Работа группы продленного дня - модель организации внеурочной деятельности обучающихся.

Володина Т.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_gpd.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа группы продленного дня - модель организации внеурочной деятельности обучающихся.

Тип:

Статья

Описание:

Работа группы продленного дня - модель организации внеурочной деятельности обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из форм организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
В современных условиях чрезвычайно важна роль воспитателя группы продлённого дня : обеспечение подготовленности учащихся к последующим учебным занятиям, оказание помощи родителям в обучении детей навыкам самостоятельного выполнения домашних заданий. Задача воспитателей добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведённые физиологами и психологами исследования доказывают, что ребёнок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.
В игре ребёнок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где всё правильно или неправильно, где нельзя говорить не знаю. Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дет получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения , так как это разрушило бы её сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен чётко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причём мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Досуг в группе продлённого дня
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Одной из важных задач в работе с детьми в ГПД является забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способностей детей. Досуг школьников должен быть организован правильно, в определённой последовательности: спортивный час до самоподготовки, клубный час после самоподготовки и , наконец, прогулка.
Спортивный час
Все усилия педагогов могут быть сведены к нулю, если они не сумеют организовать полноценный активный отдых учащихся. поэтому в паузе между уроками и самоподготовкой необходимо проводить спортивный час на воздухе и только при плохой погоде в помещении.
Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на здоровье детей, их умственном развитии. Недостаток движений может стать одной из причин замедления их психического и физического развития. Подвижные игры во время спортивного часа помогают предупредить умственное переутомление детей, повышают их работоспособность.
Клубный час
Клубный час это форма организации внеурочной деятельности учащихся, направленная на рациональное использование свободного времени в целях разностороннего совершенствования личности школьников, развития их индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворения разнообразных интересов учащихся в рамках часа интересного досуга. Формы его проведения могут быть самыми различными: викторины, конкурсы, КВН, занятия постоянно действующих кружков (В царстве смекалки - развитие творческого мышления; Путешествие в волшебную страну Читалию - знакомство с миром литературных произведений; Превращение слов развитие речи, словарного запаса) и другие.
Прогулки
Главное назначение прогулки отдых, восстановление физических сил, а также решение следующих учебно-воспитательных задач:
развитие наблюдательности, внимания, фантазии, умения осмысливать увиденное;
воспитание любви и бережного отношения к природе;
расширение кругозора, углубление знаний учебного материала;
формирование коммуникативных способностей, навыков культурного поведения;
расширение самостоятельности и творческой активности школьников.