Малунова Надежда Степановна

На сегодняшний день основной причиной поступления несовершеннолетних детей в реабилитационный центр является: трудная жизненная ситуация, социально-опасное положение в семье, дети, оставшиеся без попечения родителей. Несовершеннолетние поступают в социальный реабилитационный центр в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому главная задача социального реабилитационного центра является подготовка детей к самостоятельной жизни так как его социализация является основополагающим фактором в развитии личности несовершеннолетнего, проходящего реабилитацию в социальном центре.

В своей педагогической работе с несовершеннолетними я использую программу «Патриот РФ». В течение года состав несовершеннолетних меняется и поэтому приходится вносить изменения в занятии, связанные с возрастами и уровнем индивидуального развития несовершеннолетних. Так же дополнительно с каждым ребенком проводится индивидуальная работа, что помогает отслеживать динамику коррекционного- развивающего обучения, физического и психологического развития ребенка.

В своей работе я использую следующие формы ее организации: групповая и индивидуальная — это развивающие занятия, познавательные игры, беседы, экскурсии, трудовая и творческая деятельность, участие в конкурсах, мероприятиях — все это позволяет сделать непосредственную реабилитационную деятельность познавательной, разнообразной и интересной для несовершеннолетних.

Я работаю над формирование следующих социальных знаний и навыков у несовершеннолетних, которые им так необходимы в самостоятельной жизни:

-развитие познавательной сферы;

-формирование коммуникативных навыков;

-формирование санитарно-гигиенических навыков;

-самообслуживание;

-трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

-формирование навыков правильного поведения;

-умение жить и работать по правилам;

-формирование ЗОЖ;

Основным направлениями моей работы является приобщение несовершеннолетних к здоровому образу жизни. В моей работе ведется активная пропаганда здорового образа жизни, по средствам регулярных занятий, бесед с воспитанниками, фото, видео материала. По итогам реализации занятий ЗОЖ отмечается старательное соблюдение детьми правил личной гигиены, прилежный внешний вид, более активное участие детей в спортивных мероприятиях, систематическое посещение занятий по физическому воспитанию, проявление интереса и активное участие в дополнительных кружках спортивного направления.

Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством эстетических занятий,в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации даёт ощутимый результат.

Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых занятий, во время трудовых поручений, а также во время выполнения хозяйственно-бытовых поручений, когда дети помогают прибираться в своих комнатах, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т. д. Для реализации этих навыков в центре существует дежурство детей по комнатам, в столовой. В своей работе я часто практикую трудовые поручения для детей. За выполненное порученное дело воспитанник отчитаться перед своими сверстниками, в свою очередь выносят оценку за выполненный труд, что стимулирует ребёнка ответственнее относиться к труду.

Формирование санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по направлению: «Формирование ЗОЖ», а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении в реабилитационный центр несовершеннолетние не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого воспитанника центра. Мы надеемся, что впоследствии полученные детьми знания и умения по санитарной культуре используются ими в дальнейшей самостоятельной жизни.

Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам реабилитационного центра, на мой взгляд, является умение одеваться в соответствии с ситуацией, а также уметь оформлять помещение к празднику, уметь сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается детям во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. По привитию данных навыков проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться. Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т. е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.

Чтобы ребенок в дальнейшем развивался и совершенствовался, я по максимуму стараюсь развить у них познавательный интерес и любознательность. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, а научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование таких социальных навыков проходят в процессе различных мероприятиях, во время познавательно-развлекательных игр («На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Вежливость» и др.). Познавательные навыки и речь я развиваю на часах чтения, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику героям, выносят нравственную оценку героям произведения, читают познавательную литературу. На самоподготовке, когда дети выполняют домашнее задание, также развивается речь и познавательные навыки.

Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому главная моя задача- помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции.

В своей работе я так же тесно сотрудничаю со специалистами центра: психологом, дефектологом, музыкальным руководителем и другими специалистами. В совместной и самостоятельной деятельности я так же использую информационно- коммуникационные технологии. Размещаю свой опыт работы на Интернете портале «Социальная сеть работников образования», и «Инфоурок».

Главная моя задача как воспитателя реабилитационного центра -помочь детям вернуть детство, поверить в будущее в чем и будет заключаться в дальнейшем моя работа.

