Обоснование актуальности темы
Обоснование актуальности темы.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека.
Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого
человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных
показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали,
что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение,
наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в
физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение
современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В
последние годы в нашем детском саду активно внедряются
здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные
на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель эксперимента: анализ создания инновационных
здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практике
работы группы. Для достижения поставленной цели следует выполнить
следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении;
- рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий;
- провести исследование создания здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования:
1. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей МДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Прогнозируемая новизна:
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование информационно-коммуникативных технологий ;
- использование современного оборудования.
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
В опыт работы входят основные элементы:
· Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
· Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
· Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.
· Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», « Твое настроение».
При построении системы здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать принципы:
• принцип «Не навреди! »;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармонического развития личности;
• системного чередования нагрузок и отдыха;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Методика исследования:
1.Изучение теоритических источников по теме здоровьесберегающих технологий.
2.Анализ,обобщение массового и передового опыта по физическому воспитанию дошкольников.
3.Анализ документации группы.
4.Педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование.
5.Системный анализ результатов здоровьесберегающих технологий в группе.
Результативность опыта
Система оздоровительных мероприятий позволила достичь повышения качества работы , которое выразилось в следующих результатах.
Уровень здоровья и физического развития детей:
Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Для успешной работы по приобщению родителей к ЗОЖ выпустила методическое пособие « Растим здоровым малыша» , в котором можно найти много полезной информации , рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов .
Наличие теоретической базы опыта
1) Бабенкова Е.А., Федоровская О.М.
Игры, которые лечат, для детей от 5 до 7 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Здоровый малыш).
В методическом пособие представлены критерии оценки физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, дано описание разнообразных упражнений и оздоровляющих подвижных игр.
2) Вавилова Е.Н.
Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1986-128 с., ил.
Пособие содержит материал для бесед воспитателя с родителями по вопросам укрепления здоровья детей средствами физической культуры.
3)Картушина М.Ю.
Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 96с. – (Серия «Вместе с детьми».)
В пособии представлен цикл оздоровительных досугов по сказочным сюжетам. Развлечения направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазия детей, закрепляют приемы самомассажа, совершенствуют двигательные навыки, в игровой форме способствуют упрочнению полученных знаний о здоровом образе жизни.
4)Грядкин Т.С.
Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.- 160 с.
В пособии представлены содержание и педагогические технологии организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по образовательной области «Физическая культура».Даны примерные комплексы упражнений для развития двигательной активности дошкольников по возрастным категориям, игровые и образовательные ситуации, а также конспекты непосредственно организованной образованной деятельности, направленные на физкультурное развитие детей дошкольного возраста.
5)Литвинова М.Ф.
Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.- 79 с..ил.
В сборнике представлены русские народные подвижные игры, а также их варианты. Изложены правила проведения игр. Методические рекомендации воспитателю по их организации с детьми дошкольного возраста.
6)Е.А. Синкевич, Т.В. Большева
Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 48 с. (Серия «Библиотека программы Детство»).
Пособие содержит методический и практический материал по реализации раздела «Овладение основами двигательной культуры» программы «Детство» с детьми третьего года жизни. Рекомендации снабжены планами проведения занятий в течение учебного года.
7)Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.
Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.- 296 с.: илл.
В книге представлены Программа, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр.
8)Бабенкова Е.А., Параничева Т.М.
Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96 с. (модули Программы ДОУ).
В методическом пособии представлена методика врачебно-педагогического контроля при проведении игр на свежем воздухе. Описаны практического контроля при проведении игр на свежем воздухе. Описаны практические рекомендации по проведению подвижных игр на свежем воздухе в теплое и холодное время года. Приведены рекомендации по безопасности организации подвижных игр. Описано действие игры на организм ребенка.
9)Картушина М.Ю.
Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с. (Модули Программы ДОУ).
В пособии представлены сюжетные оздоровительные занятия для детей старшей группы ДОУ. В них включены авторские подвижные игры, пальчиковые упражнения, различные виды самомассажей, оригинальные комплексы общеразвивающих упражнений.В приложении даны комплексы ритмической гимнастики и силовых упражнений.
10)Гаранькина В. П.
Спортивные мероприятия для детей 5-7 лет с использованием мордовского фольклора: Учебно-методическое пособие / Сост.:МО РМ. МРИО.- Саранск, 2008.136 с.
Данное пособие содержит методические рекомендации по организации занятий, Спортивных праздников ,развлечений, мордовские спортивные игры , направленные на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции, знакомит с традициями и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_proekta_bud_zdorov.pptx | 576.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Обоснование проблемы: - неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми. -недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста. - нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми. - невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье,
Цель проекта: Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта: дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми Заинтерисованность родителей укреплять здоровый образ жизни в семье
Выполнение проекта: беседы игры Ежедневная профилактическая работа занятия
Субъекты проекта Воспитатели родители Дети 4-5 лет
Результат проекта: Проект «Будь здоров!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. 91% родителей с огромным желанием приняли активное участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием , изготовленным из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились личным опытом по организации двигательной деятельности в семье, опытом приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. В то же время внимательно отнеслись к рекомендациям воспитателей и специалистов по укреплению здоровья детей.