Аналитическая записка о результатах собственной педагогической деятельности
В аналитической записке дано описание собственной системы работы, ведущая идея опыта,анализируются показатели результативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analitcheskaya_zapiska_o_rezultatah_sobstvennoy_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужно сделать учебную работу насколько
возможно интересной, но не превращать
эту работу в забаву. Интересное обучение
не исключает умения работать с усилием,
а наоборот, способствует этому.
К. Д. Ушинский
Я, Овсянникова Вера Александровна работаю учителем биологии и географии в Муниципальном общеобразовательном учреждении Донская средняя общеобразовательная школа .Имею высшее образование, закончила в1984 году Ростовский -на -Дону государственный педагогический институт по специальности биология, квалификация учитель биологии. Имею первую квалификационную категорию. Третий год преподаю географию.
В межаттестационный период в 2014 году обучалась на курсах в Ростовском институте УРО и ПРО по теме «Формирование у обучающихся метапредметных умений на уроках географии в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (144 часа) ;
прошла дистанционные курсы на сайте 1 сентября «Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов» (72 часа).
Общий педагогический стаж моей работы в школе 36 лет, из них 34 года в Донской средней общеобразовательной школе. Много это или мало? Думаю, что для учителя не бывает много или мало, потому, что принимая новый класс, все начинаешь заново. Естественно, оглядываешься назад. Конечно, с годами приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок. Именно поэтому меня, как любого учителя, интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатейшего арсенала методов и приемов те, которые побуждали бы ребенка активно овладевать нужными ему знаниями и умениями.
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. В современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на деятельностный и компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Мы живем в уникальный период-начало третьего тысячелетия. Мы, учителя, призваны помочь в становлении граждан нового тысячелетия.
Я – учитель биологии. Тот самый человек, с которым дети начинают путешествие в удивительный мир – мир живой природы. Порой мне приходит такая мысль: а ведь любовь детей к земле, к удивительному, многообразному растительному и животному миру, понимание того, что человек - часть огромного гармоничного мироздания, от действий которого зависит продолжение жизни на земле, - во многом зависит от меня, учителя биологии. Переполняют душу два чувства: гордости и огромной ответственности.
В настоящее время я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы работы ».
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что на современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, целью моей педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей учащихся.
Цель моей педагогической работы: средствами биологии, географии, внеклассной работы по экологии способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих личностных качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- повысить мотивацию к обучению биологии и географии, используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения;
- развивать творческое мышление, память, биологическую и географическую речи учащихся;
- создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника.
Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ и федерального базисного учебного плана по биологии и географии.
Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения.
Планирую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с учебником, рабочей тетрадью. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету, использую в своей работе дифференцированный подход в обучении.
Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доля помощи снижалась. Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Учащиеся по моим предметам часто по своему желанию делают рефераты, сообщения к урокам, составляют вопросы, кроссворды.
Возможности школьников различны, важно пробудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.
Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности , подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.
Важным моментом в биологии и географии является развитие навыков исследовательской деятельности, которые вырабатываю на уроках-практикумах и внеурочной деятельности. Считаю, что основная проблема урока - повышение качества знаний учащихся, поэтому на уроке учу детей выделять главное в изучаемом материале. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские, опережающие, индивидуальные. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты. Играть любят все дети, и включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу.
Приведу конкретный пример. Заключительный, обобщающий урок в 8 классе по теме «Кровь. Кровеносная система» провожу в форме игры. Проверка знаний проходит в форме игровых конкурсов «Термины», «С точностью до…», «Найди ошибку», «Ребусы», «Прием в травмпункте», где один из учащихся выполняет роль врача, «Модели», где команды разыгрывают модели физиологических процессов, происходящих в организме «Образование тромба» и «Формирование иммунитета» с комментариями остальных учащихся.
В работе с учащимися использую традиционные и нестандартные формы обучения: урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие; уроки проверки знаний - зачеты, викторины.
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною в классах с большой (по нашим меркам) наполняемостью. Например, в 7 классе при изучении темы «Систематика животных» часто использую групповой метод. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности каждому, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение, за небольшой промежуток времени изучить материал большого объема.
Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ГИА и ЕГЭ, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. Использовать тесты в качестве контроля знаний я начинаю с пятого класса. С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Так, на уроке биологии в 8 классе по теме «Клетка, ее строение, состав и жизнедеятельность» учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Органоиды клетки».
Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой. Таким образом, освобождается время на обобщающие уроки, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты. В системе работы по предметам накоплен собственный методический пакет контрольно-измерительных материалов. Итоговая государственная аттестация в новой форме требует развития у учащихся навыка работы с тестами.
Использование ИКТ на уроках биологии и географии.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В наших условиях компьютер используется чаще всего в демонстрационном варианте. Использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо не возможно провести в кабинете, либо не возможно наблюдать и трудно представить, понять.
Обучение с использованием ИКТ является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.
Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся не только свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.
Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию.
За последнее время для учащихся и преподавателей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники и экзаменаторы.
Среди форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.
Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий- самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии.
