7. Моя методическая копилка
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Становление Православной Церкви на островах | 25.86 КБ |
Эрудицион "По следам мифических животных" | 39.52 КБ |
Театрально-музыкальное представление "Боги и божества Древней Руси" | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Становление Православной Церкви на островах»
Согласно современному административно – территориальному делению, остров Сахалин и Курильская гряда составляют единую область. В этих же пределах обозначена Южно-Сахалинская и Курильская епархия Русской Православной Церкви. Проникновение христианства на эти земли связано с экономической колонизацией и освоением русскими людьми Дальнего Востока. Пастырская опека Сибири вплоть до Тихого океана в те времена принадлежала Тобольским митрополитам, а с 1727 по 1840 гг. епископам Иркутским; наиболее известным из них был святитель Софроний, ставленники которого и стали первыми миссионерами.
На присоединённых к России землях первыми распространителями христианства были сами первопроходцы и промышленные люди, которые несли в эти края свой хозяйственно-бытовой уклад жизни, основанный на традициях и обычаях православной церкви. Одним из таких проводников православия был первооткрыватель и исследователь Курильских островов Иван Петрович Козыревский. В академическом календаре на 1732 год историк Г.Д. Миллер пишет: «Прежде всего у тамошних жителей никакие веры не было. Но за двадцать лет по велению Его императорского Величества построены там и российские церкви и школы, которые надежду подают и сей народ от времени до времени из их заблуждений выведен будет».
В конце ХVII века происходят первые случаи Крещения аборигенов, проживающих на Курильских и Алеутских островах и на Аляске. В 1705 г. На Камчатку был отправлен официальный миссионер архимандрит Мартиан. Приходские священники, служившие на Камчатке, посещали и Курильские острова. Айны, жившие на Северных Курилах, наиболее тесно соприкасались с русскими промышленниками и казаками с Камчатки. Приняв православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык, нередко становятся смешанные браки. Не исключены были случаи рукоположения в священнический сан представителей местных народов. Глава миссии Камчатский архимандрит в 1749г. устраивает на одном из островов школу «… для обучения Курильских отроков». Тогда же на острове Шумшу была построена небольшая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца как покровителя мореходов, путешественников и купцов. В часовне разместили школу. В ней училось не менее 15 мальчиков – айнов. Со временем в наставники стали поступать выучившиеся курильцы. Первым из них был крещёный айн по фамилии Причин. По словам историка А.С. Полонского, церковь Св. Николая составляла «замечательность острова Шумшу». С 1830 г. православное население Курил было отнесено к ближайшему русскому приходу на американском континенте в Ахте. В 1747 году «новокрещённые» курильцы с острова Шумшу и Парамушир - их насчитывалось свыше двухсот - через своего тоена Сторожева обратились в православную миссию на Камчатке с прошением прислать священника «для утверждения их в новой вере».
Айны, проживавшие на южной части Курильских островов, которых русские называли «мохнатые курильцы» в это время находились в зависимости от японцев. В одном из распоряжений говорилось «…камчатской проповеднической свите от просвещения мохнатых курильцев, обитавших на 19 островах, не зависящих от России, но более союзных с Японией, удержаться, чтоб не поссорить державы».
Знакомство местных жителей с Православием было связано с экспедициями. В одних случаях экспедиции эти санкционировались правительством и состояли в основном из военных, в других – финансировались купцами и промышленниками, преследовавшими коммерческие цели. Присутствие русского православного населения на Сахалине связано с особенностями политических взаимоотношений России и Японии.
В 30-х годах ХVIII века зафиксировано распространение христианства среди местных жителей Камчатки и соседних с ней северных островов Большой Курильской гряды, чему в немалой степени способствовала продуманная политика, проводимая государственной администрацией. Правительство запрещало насильственной Крещение язычников, но создавало благоприятные экономические условия для неофитов: новокрещённых на 10 лет освобождали от уплаты налогов.
1 января 1840 г. была учреждена новая епархия, названная Камчатской, Курильской и Алеутской. Первым её епископом стал святитель Иннокентий (Вениаминов , в миру Иоанн Евсеевич Попов). Церковный историк писал о святителе Иннокентии следующее: «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и Российский Дальний Восток севернее Амура и восточнее Уссури до Японского моря – вот арена трудов без сомнения величайшего миссионера, которого когда – либо произвела Русская Православная Церковь». Духовный пастырь вверенного его попечению христианского населения, святитель Иннокентий одновременно обладал государственным складом ума и видел перспективы развития этого обширного края. Будучи в 1840 – 1860 годах архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, он являлся не просто современником Н.Н. Муравьёва –Амурского и Г.И. Невельского , но и энергичным сторонником проводимых ими мероприятий. Уже в то время он пользовался огромным авторитетом, который заслужил своими трудами, отдав к тому времени свыше 30 лет распространению Православия на Дальнем Востоке и в Русской Америке. В 1858 и в 1861 – 1863 годах Преосвященный Иннокентий совершил большое путешествие с посещением, в т. ч. и Сахалина. В исторической науке имеются свидетельства посещения епископом в 1861 г. воинского гарнизона в Дуэ, Курильских островов.
Строительство первой часовни начали матросы под командой поручика корпуса флотских штурманов П.И. Маргасова в посту Кусунай. 17 июня 1861 года к посту подошёл пароход «Америка» с грузом продовольствия. На судне находился священник никому не известный молодой иеромонах Николай (в миру Иван Касаткин) - будущий святитель Николай Японский, один из самых удивительных подвижников православия в ряду русских святых Х1Х-начала ХХ веков. Его пригласили съехать на берег «для освещения поста и отслужения панихид». В начале 1868 года начальник Сахалинского отряда Ф.М. Депрерадович получил сообщение из Николаевска - на -Амуре, что «для исполнения духовных треб в Дуэ, Кусунае и Аниве» направляется священник Софийской церкви Симеон Казанский. Очень скоро, благодаря своим не устанным трудам, отец Симеон стал едва ли не самым известным и уважаемым человеком среди сахалинцев. Стараниями отца Симеона началось строительство православных храмов. В мае 1870 года солдаты 4-го Восточно – Сибирского линейного батальона и военные моряки шхуны «Восток», клипера «Всадник» заложили Церковь св. Николая в посту Корсаковский. Большинство церквей было возведено в 80 – 90 –е годы Х1Х века - в период быстрого заселения острова, строительства поселений и каторжных тюрем. В тех селениях, где ещё не было церквей, богослужения проводились в избе кого-нибудь из поселенцев, а в тюрьмах для этого выделялись небольшие приспособленные помещения.
18 июля 1882 года в Мало – Тымово на средства тюремного ведомства
заложили маленькую деревянную церковь. Для нового храма собрали, что могли в постах Дуэ и Александровском: утварь, ризы, книги, образа.
Строились церкви в те годы на казённые средства, за счёт тюремного ведомства. Основным строительным материалом служило дерево. Наиболее тяжёлые работы выполнялись арестантами в качестве урочных заданий. По доброй русской традиции в возведении храмов принимали посильное участие все жители, без различия и чинов.
По данным , которые опубликованы в «Сахалинском календаре» за 1899 год, на острове было 10 православных церквей и шесть часовен, но в списке оказалось только четыре часовни:
Ц Е Р К В И
Пост Александровский - Александровская тюремная однопрестольная церковь в память Покрова Пресвятой Богородицы.
