План самообразования
Предварительный просмотр:
План самообразования
Тема самообразования: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»
Цель– Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста, способствует развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в личностном развитии, обогащении словарного запаса.
Задачи:
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие творческой инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня;
- транслирование своего опыта.
Перечень вопросов по самообразованию:
∙ изучение психолого-педагогической литературы;
∙ разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
∙ проектная и исследовательская деятельность;
∙ анализ и оценка метапредметных результатов деятельности учащихся;
∙ продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей с мотивированными детьми;
∙ планомерное и систематическое совершенствование методов учебного и воспитательного процессов.
Ожидаемые результаты самообразования
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО и ГМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях школьного и городского педагогических сообществ, педсоветах, участие в профессиональных конкурсах.
Форма самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2021 – 2022 г | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС общего образования. Изучение педагогической литературы: |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2021 – 2022 г. | Участие в семинарах для учителей русского языка и литературы. Выступление на научно - практических конференциях |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2021 – 2022 г. | Создание рабочих программ по иностранным языкам в соответствии с ФГОС. Участие в вебинарах учителей филологов. Выступления на заседаниях ШМО Участие в предметных мероприятиях (проведение открытых уроков.) Участие в олимпиадах, конкурсах. Работа с одаренными детьми. Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий. Публикации в сборниках ММЦ. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2021 – 2022 г. | Участие в городских семинарах для учителей-филологов. Участие и результаты в муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Открытые уроки на школьном и городском уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2021 – 2022 г. | Участие в профессиональных конкурсах. Публикации |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»( из опыта работы)
Развивающее обучение возможно только при творческом подходе педагога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся обязательно нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.
Важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.
Так, в 8 классе при написании сочинения эпистолярного жанра учащимся была предложена полная свобода выбора — кому написать письмо, в каком жанре и с какой целью.
Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда изучение и практическое усвоение теории сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).
К примеру, изучая в 5 классе волшебную сказку «Царевна-лягушка», ребята с интересом прослушали мюзикл «Царевна-лягушка» (арию братьев); в 8 классе при изучении лирикиА.С.Пушкина - вальс-фантазию Глинки и его же дивный романс «Я помню чудное мгновенье»
Развитие творческой активности у учащихся предусматривает проведение практических работ (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).
Так, в 8 классе при написании сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» ребятам было предложено изменить заключительную часть, выразить собственное отношение к героям текста.
В 5-6 классах при изучении пушкинской лирики ребята пытались слагать буриме по заданным словам по теме «Осень»: пора, осень, небо, с утра; дожди, не жди, осень, просим.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Я использую следующие:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
5. «Лингвист». Исследуйте текст.
Такую форму работы я использую на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.
Большое место на уроках русского языка и литературы занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста.
В 8 классе при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту использую текст Д.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Во вступительном слове задаю следующие вопросы:
-Кем хотите стать?
- Чего хотите добиться в жизни?
- Каким характером надо обладать для достижения поставленных целей?
- Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные черты?
Все указанные виды работ развивают критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации,активизируют мыслительную деятельность, развивают аналитические и творческие способности учащихся.