Классные часы
Разработки и презентации к классным часам и родительским собраниям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_trude.docx | 21.37 КБ |
klassnyy_chas_-igra_pochemu_my_tak_govorim.pptx | 72.33 КБ |
klassnyy_chasprofessiya-biznesmen.ppt | 289.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_7_klass.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание в труде
Цели:
– получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
– сформировать у родителей представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания.
Подготовка к собранию:
- Провести анкетирование учащихся в классе.
Вопросы анкеты:
Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?
Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?
Какие из домашних дел ты хотел бы считать своими обязанностями?
Что ты знаешь о работе своих родителей?
Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
- Подготовить анкеты для родителей.
Ход собрания
Классный руководитель (беседа). Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания ее благополучия.
Первое, о чем в особенности должны помнить родители, – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.
Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду – особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта. Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся усилий, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы.
Третье: в труде воспитываются нравственные качества – ответственность, взаимопомощь. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами чужого труда – безнравственный человек. И, наоборот, совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том, что человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.
Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.
Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.
В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период. Они могут носить длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть представлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или этак». Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать – предоставьте решать и отвечать ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только физическую задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную: последняя гораздо выше и полезнее.
Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем эффективнее она будет в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства и поручают детям выполнение того или иного задания, размножив его на много мелких трудовых задач. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры.
Примерный перечень домашних обязанностей.
(Каждая семья может скорректировать этот список в зависимости от условий и в соответствии с возрастом детей.)
1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
2. Вытирать пыль.
3. Накрывать на стол перед обедом.
4. Следить за солонками и горчичницами.
5. Следить за письменным столом.
6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и содержать книги в порядке.
7. Складывать газеты и журналы в определенном месте.
8. Кормить и ухаживать за домашними животными.
9. Производить полную уборку в своей комнате или уголке.
10. Следить за своей одеждой, пришивать пуговицы, вешалки.
11. Отвечать за порядок в шкафу на кухне.
12. Помогать матери или сестре по хозяйству (уточнить).
Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную долю их свободного времени занимает выполнение школьных домашних заданий. Родители должны осторожно подсказывать, как лучше выполнить ту или иную работу. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент ненужными и скучными. Вообще он должен осознать, что решающим моментом в трудовом усилии не занимательность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо, без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.
В том случае, когда интерес недостаточен, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно использовать метод просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполнит просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить: «У меня к тебе просьба. Хотя это и трудно, и у тебя всякие другие дела…»
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять им не следует. Форму просьбы лучше выбирать в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием ее выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, используйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если и в этом случае не будет результата, тогда следует прибегать к принуждению. Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Но в любом случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользу и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Немаловажная проблема для родителей – это так называемые ленивые дети. Здесь следует отметить, что лень, то есть неприятие трудовых усилий, только в очень редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, физической слабостью, вялостью духа. Большей частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого раннего возраста родители не воспитывают у ребенка силу воли, не приучают его преодолевать препятствия, не формируют у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычку трудиться.
Способ борьбы с ленью единственный – постепенное втягивание ребенка в область труда. Но лень, как часто это бывает, не единственный недостаток. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, не задумываясь о конечном результате. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, упреков и т. д. Такая работа часто очень напоминает усилия «рабочей лошади», когда не надо задумываться, для чего эта работа, как она выполнена и, в итоге, дети привыкают относиться к труду некритически, не заботясь о качестве выполненной работы. А высокое качество нужно требовать всегда, если оно для ребенка посильно и доступно его пониманию. Не нужно при этом ругать ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать, нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново.
При этом никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания явно ему не по силам. Мы решительно не рекомендуем применять в решении поставленных трудовых задач какие-либо поощрения или наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы, не следует хвалить ребенка в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за невыполненную работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена. Домашнее хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина.
Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Зачастую родители заботятся только о том, чтобы у ребенка все было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжен игрушками и удовольствиями. Все это они делают по безграничной своей доброте и любви, отказывая себе во многом, даже в самом необходимом, а ребенок даже не знает об этом и постепенно привыкает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей – закон.
В такой семье дети часто ничего не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна. Тем более они ничего не знают о работе других людей. Они помнят только о своих желаниях и их удовлетворении. Это очень неправильный и вредный путь воспитания, от которого, прежде всего, страдают близкие. Здесь можно воспользоваться следующими советами:
1. Как можно раньше ребенок должен узнать, где работают отец и мать, в чем состоит эта работа, насколько она трудна, что производят они на работе. Вообще, как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, заработаны трудом, усилием и напряжением.
2. Ребенок должен знать семейный бюджет. Сколько зарабатывают родители, участвовать при распределении этих денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь, кому из членов семьи, что более необходимо.
3. Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими. Но если семья, по разным причинам, с трудом удовлетворяет свои потребности, нужно добиваться, чтобы ребенок не завидовал другим детям. Именно в такой семье нужно воспитывать терпение, стремление изменять обстоятельства.
