Экологический проект «Насекомые-наши друзья» для детей средней группы
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 «Росинка»
города Белореченска муниципального образования Белореченский район
Экологический проект
«Насекомые-наши друзья»
для детей средней группы
Подготовила и провела:
воспитатель Мринская Доната Ивановна
г. Белореченск, 2018г
Паспорт экологического проекта:
«Насекомые-наши друзья»
Вид проекта: познавательный;
Тип проекта: групповой;
Сроки реализации: 4 месяца (май 2018г - август 2018г)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Одна из задач, которая стоит перед взрослым – это заложить первые ориентиры о мире насекомых, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных взаимосвязей в природе.
Каждый знает, что любое живое существо – это часть экосистемы и пищевой цепочки, но порой забывает об этом. Важно не только помнить, но и уметь грамотно донести это дошкольнику. Ведь ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе насекомых, правилах поведения в природе, бережном отношении к ней.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания
Проблема:
В ходе наблюдений и бесед с детьми выяснилось, что знания дошкольников о насекомых не достаточны. Многие дети с отвращением относятся к насекомым, боятся и губят их, мало знают о пользе и значимости насекомых в природной среде.
Необходимо помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность и ценность на земле.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково-познавательную деятельность.
Цель проекта:
Формирование заинтересованного, бережного отношения к насекомым, как объектам живой природы.
Задачи проекта:
1. Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела): внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов.
2. Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему?
3. Совершенствовать технические навыки и умения в продуктивных видах деятельности.
4. Развивать познавательный интерес, психические процессы: речь, мышление, воображение, внимание, память; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; коммуникативные навыки.
5. Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым.
Формы реализации проекта:
-чтение и заучивание художественной литературы по теме;
-рассматривание и обсуждение по теме;
-продуктивные виды деятельности;
-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;
-беседы и ООД с детьми;
-игровые и проблемные ситуации;
-культурно-досуговая деятельность;
-целевые прогулки и наблюдения;
-оздоровительные мероприятия по теме;
-работа со схемами и планами;
-речевое творчество;
-совместные виды деятельности детей и родителей;
-самостоятельная деятельность детей;
-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;
-консультация для воспитателей.
Ресурсное обеспечение проекта:
-предметно-пространственная развивающая среда;
-методическая литература;
-художественная литература;
-средства ИКТ.
Реализация проекта:
Этапы сроки | Мероприятия виды деятельности |
I Подготовительный (02.05.18-19.05.18) | -изучение литературы и передового опыта по теме; -уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач -информация для родителей через памятки -подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий -разучить комплексы гимнастики «Лесная полянка», «Жук» -создание картотек по теме: «Дидактические и экологические игры», «Загадки, стихи, потешки», «Народные, хороводные и подвижные игры», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры», «Артикуляционная и дыхательная гимнастика». |
II Практический (22.05.17-31.07.17) | 1.Беседы с детьми: обсуждение проблемных вопросов, - «Что дети знают о насекомых». -«Неведомый мир насекомых». - «Как насекомые спасаются от врагов». - «Какие разные божьи коровки». - «Мы защитники природы». «Таинственный мир насекомых» «Вредные насекомые» «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Труженники - муравьи» «Правила безопасности при встрече с насекомыми» «Почему зимой нет насекомых?» 2.Наблюдения на прогулке за разными видами насекомых в сравнении. -Наблюдение и поиск муравейника на участке детского сада. - «Бабочки на клумбе». 3.Продуктивные виды деятельности: -Аппликация «Бабочки и цветы», «Стрекоза» -Лепка «Гусеница», «Паучок», «Муравьиное семейство». -Рисование «Бабочки на цветочках»,«Цветок и пчелка», «Необыкновенные красавицы» (кляксография). -Раскрашивание раскрасок «Насекомые». -Коллективная работа – коллаж «Букашечки – таракашечки». - Выставка совместных работ детей и родителей «Милые букашечки». 4.Чтение рассказов и сказок: -Чтение сказки Павлова «Находка», - К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище». - В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». В. Драгунский «Он живой и светится». -Г. Скребицкий «Счастливый жучок». - В. Татарников «Зажжужала тут оса». - Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». -Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». -В. Зотов из книги «Лесная мозаика». -К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке», - Заучивание стихотворения «Трудолюбивая пчела» -Разучивание песен, хороводов, музыкальных игр: «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца., Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» 5.