Экологический проект «Насекомые-наши друзья» для детей средней группы

Мринская Доната Ивановна

       Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrinskaya_nasekomye.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 «Росинка»

города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Экологический проект

«Насекомые-наши друзья»

для детей средней группы

                                      Подготовила и провела:

                                      воспитатель Мринская Доната Ивановна

г. Белореченск, 2018г

Паспорт экологического проекта:

«Насекомые-наши друзья»

Вид проекта: познавательный;

Тип проекта: групповой;

Сроки реализации: 4 месяца (май 2018г - август 2018г)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

       Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

          Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

        Одна из задач, которая стоит перед взрослым – это заложить первые ориентиры о мире насекомых, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных взаимосвязей в природе.

             Каждый знает, что любое живое существо – это часть экосистемы и пищевой цепочки, но порой забывает об этом. Важно не только помнить, но и уметь грамотно донести это дошкольнику. Ведь ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе насекомых, правилах поведения в природе, бережном отношении к ней.

           Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания

Проблема: 

         В ходе наблюдений и бесед с детьми выяснилось, что знания дошкольников о насекомых не достаточны. Многие дети с отвращением относятся к насекомым, боятся и губят их,  мало знают о  пользе и значимости насекомых в природной среде.

        Необходимо помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность и ценность на земле.

        Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково-познавательную деятельность.

Цель проекта: 

Формирование заинтересованного, бережного отношения к насекомым, как объектам живой природы.

Задачи проекта:

1. Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела): внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов.

2. Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему?

3. Совершенствовать технические навыки и умения в продуктивных видах деятельности.

4. Развивать познавательный интерес, психические процессы: речь, мышление, воображение, внимание, память; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; коммуникативные навыки.

5. Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым.

Формы реализации проекта:

-чтение и заучивание художественной литературы по теме;

-рассматривание и обсуждение по теме;

-продуктивные виды деятельности;

-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;

-беседы и ООД с детьми;

-игровые и проблемные ситуации;

-культурно-досуговая деятельность;

-целевые прогулки и наблюдения;

-оздоровительные мероприятия по теме;

-работа со схемами и планами;

-речевое творчество;

-совместные виды деятельности детей и родителей;

-самостоятельная деятельность детей;

-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;

-консультация для воспитателей.

Ресурсное обеспечение проекта:

-предметно-пространственная развивающая среда;

-методическая литература;

-художественная литература;

-средства ИКТ.

Реализация проекта:

Этапы

сроки

Мероприятия

виды деятельности

I Подготовительный

(02.05.18-19.05.18)

-изучение литературы и передового опыта по теме;

-уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

-информация для родителей через памятки

-подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий

-разучить комплексы гимнастики «Лесная полянка», «Жук»

-создание картотек по теме: «Дидактические и экологические игры», «Загадки, стихи, потешки», «Народные, хороводные и подвижные игры», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры», «Артикуляционная и дыхательная гимнастика».

II Практический

(22.05.17-31.07.17)

1.Беседы с детьми: обсуждение проблемных вопросов,

- «Что дети знают о насекомых».

-«Неведомый мир насекомых».

- «Как насекомые спасаются от врагов».

- «Какие разные божьи коровки».

- «Мы защитники природы».

«Таинственный мир насекомых»

«Вредные насекомые»

«Какую пользу приносят людям пчелы?»,

«Труженники - муравьи»

«Правила безопасности при встрече с насекомыми»

«Почему зимой нет насекомых?»

2.Наблюдения на прогулке за разными видами насекомых в сравнении.

-Наблюдение и поиск муравейника на участке детского сада.

- «Бабочки на клумбе».

3.Продуктивные виды деятельности:

-Аппликация «Бабочки и цветы», «Стрекоза»

-Лепка «Гусеница», «Паучок», «Муравьиное семейство».

-Рисование  «Бабочки на цветочках»,«Цветок и пчелка», «Необыкновенные красавицы» (кляксография).

-Раскрашивание раскрасок «Насекомые».

-Коллективная работа – коллаж «Букашечки – таракашечки».

- Выставка совместных работ детей и родителей «Милые букашечки».

4.Чтение рассказов и сказок:

-Чтение сказки Павлова «Находка»,

- К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».

- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

В. Драгунский «Он живой и светится».

-Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

- В. Татарников «Зажжужала тут оса».

- Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».  

-Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

-В. Зотов из книги «Лесная мозаика».

-К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке»,

- Заучивание стихотворения «Трудолюбивая пчела»

-Разучивание песен, хороводов, музыкальных игр: «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца., Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»

5.Рассказывание сказок народов мира и авторских экологических сказок: «Про мудрых насекомых», «Как вороне не удалось кузнечика склевать», «Бабочка-принцесса», «Муравей, который любил ходить к своей бабушке», «Жук-щелкун», «Кто, где живет?», «Я-Стрекоза и ваш друг!», «Сказка про сильного муравьишку».

