Учителям и ученикам
УЧИТЕЛЯМ:
-темы для бесед, классных часов, "пятиминуток здоровья";
-тематика и содержание классных родительских собраний по здоровьесбережению детей.
УЧЕНИКАМ:
-режим дня;
-закаливание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelyam_i_uchenikam.docx | 729.78 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЯМ
Темы для бесед, классных часов, «пятиминуток здоровья».
Классы | Темы |
1-2-е | «Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Значение физических упражнений для здоровья человека» «Здоровый образ жизни». |
3-4-е | «Начинаем утреннюю зарядку», «Физкультура и спорт», «Закаливание организма», «Двигательный режим», «Влияние физических упражнений на осанку». |
5-6-е | «Спорт и здоровье», «Умей трудиться и отдыхать», «Закаливание организма», «Начинаем утреннюю зарядку», «Двигательный режим», «Модно быть спортивным», |
7-8-е | «Наш нравственный выбор – здоровье», «Режим дня и двигательный режим», «Двигательный режим в дни летних каникул, правила поведения на воде», «Закаливание организма». |
9-е | «Мода и здоровье», «Самостоятельные занятия по общефизической подготовке», «Двигательный режим летом, правила поведения на воде». |
Тематика и содержание классных родительских собраний по здоровьесбережению детей.
1-й класс
1). Адаптация ребёнка в школе. Режим дня первоклассника. Необходимость полноценного отдыха для детей. Особенности режима дня ученика при наличии хронических заболеваний. Профилактика стресса у первоклассников, связанных с учебным процессом.
Связь семьи и школы по вопросам здорового развития детей.
2).Физическое и психическое развитие детей. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи у первоклассников, роль семьи в развитии этих психических процессов. Осанка ребёнка, рабочее место ребёнка. Зрение. Профилактика его снижения.
3).Гигиена первоклассника и профилактика инфекционных заболеваний. Школьные заболевания и их профилактика (ОРЗ, ОРВИ, гепатит, педикулёз и т.д.)
2-й класс
Укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости. Режим дня второклассника. Закаливание, Приобщение детей к физической культуре как к основному средству укрепления здоровья и закаливания организма. Спортивные секции в школе и в районе.
3-й класс
1).Физическое и психическое развитие младших школьников. Развитие воображения, воли и других психических процессов. Начало возрастных изменений в организме младших школьников. Необходимость знаний о физическом и психическом развитии детей для успешного воспитания.
2).Состояние здоровья ребёнка, необходимость постоянной связи с медицинскими работниками. Профилактика сколиоза, близорукости, заболеваний желудка.
3). Личный пример родителей по формированию здорового образа жизни. Значение режима дня семьи для здорового развития детей. Влияние негативных явлений в семье (алкоголизм родителей, стрессовые ситуации) на физическое и психическое здоровье детей.
4-й класс
1). Особенности младшего подросткового возраста. Возрастные изменения сердца. Повышение кровяного давления, возрастание утомляемости. Повышенная возбудимость, раздражительность, слабость нервной системы в данный возрастной период Увеличение роста и веса. Необходимость гимнастики как средства гармонического развития тела.
2).Влияние на здоровье ребёнка негативной теле и видеоинформации. Ребенок и компьютер. Поколение Интернета – как сохранить здоровье ребёнка в условиях процессов глобализации. Активный совместный отдых в семье.
5-й класс
1).Адаптация пятиклассника к средней школе. Требования к знаниям, умениям и навыкам пятиклассников, характеристика учебной программы, знакомство с преподавателями-предметниками. Развитие познавательных потребностей и мыслительных процессов. Роль семьи в адаптации к условиям средней школы. Режим дня пятиклассника с учётом занятости в дополнительном образовании. Создание в семье благополучных условий для ребёнка в этот период.
2). Физическое и психическое развитие младших подростков. Несоответствие роста тела с ростом внутренних органов. Развитие желёз внутренней секреции. Психосаморегуляция состояния младшего подростка (умение владеть настроением, эмоциями).
3).Гигиена подростка. Гигиена мальчика и девочки. Создание необходимых гигиенических условий в семье. Рабочее место ребёнка : свет, чистый воздух, нормальная температура. Привитие правил личной гигиены, питание и режим дня подростка.
4). Предупреждение нервных и инфекционных заболеваний у подростков. Профилактика детского травматизма.
6-й класс
1). Здоровый образ жизни в семье. Факторы риска заболеваний, связанных с привычками и образом жизни. Несбалансированное питание как фактор риска заболеваний детей. Влияние вредных привычек членов семьи на здоровье детей.
2). Здоровье ребёнка и физическая культура. Повышение физической активности – основной путь улучшения здоровья детей. Периодические и постоянные занятия физической культурой и спортом. Влияние большого спорта на организм подростка. Консультации преподавателей физического воспитания.
3). Гигиена тела, одежды и обуви подростка. Эстетическое воспитание в семье, отношение к внешнему облику: красота и здоровье.
7-й класс
1).Особенности подросткового возраста (беседа психолога и врача). Стремительное развитие умственных и физических сил подростка. Физиологические изменения в организме и их влияние на психику. Необходимость постоянного контроля за самочувствием подростков. Возможные кризисы подросткового возраста.
2). Половое созревание. Влияние гормонов на эмоциональную сферу подростка. Влияние взаимоотношений в семье на половое воспитание детей. Половое воспитание юношей и девушек, нравственных качеств личности. Необходимость развития и обогащения духовной сферы подростков. Профилактика ранней половой жизни подростков. Влияние средств массовой информации на половое воспитание подростков.