Рассказывание сказок народов мира и авторских экологических сказок: «Про мудрых насекомых», «Как вороне не удалось кузнечика склевать», «Бабочка-принцесса», «Муравей, который любил ходить к своей бабушке», «Жук-щелкун», «Кто, где живет?», «Я-Стрекоза и ваш друг!», «Сказка про сильного муравьишку». -Загадывание загадок, чтение стихотворений. -Разучивание потешек, физминуток, пальчиковых игр, артикуляционных и дыхательных гимнастик. - Дыхателная гимнастика «На лесной полянке». 6. Выполнение комплексов утренней гимнастики, гимнастики после сна -«Пчела», «Бабочки», «Насекомые». 9. Игровая деятельность: -Подвижные, народные и хороводные игры: «Медведь и пчелы», «Бабочки и жуки», «Поймай комара», «Кузнечики», «Жучок-паучок», «Паутинка», «Бабочки и ласточки», «Дружные муравьи», «Вот выходим мы на луг…», «День и ночь» -Дидактические и упражнения игры: «Догадайся»,«На полянке», «Подбери слово», «Разрезные картинки», «Насекомые великаны»,«Угадай, кто улетел?» «Небылицы», «Кому сколько?», «Художники», «Веселая гусеница», «Разговор с жуком». Экологические игры: «Найди ошибку», «Кто, где живет?», «Польза или вред?», «Так бывает или нет?»,«Для чего это нужно» «Кто летит (бежит, прыгает)?» «Чего не хватает?» 10. Показ презентаций: «Шестиногие малыши», «Какую пользу и вред приносят насекомые?» «Приключения Муравьишки» «Рассказ про бабочку» «Жизненный цикл насекомых» -Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, альбомов: «Удивительный мир насекомых», «Правила поведения в природе». 10. Развлечения: Спортивно-познавательный игровой комплекс «Домик для муравьев» Инсценировки стихотворений: «Пчела», «Скучать некогда» З. Александрова Экологическая сценка «Бабочки-подружки на лесной опушке…» Использование разных видов театрализации: - Сказки и рассказы на фланелеграфе - Настольный театр «На свете все нужны…» Игра – драматизация по произведению В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Работа с родителями: -Консультация «Что мы знаем о насекомых?» - «Расскажите детям о насекомых». -Буклет «Неизведанный мир насекомых» - «Изучаем мир насекомых-ставим опыты» -Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и подбору материала на тему насекомые. - Совместная деятельность с детьми изготовление насекомых из подручного материала. Задания для родителей: - Участие в изготовлении масок-шапочек для подвижных и театрализованных игр. -Участие родителей в изготовлении костюмов и атрибутов для постановки сказки «День рождения Мухи Цокотухи». - Совместная творческая деятельность по изготовлению книжки - малышки о насекомых. -Помощь в оформлении семейной творческой выставки «Наши друзья - насекомые». |
III Заключительный (01.08.17-20.08.17) | -Итоговое развлечение «День рождения Мухи Цокотухи». -Творческая выставка «Милые букашечки». -Книжки-малышки о насекомых -Альбом «Эти удивительные насекомые» -Коллективный коллаж «На цветочной полянке» -Посещение совместно с родителями выставку -«Букашки». -Посещение спектакля «Муха- Цокотуха». - Экскурсия на лесную полянку в поисках удивительных насекомых. |
IVПрезентационный (21.08.17-31.08.17) | -создание портфолио -создание презентации |
Ожидаемые результаты:
Дети:
- различают и называют некоторых насекомых, их характерные признаки; знают, как передвигаются, какие звуки издают, где живут; какую пользу приносят людям;
- знают о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
- у детей развит интерес к насекомым, эмоциональная отзывчивость;
- сформировано бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Родители:
- осознание родителями важности экологического воспитания дошкольников;
- повышение заинтересованности родителей в проблеме ознакомления детей с насекомыми;
- активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания;
- активное участие в совместной деятельности детей и родителей.
Педагоги:
-наладят тесный контакт с воспитанниками и родителями;
-вызовут интерес к участию в проектной деятельности.
Продукты проекта:
- Книжки-малышки о насекомых.
- Альбом «Эти удивительные насекомые».
- Выставка совместных работ детей и родителей «Милые букашечки».
- Коллективная работа – коллаж «Букашечки – таракашечки».
- Картотеки разных видов игр и упражнений по теме «Насекомые».
- Костюмы и маски-шапочки для подвижных и театрализованных игр.
Анализ работы над проектом:
- представления детей о насекомых – расширились;
- дети готовы охранять и защищать насекомых;
- у детей сформировались положительно-эмоциональное и осознанное отношения к насекомым и их среде обитания.
Мы отметили:
1.Развитие у детей интереса к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2.Развитие творческого логического мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников.
3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия, речи и мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
4.Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.