Отличительная особенность презентации - это тезисность для преподавателя и наглядность для учащегося. В презентации могут быть показаны самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых и т.д.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации - формирование у учащихся системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учащихся. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности учебных приложений.
Хотелось бы отметить, что проведение уроков с использованием компьютерных технологий позволило мне повысить интерес школьников к моим предметам, повысилось качество знаний. С этой целью готовятся компьютерные презентации, а также используются готовые информационные ресурсы:
-Биология(Анатомия и физиология человека;
-1 С:Репетитор. Весь школьный курс биологии;
-Биология. Демонстрационный учебный эксперимент;
-Биология 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий;
-Экология. В двух дисках;
-Биология 6-11 классы. Лабораторный практикум;
-Уроки биологии 6 класс. Мультимедийное приложение к урокам;
-Экология 10-11 класс. Учебное пособие;
-Анатомия.8-9 класс. Электоронный атлас;
-Ботаника. Цифровая база приложений;
-Ботаника. Микрофотографии;
-География. Дидактические и развивающие игры 6-11 класс;
-Живая география. Цифровые контурные карты для школьного курса географии.
Полезную и интересную информацию получаю, используя сайты:
-http:||bio.september.ru
- http:||www.uchportal.ru
- http:|| www.proshkoiu.ru
- http:|| www.uroki.net
В социальной сети работников образования я создала свой персональный сайт, где размещены разработки уроков и внеклассных мероприятий, в течение двух лет участвую в общероссийском проекте «Школа цифрового века».
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом. Для этого необходимо найти корни ее возникновения или причины появления. Только устранив эти причины, можно говорить о решении проблемы.
Одной из проблем я выделили бы проблему развития речи учащихся, которую рассматриваю через активизацию мыслительной деятельности учеников. Так как речь-это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи- это общение, передача информации. Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития, о том, способен ли он адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Индивидуальная лексика каждого человека примерно соответствует его запасу знаний. Между словарным запасом и познаниями человека есть однозначное соответствие. Развивая речь ребенка, мы развиваем его мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха, положительной адаптации ребенка.
В последнее время мы все увлекаемся использованием тестов. Тест, безусловно, легче обработать, несложно составить, дети уже привыкли к выполнению тестовых заданий, но особого развития речи при этом виде работы не наблюдается. Не отказываюсь от тестов в своей работе, более того- дети сами составляют тестовые задания либо во время урока, либо дома, но при взаимопроверке прошу детей обосновывать выбор своего ответа, таким образом, ребенку приходится говорить, аргументировать свой ответ. Технология проблемно-диалогического обучения дает очень широкие возможности в развитии и формировании устной монологической и диалогической речи детей, позволяет активизировать творческую деятельность учащихся через различные пути решения выдвинутой проблемной ситуации, где учитель либо сам заостряет противоречие, либо подталкивает сделать это самого ученика, а затем, в процессе диалога ребенок находит выход из проблемной ситуации. При таком обучении ребенок учится и находить противоречие, и выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать их, ребенок сам «открывает» знание - и это значительно эффективнее, чем , если бы учитель дал эти знания в готовом виде.
Применение активных методов обучения сказывается на качестве знаний.
Таблица 1. Качество знаний и уровень обученности по преподаваемым предметам:
Показатели | 2009/2010 Учебный год | 2010/2011 Учебный год | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год | 2014-2015 Учебный год |
Уровень обученности по биологии | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний по биологии | 64% | 64% | 54% | 64% | 66% | 66% |
Уровень обученности по географии | 100% | 100% | 100% | |||
Качество знаний по географии | 63% | 52% | 60% |
Таблица 2. Результаты итоговой аттестации.
Показатели | 2009/2010 Учебный год | 2010/2011 Учебный год | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год |
Средний балл ЕГЭ | 63 | 43 | 44 | 38 | 54 |
Средний балл ГИА | 52 |
Таблица 3. Участие учащихся в общероссийских предметных олимпиадах.
Учебный год | Название олимпиады | Фамилия | Результат |
2012-2013 | Сверх программная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | 1). Сокирко И. 2).Павлюк Т. 3).Потапов Т. 4).Городецкий К. 5).Клец А. | 3 место 5 место 6 место 7место 7 место |
2013-2014 | Сверх программная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | Биология-13 человек География-16 человек | Диплом участника |
Таблица 4. Результаты исследовательской деятельности.
Учебный год | Название работы | Уровень | Фамилия | Результат |
2009-2010 | Влияние искусственных лесонасаждений на экосистемы степи» | Районный | Чижик А. | 3 место |
2012-2013 | Экологический мониторинг искусственного лесонасаждения Романовское урочище | Районный Областной | Шинкаренко О. | 1 место 2 место |
Научно-практическая конференция «Диалог природы и человека» | Областной | Шинкаренко | Диплом участника | |
Научно-практическая конференция «Живой природе- живое участие» | Региональный | Шинкаренко О. | 3 место | |
Конкурс компьютерных презентаций «Сохраним первоцветы» | Районный | Потапов Т. | 2 место | |
2013-2014 | Исследовательская краеведческая работа «Водные ресурсы Донского сельского поселения» | Районный | Шинкаренко О. | 1 место |
Краеведческая конференция «Мониторинг водных ресурсов Донского сельского поселения» | Районный | Шинкаренко О. | 1 место | |
Исследовательская краеведческая работа «Водные ресурсы Донского сельского поселения» | Областной | Шинкаренко О. | Участник | |
2014-2015 | Нучно-практическая конференция «Живой природе-живое участие» | Региональный | Норлусинян Маргарита | 1 место |
2015-2016 | Районный конкурс исследовательских краеведческих работ «Редкие первоцветы х.Гундоровского» | Районный | Сокирко Ирина | 2 место |
Районная краеведческая конференция (номинация:экологическое краеведение) | Районный | Сокирко Ирина | 2 место | |
Конкурс мини-газет «Человек, его здоровье и окружающая среда» | Районны | Сокирко Ирина Миронец карина | 1 место |
Внеклассная работа по предмету.
