Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2018"
Данный раздел содержит материалы, предложенные для конкурса "Учитель года - 2018".
1. Учебное занятие. Урок математики во 2 А классе, УМК "Школа России". Тема урока: " Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+25".
https://nsportal.ru/video/2018/01/urok-matematiki-...
2. Воспитательное мероприятие "Папа, мама, класс и я -вместе дружная семья!"
https://nsportal.ru/video/2018/01/vospitatelnoe-me...
3. Материал для методического семинара по теме "Проектирование современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_na_konkurs_uchitel_goda-2018.pptx | 2.28 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что значит «современный»?
Современный урок Современный урок – урок , актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом . Галилео Галилей Быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Научить учиться!
Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться ( УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока
Модели современного урока Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционная Развивающая деятельностная компоненты Ключевые и базовые компетентности Проектирование урока Разнообразные формы обучения Технологическая карта урока Практический опыт деятельности Инновационная
Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Исследовательский, продуктивный, творческий «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Цель: развитие личности
Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Способы усвоения: мыслительная деятельность , рефлексия
Соотнесение новых представлений с системой ранее освоенных Проверка гипотез, открытие нового знания Формирование понятий Субъективное открытие закона, явления, закономерности; способа познания и механизма приобретения новых знаний о действительности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
Главное – самостоятельная работа учащихся, а не учителя использование образовательных технологий Характеристика современного урока Четыре компонента содержания: Знания Умения, Навыки Творческая деятельность Эмоционально-ценностный опыт Личностно ориентированный, индивидуальный характер Создание условий для формирования компетенций ребенка Урок практический, деятельностный характер
Учащийся на современном уроке: Цель - г отовность к саморазвитию 1) Умение самостоятельно делать выбор , адекватный своим способностям 2) Умение ставить перед собой цель , принимать решение 3) Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации 4) Умение проконтролировать себя , свои собственные действия 5) Умение адекватно оценить свои действия , выявить и скорректировать возникшие затруднения 6) Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные : речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако - символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
ОБЪЕКТ ПРОЧНОГО УСВОЕНИЯ соблюдение принципов дидактики ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ содержание ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА Критерии работы с содержанием урока:
1 2 3 4 по виду передачи и восприятия учебной информации по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока по логике изложения и усвоения учебного материала по характеру учебно-познавательной деятельности 5 Классификация методов обучения .
Дискуссии Эвристическая беседа Диспуты Диалоги Исследования Наблюдения Проблемно-поисковый метод
Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Нетрадиционные формы урока
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Внутренний мониторинг
К компетентность О ответственность М мастерство Ф фантазия О оригинальность Р результативность Т творчество Н научность О оптимальность С сотрудничество Т толерантность Ь Современный урок – совменный учитель...
Спасибо за внимание!
Литература Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС/под ред. Н. Н. Деменевой. Методическое пособие – М. « Аркти », 2012 г. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год. 2.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год. Карапузова Н. Н. Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар . науч . конф . (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8558/ (дата обращения: 30.01.2018). 1.www.nsportal.ru/.../ proektirovanie-sovremennogo-uroka-tselepolaga ... 2.festival.1september.ru/ articles /538512/ 3. ipkps.bsu.edu.ru / source / news /21_strych/21_strych.asp
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Проектирование современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Э.В.Бурчалова – учитель начальных классов первой категории,
МБОУ СШ № 16 г. Павлово Нижегородской области
Слайд 2
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок?
Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы
- быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире
- уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Слайд 3,4
Каковы же особенности современного урока?
1).Современный урок – это личностно-ориентированный.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2). Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.
Давайте посмотрим на основные тенденции развития современного урока.
Современный урок – это:
Личностно-
ориентированный
Компетентностный
Деятельностный
Слайд 5
Тенденция развития современного урока. Применение новейших информационных технологий. Разнообразие типов урока. Формирование потребности в познании и умений учиться (ОУУ).Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки. Свобода в выборе структуры урока. Технологичность обучения. Применение идей личностно-ориентированного и личностно- развивающего обучения.
Слайд 6
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Слайд 7-11
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий. (Перечисление модели урока и его целей по слайдам)
Слайд 12, 13
Что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Слайд 14
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Слайд 15
КРИТЕРИИ Результативности УРОКА
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками; формирование и тренинг способов умственных действий учащихся; вклад в формирование личностных качеств школьника и , в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».
Слайд 16
Ребенок на современном уроке должен чувствовать себя свободно и комфортно. Его целью является готовность к саморазвитию .Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям. Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации. Умение проконтролировать себя, свои собственные действия. Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать. Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Слайд 17
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития.
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Слайд 18
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Слайд 19,20
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Слайд 21
Чтобы человек научился преодолевать трудности, у него не должно возникать впечатления беспросветности. Это и взрослых-то расхолаживает, а детей, которым гораздо больше, чем взрослым, необходим скорый результат, и подавно. Поэтому крайне важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Со временем иллюзия непременно станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв. Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.
Слайд 22
В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.