Календарно-тематическое планирование учителя истории и обществознания М.С. Бирюковой История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс.
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского в ЗАТО г.Радужный.
Календарно-тематическое планирование учителя истории и обществознания М.С. Бирюковой
История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс.
Учебник «История России. 6 класс» авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова в двух частях.
– М.: Просвещение, 2016 .
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы минимального содержания образования | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Примечание. Д/з | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
1 | Введение. Наша Родина – Россия. | 1 | История России - часть всемирной истории. Источники по российской истории. Факторы самобытности российской истории. История региона – часть истории России. | Знать типы исторических источников из истории Средних веков. Уметь характеризовать источники по российской истории. Уметь использовать историческую карту для объяснения геополитического положения России. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Работа с исторической картой. Индивидуальные творческие задания при работе с учебным материалом. Анализ таблицы. | Стр. 4-8 | |
Часть 1. Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 4 | §1-3 | |||||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | Появление и расселение человека на территории России. Люди каменного века, племена скотоводов-кочевников, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй, родовая община, языковая семья. Бронзовый век, железный век. Хозяйство производящее, ремесло, товарный обмен. Верования древних людей Стоянка Сунгирь. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | Знать значение понятий темы. Показывать на карте расселение древнего человека. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Анализировать исторические документы Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Самостоятельное изучение материала. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Работа с исторической картой. Описание условий жизни, занятий, верований земледельческих и кочевых племен народов древних. Проект. государств по иллюстрациям учебника. | §1, кр. | |
3 | Образование первых государств. | 1 | Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Упадок причерноморских государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Дербент, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы. | Знать ключевые слова: финно-угры, восточные славяне, тюрки, Хазария, Булгария, Алания. Уметь : работать с разными историческими источниками , описывать условия жизни народов древних государств, делать выводы о причинах разнообразия народов и обычаев в нашей стране. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще-ствляют пошаговый контроль. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Работа с текстом учебного материала, с понятийным материалом, выполнение проблемных заданий. | §2 | |
4 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | Славяне. Происхождение, расселение, разделение на три ветви. Восточные славяне. Занятия. Ремесла. Поселения, жилища и одежда славян. Язычество. Родовой строй, кровная месть, вече, вервь, народное ополчение. | Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. | Работа с исторической картой. Описание условий жизни, занятий, верований племен. Делать выводы по проблеме урока. Работа с документом. | §3 | |
5 | Обобщение по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | Контроль качества знаний по теме. | Научатся определять термины, изученные по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Работа с тестовыми заданиями. Проект. | Стр.34 | |
Глава II. Русь в IX – первой половине XII в. | 9 | §4-11 | |||||||
6 | Первые известия о Руси. | 1 | Происхождение народа Русь. Археологические данные о Ладоге и Новгороде. Норманнская и антинорманнская теории. | Научатся определять термины Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы. | Познавательные: осознано строят речевое высказывание в устной форме, структурируют учебный материал, выделяют логические части текста и определяют в них главное. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного материала, адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние. | Понимают необходимость учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений. | Работа с исторической картой. Продуктивное чтение текста. Использование Интернета и доп. литературы. | §4 | |
7 | Становление Древнерусского государства. | 1 | Образование государства. Захват Киева и путь « из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. | Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа в парах по индивидуальному заданию. Понятийный диктант. Работа с картой, схемой, документом. | §5 | |
8 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | Начало правления князя Владимира(978/980 – 1015). Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение приятия христианства. | Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Работа с картой, с документом. | §6 | |
9 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | Борьба за власть сыновей Владимира Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Отношения Руси с другими государствами. Укрепление южных границ Руси, оборона от печенегов. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого(1019-1054). Начало русского законодательства - « Русская Правда» (1016 г.), | Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Работа с исторической картой, анализ схемы. Описание схемы. Анализ текста. | §7 | |
10 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей (1097 год), юридическое оформление распада Руси. Киевское восстание 1113г. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 – 1125).«Устав Владимира Мономаха». | Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Сообщения учащихся, презентации. Анализ документа. | § 8 | |
11 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | Формирование древнерусской народности. Основные слои населения Древней Руси. Земельные отношения. Церковная организация. Храмы и богослужение. Монастыри. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые. Место и роль Руси в Европе. | Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме., характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа с таблицей. Составление схемы «Церковная организация на Руси. Проект. | § 9 | |
12 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв. особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями, характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Работа с текстом, заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X – начала XVIв.» | §10 | |
13 | Повседневная жизнь населения. | 1 | Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр.
| Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника) описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения. | Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. | Анализ документа. Самостоятельный рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника» (на выбор). | §9,11, кр. | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.». | 1 | Контроль качества знаний по теме. | Научатся определять термины, изученные по теме «Русь в IX — первой половине XII в.» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Работа с тестовыми заданиями. Проект. | §11 | |
Глава III. Русь в середине XII- начале XIIIв. | 4 | § 12-14 | |||||||
15 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | Время политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси. | Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатацияПолучат возможность научиться: называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром .Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. | Индивидуальные творческие задания. Работа с текстом учебника. Работа с исторической картой, с таблицей : «Последствия раздробленности для Руси». Презентации. | §12 | |
16 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий(1125 – 1157 ). Андрей Боголюбский (1157 – 1174). Всеволод Большое Гнездо (1176 -1212 ). Культура Владимиро-Суздальской земли. | Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей. | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа: с картой, с иллюстрациями,с документом. Рассказ о достижениях Владимиро-Суздальской земли (устно и письменно). | § 13,кр. | |
17 | Новгородская республика. | 1 | Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Положение князя, торговые связи с Владимиро-Суздальским княжеством. Соседи Великого Новгорода. Развитие ремесла. Культура Новгородской земли. | Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политичекое устройство Владимиро-Суздальского княжества Новгородского республики. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач .Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Сообщения учащихся. Работа с документом, с картой. Творческие задания. | §14 | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.». | 1 | Контроль качества знаний по теме. | Научатся определять термины, изученные в теме « Русь в середине ХII — начале XIII в.» Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Работа с тестовыми заданиями. Проект. | §13,14,кр. | |
Часть 2. Глава IV. Русские земли в середине XIII – XIVв. | §15-22 | ||||||||
19 | Монгольская империя и изменение политической карты мира. | 1 | Образование державы Чингисхана (1206г). Начало завоевательных походов Чингисхана (1211г.). Битва на Калке (1223г.). Историческое наследие Монгольской империи. | Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи. Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | §15 | ||
20 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | Вторжение в Рязанскую землю (1237г.). Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Работа с исторической картой. Описание схемы. Работа с текстом учебника. Рассказ о борьбе русских городов с завоевателями. | §16 | |
21 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | Походы шведов. (1164г.)Походы крестоносцев. Князь Александр Ярославович. Невская битва (1240г.) Ледовое побоище (1242г на Чудском озере). Участие ополчения Владимиро-Суздальской Руси. | Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского. Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Работа с текстом учебника – продуктивное чтение. Анализ исторического документа. | §17, кр. | |
22 |
| Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. | 1 | Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религии в Орде. Экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества | Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии. | Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач. | Работа с исторической картой, с документом. Сообщения учащихся и презентации. | §18 |
23 | Литовское государство и Русь. | 1 | Образование нового государства в Восточной Европе. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белоруской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва (1410г.)-мужество и стойкость трёх смоленских полков.
| Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности общим способам решения задач. | Составление хронологической таблицы «Возникновение и укрепление Великого княжества Литовского». Работа с картой. |
§19, кр. | |
24 | Усиление Московского княжества. | 1 | Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты (1325 – 1340). Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы. | Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа с картой. Изучение документа. Индивидуальные творческие задания. | § 20 | |
25 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | Москва – центр объединения северо-восточных русских земель при Дмитрии Ивановиче (1359 – 1389). Русь готовится к борьбе за свободу. Поход Мамая на Русь. Битва на реке Воже (1378 г.).На поле Куликовом (1380 г.). Набег хана Тохтамыша (1382г.). Значение Куликовской битвы. . | Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту , характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им . | Работа с картой, с текстом параграфа, с документом. Рассказ о Куликовской битве | . § 21 | |
26 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV в. | 1 | Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество, литература. Зодчество. Живопись. Особенности развития русской культуры. | Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XIII — XIV в веков, называть выдающиеся памятники культуры XIII — XIV в, извлекать полезную информацию из литературных источников. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Работа с иллюстрациями. Изучение документа. Составление таблицы «Важнейшие памятники русской культуры XIII-начала XVIв.» Сообщения учащихся. |
§ 22 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII- XIV в.». | 1 | Контроль качества знаний по теме. | Научатся определять термины, изученные по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Тестовые задания. Проект. |
§21,22 | |
| Глава V.Формирование единого Русского государства. | 8 | §23-27 | ||||||
28 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии а Причерноморье. Централизация в Западной Европе и в русских землях. Упадок Византии и его последствия. | Научатся определять термины: централизация Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран. Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, одноклассников. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Фронтальный опрос. Анализ исторической карты. Индивидуальные творческие задания. |
