Методическая страничка
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца
606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова, д.17 тел.(883161) 9-07-63
Консультация для педагогов
на тему: Детские мастер- классы»
Разработала:
Логинова Марина Михайловна
воспитатель
2019 г.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.
Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.)
В процессе приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира) приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок овладевает культурными практиками.
Культурные практики, по определению Н.Б Крыловой, - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.
В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности можно применить одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».
Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
«Личностный рост ребенка предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений. Личная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициативным, и исполнительным, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.» (Н.Е. Веракс «Инициатива в ДОУ»).
При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности.
Мастер-класс следует строить по некоторым правилам
Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе.
Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание.
Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется.
Оптимальное количество мастер классов – два.
Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».
Так же были сформулированы правила для участников мастер-класса:
Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.
Слушаем внимательно, не перебивая «мастера».
Вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ.
Вопросы задаем вежливо
Не стесняемся задавать вопросы
Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
Благодарим Мастера за представленный опыт.
Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.
1 этап – выбор темы.
Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность - рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами - «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Тему «мастер-класса» дети выбирают на групповом сборе.
2 этап – обсуждение содержания «мастер-класса».
Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». индивидуально обговорить с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.
3 этап – презентация темы «мастер-класса».
Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно.
4 этап – представление опыта «мастером».
После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т.д.).
5 этап – практический.
После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.
В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.
Ценность детских «мастер-классов».
Для детей, дающих мастер – класс:
Приобретение опыта публичных выступлений.
Формирование коммуникативных навыков.
Возможность почувствовать себя успешным.
Развитие самостоятельности, ответственности.
Развитие инициативы.
Для детей, участвующих в мастер – классе:
Овладение новыми способами действий.
Приобретение опыта коллективной деятельности.
Формирование регулирования поведением, подчинение правилам.
Стимул к деятельности, поиска новых способов действий.
Для педагога:
Способ поддержки детских инициатив.
Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей.
Выявить способности детей.
Выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
Возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него.
Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.
Способ принять участия в реализации образовательной программы.
Таким образом детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.