План самообразования

Попова Дарья Сергеевна

План 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoanaliza.docx18.87 КБ
Файл razvitie_tvorcheskiih_.odt11.11 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Тема самообразования: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»

Цель– Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста, способствует развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в личностном развитии, обогащении словарного запаса.

Задачи:

  1. повышение мотивации и интереса к учению;
  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  3. развитие творческой инициативы учащихся в процессе обучения;
  4. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  5. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  6. повышение своего методического уровня;
  7. транслирование своего опыта.

Перечень вопросов по самообразованию:

 изучение психолого-педагогической литературы;

 разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

 проектная и исследовательская деятельность;

 анализ и оценка метапредметных результатов деятельности учащихся;

 продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей с мотивированными детьми;

 планомерное и систематическое совершенствование методов учебного и воспитательного процессов.

Ожидаемые результаты самообразования

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях МО и ГМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Форма отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях школьного и городского педагогических сообществ, педсоветах, участие в профессиональных конкурсах.

Форма самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2021 – 2022 г

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС  общего образования.

Изучение педагогической литературы:

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2021 – 2022 г.

Участие в семинарах для учителей русского  языка и литературы.

Выступление на научно - практических конференциях

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2021 – 2022 г.

Создание рабочих программ по иностранным языкам в соответствии с ФГОС.

Участие в вебинарах учителей филологов.

Выступления на заседаниях ШМО Участие в предметных мероприятиях (проведение открытых уроков.)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Работа с одаренными детьми.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий.

Публикации в сборниках ММЦ.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2021 – 2022 г.

Участие в городских семинарах для учителей-филологов.

Участие и результаты в муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Открытые уроки на школьном и городском уровне.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2021 – 2022 г.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации



Предварительный просмотр:

 

Тема по самообразованию: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»( из опыта работы)

                Развивающее обучение возможно только при творческом подходе педагога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся обязательно нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.

                  Важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.

                    Так, в 8 классе при написании сочинения эпистолярного жанра учащимся была предложена полная свобода выбора — кому написать письмо, в каком жанре и с какой целью.

           Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда  изучение и практическое усвоение теории  сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).

             К примеру,  изучая в 5 классе  волшебную сказку «Царевна-лягушка», ребята с интересом прослушали мюзикл «Царевна-лягушка»  (арию братьев); в 8 классе при изучении лирикиА.С.Пушкина  - вальс-фантазию Глинки и его же дивный романс «Я помню чудное мгновенье»  

        Развитие  творческой  активности у учащихся  предусматривает проведение практических работ  (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).

Так, в 8 классе при написании сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» ребятам было предложено изменить заключительную часть, выразить собственное отношение к героям текста.  

В 5-6 классах при изучении пушкинской   лирики  ребята пытались слагать буриме по заданным словам по теме «Осень»: пора, осень, небо,  с  утра; дожди, не жди, осень, просим.

     Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Я  использую следующие:

   1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

   2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

   3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

  5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Такую форму работы я использую на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.

 Большое место на уроках русского языка  и литературы занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста.

В 8  классе при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту использую  текст Д.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Во вступительном слове задаю следующие вопросы:

-Кем хотите стать?

  • Чего хотите добиться в жизни?
  • Каким характером надо обладать для достижения поставленных целей?
  • Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные черты?  

Все  указанные виды работ  развивают критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации,активизируют мыслительную деятельность, развивают аналитические и творческие способности учащихся.