Организация контроля в ДОУ

Ковалёва Наталья Андреевна

 

 

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутри садовский контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы  ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Внутренний контроль включает в себя:

• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

• контроль образовательного процесса.

 Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:

• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

 К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

 Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

 Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

 

Таблицы контроля

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ   см. здесь  
 ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ см. здесь  
 ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ  И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УТРЕННИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ см. здесь  
 ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ  И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ см. здесь  
 ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР  см. здесь  
 КАРТА АНАЛИЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ см. здесь  
 ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ  см. здесь  
 КАРТА ОЦЕНКИ ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ СНА см. здесь  
 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Музыкальный центр» см. здесь  
 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» см. здесь  
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ГРУППЕ см. здесь  
ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙсм. здесь  
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИсм. здесь  
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЗАНЯТИЮсм. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ»

см. здесь  
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРАсм. здесь  
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ГРУПП К НОВОМУ ГОДУсм. здесь  
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГАМИ ДООсм. здесь  
ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙсм. здесь  
ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЖИМА ПРОГУЛКИсм. здесь  
ОФОРМЛЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙсм. здесь  
САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ГРУППсм. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ»

см. здесь  
ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕЖИМНОГО МОМЕНТА «УМЫВАНИЕ»см. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

см. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕ»

см. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

см. здесь  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Центр игровой деятельности»

см. здесь  
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯсм. здесь  
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ см. здесь  
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУсм. здесь  
ПЛАН ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯсм. здесь  
КОНТРОЛЬ АНАЛИЗА РППСскачать 
КАРТА АНАЛИЗА РППС ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮсм. здесь  

  

  

    КАРТЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ИЗ ЖУРНАЛА "СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ"

Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

  

Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателей в направлении развития изобразительной деятельности детейскачать  
 Вопросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу РЭМП скачать  
 Карта анализа занятия по изобразительной деятельности в ДОО скачать  
 Карта анализа занятия по развитию речи скачать  
 Карта анализа наглядной информации для родителей скачать  
 Карта анализа подготовки и проведения занятий по РЭМП скачать  
 Карта анализа самообразования воспитателей скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Подготовительная группа скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Старшая группа скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Средняя группа скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Подготовительная группа скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Старшая группа скачать  
 Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Средняя группа скачать  
 Карта оперативного контроля «Изучение дошкольниками основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» скачать  
 Карта оперативного контроля «Организация двигательного режима детей в течение дня» скачать  
 Карта оперативного контроля «Организация питания в группах» скачать  
 Карта оперативного контроля «Оценка эффективности коллективного труда в ДОО» скачать  
 Карта оперативного контроля «Соблюдение режима дня и организация работы группы с учетом специфики сезона, дня недели, настроения детей» скачать  
 Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды по развитию игровой деятельности в группах старшего дошкольного возраста скачать  
 Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей среды по РЭМП у детей в группах младшего дошкольного возраста» скачать  
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей среды по РЭМП у детей в группах старшего дошкольного возрастаскачать  
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития изобразительной деятельности в методическом кабинете или изостудии»скачать  
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского садаскачать  
Карта оценки и анализа плана воспитательно-образовательной работы по разделу «Развитие речи»скачать  
Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возрастаскачать  
Карта оценки профессионального мастерства воспитателей разных возрастных групп по развитию у детей элементарных математических представленийскачать  
Карта оценки профессиональных знаний и умений педагогов по руководству игровой деятельностью детейскачать  
Карта оценки профессиональных знаний и умений педагогов по руководству развитием у детей общения и взаимодействия с взрослыми и сверстникамискачать  
Карта оценки профессиональных компетенций воспитателя по развитию у детей звуковой культуры речискачать  
Карта проверки плана воспитательно_образовательной работы по разделу «Изобразительная деятельность»скачать  
Карта проверки плана образовательной работы по разделу РЭМПскачать  
Карта тематического контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития двигательной деятельности в разных возрастных группах детского садаскачать  
Опросник для воспитателей «Звуковая культура речи дошкольников»скачать  
План проведения оперативного контроля по вопросу «Организация речевой активности детей в разных формах образовательного процесса»скачать  
Протокол обследования РППС для развития двигательной деятельности детейскачать  
Протокол обследования содержательной насыщенности РППСскачать