§23 | |
29 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | Изменения в порядке владения землёй. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I(1389- 1425). Междоусобная война второй четверти XV в. Сословия: служилые люди князя, старомосковские бояре, бояре-вотчинники, дворяне-помещики. Война за московский стол между Василием II (1425-1462)- Тёмным, и его родственниками, ее причины, ход и итоги. Дмитрий Шемяка. | Научатся определять термины : поместье, помещик, служилые люди, Получат возможность научиться: выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Работа с картой. С текстом учебника, решение исторических задач. | §24 кр. | |
30 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Состав населения. Занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью. | Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. . | Анализ документа. Работа с картой. | §25 кр. | |
31 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | Присоединение Новгорода к Московскому княжеству (1471г.) при Иване III (1462 – 1505г.). Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на р.Угре(1480г.).Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. народа. Централизация государственной власти. «Судебник» (1497 .) Конец удельной эпохи. Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Взятие Казани(1487 г.). Войны с Литвой за Смоленск 1497 года. Новая система государственного управления. Новые государственные символы (двуглавый орел на гербе). «Государь Всея Руси». Взаимоотношения Российского государства со странами Запада (католической цивилизацией) и со странами Востока (исламской цивилизацией). Московия – Россия, монархия, царь Московский, Боярская дума, система местничества, кормление, черная слобода, белая слобода; уезды, станы, волости; дворяне, помещик, духовенство, шапка Мономаха. | Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Работа с текстом. Анализ документа. Понятийный диктант. | §26 | |
32 | Русская православная церковь в XV в – начале XVI в. | 1 | Православие в начале XV в. Флорентийская уния и Русь (1439 г.) и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона(1448 г.). Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в. | Научатся определять термины: автокефалия, догмат, ересь, митрополит. Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | Самостоятельная и проектная работа с. 96-101 | §26, стр.96 | |
33 | Человек в Российском государстве второй половины XVв . | 1 | Знатные люди Российского государства. Помещики. Ограничение свободы крестьян (Юрьев день). Городское население – посадские люди. Появление казачества. | Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин. Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа со схемой «Состав Русского государства в начале XVIв.». Рассказ на тему «Один день московского ремесленника/помещика начала XVI в.» (на выбор). | §26, стр.101 | |
34 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | Изменение восприятия мира. Особенности русской культуры XV- начала XVI в. Развитие общественной мысли и летописания. Идея Филофея «Москва – Третий Рим». Литература. Зодчество. Живопись. | Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв. | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Выражают устойчивые эстетические предпочтния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. Сообщения и презентации учащихся. | §27 | |
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». | 1 | Контроль качества знаний по теме. | Научатся определять термины, изученные по теме «Формирование единого Русского государства» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения. | Тестовые задания. Проект. |
§23-27 | |
36-38 37 | Повторительно-обобщающий урок по всему курсу. | 2 | Контроль качества знаний по всему изученному материалу по курсу. | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события изученного периода истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории. | Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Тестовые задания. Сообщения учащихся. Проект. | Даты. Стр. 119 | |
38 | Резерв. | 1 | Исторические события, даты, исторические деятели, понятия курса. | Проект. Тестовые задания. |
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016)
УМК для учителя:
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. В 2 ч.; под редакцией А. В. Торкунова. Учебник.- М: Просвещение, 2016.
- Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
- Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Арсентьев Н.М., Данилов А.А..
- Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
- Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
- Рабочая программа и тематическое планирование курса История России. 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н.,
Барыкина И.Е. –М.: Просвещение, 2016.
УМК для учащихся:
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. В 2 ч.; под редакцией А. В. Торкунова. Учебник.- М: Просвещение, 2016.
- Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
- Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Арсентьев Н.М., Данилов А.А..
- Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
- Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Интернет – ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Список литературы для учителя.
Белякова Г. С. Славянская мифология. — М., 1995.
Борисов Н. С. Иван III. — М., 2000.
Великие пастыри России. — М., 1999.
Великие русские люди. — М., 1995.
Греков И. Б., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998.
Данилевский Н. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М., 1999.
Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) — М., 2000.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
История Москвы с древнейших времен до наших дней. — М., 1997. — Т. 1.
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985.
Список литературы для учащихся.
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. — М., 2001.
Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины. – М.,2006.
Буганов В.И. Куликовская битва. – М., 1984.
Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
Иванов В.Д. Повести древних лет. – М., 2013.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1997.
Карпов А.Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. – М.,2005.
Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1997.