Пост Дуэ - Дуйская тюремная однопрестольная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.
Селение Корсаковка – Корсаковская, приписная к Александровской Покровской, приютская церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи Крестителя Господня.
Селение Ново – Михайловка - Ново-Михайловская тюремная однопрестольная церковь в честь Архистратига Божия Михаила.
Селение Дербинское - Дербинская тюремная однопрестольная церковь в честь святого Пророка Божия Илии.
Селение Рыковское - Рыковская тюремная однопрестольная церковь в честь празднования Казанской иконы Божьей матери.
Селение Мало – Тымовское - Мало –Тымовская приписная однопрестольная церковь во имя Преподобного Антония.
Селение Онор - Онорская приписная однопрестольная церковь в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Пост Корсаковский - Анивская тюремная однопрестольная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.
Селение Березняки - Березняковская тюремная однопрестольная церковь в честь Святого равноапостольского князя Владимира.(1,с.40)
Ч А С О В Н И
Пост Александровский - Часовня без алтаря, в память избавления императора Николая II от угрожавшей ему опасности, во время путешествия по Японии в бытность наследником в 1891 году.
Пост Дуэ - Часовня во имя Святого Апостола и Евангелиста Марка, в память состоявшегося 25 апреля 1875 года трактата между Россией и Японией.
Селение Галкино-Враское - Часовня с алтарём в честь Святого равноапостольского князя Михаила (ныне Долинск ) Черниговского.
Селение Кресты - Часовня с алтарём в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста (ныне с. Старорусское Анивского района) Господня.(1,с.41)
В списке не указаны ещё две часовни. Одна была в селении Владимировка Корсаковского округа (ныне г. Южно – Сахалинск), а другая – в районе мыса Крильон. Строительство православных храмов продолжалось до русско – японской войны 1905 года.
Эта война завершилась для России утратой Южного Сахалина. В южной части острова, отошедшей к Японии, насчитывалось несколько десятков семей российских подданных. Хозяйство Сахалина пришло в состояние разрухи, многие селения оказались заброшены. Сократилось и число православных приходов, а деятельность Русской православной церкви на несколько лет вообще прекратилась. Заботу об оставшемся православном населении Южного Сахалина взяла на себя русская духовная миссия в Японии.
Октябрьская революция 1917 года резко изменила положение Православной Церкви в России. 20 января (2февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства. Тем самым Русская православная церковь лишалась ряда чисто государственных функций в сфере образования, регистрации актов гражданского состояния и т.п.
Руководствуясь директивами и указаниями ЦК ВКП(б) (в конце 20-х начале 30-х годов) местные власти рассматривали Церковь как «гнездо контрреволюции».
К 1930 году, менее чем через пять лет после установления Советской власти на Северном Сахалине, здесь не осталось ни одного действующего православного храма.
«По документам 50 – 80-х годов, - отмечает в своей работе «Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах» А. И. Костанов, - Сахалин и Курильские острова относились к тем регионам страны, где в результате усилий партийно – советского аппарата поддерживалась относительно «благоприятная религиозная обстановка». Это означало, что на территории области в этот период не было ни одной официально зарегистрированной организации.
Но Православие не ушло из жизни людей: сохранились традиции и обряды, нравственные принципы христианской веры.
В 1995 году в Южно-Сахалинске был открыт кафедральный собор Воскресения Христова. Он стал украшением областного центра. Храм выполнен в среднерусском стиле. На территории храма возвели звонницу, которую украсил колокол весом в тонну, изготовленный по специальному заказу епархии на колокололитейном заводе в Воронеже. На колоколе изображение святого Иннокентия.
В октябре 1997 года в нижнем помещении собора начались работы по устройству храма Воскресения Словущего.
В это же время возводятся храмы в Александровске, Невельске и Южно-Курильске. В Корсакове был открыт первый на острове мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. В настоящее время в области действует 45 православных приходов.(4,с.38)
История открытия православных храмов в городе Холмске
Минули десятилетия, произошли большие перемены в общественной жизни страны, началось движение к духовно – нравственному возрождению народа. Началось восстановление порушенных храмов и возрождение монастырей. Активное восстановление церковной жизни на Сахалине и Курильских островах пришлось на конец 80 – начало 90-х годов ХХ века.
В 1989 году в областном центре был создан первый православный приход в память о святой блаженной Ксении Петербургской. В 1991 году открылись два прихода в Холмске и Охе.
В марте 1987 года на Сахалин для решения вопросов по организации православной общины из г. Хабаровска прибыл владыка Гавриил, тогда в Холмске была организована домашняя церковь. Вначале по решению исполкома она расположилась в одном из домов по улице Советской. А в 1988 году община взяла в аренду одну комнату в здании библиотеки Холмского бумажного комбината по улице Школьной. В архиве Холмского прихода Святителя Николая Чудотворца хранятся копии документов: выписка из постановления заседания Совета по делам религии при Совете Министерства СССР от 24 июня 1989 года о регистрации религиозного общества Русской православной церкви в г. Холмске и строительстве молитвенного дома и копия решения Холмского горисполкома «О временной передачи здания библиотеки ЦБЗ под церковь» № 225 от 29 июня 1990 года.
Православная жизнь общины, несмотря на отсутствие постоянного священника, в городе развивалась.
13 июля 1989 г. состоялось общее собрание прихожан. Был избран председатель приходского совета – А. Кильдяшова, решён вопрос о печати и об открытии собственного счета На первые пожертвования в г. Хабаровске были куплены иконы и православная литература. 19 декабря 1989 г. приход Святого Николая отметил свой первый престольный праздник Святителя и Чудотворца Николая. Первым постоянным священником в г. Холмске стал отец Василий, с 1993 года - иеромонах Софроний. В ноябре 1998 г. в Холмск прибыл на службу из г. Горнозаводска иерей Виктор (ныне протоиерей), который и до сегодняшнего дня является настоятелем церквей в Холмске.
По просьбе владыки Аркадия местной администрацией приходу было отдано здание бывшего кинотеатра «Октябрь». 8 января 1996 года состоялось торжественное событие – официальное открытие нового храма Святого Николая. В честь святителя Николая, архиепископа Японского храм был переименован в 1995 году.
К идее строительства православного храма, соответствующего канонам православной церкви ,вернулись в 2003 году. За основу взяли проект храма, расположенного по ул. Больничной в г.Южно-Сахалинске. По форме он напоминает корабль, его высота 23 метра, виден из разных частей города. В апреле 2009 года на храм Преображения Господня установили купола. Они были изготовлены по спецзаказу в г.Волгодонске. 19августа 2010 года состоялась первая церковная служба в новом храме, возведённом на Пионерском бульваре.
На территории муниципального образования « Холмский городской округ» также были образованы приходы: в посёлке Правда – приход Трёх Святителей (1996г.), в селе Чапланово – приход Спаса Нерукотворного (1996г.). В 1994 году в городе Чехове (ныне село Чехов) был образован приход иконы Божией Матери «Знамение».(3,с.35)
История Православия на Сахалине и Курильских островах продолжается. Строятся новые храмы , которые наполняются людьми, открываются воскресные школы, ведётся миссионерская и катехизаторская работа, что свидетельствует о том, что Православие стало неотъемлемой частью жизни сахалинцев.
