количество детей,  %)

Количество детей

 

2019-2020 уч. год

2020-2021уч. год

2021-2022 уч. год

Среднее арифметическое

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1 уровень 

 4 - 22%

 1 - 5,5%

 5 - 27%

 1 - 5,5%

 3 – 16,5%

 2 - 11%

 4 - 22%

 2 - 11%

2 уровень

 11 - 61,5%

 7 - 39%

 10 - 55%

 4 - 23%

 14 - 78 %

 5 - 28 %

12 - 67%

 5 - 28%

3 уровень

 2 - 11%

 7 - 39% 

 3 - 18%

 10 - 55%

 1 - 5,5 %

 7 - 39 %

 2 - 11%

 8 - 44,5%

4 уровень

 1 - 5,5%

 3 - 16,5%

 0

 3 - 16,5%

 0 4  - 22%

 0

 3 - 16,5%

Область деятельности: Диагностическая.

№ п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

Формы

Методы

Методики

1

Первичное психолого-педагогическое обследование уровня развития детей дошкольного возраста, нуждающихся в дефектологической помощи.

Дети 5-7 лет с  ЗПР

Индивидуальные, наблюдение, беседа.

 

 Наглядные: наблюдение (индивидуальное по заданию), иллюстративный (использование дидактических пособий)

Словесные: беседа.

Игровые методы.

 

Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей  раннего и дошкольного возраста». М.:   Просвещение 2004

2

Взаимодействие со специалистами

Специалисты  МДОУ д/с №46

Заседание ПМПк

Обсуждение, планирование.

Положение о ПМПк по МДОУ д/с №46 от 04.11.2003г.

 

3

Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Дети 5-7 лет с  ЗПР

Индивидуальные,  наблюдение, беседа.

 

Наглядные: наблюдение (индивидуальное, по заданию), иллюстративный (использование дидактических пособий).

Словесные: беседа.

Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры.

Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей  раннего и дошкольного возраста». М.: Просвещение . 2004

 

Область деятельности: Консультативная.

№ п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

Формы

Методы

Методики

1

Консультирование

Специалисты, воспитатели, родители.

 

Семинары,  индивидуальные и групповые консультации, рекомендации

Наглядные: наблюдение, иллюстративный метод.

Словесные: беседа, пояснение.
Практические: упражнения, рассматривание.

Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития», М., Айрис-пресс, 2005.

Область деятельности: Коррекционно-развивающая.

п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

          Формы

                 Методы

              Методики

1

Коррекция ВПФ и вторичных отклонений в развитии

Дети 5-7 лет с

 ЗПР, ТНР, УО и РАС.

Индивидуальные,

мини- подгрупповые

и подгрупповые

Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический).

Дидактические (наглядные, словесные, практические).

 

Лалаева Р.И. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», М. Владос, 2003.

Катаева А.А.,  Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М. Владос. 2004.

 Соколова Е.В. «Психология детей с ЗПР». М. Сфера 2009.

 

2

Ознакомление с

окружающим миром и

развитие связной речи

Дети 5-7 лет с ОВЗ ( см. строку выше), родители,

 воспитатели.

Индивидуальные, подгрупповые.

Специфические: релаксационные упражнения, развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие выразительности позы, тактильного восприятия, кинезиологическая гимнастика.

Наглядные: наблюдение с саду и огороде,  (индивидуальное, по заданию), рассматривание  иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, рссмматривание медиа-презентаций, просмотр видеосюжетов из научно-познавательных фильмов для детей и пр. 

Словесные: беседа, воспроно-ответный диалог, слушание аудиозаписей и пр.

Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры средней и малой подвижности, двигательные упражнения с элементами психогимнастики и т.д.

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического   развития» М. «Школьная пресса», 2004

Лалаева Р.И. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», М. Владос, 2003.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М. Мозаика-ситнтез, 2006.

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с ОНР». С-Пб,  Детство-пресс, 2000.

3

Подготовка к обучению

 грамоте

Дети 5-7 лет с

 ОВЗ, родители, воспитатели

Индивидуальные, подгрупповые 

Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий).

Игровой (настольно-печатные и дидактические игры).

