«Гром побед Российской империи».

Бирюкова Маргарита Сергеевна

Урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

а

Технологическая карта

ФИО педагога: Бирюкова Маргарита Сергеевна.  ГКОУ кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского Владимирской области в ЗАТО г.Радужный.

Предмет: история.

Класс: 10.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: «Гром побед Российской империи».

Тема

 «Гром побед Российской империи».

Цель

Формирование представления о целях и задачах внешней политики России во второй половине XVIII века.

Задачи

Личностные:

- самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий с позиций гражданина и            патриота России; понимать и уважать иные мнения.

Метапредметные:

- овладеть умением анализировать информацию, представленную в разных формах (текст учебника, документы, иллюстрации), анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

Предментые:

- проследить основные направления внешней политики России в правление Екатерины II (с использованием карты);

- показать значение выхода России к Чёрному морю и присоединения Крыма;

- способствовать пониманию учащихся того, что в результате внешней политики Екатерины II в состав Российской империи вошли почти все земли бывшего Древнерусского государства.

Планируемые результаты

Личностные: осмыслить социально-нравственный опыт России , способность к определению своей позиции по отношению к внешней политике Екатерины II.

Метапредметные:  уметь осуществлять поиск необходимой информации при работе с историческим документом, текстом учебника, таблицей  для выполнения учебных заданий, анализировать, обобщать факты и делать выводы; участвовать в дискуссии.

Предметные: уметь находить и показывать на карте территории, присоединенные к России во второй половине XVIII века; знать и давать характеристику деятельности исторических личностей данного этапа.

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая.

Ресурсы

Учебник  «История России.XVII- XIX века».Ч.2:  А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов ; раздаточный материал – тексты по внешней политике Екатерины II; видео-ролик «История государства Российского» Н.М. Карамзин, №498.

Технология

Технология развития критического мышления, дифференцированного  подхода, приёмы из технологии проблемного обучения.

:

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Сдача рапорта, сообщение о количестве отсутствующих.

Регулятивные. Коммуникативные.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Организует поиск и постановку проблемы; поиск путей решения поставленной проблемы. Записывает проблему на доске.

Ученики вместе с учителем знакомятся с источниками (приложение 1.), выявляют содержащееся в них противоречие и формулируют основной вопрос – учебную проблему урока: «Россия во второй половине XVIII века – великая европейская держава или нет?». Определяют цель и задачи урока, направленные на решение проблемы, записывая в свою тетрадь.

Личностные. Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные.

  1. Актуализация

знаний.

Организует  беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, опираясь на знания учащихся по вопросам: « Какие наиболее важные события произошли в первые годы правления Екатерины II? Какие перемены в управлении, отношениях между народами происходили в Новое время в Османской империи и Речи Посполитой? Какие внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией на западе, юге и востоке, были решены к середине века?».

- Каковы были цели, задачи и основные направления внешней политики России в годы правления Екатерины II?

Высказывают своё мнение, используют таблицу в тетради «Россия в XVI-XVIII веках». Знание хронологических событий данного исторического периода.

Личностные. Познавательные. Коммуникативные.

 4.Открытие нового

знания.

Организует: индивидуальную деятельность учащихся (сообщения о событиях Русско-турецких войн XVIII в.) ; работа  с учебным материалом, просмотр видео-ролика «Внешняя политика Екатерины II»( «История Государства Российского», Н.М. Карамзин).

Организует работу учащихся над выполнением познавательных практических заданий при работе с документами о присоединении Крыма к России – создаёт учебную ситуацию. Учащимся предлагаются разноуровневые вопросы.

Работа с исторической картой, с иллюстрациями учебного материала. Сообщения учащихся по темам: «Русско-турецкая война 1768-1774 годов», «Русско-турецкая война 1787-1791 годов». Начинают  заполнение таблицы «Внешняя политика Екатерины II» (войны, хронологические рамки, крупнейшие сражения, мирные договора, территории, отошедшие к России). Делают выводы по результатам внешней политики.

Учащиеся индивидуально работают с раздаточным материалом ( приложение 2.), отвечают на вопросы по текстам документов ( вопросы разноуровневые). Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Личностные.

Познавательные.

Коммуникативные.

Регулятивные.