Список использованной литературы
1.Костанов, А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах;исторический очерк, - Южно-Сахалинск,1992.-с.78.
2.Назарова,Е.Ф.Обзор источников по истории возрождения Русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах//Краевед.бюл.- Южно-Сахалинск,2000.-№1-С.115-143.
3.V Рыжковские чтения:материалы краеведческой научно-практической конференции, г.Южно-Сахалинск.12-13 октября 2011 года/ СОУНБ-Южно-Сахалинск,2012, -С.34-38.
4.Храмы Сахалина и Курил:фотоальбом/сост.и худож. Н.Кирюхина;текст А.Костанова и О.Кузнецова,-Южно-Сахалинск, 2000, -С.74.
Предварительный просмотр:
Эрудицион «По следам мифических животных»
Интегрированный урок биологии, музыки, искусства и МХК
Цели:
- обобщить материал, знакомый учащимся по курсам «Биология», «Музыка», «Искусство» и «Мировая художественная культура»;
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
- продолжить формирование умения коллективного обсуждения и принятия индивидуального решения в соответственной ситуации;
- совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
- развивать монологическую речь обучающихся.
Подготовка к игре
За неделю до игры в классе формируются три команды по 5-6 человек. Каждая команда выбирает капитана. Команды начинают подготовку, работают с дополнительной литературой (Приложение №1).
Также назначается жюри в составе 3-х человек.
Оформление игры
Презентация мифических и реальных животных, таблица «Мифическое существо и его зоологический аналог» (Приложение №2) - один экземпляр для жюри, кубики (или бочонки) с номерами заданий, вопросы для игры, портреты Ж. Кювье и К. Линнея.
Музыкальное сопровождение
М. Равель. «Ночные бабочки» из фортепианного цикла «Отражения»;
Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных».
Правила игры
Игра начинается с вопроса, который определит очерёдность выступления команд.
Команда, получившая право первого хода, бросает кубик (или вынимает бочонок с номером) и определяет номер своего вопроса. На обдумывание даётся 1 минута. В случае правильного ответа команда получает балл. Поскольку на вопросы игры могут быть даны два варианта ответов, за название мифического существа и реального животного начисляется 0,5 балла. Если ответ неверен или правилен только наполовину, вопрос переходит к следующей команде, которая так же может заработать 0,5 или 1 балл, но времени на обдумывание в этом случае не предоставляется.
Три вопроса (№5, 10, 15) предназначены только для капитанов команд.
Если капитан даёт неправильный ответ или ответ, верный наполовину, право ответа переходит зрителям (ребята, не вошедшие в команды), которые могут передать полученный балл любой из команд.
Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Члены жюри сверяют правильность ответов по таблице «Мифическое существо и его зоологический аналог» и подсчитывают баллы.
В ходе игры используются музыкальные паузы, а в конце – подводятся итоги и награждаются победители.
Ход игры
Сидорова Л.Н.: Одна из наиболее волнующих тайн нашей просвещённой эпохи – загадочные животные, упоминающиеся в мифах, легендах, исторических рассказах: крылатые львы (грифоны), лошади (Пегас), драконы, русалки, единорог. В Средние века таких зверей называли бестиями, а книги с их описанием-бестиариями.
Сибирская Н.Г.: Конец разгулу неуёмной фантазии был отчасти положен знаменитым французским палеонтологом и анатомом Жоржем Кювье, который установил, что части тела животных сочетаются не произвольно, а подчиняясь определённым закономерностям. Например, если у зверя есть рога, то у него не может быть когтей: рога бывают только у копытных, а когти только у хищных. Рассказывают, что однажды студенты решили подшутить над почтенным мэтром и, вырядившись чертями, заявились к нему в опочивальню с криками: «Мы пришли тебя съесть!» Кювье, мельком взглянув на расшалившуюся братию, только буркнул: «Рогатые с копытами мяса не едят», повернулся на другой бок и заснул как ни в чём не бывало.
В наши дни любовь к таинственным животным вновь возродилась, но уже в иной форме: теперь ищут не «бестий», а чудом сохранившихся «живых ископаемых».
Вопрос для определения очерёдности выступления команд
Слайд №1
Сидорова Л.Н.: Перед вами три изображения мифических животных, которые всем хорошо известны: Сфинкс, Кентавр, Горгона. Что у них общего? (можно назвать два признака). А что объединяет только двух из них и отличает третьего?
(Общее: полулюди; представлены в греческой мифологии. Различие: у Кентавра – мужская «человеческая сущность», остальные чудовища с обликом женщины).
Вопросы для команд
Слайд №2
1. Сидорова Л.Н.: В греческой мифологии так звали морское чудовище, подстерегавшее мореходов в пещере на крутой скале в узком морском проливе. У него было 6 собачьих голов на 6 шеях, зубы в 3 ряда и 12 ног. По Овидию, это существо миксантропично: у него женское лицо и туловище, опоясанное псами. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюблённого в неё морского бога Главка, который попросил помощи у волшебницы Кирки. Но влюблённая в Главка Кирка из мести превратила девушку в чудовище.
Сибирская Н.Г.: В отличие от мифического чудовища, реальное существо с таким названием едва достигает 30 сантиметров. Это опытный охотник, который, затаившись в норе мнгновенно набрасывается на проплывающих мимо креветок, хватает их и умерщвляет. Он обладает превосходным зрением и очень крупными подвижными фасеточными глазами. Очень необычно выглядят его личинки: голова их оканчивается длинным острым шипом, огромные стебельчатые глаза торчат в стороны, передние ноги-капканы готовы схватить всякую мелкую живность, а грудной панцирь ощетинивается назад двумя острыми шипами.
Назовите мифическое существо и соответствующее ему реальное животное. (Скилла – рак- богомол скилла). Слайд №3
Слайд №4
2. Сидорова Л.Н.: Здесь скрывается только одно название, которое и сближает современное животное с мифическим. В греческой мифологии это чудовище полудева-полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка матери – земли Геи и матери- моря Понто.
Сибирская Н.Г.: Животное, которое мы знаем под этим названием, нисколько не похоже на греческое чудовище. Это беззубое существо не превышает 80 см. в длину. Кроме короткой бурой шерсти, его тело покрыто иглами до 8 см. длинной; ноги мощные, вооружены сильными когтями, С их помощью это животное может быстро закопаться в песок. Морда длинная, червеобразный язык достигает 25 см – с его помощью животное ловит муравьёв, термитов и других насекомых.
Назовите мифическое существо и соответствующее ему реальное животное. (Эхидна-ехидна - «первозверь», млекопитающее подкласса яйцекладущих). Слайд №5
3. Сидорова Л.Н.: В одном из крупнейших водоёмов Европы, по преданию, живёт неведомое чудовище. По описанию, оно имеет голову, как у змеи, шею длиной около трёх метров
Сибирская Н.Г.: 2 горба, широкий хвост, лопастевидные плавники и бочкообразное туловище. Длина чудовища от 15 до 30 м. Оно способно развивать высокую скорость и легко настигает рыб.