-Загадывание загадок, чтение стихотворений.

-Разучивание потешек, физминуток, пальчиковых игр, артикуляционных и дыхательных гимнастик.

- Дыхателная гимнастика «На лесной полянке».

6. Выполнение комплексов утренней гимнастики, гимнастики после сна

-«Пчела», «Бабочки», «Насекомые».

9. Игровая деятельность:

-Подвижные,  народные и хороводные игры:

«Медведь и пчелы», «Бабочки и жуки», «Поймай комара», «Кузнечики», «Жучок-паучок», «Паутинка», «Бабочки и ласточки», «Дружные муравьи», «Вот выходим мы на луг…», «День и ночь»

-Дидактические и упражнения игры:

«Догадайся»,«На полянке», «Подбери слово», «Разрезные картинки», «Насекомые великаны»,«Угадай, кто улетел?» «Небылицы», «Кому сколько?», «Художники», «Веселая гусеница», «Разговор с жуком».

Экологические игры:  «Найди ошибку», «Кто, где живет?», «Польза или вред?», «Так бывает или нет?»,«Для чего это нужно» «Кто летит (бежит, прыгает)?» «Чего не хватает?»

10. Показ презентаций:

 «Шестиногие малыши»,

«Какую пользу и вред приносят насекомые?»

«Приключения Муравьишки»

«Рассказ про бабочку»

«Жизненный цикл насекомых»

-Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, альбомов:

«Удивительный мир насекомых»,

 «Правила поведения в природе».

10. Развлечения:

 Спортивно-познавательный игровой комплекс «Домик для муравьев»

 Инсценировки стихотворений: «Пчела», «Скучать некогда» З. Александрова

Экологическая сценка «Бабочки-подружки на лесной опушке…»

Использование разных видов театрализации:

-  Сказки и рассказы на фланелеграфе

-   Настольный театр «На свете все нужны…»

Игра – драматизация по произведению В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

 Работа с родителями:

-Консультация «Что мы знаем о насекомых?»

- «Расскажите детям о насекомых».

-Буклет «Неизведанный мир насекомых» 

- «Изучаем мир насекомых-ставим опыты»

-Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и подбору материала на тему насекомые.

- Совместная деятельность с детьми изготовление  насекомых из подручного материала.

Задания для родителей:

- Участие в изготовлении масок-шапочек для подвижных и театрализованных игр.

-Участие родителей в изготовлении костюмов и атрибутов для постановки сказки «День рождения Мухи Цокотухи».

- Совместная творческая деятельность  по изготовлению  книжки - малышки о насекомых.

-Помощь в оформлении семейной творческой выставки «Наши друзья - насекомые».

III Заключительный

(01.08.17-20.08.17)

-Итоговое развлечение «День рождения Мухи Цокотухи».

-Творческая выставка «Милые букашечки».

-Книжки-малышки о насекомых

-Альбом «Эти удивительные насекомые»

-Коллективный коллаж «На цветочной полянке»

-Посещение совместно с родителями выставку

-«Букашки».

-Посещение спектакля «Муха- Цокотуха».

- Экскурсия на лесную полянку в поисках удивительных насекомых.

IVПрезентационный

(21.08.17-31.08.17)

-создание портфолио

-создание презентации

Ожидаемые результаты:

Дети:

-  различают и называют некоторых насекомых, их характерные признаки; знают, как передвигаются, какие звуки издают, где живут; какую пользу приносят людям;

- знают о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;

- у детей развит интерес к насекомым, эмоциональная отзывчивость;

- сформировано бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

Родители:

- осознание родителями важности экологического воспитания дошкольников;

- повышение заинтересованности родителей в проблеме ознакомления детей с насекомыми;

- активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания;

- активное участие в совместной деятельности детей и родителей.

Педагоги:

-наладят тесный контакт с воспитанниками и родителями;

-вызовут интерес к участию в проектной деятельности.

Продукты проекта:

  1. Книжки-малышки о насекомых.
  2. Альбом «Эти удивительные насекомые».
  3. Выставка совместных работ детей и родителей «Милые букашечки».
  4. Коллективная работа – коллаж «Букашечки – таракашечки».
  5. Картотеки разных видов игр и упражнений по теме «Насекомые».
  6. Костюмы и маски-шапочки для подвижных и театрализованных игр.

Анализ работы над проектом:

-  представления детей о насекомых – расширились;

- дети готовы охранять и защищать насекомых;

- у детей сформировались положительно-эмоциональное и осознанное отношения к насекомым и их среде обитания.

Мы отметили:

1.Развитие у детей интереса к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

2.Развитие творческого логического мышления дошкольников, умение приобретать знания из различных источников.

3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия, речи и мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

4.Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.