Развивающая предметно-пространственная среда
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (с сайта ФИРО) (см. здесь pdf)
Оформление среды в группе по социокультурному развитию детей дошкольного возраста (см. здесь pdf)
Принцип подбора игрушек по возрастным группам (см. здесь pdf)
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как одно из основных
условий реализации ФГОС ДО" (см. здесь pdf)
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ "Д/с №18" обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
· реализацию основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка» и дополнительных общеразвивающих программ;
· необходимые условия для организации инклюзивного образования;
· учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно она является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
· возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства представлена в виде переносных ширм и стоек, которые служат импровизированными стенами для индивидуальных и коллективных игр детей. Способностью изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей обладают всевозможные диванчики, пуфики, мягкие модули.
Все групповые пространства разделены на центры в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативный, познавательный, художественно-эстетический, физический, речевой, имеющиеся в них предметы детской мебели, игрушки, дидактические материалы, игры доступны детям, имеется возможность разнообразного их использования детьми.
В ДОУ в достаточном количестве имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Все центры включают в себя уголки для различных видов деятельности: игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, восприятия художественной литературы и фольклора. Во всех группах имеются пространства для возможности уединения детей.
Для стимуляции игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей в организации предметно-пространственной среды групп применяется периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов и игрушек.
Всем воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, предоставлен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.