О каком существе идёт речь и какое реальное животное в целом соответствует приведённому описанию? (Несси-плезиозавр). Слайд №6
4. Сидорова Л.Н.: В греческой мифологии это чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва.
Сибирская Н.Г.: Прототипом этих чудовищ могут быть жившие в меловом периоде динозавры, чьи головы очень напоминали птичьи. У этих существ был огромный костяной «воротник» и клюв, похожий на клюв попугая.
Назовите мифическое существо и вид динозавра, о котором идёт речь (Грифоны-протоцератопс). Слайды №7, 8, 9,10.
5. Вопрос для капитана.
Сидорова Л.Н.: В греческой мифологии чудовищный змей, рождённый матерью-землёй Геей, опустошал окрестности Дельф и сторожил древнее прорицание Геи и Фемиды в Дельфах. Гера поручила ему воспитание чудовищного Тифона. Бог Аполлон, убив это чудовище, устроил праздник, центральным событием которого было представление, повествующее о сражении Аполлона с чудовищем, как символе победы добра над злом. Слайд №11
Сибирская Н.Г.: Сейчас так называется одна из самых больших рептилий в мире. Встречается в лесах, на нагорьях, поросших кустарником, по берегам водоёмов, в джунглях. Затаивается на деревьях, имитируя лианы. Когда мимо проходит лесной зверь, «лиана» оживает, стремительно бросается вниз и обвивает жертву своим телом. Из шкур этих пресмыкающихся делают сумки, пояса, кошельки.
О каком мифическом чудовище идёт речь? (Пифон-питон). Слайд № 12
6. Сидорова Л.Н.: Обычно это животное называют Вавилонским драконом, т.к. его изображениями изобилуют врата царицы Иштар в Древнем Вавилоне. Слайд № 13. На этих изображениях – существо с узким покрытым чешуёй туловищем, длинным и тонким чешуйчатым хвостом и такой же длинной и тонкой чешуйчатой шеей со змеиной головой. Пасть закрыта, но из неё высовывается длинный раздвоенный язык. На затылке видны кожистые уши, а на лбу-прямой рог. Слайд №14. Самая примечательная деталь-лапы: передние похожи на кошачьи, задние-на птичьи. Слайд №15.
Сибирская Н.Г.: Допускается, что прототипом этого вавилонского дракона мог выступить ископаемый ящер из группы птиценогих динозавров, получивших своё название за сходство строения задних лап с птичьими. Передние лапы имели крупные крючковидные когти, но не для охоты, а для защиты, ибо эти существа были рептилиями-вегетарианцами.
Назовите мифическое существо, о котором идёт речь, и динозавра. (Сирруш-игуанодон). Слайд №16
7. Сидорова Л.Н.: Слайды №17, 18, 19. У этого тератоморфного (т. е. чудовищного) существа 3 головы, изрыгающие пламя, а туловище сочетает в себе черты трёх животных - спереди льва, в середине – козы, сзади – змеи.
Сибирская Н.Г.: Такое же название носит современная глубоководная хрящевая рыба, тело которой имеет мощный передний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, заканчивающийся нитевидным придатком. Кожа у неё голая. Длина тела от 60 см до 2 метров.
Назовите мифическое существо и хрящевую рыбу. (Химера – химера).
Слайд № 20, 21.
8. Сидорова Л.Н.: Слайд № 22. В славянской мифологии эти существа, как правило, вредоносные, в них превращаются умершие некрещёные дети и девушки – утопленницы. Описываются в виде красивых девушек с длинными, распущенными, зелёными волосами.
Сибирская Н.Г.: В животном мире мы их можем увидеть с сигарообразным безволосым телом, небольшой тупорылой головой без признаков шеи, с парой плавников на груди и горизонтальным хвостовым плавником сзади. Обитают в тёплых морях у берегов, держатся небольшими стадами, являются мирными травоядными существами, которые «пасутся» ночами, поглощая в огромном количестве водную растительность.
Назовите мифическое существо и соответствующее ему реальное животное. (Русалка – ламантин). Слайд №23.
9. Сидорова Л.Н.: Это существо появилось на свет из туловища Медузы Горгоны, убитой Персеем. Слайд № 24. Его слава неразрывно связана с подвигами Беллерофонта, победителя Химеры. Благодаря Беллерофонту это существо оказалось на Олимпе и стало служить богам, даже приносило молнии Зевсу.
Сибирская Н.Г.: А сейчас жители берегов Тихого и Индийского океанов ловят существо с таким названием на мелководьях, сушат и продают путешественникам в качестве сувениров. Эти животные держатся среди водорослей, могут ползать по морскому дну и своим крохотным выдвижным ртом ловят мелкую добычу. Их тело, длиной до 18 – 20 см, заключено в панцирь, который состоит из костных щитков и колец, а плавники такие большие и широкие, что напоминают крылья. Наверное, именно поэтому Карл Линней назвал данное животное в честь легендарного мифического существа, символа вдохновения для художников, поэтов и музыкантов.
Назовите мифическое существо и соответствующее ему реальное животное. (Пегас, крылатый конь – рыбка пегас). Слайд №25
10. Вопрос для капитана.
Сидорова Л.Н.: Слайд № 26. Это чудовище, спутник Посейдона, имело человеческий торс и нижнюю половину тела, как у рыбы. Иногда изображалось ещё и с парой лошадиных ног. В руках оно обычно держало раковину, звуками которой можно было взволновать или успокоить море. Этот персонаж помог аргонавтам выбраться на морской простор, снабдив их, кроме всего прочего, комом земли, который был брошен в морскую пучину и превращён в остров Фера.
Сибирская Н.Г.: А реальное животное с таким названием описывают так: «Зимуют в 100 – 200 м от ближайшего водоёма под камнями, в норах грызунов, в кучах опавшей листвы, в гнилых пнях. После пробуждения собираются в водоёмах и приступают к размножению. В это время самцы приобретают брачный наряд – у них на спине появляется высокий кожистый вырост – гребень. После сезона размножения взрослые особи выходят из воды, начинают вести наземный образ жизни и утрачивают свой роскошный наряд, возвращаясь к невзрачной буроватой маскирующей окраске. Активны они в основном ночью, днём появляются лишь в дождливую погоду…»
О каком мифологическом персонаже и о каком животном идёт? (Тритон – тритон). Слайд №27.
11. Сидорова Л.Н.: В 1658 г. вышла книга французского путешественника Этьена де Флакура «История большого острова Мадагаскара». Автора книги подняли на смех: никто не поверил рассказам, записанным Флакуром со слов местных жителей. Слайд №28. Разве можно было поверить, что там и вправду обитает неведомая птица огромных размеров и несёт такие крупные яйца, что жители используют их скорлупу в качестве сосудов для воды…
Сибирская Н.Г.: Что это за животное? Существовала ли эта птица в природе? (Птица Рух – эпиорнис). Слайд №29, 30.
Сидорова Л.Н.: (Птица Рух – персонаж арабских сказок. С эпиорнисом образ Рух связывают в основном из-за гигантских яиц. Возможно, арабские мореплаватели могли знать и самих эпиорнисов – считается, что эти гигантские нелетающие птицы окончательно вымерли уже в 17 – 18 вв., хотя никто из европейцев их так и не увидел.