Практические: упражнения, рассматривание.

Специфические: релаксационные упражнения, развитие слухового восприятия, развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, развития тактильного восприятия.

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического   развития» М. «Школьная пресса», 2004.

Лопухина И.С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». С-Пб, Дельта. 1997.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие речевого восприятия». М. Мозаика-синтез, 2007.

Лопатина Л.В. «Логопедическая работа по восприятию устной речи у дошкольников с ЗПР». С-Пб. Каро. 2007.

 

4

Формирование

ЭМП

Дети 5-7 лет с

 ОВЗ, родители, воспитатели

Индивидуальные, подгрупповые.

Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий).

Игровой (дидактические игры).

Практические: упражнения, рассматривание, практическая деятельность.

Специфические: массаж ладоней карандашом, упражнения на формирование межполушарного взаимодействия, тактильного и слухового восприятия.

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» М. «Школьная пресса», 2004

Морозова И.А., Пушкарева М.А « Развитие элементарных математических представлений» М. Мозаика-синтез, 2007.

5Развитие графических навыков и подготовка руки к письму

Дети 5-7 лет с

 ОВЗ, родители, воспитатели

Индивидуальные,

мини- подгрупповые

и подгрупповые

Наглядные: иллюстративный (показ способов действий, использование дидактических пособий).

Игровой (дидактические игры).

Практические: упражнения, практическая деятельность.

Специфические:массаж ладоней карандашом, упражнения на формирование межполушарного взаимодейстия, зрительного восприятия, корординации "Глаз-рука" и пр. 

Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва. «Айрис-пресс», 2008, 144стр.

Безруких М.М.,Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе».М., «Дрофа», 2000, 32 стр.;

Волкова И.Н. «Готовимся к школе». Рабочая тетрадь.М. «Школьная пресса, 2005, 32 стр. ;

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль, «Академия развития», 1998, 185 стр.;

Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. «Мозаика – синтез», 2001, 60 стр.;

Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков».М. «Олма-пресс», 2002, 60 стр.

Метельская Н.Г.  «100 физкультминуток налогопедических занятиях». М. «Сфера», 2007. 57 стр. 

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей дошкольного возраста с ОНР». С-Пб,  Детство-пресс, 2000.

6

Коррекционно-

развивающие

игры и

упражнения.

Дети 5-7 лет с

 ОВЗ, родители, воспитатели

Индивидуальные

Специфические: релаксационные упражнения, развитие слухового восприятия,

развитие тонкой моторики пальцев рук, мимические упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры.

Борякова Н.Ю. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников» М. Гном-пресс, 1999.

Катаева А.А, Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» М. Владос, 2004.

Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». М. Владос, 2003.


Область деятельности: профилактическая

№ п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

формы

литература

1.

Педагогическая профилактика.

Повышение уровня педагогической грамотности родителей.

Родители

Беседы, индивидуальные консультации, выступления на клубе «Содружество», тренинги, родительские собрания, посещение родителями открытых занятий, совместные праздники, разработка материалов для информационных стендов. Размещение информации на сайте МАДОУ д/с № 46»

Публикации из научно-методических журналов “Логопед”, “Дефектология”, “Дошкольная педагогика’, “Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии”.

2.

 

Повышение педагогической компетентности в вопросах специальной педагогики среди педагогов ДОУ, города, области.

Воспитатели и специалисты ДОУ.

Выступления на педсоветах и семинарах,  проведение открытых занятий, консультаций.

Изучение  научно-методических журналов “Логопед”, “Дефектология”, “Дошкольная педагогика’, “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».

Область деятельности: Экспертная

 

п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

          Формы

                 Методы

              Методики

1

Членство в жюри

Дети 5-7 лет с

 ЗПР, родители,

педагоги ДОУ

Индивидуальные,

мини- подгрупповые

и подгрупповые

Аналитические ( оценка продукта деятельности по установленным критериям)

 

Положения о смотрах конкурсах в МАДОУ детский сад № 46

 

2

 Членство в экспертной комиссии

Учителя-

дефектологи ДОУ  города

Калининграда и

Калининградской

области

Индивидуальные

Аналитические (оценка деятельности педагога по установленным критериям)

 

 Приказ МО РФ от 26.06.2000г., №1908, Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.

