Инновационные образовательные технологии в организации воспитательной работы как основа формирования ключевых компетенций учащихся, посещающих ГПД

Володина Т.Ю.

Образовательная деятельность школы выстраивается в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на всех ступенях образования, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.

В результате реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младших классов к моменту окончания начальной школы выпускником должен быть приобретен опыт самостоятельного общественного действия, сформированы социально приемлемые модели поведения. Достижение таких результатов становится возможным только благодаря социально направленной деятельности учащихся. Для активного поэтапного включения учащихся ГПД в такую деятельность в воспитательной работе необходимо использовать деятельностный подход. Только в этом случае теоретические знания о нравственных ценностях приобретают глубоко личностный смысл и переводятся в сферу практических умений и навыков, способствуя приобретению учащимися элементов нравственного поведения и жизни.

Таким образом, актуальность представляемого педагогического опыта заключается в системном применении инновационных воспитательных технологий на основе деятельностного подхода.

Целью педагогического опыта является обеспечение успешности социальной адаптированности учащихся начальной школы, заключающееся в положительной динамике нравственного развития учащихся, повышении их социальной активности.

Эффективными методами организации и проведения воспитательных мероприятий являются следующие

·        метод проектов, 

·        кейс-технологии (метод конкретных ситуаций),

·        коллективное творческое дело (КТД),

·        групповая проблемная  работа,

·        информационно-коммуникационные технологии.

Выбор данных методов обусловлен возрастно-психологическими, личностными особенностями учащихся, особенностями контингента воспитанников ГПД (разновозрастная группа), а также тем, что именно практическая деятельность способствует лучшему пониманию и присвоению приобретаемых знаний и социального опыта, трансформации их в практические навыки.  С опорой на данные технологии была составлена и реализуется программа воспитания учащихся младшего школьного возраста, посещающих ГПД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Татьяна Юрьевна

ГБОУ ЛИЦЕЙ №408, воспитатель ГПД

Инновационные образовательные технологии

в организации воспитательной работы

как основа  формирования ключевых компетенций  учащихся, посещающих ГПД

Образовательная деятельность школы выстраивается в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на всех ступенях образования, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.

В результате реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младших классов к моменту окончания начальной школы выпускником должен быть приобретен опыт самостоятельного общественного действия, сформированы социально приемлемые модели поведения. Достижение таких результатов становится возможным только благодаря социально направленной деятельности учащихся. Для активного поэтапного включения учащихся ГПД в такую деятельность в воспитательной работе необходимо использовать деятельностный подход. Только в этом случае теоретические знания о нравственных ценностях приобретают глубоко личностный смысл и переводятся в сферу практических умений и навыков, способствуя приобретению учащимися элементов нравственного поведения и жизни.

Таким образом, актуальность представляемого педагогического опыта заключается в системном применении инновационных воспитательных технологий на основе деятельностного подхода.

Целью педагогического опыта является обеспечение успешности социальной адаптированности учащихся начальной школы, заключающееся в положительной динамике нравственного развития учащихся, повышении их социальной активности.

Эффективными методами организации и проведения воспитательных мероприятий являются следующие

  • метод проектов,  
  • кейс-технологии (метод конкретных ситуаций),
  • коллективное творческое дело (КТД),
  • групповая проблемная  работа,
  • информационно-коммуникационные технологии.

Выбор данных методов обусловлен возрастно-психологическими, личностными особенностями учащихся, особенностями контингента воспитанников ГПД (разновозрастная группа), а также тем, что именно практическая деятельность способствует лучшему пониманию и присвоению приобретаемых знаний и социального опыта, трансформации их в практические навыки.  С опорой на данные технологии была составлена и реализуется программа воспитания учащихся младшего школьного возраста, посещающих ГПД. Для отслеживания эффективности использования воспитательных технологий были разработаны критерии (уровень нравственной воспитанности; сплоченность ученического коллектива; интересы и деятельность учащихся; успешность социальной адаптации) и подобран диагностический инструментарий, включающий следующие методики:

 •    Тест Н.П. Капустина (1-2 класс);

•        Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (адаптация для учащихся 3-5 классов). Цель: выявление нравственной воспитанности учащихся.

•        Методика М.И. Шиловой. Диагностические таблицы уровня нравственной воспитанности учащихся младшего школьного возраста.

•        Методика «Фотография». Цель: изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в коллективе каждого ребенка.

•        Методика И.М. Витковской «Путешествие по морю любимых занятий». Цель: выявление направленности интересов и деятельности младших школьников.

•        Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося. Цель: выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Мониторинг эффективности используемых воспитательных технологий позволяет также отследить уровень развития личностных и метапредметных компетенций учащихся.

Метод проектов (проектная технология) учитывает принцип личностно-ориентированного образования,  способствует развитию инициативности детей, формирует  культуру умственного труда,  компетенции  в исследовательской деятельности, самостоятельной осознанной работе над проектом. В результате создается реальный социальный «продукт», имеющий для участников проекта практическое значение.