 

Малунова Надежда Степановна

Размышления вслух о том пути, который мы выбираем для себя сами, и о нелёгком труде воспитателя - человека, по сути, заменяющего малышу маму…
Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас… Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по-разному…
Мой путь к профессии воспитателя, оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо…
Еще, будучи школьницей, я любила приходить в детский сад к детям – проводить разные конкурсы и просто играть с ними. Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям – после детского сада я начала ходить к детям начальной школы, где тоже пыталась найти общий язык с ними. Так я стала вожатой. Я проводила с детьми много времени – мы вместе занимались, гуляли, готовили разные праздники, ходили в походы…. Я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной…
Выбирая профессию педагога, я взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право быть воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения, ведь во всех изданиях звучит заповедь, что педагог — это образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает воспитатель. Чтобы процесс обучения в дидактической игре проходил успешно, по моему мнению, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера сотрудничества. Используя в работе с детьми традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности через дидактическую игру, смогла добиться позитивной динамики развития у детей. Обобщая самоанализ своей деятельности, хочу отметить свои сильные и слабые стороны деятельности, а также пути её совершенствования.
Мои принципы работы:
• Не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений;
• Детям больше самостоятельности и права выбора;
• Уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
• Помогать ребенку стать социально значимым и успешным;
• Предоставлять требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам;
• Все новое – это интересно!
Сильные качества:
• Любовь к детям, сопереживание и отзывчивость;
• Стараюсь изучить, понять и принять каждого ребенка (его индивидуальные и психологические особенности, качества личности;
• Коммуникабельность;
• Умение организовать работу с детьми;
• Эмоциональность и артистизм.
Слабые:
• Не всегда могу быть объективной в своих суждениях;
• Иногда бываю, не сдержана в эмоциональном плане;
• Не понимаю тех родителей, которые мало уделяют общению с детьми, перекладывая воспитания и обучения детей только на воспитателя.
Возможности улучшения моей профессиональной деятельности:
• Проведение и участие в педагогических советах, практикумах, семинарах, консультациях.
• Курсы повышения квалификации.
• Дальнейшее самообразование.
Тревог и препятствий в работе нет.
«Если у человека есть стремление, вера и желании, то он всего добьётся!»
В заключение можно сделать вывод, что педагогику создавали знаменитые личности, а мы, рядовые воспитатели, ежедневно подтверждаем или опровергаем её законы на практике. И от того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердечки, - зависит будущее наших детей, наших городов, поселков и будущее нашей страны.
Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
Главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех своих детей несмотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.
Быть воспитателем — это значит, по-матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми – постоянно забываешь о своём возрасте, кажется, ты только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная. И так будет, всегда…
Ты видишь, улыбки детей и счастливые их лица. И хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая, частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь, по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.
Мною изучены законы и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Федеральный закон №442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Конвенция о правах ребенка, педагогика, детская возрастная и социальная психология, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастная физиология, трудовое законодательство и внедряю их в своей работе с воспитанниками центра «Надежда».

Малунова Надежда Степановна

Кто сказал, что детство не вернешь?
Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать его осознанно, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Мне так хочется, чтобы «звездочки», которые я зажигаю в душах детей, никогда не гасли! Работая по зову сердца, я могу сказать с полной ответственностью – профессии лучше моей нет! Я разная, жизнь разная, разные дети. Но не смотря на это воспитатель не должен быть слабым. Он должен быть сильным и интересным, прежде всего самому себе. В своей работе должна помочь, увидеть прекрасное, приласкать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле - это дети. То, во имя чего мы живем и работаем. Работая, я как бы для себя распределила роли по сценарию. Мастер-садовник - это я, а мои первые всходы - это мои воспитанники. И я как мастер стараюсь привить любовь ко всему. Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель. Моя главная задача – сохранить все замечательное, что с такой любовью и трепетом вложила в него природа, помочь ему воспринять мир в его гармонии

Малунова Надежда Степановна

"Маленькая страна".
Казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" – маленькая страна, наполненная миром, радостью, теплом, открытиями и победами. Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является переосмысление обществом своего отношения к детям, оставшимся без попечения родителей. Именно с такой категорией детей я работаю вот уже 18 лет. Эти дети стали для меня родными, любимыми. И если бы мне предложили поменять свою профессию, то я бы твердо отказалась. Да, работа воспитателя очень сложная, трудная, но важная и необходимая

Добавить запись

Защита от спам-роботов