12. Сидорова Л.Н.: Слайд №31. Это мифическое существо часто представляли в виде сочетания черт разных животных: обычно головы и туловища пресмыкающегося и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных.
Сибирская Н.Г.: Когда говорят о реальных животных, чаще всего этим словом называют ящерицу с длиной тела до 3 м. У этой ящерицы массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная, до 40 см. голова, а пасть вооружена множеством острых зубов.
Назовите мифическое существо и описываемое животное. (Дракон – комодский варан.) Слайд №32.
13. Сидорова Л.Н.: Название этого мифического животного (в ранних традициях – с телом лошади, иногда козла), прямо отражает его наиболее характерный признак. Достаточно взглянуть на его голову, чтобы понять, кто это. Слайд №33.
Сибирская Н.Г.: Это же название приходит на ум, когда смотришь на реальное морское животное, обитающее в Арктике. У самцов изо рта торчит трёхметровый прямой тонкий бивень – сильно увеличенный резец. Он растёт из левой челюсти и закручен против часовой стрелки.
Назовите это мифическое существо и морское животное. (Единорог – нарвал). Слайд №34.
14. Сидорова Л.Н.: «Бигфут», «йети», «сасквач» - разные названия одного и того же существа, которого встречали сотни людей в Европе и Америке. Единственные доказательства его существования – огромные непонятные следы. Некоторые исследователи высказывают предположение, что он действительно существует как реликт ледниковой эпохи.
Сибирская Н.Г.: О ком идёт речь? (Снежный человек – неандерталец). Слайд №35, 36.
15. Вопрос для капитана.
Сидорова Л.Н.: Слайд №37. Они были дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры. Обычно их изображали в виде крылатых чудовищ – птиц с женскими головами. Они по велению Зевса похищали и портили пищу слепого прорицателя Финея, которого спасли от страданий проплывавшие мимо острова аргонавты.
Сибирская Н.Г.: В настоящее время так называют невзрачных бабочек из семейства хохлаток. Но гусеницы этих бабочек поражают воображение не меньше, чем их мифические прообразы. У них яркая окраска и причудливая форма тела. А в момент опасности они мгновенно надувают и поднимают передний конец тела и втягивают его в увеличенный первый сегмент брюшка. Одновременно поднимается и задний конец тела, а на нём – длинные, похожие на жало, отростки, которые постоянно шевелятся. Настоящего яда они не имеют, но враги гусениц об этом не знают и предпочитают с ними не связываться.
О каких мифических существах и о каких бабочках идёт речь? (Гарпии – бабочки –гарпии). Слайд №38.
16. Сидорова Л.Н.: Слайд №39. На острове Фарос жил великий предсказатель (морское божество, сын Посейдона), знавший прошедшее, настоящее и будущее, но не желавший делиться своими знаниями: вещего старца надо было поймать и удержать. А дело это было почти невозможное – ведь он мог мгновенно изменять облик. Говорят, что он мог превращаться не только в различных животных и чудищ, но даже в воду и огонь. Однако если удавалось удержать его до тех пор и, когда он, устав от перевоплощений, принимал свой облик, можно было услышать от старца, что тебя ждёт в будущем. Слайд №40. Жила она в болоте около города Лерны и, выползая из своего логова, пожирала целые стада, опустошая всю округу. И вот выползла в последний раз, «извиваясь покрытым блестящей чешуёй телом». Поднялась на хвосте, а Геракл наступил её на туловище и придавил к земле. Как вихрь засвистела в воздухе его палица. Но тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы вырастают две новые. – Иолай, закричал сын Зевса. –Жги огнём ей шеи! Иолай поджёг рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать гидре шеи, с которых Геракл сбивал палицей головы. Новые головы перестали расти, и пришёл ей конец.
Сибирская Н.Г.: О каком мифологическом персонаже и о каком животном идёт речь? (Протей – гидра).
17. Сидорова Л.Н.: Отвечают зрители (заработанный балл отдают любой из команд). Ребята, внимательно прослушайте музыку. Назовите автора и произведение, которое он написал.
(К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных»)
Сибирская Н.Г.: Итак, ребята, наша игра подошла к концу. Сейчас жюри объявит итоги эрудициона. Мы сегодня с вами вспомнили названия животных, провели аналог с легендами о исторических животных, вспомнили музыку композиторов. Все играли увлечённо и показали свои знания в области биологии и искусства. Жюри объявляет результаты.
Всем спасибо!
Приложение №1
- Литература, рекомендуемая обучающимся для подготовки к мероприятию
- Бабенко В.Г., Алексеев В.Н. Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы: Книга для чтения в школе и дома. – М.: Школа – Пресс, 1995.
- Бабенко В.Г., Алексеев В.Н. Мифы и животные. – М.: РОСМЭН, 2004.
- Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Данилевский И.Н. Под лучами Гелиоса. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001.
- Кто есть кто в античном мире: Справочник /Сост.-Б. Редис/, - М.: Детская книга, 1993.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь: Реноме, 1998.
- Непомнящий Н.Н. Загадочные животные / Детская энциклопедия: «Аргументы и факты – детям». – М., 2003, №9.
- Непомнящий Н.Н. Загадочные животные. (Я познаю мир: Детская энциклопедия.) – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Таблица. «Мифические существа и его зоологический аналог» - в помощь жюри
Мифическое существо | Зоологический аналог | Местообитание |
| Рак - богомол | Японское море |
| Ехидна | Авсралия |
| Плезиозавр | Несси – Шотландия, плезиозавр – вымерший мезозойския морской ящер |
| Протоцератопс | Протоцератопс известен с территории современной Монголии |
| Сетчатый питон | Тропики и субтропики Восточного полушария |
| Игуанодон | Ископаемые остатки игуанодонов известны из Евразии, Африки, Северной Америки. |
| Химера | Атлантический, Тихий, Индийский океаны |
| Ламантин | Атлантический, Индийский океаны |
| Рыбка пегас | Тропические побережья Тихого и Атлантического океанов |
| Тритон | Умеренные районы Северного полушария |
| Эпиорнис | Эпиорнис обитал на о. Мадагаскар, вымер в историческое время |
| Комодский варан | О. Комодо |
13. Единорог | Нарвал | Арктика |
14. Снежный человек | Неадерталец | Рассказы о «снежном человеке» можно услышать в самых разных частях света, но чаще в горной или глухой лесной местности |
15. Гарпия | Бабочка - гарпия | Евразия, Средняя Азия, Кавказ, Япония |
16. Протей | Гидра | Теплая вода, мелководье |
Предварительный просмотр:
«Боги и божества Древней Руси»
Театрально – музыкальное представление
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к народным традициям Древней Руси;
- совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
- развивать монологическую речь обучающихся.
Подготовка к мероприятию:
За месяц до мероприятия подготовка песен и танцев, инсценированного стихотворения. Работа над стихами богов.
Оборудование: Интерактивная доска, диски, баян, стулья,
Музыкальное сопровождение: «Ночь на лысой горе» (исп. оркестр р. н. и.), романс П. Чеснокова «Русалка», «Светит месяц» (обр. Андреева),
Перечень костюмов: Рожаница, Лада, Лель, Мокошь, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Перун, Велес, кукомоя, купчик, русские народные костюмы.
Ход мероприятия
Место, где человек родился, он называет своей родиной. А Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчизной, отчим краем.