Целью использования данного метода в форме социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества (на уровне микросоциума, образовательного учреждения, муниципального образования), включение их  в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

 Метод конкретных ситуаций (кейс-технология) основан на использовании в воспитательном процессе специально смоделированной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Приобретение навыков безопасного нравственного поведения в любой ситуации.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Данный метод является оптимальным для использования в работе с учащимися младших классов, так как позволяет в безопасной среде смоделировать и прожить определенные, в том числе, критические ситуации, отработать навыки поведения и действий в них. Особенно эффективен данный метод в работе по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ.

Примером использования данной технологии является игра «Что делать, если…», направленная на отработку навыков безопасного поведения в разнообразных жизненных ситуациях ( в школе, на улице, дома, во дворе). В ходе игры каждая команда участников выбирает карточку с ситуацией, которую необходимо инсценировать, предложив (проиграв) свои способы правильного поведения.

Коллективное творческое дело

Коллективно-творческое дело - это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат».

КТД – это дела и цели самих детей, направленные на объединение коллективных усилий в совместном творчестве.

Результатом КТД является позитивная деятельностная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

  1. Совместное решение о проведении дела;
  2. Коллективное планирование;
  3. Коллективная подготовка;
  4. Проведение дела;
  5. Коллективный анализ;
  6. Результат.

При проведении КТД важно учитывать следующие моменты: содержание КТД чаще задается извне в виде поручений, либо «совместность» решения сводится к реакции участников на предложения воспитателя о проведении КТД. Поэтому на этапе совместного решения о проведении дела необходимо использовать различные приемы диалога с участниками, связанные с выяснением их позиции по отношению к содержанию и форме КТД.

КТД проводится по следующей схеме: после принятия решения о проведении коллективного дела коллектив учащихся делится на группы. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («Совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Творческие группы представляют результаты своей работы в виде выступления, или каких-либо практических действий. После окончания КТД проводится совместный анализ в форме беседы или круглого стола, где все участники дела могут выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события.

Примером КТД может служить мероприятие по формированию навыков ЗОЖ «Живой журнал доктора Пилюлькина», в ходе которого учащиеся ГПД проводят просветительскую работу с учениками лицея, включающую инсценировки для начальной школы, раздача буклетов, проведение мониторинг знаний учащихся младших классов о правилах ЗОЖ.

Групповая проблемная работа предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблема с указанием параметров и условий решения может быть предъявлена воспитанникам педагогом, другими участниками образовательного процесса или  найдена ими самостоятельно.

Групповая проблемная работа используется в любом виде деятельности. Примером групповой проблемной работы является проект по формированию грамотного поведения в период ОРВИ. Учащимся в ходе беседы о правилах ЗОЖ была предложена проблемная ситуация: принятие индивидуальных мер по профилактике ОРВИ не приносит ожидаемого эффекта. В результате групповой работы над проблемой учащимися был проведен анализ литературных источников и предложен ряд конкретных мер по решению проблемы. В итоге было проведено КТД «Журнал доктора Пилюлькина», разработан проект по профилактике ОРВИ с помощью растений в классных комнатах и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии

Посредством данной технологии  осуществляется процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Данный метод работы включает составление и использование презентаций, как самими учащимися, так и педагогом, в процессе проведения мероприятий, для выступления на конференциях и участия в заочных олимпиадах, использование различных развивающих программ в работе с учащимися.

 Примером использования может служить детско-родительское мероприятие «Я поведу тебя в музей», на котором учащиеся с помощью самостоятельно подготовленных презентаций рассказывали о музеях нашей области, виртуальное путешествие «Наш город Пушкин», на котором педагог знакомил учащихся с историей родного города, использование в воспитательной работе компьютерных развивающих программ для развития творческого мышления учащихся, создание буклетов в процессе работы над проектами.

Эффективность опыта использования представленных методов подтверждается результатами ежегодного мониторинга, которые демонстрируют стабильно высокий уровень по следующим показателям:  уровень групповой сплоченности ученического коллектива, уровень нравственного развития учащихся ГПД, уровень социальной активности, расширение сферы интересов и видов деятельности воспитанников.

Результаты диагностики уровня нравственной воспитанности  учащихся указывают на стабильно высокий показатель количества учащихся (более 80 % учащихся), имеющих высокий уровень нравственной воспитанности.

По результатам мониторинга уровня групповой сплоченности отмечается стабильность эмоционально-психологических отношений в детском коллективе ГПД: большинство учащихся (более 85 %) эмоционально-положительно воспринимают систему своих отношений со сверстниками в коллективе; не испытывают психологического дискомфорта в группе.

Результаты изучения сферы интересов и деятельности демонстрируют расширение круга интересов учащихся, что выражается в повышении их социальной активности за последние три года – увеличение социально активных  учащихся с 78% до81%.

Изучение динамики социальной адаптированности  указывают на высокую социальную активность и умение большинства учащихся (более 85 %) выстраивать свои отношения с окружающими в соответствии с нравственными нормами.