участие в различных мероприятиях

Балданова Жаргалма Жамьяновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

Тема доклада:

Эффективные приёмы обучения чтению

на  уроках английского языка

на начальном этапе обучения

Учитель: Ж.Ж. Балданова

МБОУ «Улюкчиканская оош»

Содержание

  1.  Введение
  1. Понятие  чтения
  1. Основная часть

2.1. особенности чтения на раннем этапе

2.2 Значения чтения

3. Заключение

Введение

Тема доклада -  эффективные формы обучения чтению на  уроках английского языка на начальном этапе обучения»

 Предмет исследования -  обучение чтению как одному   из видов речевой деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего теоретического рассмотрения чтения, способов ее достижения, систематизация и применение. Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки - поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. .

Цель исследования заключается в выявлении проблематики, в описании и комплексном  изучении  мотивов, условий и способов обучению чтению

В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной проблеме

2. Выбор оптимального способа и форм.

Основная часть

               Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Этому посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.

          Во многих УМК по английскому языку обучение чтению на английском языке в начальной школе ведётся по такому принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтения открытого и закрытого слогов и подразумевается, что ученики сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок.

        С опытом приходит понимание того, что это просто невозможно сделать. При таком обучении теряется главное – ученики плохо знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что, порой, даже старшеклассникам трудно обойтись без хорошего словаря. Поэтому пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками и буквами одновременно. Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным?

 Для ученика 2-го класса, не освоившего навыки осмысленного беглого чтения на русском языке встает проблема восприятия нового графического образа английского языка. Вместе с тем параллельно идет восприятие бурятского языка. Поэтому для ученика начальной школы необходимо в кратчаший срок освоить чтение на 3-х языках (русском, английском и бурятском языках).  Это вызывает огромную нагрузку на память, ведь это нужно запомнить и транслировать самому. Чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок из-за перегрузки. Ведь ребенок осваивает 3 языка одновременно.

  В связи с внедрением УМК Кузовлева Владимира Петровича в начальную школу встал вопрос о скорейшем обучении чтению. Однако работая по УМК Кузовлева  мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Одновременно возникает вторая проблема - перенасыщенность учебного материала. Программа рассчитана на очень быстрое освоение учащимися техники чтения.

В книге даны также грамматические понятия, которые ученик 2-го класса не сможет осмыслить,  у него нет аналога в русском языке. Исходя из этого, приходится вводить  ряд дополнительных  упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать). Мы вводим новые правила и упражения, способные максимально упростить овладение чтением.

  1. Быстрое установление звуко-буквенных соответствий; Для ученика 2-го класса идет вначале графическое восприятие звуков.

Сначала мы знакомимся с английскими звуками.  Каждый звук вводится в стихотворной форме. Например, показываю детям картинку с изображением змеи и звук [∫].  Далее рассказываю стихотворение:

[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостик

Она в кроватке не лежит,

А извивается, шипит.

«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].

Сочетание sh мы читаем [ʃ]:

  1. Чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

Закрытый слог

[ æ ]

man [ mæn ] - мужчина, человек
Ann [ æn ] - Анна
bad[ bæd ] – плохой

  1. Чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

Жил на грядке мистер Кэррот

Однажды ему принесли письмо от брата с

дальних огородов:

«Приезжай быстрее! Я и мои друзья в беде!»

И он тут же отправился в путь.

Сначала он шел по каменистой дороге и его шаги

звучали вот так:

B b b b b b b b

Потом он пошел по песку, и его шаги стали

звучать глухо. Вот так:

P p p p p p p p

  1. Выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Буква S, s [ es ] читается как звук [ s ] в начале слова, перед согласными, в конце слов после глухих согласных и как звук [ z ] – в конце слова после звонких согласных и гласных, а также в положении между гласными.

send [ send ] – посылать
desk [ desk ] – письменный стол
desks [ desks ] – письменные столы
pens [ penz ] – ручки
please [ pli:z ] - пожалуйста

  1. Смысловое чтение

Правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого

Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

Возможны вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос обычно лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа:                                                                                                                                                - Определите, из какой сказки взят этот отрывок.                                                                                  - Выясните, почему текст так называется.                                                                                                - Прочитайте и скажите, о ком эта статья.