Большое значение для формирования интереса к биологии и географии имеет внеклассная работа .Проводится большая работа по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории. Регулярно в школе проводится неделя биологии и географии, месячник экологии. Выпуск газет, оформление стенда «Экологический вестник», различные акции, викторины, экскурсии по родному краю, ток-шоу, беседы, КВН и другие мероприятия.
В течение десяти лет я веду кружок «Юный эколог». Члены кружка являются активными участниками многих районных, областных, межрегиональных мероприятий, акций, фестивалей, турниров. Ведется сотрудничество и регулярные встречи с работниками государственного природного заповедника «Ростовский».
В школе стали традиционными такие мероприятия, как «День Птиц», «День воды», «День Земли».
Таблица 5 Результативность участия кружка «Юный эколог» в различных мероприятиях.
Учебный год | Название мероприятия | Уровень | Фамилии | Результат |
2010-2011 | Акция «Тепло твоих рук» | Всероссийский | Потапов Т. Рассадникова С. | 1 место |
2011-2012 | Экологический турнир «По страницам Красной книги» | Районный | Бокарева О. Чижик А. Шинкаренко О. | 1 место |
Конкурс на лучшее мероприятие, посвященное 15-летию заповедника «Ростовский» | Районный | Кружок «Юный эколог» | 1 место | |
2012-2013 | Экологический марафон «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля» | Районный | Кружок «Юный эколог» | 2 место |
2013-2014 | Экологический фестиваль «Воспетая степь». Защита экологического флага» | Региональный | Кружок «Юный эколог» | 2 место |
Экологический фестиваль «Воспетая степь». Защита экологического флага о воде | Региональный | Кружок «Юный эколог» | 1 место |
Работа по самообразованию.
По моему мнению, учитель остается учителем до тех пор, пока он учится сам. Я регулярно выписываю и изучаю статьи из предметных журналов «Биология в школе», «Биология для школьников», «Биология. Все для учителя», «География. Все для учителя». Многие материалы использую для подготовки к урокам и внеклассных мероприятий, для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Регулярно читаю материалы периодической печати. Знакомлюсь с новинками педагогической литературы, посещаю уроки коллег, даю открытые уроки и мероприятия.
Таблица 6.Открытые уроки и участие учителя в конкурсах
Учебный год | Название | уровень | Результат |
2009-2010 | Открытый урок «Среда обитания организмов и ее факторы» | Районный | |
Конкурс «Учитель года» | Районный | ||
2010-2011 | Руководитель МО естественно-математического цикла | Школьный | |
2011-2012 | Открытый урок «Жизнь на разных материках» | Школьный | |
Руководитель МО естественно-математического цикла | Школьный | ||
2012-2013 | Открытое мероприятие «Земля - наш общий дом» | Школьный | |
2013-2014 | Конкурс «Открытый урок» на сайте 1 сентября | Всероссийский | Сертификат и диплом участника |
Конкурс компьютерных презентаций к уроку на сайте 1 сентября | Всероссийский | Диплом лауреата | |
2014-2015 | Открытый видео урок «Класс Земноводные» | Районный | |
Открытый урок «Что такое экология» | Районный | ||
Открытый урок «Уникальность планеты Земля» | Районный |
Таблица 7 Участие в работе ШМО
Учебный год | Тема выступления |
2009-2010 | Современный взгляд на качество образования в российской школе |
2010-2011 | Стандарты второго поколения по биологии |
Формирование опыта творческой деятельности учащихся | |
2011-2012 | Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии |
Самообразование учителя | |
Какой быть системе оценивания результатов ЕГЭ? | |
2012-2013 | Применение технологии критического мышления на уроках биологии |
Здоровье сберегающие технологии на уроках биологии | |
2013-2014 | Тренинговые технологии на разных этапах урока |
Творческие домашние задания как способ саморазвития личности | |
Как увеличить продуктивность обучения в условиях ограниченного времени | |
Экологическое воспитание в процессе обучения географии | |
2014-2015 | Учебно-методической работы учителя биологии и географии (в рамках подготовки к аттестации) Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии |
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую:
-продолжить изучение разнообразных методов и приемов активизации познавательной деятельности;
-повысить успеваемость по преподаваемым предметам;
-формировать ответственное отношение к природе.
Я очень люблю свою работу, свой коллектив, испытываю огромное удовольствие от общения с детьми.