Но живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем, кто обитал на ней раньше нас, и для кого она тоже была родной?
Предки наши называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее тоже, что и «хвала». Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово.
Все они были, как вы знаете, язычниками, идолопоклонниками. Молились своим кумирам, приносили им жертвы, даже человеческие. Богов было много.
По социальной версии, древнейшим верховным божеством славян был Род. Вероятно, не случайно, в нашем языке сохранились важные слова с этим корнем. Какие, ребята? (Родина, родители, родственники, родные прародители, родство, рождённые, рождество). Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь и от этого рождаются дети. Род, для славян, был повелителем Земли и всего живого на ней, он бог – творец.
А кто скажет: как звали дочерей бога Рода? (Рожаницами, Радоницами или Радуницами). Считались они небесными хозяйками Мира, а людям являлись в образе Лосих (Трудно догадаться, что название лось – это древнерусское название самых загадочных созвездий – Большой и Малой медведицы – лосихи и лосёнка). Рога богинь лосих были символом солнечных лучей, призванных защищать жилище от нечистой силы.
Существует красивейшее предание, что небесные богини Лосихи (или Оленихи) посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч. Летописец 12 века писал: «Бывает…туча, и спадают оленьцы малы в ней, и возрастают, и расходятся по земле». («Небесная лосиха»)
На небе тихо – тихо И пёс с тоски что воет
Земля – в снегах И хитрый лис.
Небесная лосиха Забудут про земное
Бредёт впотьмах. И глянут ввысь
Зашевелится воздух. Средь стынущих просторов,
Пройдёт пурга На пятачке
И будут падать звёзды Сойдутся сотни взоров
С небес в снега В её зрачке.
И стрелочник на стрелке. Поймут ли пёс болезный,
И бомж в дупле. И кот, и лис
И рыженькие белки. В каких нездешних безднах
И кот в тепле. Они сошлись?
Дочери бога Рода владели всеми ярусами вселенной: земным, небесным, звёздным и подводным. Старшую звали Великая Лада, а младшую Леля. Рожаницы считались «древнейшими божествами человеческой судьбы, которая связана с Долей и Недолей». Едва ребёнок появлялся на свет, на небе загоралась его звезда, его Рожаница. Умирал человек, и она скатывалась с небосвода.
А пока он жив, звезда Рожаница управляла его судьбой, поступками и характером. Отсюда и выражение: родиться под счастливой звездой, в добрую минуту. (Рожаница)
Вспыхнет в небе звёздочка Звёздочку волшебную
В добрую минуту. Кличут Рожаницей.
Счастье и здоровье Будут тот удачлив,
Принесёт кому-то. Кто под ней родится!
Больше всего держалась вера в Рожаниц, как в хранительниц жизни, защитниц молодых матерей и маленьких детей. Эта вера при христианстве переросла в культ Богородицы. Женскими божествами плодородия, благополучия и весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада – богиня любви, красоты, брака и изобилия. В жертву этой богине приносили белого петуха (белый цвет символизировал благо).
Лада: В венке из роз богиня Лада, Обережёт от всех напастей,
И в жемчугах её коса. А ты ей поднеси цветы.
Ей принести подарки надо – Лукошко ягод самых спелых,
Она устроит чудеса: Грибы из тёмных чащ лесных,
Даст новобрачным много счастья И мёд-творенье пчёл умелых,
Любви, добра и красоты, Добычу лета и весны.
А кто из вас, ребята, вспомнит однокоренные с этим именем слова (лад, ладанки, ладушки, ладно, ладный, ладить). Все их можно отнести к области семейных отношений и благополучию.
Ещё в середине 20 века была популярна песня «Лада» (композитор А. Броневицкий). Образ Лады в этой песне – образ милой, возлюбленной.
Все участники и гости исполняют песню «Лада»
Ладу ещё называли матерью Лелевой. В одних источниках, Лель был крылатым мужским божеством, наподобие Амура вечно юным и прекрасным. От его ладоней якобы отлетали яркие искры, которые зажигали страстью юные сердца.
Лель: Колчан со стрелами Да, Лель! Он мальчуган прелестный,
С собою он не носит. Волшебной силою известный.
Но лишь взмахнёт Взмахнёт он левою ручонкой -
Волшебною рукой- И вмиг влюбляется девчонка,
И в тот же миг А если правою рукою -
Тебя любовь подкосит. То парню не видать покоя.
По другим источникам, Лелей или Лялей называли женское божество, богиню незамужних совсем юных девушек, весны и первой зелени. Не случайно, выходит, её имя встречается в словах, связанных с детством («ляля», «лялька» - дитя, кукла, «люлька» - колыбель, «лелеко»-ещё одно название аиста, «лелеять» - заботится о малыше).
В её честь молодые девушки справляли весенний праздник ляльник: Выбирали самую красивую, усаживали на скамью вокруг неё водили хороводы и пели песни, затем девушка-Леля одаривала подруг приготовленными венками. По преданию, у богини Лады было трое детей: Полель, Дид, Дидилия. Полель считался богом брака. Его изображали в белой простой рубашке и терновом венке, олицетворяющем нелёгкую семейную жизнь, усыпанною терниями.
Дид считался богом супружества. Всегда молодой, весёлый. Дид носил на голове венок из васильков, а в руках держал двух голубков. Богиня Дидилия-хранительница рода и детей – тоже из семейства Лады. Её имя созвучно слову «дитя». До наших дней пришли припевы к песням, в которых звучат имена этих божеств и Дид – Ладо и Люль (то есть Лель).
А мы просо сеяли, сеяли,
Ой Дид – Ладо, сеяли, сеяли!
А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой Дид – Ладо, вытопчем, вытопчем.
Ой, Ладо, диди – ладо,
Ой, Ладо, лель – люли.
(Дети исполняют русскую народную песню «А мы просо сеяли» с плясовыми и игровыми элементами). Приложение №1
И всё же самым любимым женским божеством славянской мифологии была Мать – Сыра Земля или Мокошь. Этот образ дожил до наших дней и не умрёт, пока жив хоть один русский человек. Согласны с нами? Язычники представляли её живым, человекоподобным существом. Травы и цветы казались её пышными волосами, каменные скалы – её костями. Вода была её кровью, а корни деревьев заменяли жилы. Как живое существо стонала она от боли в бурю, гневалась, учиняя землетрясения. Засыпала на зиму и просыпалась весной. Словно к истинной матери прибегал к её помощи человек. Помните, в сказках: Припадёт богатырь к сырой земле и наполнится тело новыми силами. Кто не почитает земли – кормилицы, тому не даёт она хлеба – не то, что досыта, а и впроголодь. Кто не захватит с собой в дальний путь горсть родной земли, никогда не увидит больше своей родины. В это верили наши предки, верим и мы.
Мокошь: Я Мокошь всесильная Его молнии - стрелы
Мать – Сыра Земля. Мне на помощь летят.
Я щедра и обильна Я добра и могуча,
Моё тело – поля. Я вам пищу даю.
Как сестра я Перуну, Соберу в небе тучу
А Перун мне - как брат. И всю землю полью.
Но вернёмся к мужским божествам. Богом, приравненным к Роду, был Сварог, в переводе «небесный». Сварог был связан с железом и огнём.