Существуют вопросы, предполагающие свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся.

 На этом этапе выполняются следующие упражнения:                                                                    1. Найти ответы на предложенные вопросы.                                                                           2. Подобрать заголовок к каждому из абзацев.                                                                        3. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу.                            4. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо.                                                                                                             5. Расставить по порядку иллюстрации к тексту.                                                                     6. Догадаться о значении незнакомых слов.

Послетекстовый этап очень важен, т.к. он дает ученикам чувство достижения цели. Упражнения:                                                                                                                                           1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.                                                                      2. Доказать, что…                                                                                                                                    3. Составить план текста.                                                                                                                        4. Рассказать текст от лица главного героя.                                                                                          5. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст.                                                                                                                          6. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.                                                                 7. Придумать новое название для текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля  за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Основной акцент   играет формирование мотивов у младшего школьника и в  комплексном  изучении  мотивов можно выделить несколько факторов

1. Уделение на уроке большого внимания выполнению игровых заданий, действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера;

2. Использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов интонационных моделей фраз.

Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило [1]. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

     

Заключение.

Чтение – это                                                                                                                                      · самый легкий навык, с которым можно работать в классе и вне класса;                               · чтение является более легким видом деятельности, чем речь;                                                    · дает возможность получать знания и расширять кругозор;                                                          · чтение и книги открывают другую культуру и другой мир;                                                     · тихий и спокойный вид деятельности.

На начальном этапе преобладает чтение вслух, но оно является средством обучения чтению про себя. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтению вслух.

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

Чтение необходимо  рассматривать  не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.- М., Русский язык, 1977.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе.- М., Просвещение, 1988.

Риверс В. Формирование речевых умений и навыков. /Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом.- М., Просвещение, 1978.



Предварительный просмотр:

Научно-методическая конференция педагогических работников образовательных организаций МО «Баргузинский район» памяти А.Х Филиппова

Эффективные приёмы обучения говорению

на  уроках английского языка

             

Учитель английского языка

 Ж.Ж. Балданова

МБОУ «Улюкчиканская оош»

Улюкчикан 

2016 г.

В современном мире научно-технического прогресса и всеобщей глобализации владение иностранным языком, в особенности английским, является необходимым условием для углубления своих знании во всех сферах общественной жизни. Высока роль английского языка как средства международного общения. Хорошее знание иностранного языка будет способствовать успеху в профессиональной деятельности. Часто бывает, что люди не задумываются над тем, что иностранный язык им пригодится. И вдруг – туристическая поездка, экзамен, трудный текст инструкции. Кроме этого, большую потребность в качественном изучении иностранного языка испытывают учащиеся общеобразовательных школ в тренировке навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по английскому языку. Дети, которые изучали язык углублённо, к экзамену готовы. Для ребёнка, который изучал язык по обычной программе общеобразовательной школы и не занимался дополнительно, хорошо сдать этот экзамен будет сложно.

Следовательно, одна из основных задач учителя на уроке иностранного

языка - сформировать у обучающихся такие коммуникативные умения, как понимание и создание иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.

Цель данной работы - предложить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников говорению на английском языке на занятиях в общеобразовательной школе.

Следует выделить три главные причины, по которым преподаватель должен вовлекать учащихся в процесс говорения на занятии. Первая причина заключается в том, что задания на говорение являются для них «репетицией», возможностью практиковать жизненные разговорные ситуации на уроке. Во-вторых, во время выполнения этих заданий учащиеся стараются использовать все или некоторые изученные ими языковые средства. И, наконец, чем больше студенты имеют возможностей активизировать различные накопленные ими элементы языка во время изучения, тем с большей вероятностью они научатся использовать эти элементы автоматически. А это значит, что они смогут легко, не задумываясь и не подбирая, использовать эти слова и фразы, отработанные на уроке, в жизненных ситуациях

Говорение всегда рассматривалось как самый востребованный вид речевой деятельности. Для многих обучающихся это основное умение. Навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой; для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, которые призваны в конечном итоге сформировать и отшлифовать способность ориентироваться в естественных ситуациях общения. Они являются важным компонентом курса изучения английского языка.