4. Немаловажное значение имеет воспитание честности. Честность – не врожденное, а приобретенное качество личности, прежде всего, в семье. Честность – это открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное. Если ребенок хочет яблоко и открыто об этом заявляет, это будет честно. Родители должны внимательно следить за воспитанием честности у ребенка. Если вы дали какое-либо поручение, то обязательно проверьте деликатно, чтобы не обидеть ребенка.
Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что, воспитывая хорошего и честного хозяина, они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, в то же время, дисциплинированном порядке, чтобы не было излишней нервозности, нытья, а больше было бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.
Педагогический практикум для родителей
ПОСЛЕ СОБРАНИЯ «ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ»
- Предложить родителям ответить на вопросы анкеты. Вопросы аналогичны тем, на которые отвечали ученики.
- Предоставить возможность родителям сравнить свои ответы с ответами своих детей. Сделать выводы.
- Предложить родителям по группам сформулировать выводы по поставленной проблеме трудового воспитания.
Примерные выводы:
- Определить детям постоянные обязанности, которые им будут по силам.
- Не платить детям деньги за выполненную работу.
- Не забывать хвалить или благодарить детей, если поручение выполнено хорошо.
- Не наказывать детей за невыполненные задания.
- (другие).
Итог собрания. Для выяснения эффективности проведенного собрания классный руководитель предлагает родителям на последующих встречах обсудить возникающие проблемы, чтобы совместно находить оптимальный выход, и в заключение зачитывает стихотворение:
Не позволяй душе лениться!
Не позволяй душе лениться!
Чтобы в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап.
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды.
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет!
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н. Заболоцкий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Филькина грамота Так называют ничего не значащую бумажку. Грамотой в старину называли документ: купчая грамота, духовная грамота. А Филька- это глупый, недалекий человек, дурак . Значит, филькина грамота- это глупый, плохо написанный документ.
Семь пятниц на неделе Так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет свое мнение. В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привезти деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя.
Гол как сокол – значит очень бедный, нищий. К птице сокол это выражение не имеет отношения. Сокол (ударение на втором слоге)- это древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Это была гладкая, т.е. «голая» металлическая болванка, подвешенная на цепях. Кстати, фамилия Соколов могла произойти от птицы, у других- от орудия.
На кудыкину гору –так мы отвечаем тем, кто назойливо интересуется, куда мы идем. Это выражение родилось в охотничьей среде. У охотников был запрещен вопрос о том, куда они направляются. Существовало поверье, что нельзя показывать место охоты, если хочешь добиться успеха. Отсюда и пословица «Не кудыкай , счастья не будет».
Как с гуся вода- эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители, купая детей: «С гуся вола, а с нашего мальчика (девочки) худоба. Люди верили, что от этих слов болезнь сойдет так же, как с гуся вода.
Казанская сирота- так называют человека, который прикидывается бедным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо и получить для себя выгоды. Это выражение появилось после завоевания Иваном Грозным казани . Татарские мурзы (князья), пользуясь незлапамятностью русских, прикидывались бедными и настойчиво требовали наград.
Канитель тянуть- значит медлить, мешкать. Канителью в старину называли тонкую золотую и серебряную проволоку, которой украшали одежду, погоны. Эту проволоку изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую нить. Делалось это очень долго, поэтому и стали говорить: «Канитель тянуть». Отсюда и значение слова «проволока», ее приходилось долго волочить, тянуть.
Водить за нос- значит обманывать, обещать и не выполнять обещаний. В старые времена цыгане водили по ярмаркам медведя за продетое в нос кольцо. Они заставляли медведя выполнять разные трюки, показывая ему приманку, которую не давали. Отсюда и пошло выражение «водит за нос».
Спустя рукава – значит работать плохо, небрежно. Это выражение пришло из глубокой древности, когда еще не было ни рукавиц, ни перчаток. Чтобы согреть руки, на одежде делали длинные рукава. С длинными рукавами человек работает плохо, потому что они кму мешают. Перед работой рукава засучивались- отсюда выражение «работать засучив рукава», т. е. усердно, старательно.
Бить баклуши- значит бездельничать. Баклуши-это заготовки для деревянных ложек. Это такие деревянные чурочки, которые откалывали от бревна. Это считалось легкой, пустяковой работой, которая не требует большого умения.
Зарубить на носу- значит запомнить. В старину многие люди не умели читать и писать. А чтобы сделать заметку для памяти, они носили с собой специальные дощечки, на которых делали зазубринки-напоминания . Такая дощечка называлась «нос» - от слова «носить». Зарубить на носу- значит сделать зарубку на такой дощечке.
Медвежья услуга Это выражение пошло из басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней медведь отгонял мух от своего спящего другаааа пустынника. Одна муха была очень уж назойливой. Тогда медведь взял булыжник и убил муху на лбу друга. Медвежья услуга-это неуклюжая помощь, от которой только вред.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра»Экономические профессии» 1.Проводит экспертизу финансовой отчетности организации, представляет контролирующим органам все необходимые справки, наблюдает за развитием производственных, социальных, экономических процессов, анализирует их влияние на деятельность предприятия и своевременно ставит в известность об этом компанию-нанимателя.
2.Человек, который «делает деньги», владелец капитала, постоянно находящегося в обороте и приносящего доход. Организует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая за их последствия.