Приказ МО Калининградской области от 24.06.2009 г., №943/1, Положения о процедуре и формах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Калинин-градской области.

 Приказ МО Калининградской области от 21.03.2007 г., №294/1 «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих  процедуру проведения аттестации педагогических и руководящих работников»

 

3

Наставничество

Учителя-

дефектологи д/с № 46 со

стажем работы

менее 3 лет;

Студенты БФУ

 им. Канта;

Слушатели курсов

повышения

квалификации

КОИРО

 

Индивидуальные, подгрупповые,

групповые

Аналитические (оценка деятельности педагога по установленным критериям)

 

 Положение о наставничестве

 в МАДОУ детский сад № 46.

Договор с ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет им. Канта".

Договор с ГАОУ Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт развития образования»

 


Область деятельности: Организационно-методическая

п/п

Вид деятельности

Контингент

Содержание деятельности

          Формы

                 Методы

              Методики

1

Руководство творческой группой

педагоги ДОУ

Индивидуальные,

мини- подгрупповые

и подгрупповые

Синтетические (разработка положений о смотрах-конкурсах;  разработка критериев к смотрам-конкурсам; изучение методической литературы; подготовка материалов к методическим неделям, семинарам, педагогическим советам и пр.)

 

Положения о творческой группе в МАДОУ детский сад № 46

 

2

 Информационное обеспечение сайта МАДОУ детский сад № 46

 

Пользователи

интернет-

ресурсами

Индивидуальные

Информационные (текстовое и фото информирование)

 

 Положения о творческой группе в МАДОУ детский сад № 46

 

Групповая профилактическая и коррекционная работа

 

№ п/п

Тема

Год проведения

Форма работы

Контингент

Охват

Результат

1

Коррекционная ритмика

с 2005 уч. г.

Подгрупповая деятельность

Дети 5-7 лет с ЗПР

группа

Развитие ВПФ, координации движений, слухового восприятия. Сформированность выразительности движений, мимики, позы.

2

Пальчиковая гимнастика

 с 2000 года

Игровые упражнения

Дети 5-7 лет с ЗПР

группа

Развитие сенсорных и моторных функций, повышение степени зрелости мозговых структур, подготовка руки к письму.

3

Психогимнастика

с 2000 года

Игровые упражнения, этюды

Дети 5-7 лет с ЗПР

группа

Выразительная передача мимикой и движениями эмоционального состояния, расслабление мышц тела.

4

Коррекционо- развивающие дидактические игры

с 2000 года

Игровые упражнения

Дети 5-7 лет с ЗПР

группа

Развитие ВПФ

Индивидуальная  работа    (среднегодовые показатели)

 

№ п/п

Проблема (диагноз)

Контингент

Количество (в единицах)

Обратив-шихся

Охва-ченных диагно-стикой

Получивших консуль-тацию

Получивших коррекционную помощь из расчета 10 часов на человека.

Всего

Прекра-тили

занятия

Без

улучшения

Улучшение

Норма

1

2019-2020 уч.г.

Задержка психического развития без вторичных отклонений

Дети от 5 до 8 лет

14

14

14

14

     0

   0

11

    3

Задержка психического развития с РАС

2

2

2

2

       0

        0

2

       0

Умственная отсталость

3

3

3

3

0

0

3

0

2

2020-2021 уч.г.

Задержка психического развития без вторичных отклонений

Дети от 5 до 8 лет

8

8

8

8

     0

       0

7

1

Задержка психического развития с РАС

2

2

2

2

0

0

2

0

Умственная отсталость, осложненная РАС

1

1

1

1

0

0

1

0

РАС

1

1

1

1

0

0

1

0

Тяжелые нарушения речи

2

2

2

2

0

0

1

1

3

2021-2022 уч.г.

Задержка психического развития без вторичных отклонений

Дети от 5 до 8 лет

14

14

14

14

0

0

12

2

Задержка психического развития с РАС

1

1

1

1

0

0

1

0

Тяжелые нарушения речи

3

3

3

3

0

0

1

2