Раздел "Говорение" на ОГЭ представлен чтением отрывка адаптированного текста и тремя заданиями на монологическое высказывание.

УМК Spotlight содержит эффективные задания, создающие релевантные коммуникативные ситуации для активного использования иностранного языка, а также проекты исследовательского характера, портфолио. Поэтому стоит особенно выделить представленную возможность создания базы для развития навыка говорения в процессе проявления творческой активности. Ребенок сам чувствует, что умеет применять полученные знания на практике и свободно выражать свои мысли. На всех уровнях данного УМК представлены все необходимые задания для успешного развития коммуникативных умений учащихся, в частности умений и навыков говорения.


Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора? Наиболее эффективными видами деятельности при обучении монологической речи является:

  1. Дискуссии.

Учащиеся, разделенные на группы, могут преследовать следующие цели: прийти к общему мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен – не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем, каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет свое мнение классу. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.

Spotlight 10. Ex.1, p.40

Debate the situation (You land some money to your friend. He promises to pay you back tomorrow, but doesn’t. What should you do?) Say what you would do and why. Agree or disagree with your partner’s decisions. Use the language in the box:

-Don’t you agree that…? Don’t you think…?

- Of course/ That’s right / That’s correct / Certainly.

- Certainly not / I don’t agree / You are wrong there.

2. Ролевая игра.

В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.

Spotlight 10. Speaking part, p.43

You and your brother/sister want to buy a present to your parent’s wedding anniversary. Discuss the following options and choose the one you both like most of all.

A weekend in Rome/ Tickets to the theatre / Two tennis racquets / A big box of chocolates.

Remember to:

Take an active part in conversation and be polite

Come up with ideas

Give good reason

Take brother’s or sister’s opinion into account

Invite your brother/sister to come up with the other suggestion

Discuss all the options and come to agreement

3. Имитационные модели.

Они очень похожи на ролевые игры, но более продуманные и сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.

4. Информационный пробел.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.

Spotlight 10. Ex.4, p.41.

Work in groups. Collect information and then give two-minute talk about what air pollution is and how should we clean the air at home.

5. Мозговой штурм.

В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.

Spotlight 10. Ex.1, p.12

Read the poem and discuss. Think of your best friend. What makes them special to you?

6. Рассказывание историй.

Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.

Spotlight 10. Ex.4, p.39

Imagine you are the radio presenter. Choose one of the events (Wimbledon, Royal Ascot, The Oxford and Cambridge boat race, The London Marathon). Present it to the class.

7. Интервью.

Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.

Spotlight 10. Ex.4, p.21

Take the role and interview one of the teenagers in the text/ Ask him/her about how do they like to keep up with the latest fashion.

8. Завершение истории.

Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.д

Spotlight 10. Spotlight on Russia, p.4

Read about Evgeni Plushenko and his career. What do you think he will do next?

9. Доклады.

Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.

Spotlight 10. Spotlight on Russia, p.6.

What is your favourite place to visit? Which place would you advise a tourist to see? Giveexplanation.

10. Игральные карты.

В этой игре учащиеся делятся на группы из 4 человек. Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь, вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.

11. Рассказ по картинкам.

В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.

Spotlight 10. Ex.1, p.66

Look at the picture/ What message does it give? How is the quotation below related to it.

12. Описание картинки.

Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.

13. Найди отличие.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.

-Важно обеспечить учащимся максимальную возможность практиковать устную речь на изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную работу, аутентичный материал и задания и т.д.

- Необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.

- Необходимо время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся.

- Важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося.

- Можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»

- Важно не исправлять ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.

Главная цель упражнений в разделе Speaking учебника Spotlight 10 - подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ.

Наряду с развитием монологической речи, не стоит забывать про важность диалога. В своих работах Пассов Е.И. большое внимание уделяется развитию диалогической речи на уроках английского языка. Он утверждает, что методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность. Он считает, что, во-первых, она носит целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника. Во-вторых, это мотивированный характер речевой деятельности, так как к этому его побуждает что-то личное. В-третьих, это наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения.