4.Ведет учет расходов и доходов предприятия, производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет , взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. 3.Заключает на бирже сделки купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время.
6.Анализирует маркетинговую ситуацию(соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определения структуры рынка, вопросов ценообразования и сбыта, контролирует их выполнение ; проводит обработку результатов, дает рекомендации по рекламной политике. 5.Он обладает местом на бирже и осуществляет биржевое или торговое сотрудничество за свой счет и от своего имени.
7.Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала, изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи , регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали.
8.Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации. Осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет.
10.Работает в банках, кредитных организациях, инвестиционных фондах, на биржах, изучает и использует механизмы формирования и исполнения бюджетов разных уровней, отчетности на предприятиях и учреждениях; владеет методикой оценки финансовых рисков, отбора инвестиционных проектов, организацией банковского и страхового дела. 9.Специалист по прикладной экономике, работает в плановых, финансовых и статистических органах, решая задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, труда работников на производстве.
Какие черты характера нужны людям этих профессий? Какие знания, умения и навыки нужны людям этих профессий? Что еще объединяет их? Все эти профессии связаны с экономикой.
Проблемная ситуация «Кадровое агентство» Марина-меланхолик. Ей свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтична. Замкнута, все воспринимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно.
Сергей- типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие- приводят к бунту. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Лучший способ справиться с холериком- постоянно загружать его работой, чтобы энергия всегда имела выход.
Дима- сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обладает огромной работоспособностью, но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать -тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение..
Наташа- флегматик. Она медлительна и уравновешенна. Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость- необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.
«Офисный» и «предпринимательский «тип личности Офисный тип: люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
Предпринимательский тип: Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке. Склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; готовы рисковать. Ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность. Требующую энергии, орназаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Вера в себя. 3. Решение стать предпринимателем дается нелегко. Большинству людей трудно отказаться от привычного образа жизни, при котором он ежемесячно получает определенную сумму денег в виде зарплаты. Поэтому многих людей к предпринимательской деятельности подталкивают жизненные обстоятельства- увольнение, выход на пенсию, переезд на новое место жительства. Но есть категория людей, которые сразу чувствуют в себе силы и потенциал для предпринимательской деятельности. Они уверены в своих силах- и поэтому могут начать свой бизнес без внешних вмешательств. В любом случае, если вы решили стать предпринимателем- это уже хорошо. 2. Для настоящего предпринимателя на первом месте стоит дело и лишь на втором месте- деньги. Более значимым для него является успех дела. Он знает- если успешно дело, то придут и деньги. По другому не бывает. Деньги- никогда не являются целью настоящего предпринимателя. Они являются обязательным следствием успешно реализованного проекта. 1.Предпринимательская деятельность в любой сфере построена на одном базовом принципе- на вере в себя. Если человек уверен в себе, в своих силах и способностях- он обязательно добьется успеха в предпринимательской деятельности.
В мире сотни миллионов предпринимателей. Одни балансируют на грани нищеты, другие зарабатывают миллионы, третьи становятся миллиардерами. В чем секрет предпринимательского успеха? На этот вопрос успешные бизнесмены чаще всего отвечают так: «Главное- это трудолюбие и знания». Так что самый ценный капитал, который у вас есть- это ваша способность работать и учиться.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Роль семьи в профессиональном определении подростков
Цель:
мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.
Задачи:
- изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
- развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Форма работы:
лекция.
Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования– как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути [1].
Современный ритм жизни несколько стремителен,а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: “Как выбирать профессию?” но и “Когда выбирать профессию?”
Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать во время.Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать карьеру и реализовывать план с 8-9класса.
Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
Нет родителей, которые бы не желали детям добра.Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.
Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.
Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей.Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу,полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
Некоторые родители, проявляя бурную заботу о“выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном”устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную,по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто,знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же,как у них не сложилось, не удалось [2].
Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них [1]. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями,выражающегося в стремлении поступить “назло”родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием.Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:
- Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
- Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
- Общаться с детьми нестандартно, естественно;
- Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
- Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
Умение требовать, поощрять и наказывать [3].
Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.
Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:
1 из них - недостаточная информированность о профессиях.
Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок: учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч [4].
Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами,но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату”их представления об этой профессии не идут.Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.
Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.
Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой,поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают,что любая профессия имеет объективные минусы.Вот лишь краткий перечень таких трудностей:
- Сложности с трудоустройством;
- Длительное время профессиональной подготовки;
- Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
- Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);
- Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического [3].
Вторая группа ошибок связана с незнанием себя
,своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессий необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.
Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором,вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.
Разобраться в себе, свои личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего,поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения “болячки”.Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей [3].
3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий
Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному,неизменному.
Не надо поддаваться рекламным стереотипам,необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой.
Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.
Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.
Это некоторые распространенные ошибки при выборе профессии, знания их убережет от многих случайностей.
Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.
Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений.
Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией.Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей [2].
Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:
- Профессии, который ребенок наметил для себя, как желанные, мало согласуются друг с другом;
- Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
- Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
- Ребенок не редко принимает решения под влиянием своих друзей.
Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения.Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!
Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”,не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее –приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.
Используемая литература.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Питер, 2005.
- Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.
- Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Фликта, 2003.