Сварог: Сварог – я русский олимпийский Зевс,
Я над богами главным был поставлен.
Являюсь я владыкою небес
И в песнях человеческих прославлен.
Кто я? Родоначальник всех богов!
Хозяин всех небес и облаков,
Владыка я и Солнца и Огня,
И вы не обойдётесь без меня.
Несу я вам и жизнь, несу и смерть.
Ращу в лугах траву, а на полях пшеницу
И по небу плыву в волшебной колеснице.
Может быть, кто-нибудь ответит, кого славяне называли «Солнце- царь» или сын Сварога. Правильно: Даждьбог (его имя переводится как «бог жары»). Это бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия. Его символами были золото и серебро. Наши предки верили, что Даждьбог, кроме того, покровительствует свадьбам и особенно благосклонен жениху – встречает его на рассвете после бракосочетания. Да пусть он сам о себе расскажет.
Даждьбог: Узнайте обо мне немного:
Я золотого Солнца бог,
Я сын всесильного Сварога,
А имя у меня – Даждьбог.
Люблю я славить женихов,
Встречая утром после свадьбы,
Под громкий клёкот петухов
Среди проснувшейся усадьбы.
Я замыкаю зимний круг
И отмыкаю двери лету,
Я земледельца верный друг,
С ним вместе шествую по свету.
Даждьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны.
Ещё одним сыном Сварога был Стрибог – верховный повелитель ветров. В знаменитом «Слове о полку Игореве» ветры называются стрибожьими внуками, которые вылетают из туч подобно стрелам. Он был богом ураганного ветра, вырывающего деревья с корнем. Имя его означало «свистящий», «воющий». Он вечно воюет с Мерцаной (богиня утренней зари), препятствуя выходу на небосвод Святовида.
Стрибог: Я Стрибог – верховный царь Ветров
Добрых защищать всегда готов.
Накажу злодеев и врагов,
Отгоню от русских берегов.
С ними я сурово разберусь –
Не ходите с войнами на Русь.
Внуки – ветры быстры и сильны,
Могут вражьи потопить челны.
Соберутся в туче дождевой
И прольются молнией – стрелой.
Всё кругом мелькает и гремит,
Лишь отважный в битве победит!
Вы, наверное, знаете ребята, что на горе в г. Киеве стояли кумиры богов. Все они были сделаны из дерева, но один кумир был особенный. На его деревянном туловище покоилась отлитая из серебра голова, из золота были усы и уши, ноги из железа. В руке он держал нечто похожее на молнию, усыпанную драгоценными камнями. Это был ещё один сын Сварога. Как вы думаете, кто? Да, грозный Перун, который стал считаться верховным богом в поздней языческой религии. Гремит в небе гром, сверкает молния и казалось древним славянам, что это сам Перун несётся по небу в своей колеснице. То грохот колесницы, то стук копыт, а то и мощный храп Перуна раздаются тут и там.
В жертву этому богу приносился бык, конь или козёл. Священными деревьями считались дуб и дикая яблоня.
Перун был воплощением высшей справедливости и правосудия. В этом своём качестве он именуется Правый, отсюда же и происходит слово Правда в русских сказках и легендах.
Перун: Божество я грозное Жжёте в честь мою.
Управляю громом. Рощи и дубравы
Моё царство звёздное Дарите вы мне.
Каждому знакомо. Для моей же славы,
Идолом, кумиром Славы и молвы.
Над рекой стою, Все свои деревья я заворожу,
И огонь всем миром Если сломишь ветку – смертью накажу.
Почитались у язычников и сезонные боги и божества. Ярило – это бог весны, старости и веселья. В какой сказке славят этого бога, с нетерпением ожидая его прихода? (Островский «Снегурочка»).
Сродни Яриле и летнее божество – весёлый и прекрасный бог Купала (24 июня), накануне жатвы разжигались большие костры, через которые прыгали, перепоясанные цветами, юноши и девушки. Это был праздник красоты, удали и веселья. А кто вспомнит, в каком произведении есть описание этого обряда? (Гоголь «Ночь накануне Ивана Купалы»). Как отголосок празднования таких обрядов, появилась игра «Горелки». Гореть – значит любить, а любовь сравнивали с красным цветом, огнём и даже пожаром.
Дети играют в игру «Горелки» Приложение №2
Помимо богов светлых, небесных, верховных древние наши предки преклонялись и побаивались богов и низших божеств подземного и наземного мира.
На Руси очень широко был распространён культ Велеса – великого подземного бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, повелителя мёртвых. Имя его восходит к древнейшему корню «вел» в значении «мёртвый». Этот же корень означал и «могущество» и потому он до сих пор встречается в нашем языке: «власть», «велеть», «владеть», «великий», «властный», «властолюбивый».
Изначально, Велес изображался в виде медведя, так как он, ко всему, покровительствовал и животному миру.
Именно в честь Велеса рядились и рядятся поныне, на Святки и Масленицу, в звериные маски и тулупы.
Велес: Я Власий или Вейлес. Чтоб сохранил их стадо,
Я русский скотий бог. Чтобы сберёг приплод,
Мне песни – гимны пелись Помочь просящим надо.
Чтоб людям я помог. Я мира мёртвых бог.
Покланялись славяне и Морене (или Марене) – богине мира мёртвых («мор», «смерть») и плодородия земли. Следы её культа можно отыскать в праздновании Масленицы. Соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое сжигают или разбрасывают по полям, называют Марой или Мареной.
Верили наши предки и в низшие малые божества. Одна из таких тёмных сил – Яга (многие её черты достались сказочной Бабе Яге) – была хозяйкой дикой природы, покровительницей ведьм, которая являлась им во время разнузданных и кровавых обрядов. Её имя означает «кошмар». В. И. Даль писал, что Яга - «Злой дух под личиной безобразной старухи». В давние времена её считали покровительницей диких зверей и хозяйкой мира мёртвых, в знак чего у неё один глаз, одна нога и тесное жильё. То, что избушка стоит на курьих ножках, - вовсе не потешная подробность. Когда-то сама избушка представлялась животным, пожирающих путников на границе живого и мёртвого мира. А ещё курьями в далёкие времена назывались все глухие места. Вот по сходству звучания и вышло, что стоит избушка на курьих ножках, а раз стоит то и поворачивается и т.д.
На северо-востоке Руси почитание Яги сопровождалось человеческими жертвами, В обрядах она выступала олицетворением испытаний, которые должны были пройти подростки, чтобы вступить во взрослую жизнь.
Верили славяне и в кикимору – богиню сна и ночных привидений. Происхождение своё ведёт она, якобы, от рода человеческого. Любит прясть по ночам, обожает запутывать чужое рукоделие, бить стёкла, шипеть, посвистывать. В домах живёт временно-чаще обитает в преисподней. Умеет кикимора менять личину. Найдёт путник в поле дитя, а лошади от него шарахаются, хрипят. Не успеет донести до деревни, малец из рук вырвется и с диким хохотом исчезает. Может кикимора стать и невидимкой. Вечно бродит без одежды, без обуви. Не зря, видимо, ребёнка – неряху называют «кикиморой» или иногда «кукомоя».