Виды диалога

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

- Приветствовать и ответить на приветствие;

- представиться, представить другого;

- попрощаться;

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

- начать, поддержать и закончить разговор;

- вежливо переспросить;

- выразить благодарность и отреагировать на неё;

- согласиться / не согласиться с чем-либо;

- выразить радость / огорчение.

Диалог - расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию в одностороннем порядке, задавая вопросы: Кто? Где? Когда? и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.

Диалог – побуждение к действию

- Обратиться с просьбой, выразить готовность/ отказ её выполнить;

- дать совет и принять / не принять его;

- высказать предположение и выразить согласие / несогласие с ним;

- пригласить к действию и согласиться / не согласиться принять в нём участие.

Диалог – обмен

мнениями,

сообщениями

- Выслушать сообщение / мнение собеседника и согласиться / не согласиться с ним:

- выразить свою точку зрения, обосновать её, чтобы убедить собеседника;

- выразить сомнение, неуверенность;

- выразить одобрение / неодобрение.

В начальной школе очень эффективным приёмом является заучивание коротких песен, стихов, рифмовок, считалок при обучении диалогической речи.

Так, например, при изучении темы: «Where are you from?» целесообразно использовать следующие песенки:

Wha is your name, sir? |3 раза What is your hobby? |3 раза

By the way. By the way.

My name is Johnson | 3 раза My hobby’s fishing| 3 раза

Every day. Every day

Do you speak English? | 3раза Where do you live, sir? |3 раза

By the way. By the way.

Yes, I speak English | 3 раза I live in London | 3 раза

Every day. Every day/

Изучая тему « I have got a family» дети быстро и надолго запоминают стихи:

I have got a mother, I love my mother,

I have got a father, I love my father,

I have got a sister, I love my sister

I have got a brother. And my big brother.

Mother, father, sister, brother,

Hand in hand with one another.

I can read, I love learning English..

I can write, And what about you?

I can speak English too.

При изучении темы «Home, sweet home» дети с удовольствием инсценируют стихотворение «Little Mouse», где действующими лицами являются кошка и мышка.

- Little mouse, little mouse, - Little mouse, little mouse

Where is your house? Come into my house.

- Little cat, little cat, - Little cat, little cat,

I have no flat. I can not do that.

I am a poor mouse, You want to eat me.

I have no house.

Следующий эффективный приём при обучении диалогической речи – использование игр

Так при повторении предлогов в 6 классе по теме «Дом», учитель условно прячет в комнате, изображённой на картине, мяч. Задание к игре: Кто первый найдёт мяч?

Учитель: Where is my ball?

Ученик 1: Is the ball under the sofa?

Учитель: No, it isn’t.

Ученик 2: Is the ball in the desk?

Ученик 3: Is the ball behind the sofa?

Учитель: Yes, it is

В среднем звене и в старших классах удачным приёмом для развития диалогической речи является игра «Да» и «Нет» не говорить, которая предполагает тренировку общих вопросов и речевых клише. Эту игру можно использовать при изучении любой темы. Так, отрабатывая лексику по теме «Are you happy at school?» ведущий (один из учеников) задаёт вопросы одноклассникам, которым нельзя отвечать «Yes» и «No». Вместо них нужно употреблять речевые штампы, которые делают речь эмоционально окрашенной.

Ведущий: Do you like your school?

Ученик 1: I think so.

В: Are you a good pupil?

У2: I am not sure of it.

В: Is English your favourite subject?

У3: Why not?

В: Are you good at Maths?

У4: Certainly.

В: Are you happy at school?

У5: I believe so.

Особое место в обучении иноязычной диалогической речи занимает ещё один приём – ролевая игра.

Так, например, при изучении темы «Travelling» предлагаются роли туриста, приехавшего из России в Лондон и гида. Они едут на экскурсионном автобусе, осматривая достопримечательности Лондона. Вот один из вариантов диалога.

Guide: Look on the right. We are coming to the Tower of London.

Tourist: What is it?

G: Now it is a museum. But in the early days it was a kings’ palace and then a prison .

T: How interesting! What can we see in the museum?

G: You can see old guns here.

T: Oh, let’s stop and come into the Tower of London.

G: Sure.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию навыков говорения должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе должны использоваться различные упражнения, методы, средства по формированию монологической и диалогической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию речи.