3). Личный пример и авторитет родителей в формировании здорового образа жизни подростков. Влияние здорового образа жизни на успешность человека.
4). Ранний алкоголизм и наркозависимость, их разрушительное влияние на личность. Профилактика отклоняющего поведения и употребления ПАВ в семье и школе. Беседа с психологом и социальным педагогом школы.
8-й класс
1). Физическое и психическое развитие восьмиклассников. Возможное изменение отношений подростков к учёбе, труду. Развитие психических процессов у старшеклассников. Необходимость соблюдения режима дня и рационального сбалансированного питания для здоровья подростков.
Стрессы и их профилактика в семье.
2). Формирование здорового образа жизни старших подростков. Взаимосвязь физического воспитания и нравственного развития подростков. Роль систематических занятий спортом во всестороннем личностном развитии. Поддержка в семье спортивных увлечений подростков. Необходимость закаливания организма. Семейный туризм как средство оздоровления и сплочения семьи.
3).Ответственность взрослых за приобщение подростков к употреблению ПАВ. Образ жизни родителей как пример отношения к курению, алкоголю.
9-й класс
1). Физические и психические особенности организма подростков. Увеличение нагрузок в 9-м классе. Необходимость полноценного отдыха и сна, особенно в период экзаменов. Контроль за самочувствием подростков. Предупреждение заболеваний, связанных со значительными нагрузками. Завершение периода полового созревания. Взаимоотношения юношей и девушек. Предупреждение ранних половых связей.
2). Итоговая аттестация и здоровье девятиклассника. Охрана здоровья школьников. Экзамены в щадящем режиме. Режим дня, гигиена труда и отдыха, питание в период экзаменов. Поддержка родителей во время экзаменов. Психологическая помощь подросткам в экзаменационный период.
3). Встреча и беседа со специалистами по профилактике наркомании.
УЧЕНИКАМ
Режим дня
Режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок деятельности, повторяющийся изо дня в день.
Основа рационального режима дня:
1) выполнение различных видов деятельности в строго определённое время;
2) правильное чередование учебной, трудовой деятельности и отдыха;
3) регулярное, в одни и те же часы, питание;
4) регулярные занятия физическими упражнениями;
5) полезный досуг, полноценный сон.
Режим дня не может быть одинаковым для всех, но принцип чередования в течение дня умственного труда с физической работой и отдыхом должен учитывать при распределении времени каждый.
Соблюдение правильного режима дня потребует вначале проявления достаточной силы воли. Ведь многим нелегко заставить себя каждый день в одно и то же время вставать, делать зарядку, обедать, учить уроки, гулять, ужинать, ложиться спать. Но кто этого добьется, тот станет более волевым, организованным человеком.
Систематическое недосыпание приводит к понижению работоспособности, истощению нервной системы и ослаблению защитных сил организма. Комнату перед сном необходимо хорошо проветрить, а еще лучше – оставить на всю ночь открытой форточку (а летом - окно).
Примерный режим дня
Время | Действие |
7.30 | Подъём |
7.30-8.00 | Зарядка, умывание, одевание |
8.00-8.30 | Завтрак, гигиена полости рта |
8.30-9.00 | Дорога в школу |
9.00-14.00 | Учёба в школе |
14.00-14.30 | Дорога домой |
14.30-15.00 | Обед |
15.00-17.00 | Прогулка, игры на свежем воздухе, активный отдых |
17.00-18.30 | Приготовление уроков, подготовка к школе |
18.30-19.00 | Ужин |
19.00-21-30 | Свободное время |
21.30-22.00 | Подготовка ко сну, водные процедуры |
22.00-7.30 | Сон |
Закаливание
Что такое закаливание? Это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Вспомним одну поучительную легенду.
Однажды грек встретил скифа, равнодушно бредущего по снегу босиком. Южанин пришёл в крайнее изумление:
- Неужели тебе не холодно?
- А почему не мёрзнет твоё лицо?- в свою очередь спросил чужестранец.
- Моё лицо привыкло к морозу, - подумав, ответил грек.
-Представь себе, что я весь – лицо! – улыбнулся грек.
Столь высокой степени закалки можно достичь, если умело воспользоваться благодатными факторами природы – солнцем, воздухом и водой. И чем раньше позаботишься об укреплении своего здоровья, тем лучше! Школьные годы – самая подходящая для этого пора.
Вначале закаливающие процедуры должны быть короткими по времени, а температура воды или воздуха не слишком низкой. И только постепенно время процедуры увеличивают, а температуру снижают примерно на 1 градус через каждые 3 дня.
После любых водных процедур необходимо растереться сухим полотенцем до покраснения кожи.
Закаляться нужно систематически каждый день. Если пропустить несколько дней, то результат длительного закаливания пропадает и надо начинать все сначала.
Наибольшую пользу приносит комплексное использование воздушных, солнечных, водных процедур (ножных ванн, обтирания, обливания, душа, купания). А также сочетание воздушных ванн с гимнастикой, солнечных ванн – с физическими упражнениями и подвижными играми.
Процедура | Температура | Продолжительность |
Воздушная и солнечная ванны | Начинать с +20 градусов | Начиная с 10 мин, увеличивать через каждые 3 дня на 5 мин |
Обливание | Начинать с +20…+22 градусов, постепенно доводить до +16 градусов | 1 – 3 мин |
Купание | Начинать с температуры воды не ниже +20 градусов | Начинать с 5 -10 мин |
Ножная ванна | Начинать с +25 градусов, постепенно доводить до +10…+15 градусов | 1 – 3 мин |