5.3. Транслирование опыта профессиональной деятельности
Транслирование опыта
Статья в ПЕДСОВЕТ.ORG
Тема: "Педагогические технологии направленные на охрану здоровья школьников"
pedsovet.org/publikatsii/muzyka/pedagogicheskie-tehnologii-natselennye-na-ohranu-zdorovya-shkolnikov
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии направленные на охрану здоровья школьников | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии направленные на охрану здоровья школьников.
Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М. Бехтерев
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию – быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна. И приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения стала организация здоровьесберегающего учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании (как части образовательного процесса).
Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но сохраняла и укрепляла бы его здоровье. Важность этой проблемы определена Конституцией РФ, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, его жизнь и здоровье. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных заданий современного образования, которое должно подготовить их к жизни. Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого учителя. Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, смягчая удары судьбы и делая нужный выбор.
Из-за недостаточной психофизической готовности современного школьника к взаимодействию с резко изменившимися условиями окружающей среды наблюдается резкое снижение показателей физического развития, параметров физической работоспособности и состояние здоровья нынешнего поколения.
Выход из сложившейся ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения правильный здоровый образ жизни.
К сожалению, современная Российская школа не является пока институтом формирования здорового и гармонично развитого человека. Поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать определенный образ жизни. Поэтому как никогда встал вопрос о создании здоровьесберегающей системы учащихся общеобразовательных учреждений России.
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Может, но, к сожалению, это важное направление работы современного учителя музыки обозначено лишь в некоторых программах.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Однако на изучение предметов художественно-эстетического цикла выделено недостаточное количество учебных часов.
Для решения ключевой задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся – представляется необходимым внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это, по определению Е.Ю. Логиновой, педагогические приемы и методы, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которое не наносит ему прямого и косвенного вреда. По определению О. Епишевой, это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К.Смирнова, - это все те же психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.