Что касается навыков говорения в целом, то при их развитии на уроке английского языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в то же время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки английского языка должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решают одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Но не будем забывать, что основная задача учителя английского языка состоит в создании комфортной атмосферы на уроке, в которой учащиеся готовы рисковать и экспериментировать с языком.










Список литературы

1. Журналы «Иностранные языки в школе». – М: 2000-2008.

2.Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4

3.Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979

4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Spotlight (Student`s book 10). – М.: «Просвещение», 2013

5 Пассов Е.И. «Урок иностранного языка». – М: Просвещение, 1988.

6.Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6




Предварительный просмотр:

Роль игры в обучении говорению на начальном этапе изучения иностранного языка

К начальному этапу, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений. Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей с помощью игр.

Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение говорению, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; запоминание речевого материала [24].

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Но не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для развития навыков устной иноязычной речи. Поэтому выбор нужной игры - одна из первоклассных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание.

Особое внимание привлекают к себе в младших классах игры - драматизации, основой которых является короткая сказка. Они полезны, прежде всего, тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре и выполняя определенную роль, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир.

Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах объясняется, прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи.

Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения английским языком.

Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на английском языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Психологические особенности младших школьников, учитываемые при изучении иностранного языка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

Под ведущей деятельностью психологами понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии». Значимость ведущей деятельности состоит в том, что она подготавливает переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, в которой ребёнок познает окружающий его мир. В шестилетнем возрасте наблюдается постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой к учебной деятельности. При этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает.

Основной характеристикой деятельности являются мотивы, которой она побуждается. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. Развитие личности младшего школьника предполагает формирование мотивов учения. Исследуя мотивы учения младших школьников, психологи выяснили, что наиболее распространёнными из них являются следующие:

- широкие социальные мотивы (когда учатся, чтобы быть полезным своей стране);

- узкосоциальные мотивы (чтобы окончить школу с золотой медалью);

- отрицательные мотивы (чтобы не получить двойку и чтобы мама не ругала);

- познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому);

- игровые мотивы.

Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счёт действия последних двух мотивов, но они формируются у младших школьников тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.

Уникальность детей младшего школьного возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности в общении на изучаемом языке у детей нет.

По определению И.А. Зимней, новая игра (с новыми сказочными персонажами, зверушками, которые говорят только на новом иностранном языке) является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в иностранном. Именно поэтому этот возраст предоставляет уникальные возможности для реализации принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счёт глобально действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания [13].

Рассмотрим психологические особенности детей младшего школьного возраста. В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.

Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функции? младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Младшие школьники общительны и эмоциональны. За первый год обучения они приобрели некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным.

Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется организовывать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.

Умственные возможности детей младшего школьного возраста довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиями, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления.

Нельзя не упомянуть еще? об одном факторе, особенно важном для маленьких учеников - факторе успеха. При организации обучения иностранного языка важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету.



Предварительный просмотр:

Образовательный проект

««Формирование коммуникативной компетенции через использование учебно-речевой ситуации, как средства совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка»»

Автор:  Балданова Жаргалма Жамьяновна,  учитель английского языка МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

В сфере новых задач, стоящих перед школой для меня как учителя английского языка актуальным остается то, что практика преподавания иностранных языков в школьных условиях в целом не ориентирована еще в полной мере на обучение иноязычному общению, при котором бы в полной мере наблюдалось индивидуально-личностное развитие учащихся. Проблема в том, что одним из существенных недостатков обучения устной речи в настоящее время остается решительное преобладание в опыте учащихся воспроизведения готовых единиц разных уровней, тематическая организация материала. Перед учениками, как правило, не ставится задача самостоятельно программировать предстоящее речевое действие, ставить цели, связанные с воздействием на партнера по общению при построении диалога, оценивать коммуникативные результаты произведенного действия. Все это лишает речевые действия учащихся статуса общения. Исходя из ключевых задач программы развития школы и  проблем  преподавания английского языка в современных условиях я разработала и внедрила программу   «Формирование коммуникативной компетенции через использование учебно-речевой ситуации, как средства совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка». Для ее реализации поставила перед собой следующую

                                                                          Цель:

Создание условий для  формирования коммуникативной компетенции, т.е. умений общаться на английском языке с носителями языка, через использование учебно-речевой ситуации, как средства совершенствования навыков устной речи на уроках английского языка

Задачи:

-        использование личностно – ориентированного и коммуникативного подхода в обучении;

-        помощь учащимся  в преодолении психологического барьера в использовании английского языка как средства общения;

-        приобщение учащихся к ценностям мировой культуры;

-        создание условий для овладения учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности;

      -        создание комфортных условий для качественного обучения и воспитания нравственной, творческой личности в соответствии с ее индивидуальными возможностями;-       стимулирование речевых действий обучающихся для достижения поставленной цели;

-     развитие у школьников умения самостоятельно производить самооценку результатов деятельности.

 В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной  компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Таким образом, компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.

            Являясь учителем английского языка и исходя из реалий современной жизни   основным приоритетным направлением своей работы считаю  формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает коммуникативное и социокультурное развитие  средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодёжного туризма, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.

Наиболее приемлемым способом организации урока стал для меня метод учебно-речевой    ситуации, который является одним из способов развития и   совершенствования навыков   монологической и  диалогической речи и   способствующий активизации речи учащихся    при работе с партнером.  

Каким же требованиям должна отвечать устно-речевая ситуация, используемая в обучении иностранному языку?

1. Устная речевая ситуация должна быть адекватной реальной ситуацией общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.

2. Устная речевая ситуация должна быть предельно ясна студентам. Это значит:

– четко определена речевая задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть);

– учащиеся  знают: то, что от них требуется, они могут сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые единицы) материалом, усваиваемым или усвоенным;

– они знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу, когда каждый из них заинтересован в том, чтобы общение состоялось;

– они знают, чему научатся, выполнив задания.

Тематика учебно-речевых ситуаций связана с жизнью ученика в семье и школе, с событиями окружающей действительности, и это позволяет касаться на уроках иностранного языка вопросов, близких и жизненно важных для ученика, формировать его ценностные ориентации, его отношение к жизни, труду, себе и другим. Использование учебно- речевой ситуации начинается у меня с начала урока, с речевой зарядки.

  В начале урока при введении речевой зарядки многие годы я являлась в основном «добытчиком  информации» и какие  бы ни были интересные вопросы и ситуации, мешала «однообразность» формы. Поэтому 4 года  назад я ввела в практику построение речевой зарядки методом учебно-речевой ситуации. В 5-6 классах учащиеся готовят по одному вопросу для ученика, чья очередь выходить вперед и отвечать на вопросы группы. Очередность определяется в начале учебного года и назначается в группе ученик ответственный за очередность. В начале учебного года в качестве повторения пройденного материала мы задаем вопросы из общей сферы деятельности. При этом перед началом работы идет повторение грамматики (типы вопросительных предложений, порядок слов в вопросительных предложениях, повторение лексики, интонация разных типов вопросительных предложений). Учитывая, что при общих                                                                                                         вопросах ответом служит реплика Yes or no мы усложняем вопрос с помощью добавления вопроса Why? в конце предложения. При таком методе осуществляется ситуация общения в виде вступления в разговор (обращение, приветствие) и его завершения (благодарение, пожелание.). Когда ученики задают вопросы и отвечающий не понимает  вопрос, то первая реплика «repeat, please». Задающий вопрос ученик должен повторить свой вопрос. Бывают ситуации, когда вопрос задан сложный с использованием незнакомой лексики, тогда отвечающий может попросить «translate, please». Это все учитывается при оценивании ответов. Использование метода сотрудничества позволяет в начале учебного года определиться с оцениванием  ответов  учащихся. Оценочная деятельность проходит  как коллективный процесс. Обязательным условием является совместное продумывание системы оценки ответов учащихся. Критерии оценок  бывают примерно такие;

Оценка «5»- на все вопросы были даны полные ответы без переспроса. В ответе ошибок нет.

Оценка «4» на все вопросы были даны ответы, 2-4 ошибки в речи (грамматические, фонетические или лексические).

Оценка «3» не на все вопросы были даны ответы, 5-7 ошибок.