Инсценированное стихотворение «Кукомоя»
Сядемте по лавкам За ней ходит купчик,
Глянемте по девкам: Савельич – голубчик,
Все – то девки беленьки, Брус мыла носит,
Все – то румяненьки. Котёл воды таскает.
Одна кукомоя, – Лизонька, умойся!
Лиза – неумойя! Будешь всех побелее,
Будешь всех милее!
Говорили, что в кикимору превратилась маленькая девочка, которую слишком часто ругала мама. Бесы забрали её к себе на болото и там вырастили её по своему образу и подобию.
Но прозвище это не так забавно как кажется. Мары, Моры у многих европейских народов – духи смерти. Ночью Мары садятся к человеку на грудь и душат. С этим связано и происхождение слова «кошмар». А с виду-то кикимора (иначе Маруха, шишимора) чёрненькая, тонюсенькая, а головка с напёрсточек.
Особенно, чтился древними дух дома – домовой, доброхот, доброжил. Считалось, что живёт он в подпечье, либо в лапте над печью. Многие верили, что через дымоход в семью приходит душа новорожденного, через него уходит и дух усопшего. Славяне же были убеждены, что домовой не кто иной ,как умерший предок-надёжный и заботливый защитник семьи. Не случайно, поэтому, обращение к духам: «Чур, меня» означает «Предок (пращур), охрани меня».
Домового заносили в новый дом либо в горшке с углями из старой печки, либо в образе кошки. Помните… Представляли его мохнатым, лохматым, бородатым и в шапке. Чтобы домовой не перевёлся, мусор сметали в угол за печку.
Сродни домовому были дворовый, скотник, овинник и кутный бог (по месту их обитания).
А вот баннику лучше было не перечить, и удушить мог, невзначай. В жертву ему приносили чёрную курицу и оставляли после себя мыло, веник, воду. В бане всегда оставляли и навьям – злым душам, погибших или умерших насильственной смертью. Чтобы уберечься от них, носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет. (О нашествии на Полоцк таких или подобных навий в 1092г. вы можете прочитать в статье Вл. Шигина №11, 2001г.)
Божество леса – леший тоже был хитёр и коварен: сбивал путников с дороги, заводил в непроходимую чащу детей и там пугал жутким смехом, а то и в топи болотные заманивал. Знающие люди, опасаясь лешего, выходили из леса задом наперёд – тогда следы вели не из леса, а в лес и запутывали его. А ещё они одевали навыворот тулуп, правый лапоть на левую ногу, а левый – на правую, тем и спасались.
Живущие на берегах озёр и рек, поклонялись водяному. М. Д. Чулков в своей замечательной книге «Абевега русских суеверий» так писал об этом божестве: «водяной дедушка-сии особые черти живут в воде, а особливо в мутной и подле мельниц. Они купающихся без креста уносят в воду, а особливо малых ребят, и там, как уверяют глупые, имеют великолепные и богато убранные палаты».
Очевидцы утверждали, что водяной имеет зелёную бороду до колен и перепонки между пальцами рук и ног. Он обнаруживает себя кряканьем, свистом и уханьем.
А кто из вас, ребята, вспомнит сказки, где живёт водяной? («Летучий корабль», «Варвара – краса, длинная коса»).
(Фрагмент из м/ф «Летучий корабль» песня водяного)
Не забывайте, что наше мероприятие – библиотечное. Если вы побольше хотите узнать о чертях. Да, да, не смейтесь, то мы предлагаем вашему вниманию вот этот журнал. (№8, 2001г. ст. Д. Виноградовой). В одном из № этого журнала, вы найдёте не менее интересную статью о… Змеях Горынычах. Из неё вы узнаете, что это, отнюдь, не сказочный персонаж, а ещё одно малое божество подземного мира, которому поклонялись и которого боялись наши предки и похоже у него был совершенно реальный прототип.
Остаётся напоследок рассказать вам ещё об одной волшебнице. У неё много имён: омутница, водяница, болотница, шутовка, берегиня, мавка. Догадались, о ком речь? Правильно, восточные славяне называли её русалкой, а южные – вилой. Русалки бледнолицы, прекрасны с длинными зелёными волосами. Пели восхитительные песни и заманивали ими к себе неосторожных мореходов и рыбаков. Русалки могли защекотать до смерти и утопить, а ведь их много, и человек перед ними бессилен. По преданию, русалки – это дети, умершие некрещёнными, а также красавицы, утонувшие от несчастной любви. Особенно следовало остерегаться русалок на русальной неделе перед троицей, когда они сильно дурачатся: бегают по полям, хохочут, хлопают в ладоши, мяукают, качаются на ветвях деревьев, водят хороводы.
Кто из вас, ребята, вспомнит в каких произведениях мировой литературы можно встретить русалок? (Андерсен «Русалочка», Гоголь «Майская ночь…), (Можно почитать балладу М. Ю. Лермонтова «Русалка» или же найти романс П. Чеснокова на его слова)
(Звучит романс П. Чеснокова «Русалка»)
Ну вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами постарались вспомнить, как жили и во что верили наши далёкие предки. Но как сказал К. Прутков «нельзя объять необъятное»… Кое о чём мы не успели рассказать. Может быть, вы, ребята, знаете ещё каких-то богов или божеств, которым поклонялись в Древней Руси? (Могут назвать живу или живого – языческую богиню весны с помощницами Живицами, Зарю вечернюю и Зарю утреннюю; Карну и Желю – скорбных дев – кручину и жалость и т. д.)
На этом мы прощаемся с вами. Надеемся, что вы много нового на ус намотали. Спасибо за помощь, участие и внимание.
Приложение №1
А мы просо сеяли (русская народная песня)
А мы просо сеяли, сеяли;
Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!
А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой дид, ладо вытопчем, вытопчем!
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!
А мы коней переймём, переймём;
Ой дид, ладо, переймём, переймём!
А чем же вам перенять, перенять?
Ой дид, ладо перенять, перенять!
А шёлковым поводом, поводом;
Ой дид, ладо, поводом, поводом!
А мы коней выкупим, выкупим;
Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!
А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!
А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!
Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!
А что же вам надобно, надобно?
Ой дид, ладо, надобно, надобно!
Надобно нам девицу, девицу;
Ой дид, ладо, девицу, девицу!
В нашем полке убыло, убыло;
Ой дид ладо убыло, убыло!
В нашем полке прибыло, прибыло;
Ой дид, ладо, прибыло, прибыло!
Приложение №2
Участники игры выстраиваются парами друг за другом. Водящий стоит впереди в 3 – 5 шагах.
Хором все говорят: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги – дон, диги – дон,
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разжимая рук, бежит вперёд, а водящий старается их догнать. Если кого поймает, то становится с ним в пару, а оставшийся водит. При этой игре пелись разные припевки, например:
Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли!
Если «горевший» не разъединит пару то его дразнят:
Ярка, не ярка,
Баран, не баран,
Серая овечка не женится,
Дай сенца – объягнится.
Горельщик стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки и один идёт справа, другой-слева вдоль колонны. Почти поравнявшись с горельщиком, ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются быстро бежать вперёд мимо горельщика. Горельщик гонится за любым из них и старается догнать прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает с тем он встаёт впереди колонны. А водит игрок оставшийся один. Если горельщик никого не поймал, то он снова «горит» - ловит следующую пару.