5.Рефлексия.

Организует проведение рефлексии: Какие перед нами стояли задачи на уроке? Какую проблему мы с вами должны были разрешить? Решили ли мы эти вопросы? Как вы можете оценить собственную работу?  

Дают характеристику уроку ,называя основные позиции нового материала и как они их усвоили(что получилось, что не получилось и почему).Высказывают своё мнение. Осуществляют самооценку.

Личностные.

Регулятивные.

 Коммуникативные.

 Познавательные.

6.Домашнее задание.

Организует запись домашнего задания  на доске: §23, предлагает учащимся домашнее задание с учётом дифференциации: представить презентации по темам: «Адмирал Ф.Ф. Ушаков», «Полководец А.В. Суворов», сообщение «Наука побеждать» А.В. Суворова».

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные.

    Приложение 1.:

 Фрагменты исторических документов:

 Руководитель внешнеполитического ведомства в годы правления Екатерины II князь А.А. Безбородко, обращаясь к молодым коллегам, говорил:

«Не знаю, как будет при вас, но при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».

Король Франции Людовик XV о России:

«Всё, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и вернуть её во мрак, выгодно моим интересам!».

Вопросы к документам:

Фраза Безбородко – это фраза чиновника великой державы или нет? Признаёт ли французский король Россию великой державой? Являлась ли Россия во второй половине XVIII века великой державой? Аргументируйте,  опираясь на изученный материал.  Можно ли считать, что французский король боится и не желает усиления России? Каково ваше мнение?

     Приложение 2.: 

Ученики получили задание «Изучить предложенные тексты разных исторических источников», работая индивидуально и в малых группах  с дифференцированными заданиями по уровню сложности : по поиску и выявлению проблемы, умение анализировать и делать выводы, предлагать свою точку зрения по выделенной проблеме, проводить связь с современностью. 

Так как учащиеся работают индивидуально и в малых группах, им предлагаются   дифференцированные задания  по уровню сложности вопросов: 1-ая группа  содержит вопросы только репродуктивного уровня; 2-ая группа  вопросов  предполагает продуктивный уровень; 3-я группа вопросов – творческого уровня.

Из записки князя Г.А. Потемкина императрице Екатерине II о необходимости присоединения Крыма

«Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить вас не может, а только покой доставит. Удар сильный – да кому! Туркам: это вас еще больше обязывает. Поверьте, что вы сим приобретением бессмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России еще не имел. Сия слава проложит дорогу еще и другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море; от вас зависеть будет запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду… Сколько славно приобретение, сколько вам будет стыда и укоризны от потомства… /Хрестоматия по истории СССР/ сост. С.С.Дмитриев, М.В.Нечкина. Т.2/

Мнения историков

« Не нужно много распространяться о всемирно-историческом значении, какой имеет закрепление северных берегов Черного моря за Россиею, т.е. за Европою. Степи, которые так долго служили привольем для кочевых орд, через которые проходили почти все народы, опустошавшие европейско-христианский мир, все эти бичи Божии, степи эти вошли теперь в границы европейско-христианского государства, подчинились цивилизации, стали житницею Европы, убежищем для ее колонистов…» (Соловьев С.М. Учебная книга русской истории)

 «Внешняя политика Екатерины дорисовывает симпатичный образ «великой монархини», высоко державшей знамя государственных интересов России. Русский человек…удовлетворялся только успехом, и успех оправдывал императрицу вполне. (Бильбасов В.А. Памяти императрицы Екатерины II).

Учащимся предлагается   вспомнить,  пыталась  ли Россия когда-либо предпринять попытки расширить свои территории на данном направлении? Если да, то чем они закончились?

Вопросы по содержанию: «Была ли необходимость присоединения Крыма? Аргументируйте»;

«Кто присоединял Крым к России? Когда?»; «Согласны ли вы с Г.А. Потемкиным, что «приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить …не может, а только покой доставит? Каково ваше мнение?»; «Какую перспективу видит  Г.А.Потемкин  для будущего России? Аргументируйте»  ; «Можно ли говорить о том, что цель  присоединения Крыма  была определена еще ПетромI? Аргументируйте»; «Что общего и в чем различия в отношениях Крыма и России в XVIII- XXI вв.? Каково ваше мнение?».