 При выставлении оценок проходит процесс взаимооценивания и самооценки. Учащиеся проговаривают какую оценку они поставили говорящему и почему. При системном применении этого метода процесс оценивания составляет не более одной минуты. Каждый ученик готов с оценкой, так как это происходит  системно. Ученики должны назвать типы ошибок (фонетические, лексические,  грамматические, речевые). В конце работы, ученик, отвечающий  на вопросы делает рефлексию своих ответов и соглашается или не соглашается с оценкой. В ходе работы не было случая несогласия с оценкой, так как дети объективно подходят к оцениванию.  С октября месяца после повторения пройденного материала происходит коллективный выбор тем вопросов. Учащиеся начинают составлять вопросы  из межпредметных областей. Использование межпредметных связей на уроках английского языка позволяет расширять кругозор учащихся;

- литература – творчество великих писателей, биография писателей и сюжеты литературных произведений;

- история – ключевые исторические и современные события своей страны и  стран изучаемого языка, основные исторические даты, биографии выдающихся исторических личностей;

- география – географическое положение, политическое устройство своей страны и  англоговорящих стран, великие географические открытия, биографии выдающихся путешественников;

- биология – животный и растительный мир, строение человека, биография выдающихся ученых;

В 8-9 классах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся происходит дальнейшее применение  метода учебно - речевых ситуаций. Для учащихся 8-9 классов в начале учебного года составляется очередность выступления, но в этих классах учащиеся выходят вперед и сами задают вопросы классу или группе. В зависимости от количества учащихся в группе составляются от 10 до 15 вопросов.  Также осуществляется ситуация общения в виде вступления в разговор (обращение, приветствие) и его завершения (благодарение, пожелание).  При составлении вопросов из разных сфер человеческой деятельности, их разных предметных областей, из энциклопедий, справочников и интернет ресурсов ученик должен знать ответ на свой вопрос, в случае если не смогли ответить на вопрос. При процессе оценивания учитываются следующие факторы

1) содержание вопросов (вопросы интересны и  познавательны  или нет)

2) Наличие ошибок (фонетические, лексические, грамматические и речевые).

По типологии ошибок я сделала вывод, что наиболее часто встречающиеся ошибки - это фонетические и грамматические.  В конце ученик приготовивший вопросы соглашается или не соглашается с оценкой. В случае несогласия  оценка не выставляется и дается возможность на следующем уроке доказать соответствующую оценку и исправить ошибки.  При такой форме проведения речевой зарядки я добилась преимущества во временном отношении речи учащихся на уроке, так как при речевой зарядке речь учителя сводится к минимуму. Я считаю, что всегда нужно помнить, что ученики приходят в школу не только, чтобы получить знания по предметам – для них очень важно общение и метод условно-речевых ситуаций дает эту возможность. Немаловажным фактором является  создание психологического  комфорта для учащихся, чтобы и они и я от урока получили удовольствие. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании, уметь поддерживать хорошую дисциплину, основанную на уважении учителя к учащимся и учащихся к учителю. Применение  метода учебно-речевой ситуации в начале урока дает положительный эмоциональный настрой на весь урок.

Учебно-речевые ситуации важны для развития диалогической речи как один из основных методов обучения. Диалогическое высказывание, создаваемое двумя учащимися, может быть охарактеризовано как с качественной, так и с количественной стороны. Качественные особенности диалогического текста определяются предметом речи, содержанием, типом диалога, видом составляющих его диалогических единств, количественные – числом реплик и степенью их развернутости, количеством диалогических единств.  

   

На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Ситуации должны представлять собой  «интегрированную систему социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения», только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, учитель должен знать её структуру по ряду элементов:

  •  определенный отрезок деятельности, предполагающей конкретное место и время действия;
  • действующие лица;
  • собственная позиция и мнение.

Также я исползую В своей практике преподавания мы активно используем  несколько типов условно - речевых ситуаций общения.

Ролевые. Эти ситуации, как правило, взяты из  реальной жизни. Учащиеся «примеряют» на себя разные  роли в зависимости от ситуации общения. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт учащихся, учит общению.  На своих уроках мы  используем следующие ситуации:

 - «Представьте, что находясь в поездке в Англии,  вы пришли   в магазин,  чтобы выбрать  подарок другу. Расспросите продавца об ассортименте и  о ценах на интересующие вас товары. Купите товар со скидкой, так как вы студент и не можете себе позволить дорогостоящие вещи»;

-  «Представьте, что вы, познакомившись на отдыхе с девушкой/юношей из другой страны, звоните ему/ей, чтобы обсудить планы на выходные. Договоритесь сходить в кино и обсудите место и  время встречи»;

Проблемные. При создании проблемной ситуации учащийся не является носителем роли, он выражает свое мнение, отношение и оценку, соглашается или опровергает мнение собеседника, строит систему доказательств своей точки зрения. В своей работе мы используем проблемные ситуации по различным темам.

-   «Здоровый образ жизни».  Сейчас на улице весна, а многие подростки выглядят усталыми и бледными. Как выдумаете, почему?

-  «Спорт». Многие спортсмены получают высокую зарплату. Насколько это обосновано? Каково ваше мнение?

- «Семейные отношения». В какой семье дети счастливее: многодетной или в той,  где один ребенок? Обоснуйте свое мнение.

- «Мода». Согласны ли вы с тем, что у моды всегда есть две стороны. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте свое мнение.

- «Путешествие» Многие люди считают, что пеший туризм самый безопасный вид путешествия. Выскажите свое согласие или не согласие с этой точкой зрения и обоснуйте свое мнение.

 Деловые.  При работе с данными ситуациями учащиеся должны предложить решение или выход из нее. При анализе предложенных вариантов происходит обмен мнениями и формулировка своей личной позиции.  Деловые ситуации  отличаются от проблемных,  так как имеют более выраженную практическую направленность. Приведем несколько примеров.

- Представьте, что вашей школе выделили  большую сумму денег на приобретение необходимого оборудования. Обсудите с одноклассниками и решите на что,  прежде всего, потратить деньги.

- Вы вместе с другом находитесь за границей и у вас остались последние 20$ перед отъездом. Обсудите, на что вы их потратите,  и придите к обоюдному решению.

- Вам дано задание выпустить номер школьной газеты. Обсудите со своими одноклассниками рубрики, которые должны обязательно войти в ваш номер. Выберите только 5 из 8 предложенных,  обоснуйте свое решение.

Очень важным компонентом при создании учебно-речевых ситуаций  является постановка коммуникативных задач. От правильной постановки задачи во многом зависит её решение. Ситуации очень часто подсказывает жизнь, но важно, чтобы они подходили для данного урока  и способствовали формированию умения высказывать свое личное мнение и позицию.  Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, сформировать универсальные учебные действия, активизировать речевую деятельность учащихся,  повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Список используемой литературы:

1.  Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе.  Р-н-Д, 2003.

2.  Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

3.  Балашова А.И.,    К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

4.  Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» http://setilab.ru. 

5. Примерная программа по иностранному языку. Основная школа М., «Просвещение» 2010

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005.

http://festival.1september.ru/articles/411286 
http://lchool.narod.ru/UD.htm 


                                                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

Формирующее оценивание в условиях требований нового Федерального государственного стандарта

Ж.Ж.Балданова

МБОУ «Улюкчиканская оош»

Улюкчикан

2016г.

Я коснусь вопроса, что такое формирующее оценивание и какие техники можно применять для его обеспечения.

2.Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. 

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

3.Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Разница между ними в том, для чего используется информация.

Если представить, что дети – цветы жизни, то  итоговое оценивание– это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание-эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

4.Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

 Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

5.Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе,  куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. 

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.

 

6. Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

  1.  решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
  2.  выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
  3. объяснить цель происходящего ученикам;
  4.  после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
  5.  дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.

Техника недельных отчетов

        8.Одной из таких техник является техника недельных отчетов. Недельные Отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, преподаватель может:

− Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.

− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.

− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Ограничения

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

9.Опросники самодиагностики

Ещё один инструмент формирующего оценивания

Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.

Что представляет собой опросник

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

 (АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково; С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не понял).

Результаты оценивания

В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет педагогу выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.

Еще одно преимущество этой формы опросника состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.

Таким образом, применение данных техник позволяет сделать оценивание - для обучения.

Оценивание необходимо рассматривать как  механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

                 10.Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

11. Спасибо за внимание.