Экологическое воспитание
Занятия, конспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эко игрушка "Травянчик" | 17.5 КБ |
Физкультурно-эклогическое развлечение | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по изготовлению эко-игрушки
«Травянчик»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Описание материала: мастер-класс по созданию экологической игрушки. Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей, родителей и их детей.
Цель: познакомить детей с процессом изготовления эко – игрушки, формировать интерес и желание ухаживать за своим «питомцем».
Задачи:
Обучающие:
- обогащать знания о живой и неживой природе;
- формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- обучать простейшим трудовым умениям
- формировать представление о потребностях растений (тепло, свет, влага, грунт).
Развивающие:
- развивать творческое воображение, мышление, внимание, наблюдательность и речь;
- развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- бережное отношение к окружающей природе и аккуратность при выполнении работы.
Предварительная работа:
- ухаживание за комнатными растениями;
- проведение опытов "Выращивание лука","Что нужно растениям для роста".
Материалы и оборудование:
- капроновые колготы;
- семена травы;
- опилки;
- маленькие резиночки;
- пуговицы;
- бусинки;
- ленточки, бантики, цветные лоскуты;
- клей.
Глубокие чашки для перемешивания опилок с зерном, теплая вода, лейки, поддоны для готовых изделий.
Раздаточный материал:
Вводная часть
Все мы знаем, как актуальна экологическая тема в настоящее время, когда многое зависит от деятельности человека, которая всё больше приводит к гибели окружающей среды.
Что же мы, взрослые, можем сделать для её сохранения? В первую очередь, научить детей уже с раннего возраста понимать значимость природы, научить любить, беречь её и, конечно же, направлять все действия только на сохранение и возрождение всего живого.
С чего же всё начинается? С наблюдения на прогулках, с проведения исследовательской деятельности, разного вида игр, со знакомства с произведениями о природе, изодеятельности и ещё очень-очень многого. Главное, только заинтересовать ребёнка и тогда он сам захочет узнать ещё больше, потому что дети очень любознательны.
Поэтому этот мастер-класс по созданию экологической игрушки «Травянчик», я хочу предложить, как один из методов знакомства детей с живой природой. В народе она названа ещё многими именами: эколюдик, живчик, экочеловечек. Многие думают, что её изготовление очень сложно, поэтому покупают в магазинах, но после сегодняшнего урока вы увидите, что эту игрушку сможет сделать не только взрослый, но и ребёнок. А совместное творчество оставит незабываемые впечатления и эмоции.
Что же в ней уникального? А уникальность состоит в том, что это игрушка - живая. Ведь у неё растут «волосы» - травка, которую в последствии вы сможете поливать, стричь, делать различные причёски. Ребёнок сможет наблюдать рост растения с маленького зернышка до уже крепкого, созревшего ростка.
Ход работы
Основная часть.
Что же нам понадобится для создания игрушки? Итак: капроновые чулки или носки, ножницы, клей (лучше «момент») или клеевой пистолет, опилки, семена (ячмень, рожь, пшеница, газонная трава), мелкие детали для украшения (глазки, пуговички, бусинки, цветочки…), маленькие резиночки (по желанию).
Шаг 1. Теперь приступим к работе. Для начала нужно отрезать от чулка несколько тонких полосочек: это будут верёвочки, с помощью которых мы будем связывать основные детали. И отрезать кусок капронового чулка (размер определите сами: в зависимости от размера игрушки), вывернуть его наизнанку, завязать один конец верёвочкой и вывернуть обратно, чтобы верёвка осталась внутри.
Шаг 2. Необходимо насыпать семена: 2-3 ложки. Распределить их, сверху добавить опилки, хорошо утрамбовать и сформировать тугой шар или овал.
Шаг 3. Затем двумя руками пережать игрушку и в том же месте перевязать верёвочкой. Там, где семена, будет шляпка гриба, а нижняя часть - ножка. Сформировать шляпу путем сплющивания. Хочу заметить, что работа с опилками (в особенности, если они мелкие) напоминает работу с пластилином, поэтому с этой задачей вы сможете легко справиться.
Шаг 4. Но это ещё не всё. Для того, чтобы наш грибок был интереснее и сказочнее, сделаем ему ручки и ножки. Для этого из нижней части (ножки гриба) «вытянем» по бокам ручки и ножки, перевяжем их верёвочками или резиночками. Опять же, хочу отметить, что с резиночками легче работать, но не рекомендую перевязывать ими основные части, так как могут порваться.
Шаг 5. А теперь приступим к украшению грибка. Вначале, конечно же, стоит приклеить или нарисовать маркером глазки, ротик, носик. Затем всё зависит от вашей фантазии: можно приклеить цветочек, ленточку, пуговички и т.д. Но не стоит сильно украшать места, где находятся семена, ведь там будут расти «волосы».
Еще один совет. Если захотите сделать игрушку горизонтальную (бегемот, черепаха…), тогда сначала вы должны насыпать в чулок опилки, утрамбовать, а затем, отодвинув ложкой вбок опилки, добавить семена.
Вот такие замечательные Травянчики получились у нас с детьми. Для эксперимента мы использовали разные семена: рожь, овёс, ячмень, газонную траву.
А когда появились первые ростки, эмоции просто переполняли детей. Тогда они с двойным вниманием стали наблюдать за ростом травки. Вот наши первые ростки:
Через неделю весь уголок зазеленел.
И как же не сыграть с детьми в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская», где они смогли проявить всю свою фантазию.
Я надеюсь, что этот мастер-класс окажется вам полезен, ведь в такой интересной и занимательной форме знакомства с экологией, дети смогут и наблюдать, и анализировать, и делать выводы.
Предварительный просмотр:
Конспект физкультурно-экологического развлечения «Друзья нашего леса» (подготовительная к школе группа)
Цель: приобщать детей к активному образу жизни, обогащать знания об окружающем мире и защите окружающей среды.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания о безопасном поведении в природе.
- Совершенствовать двигательные навыки.
- Воспитывать культуру поведения в природе.
Предварительная работа: чтение, беседы, рассматривание.
Материалы и оборудование:
Рюкзаки, предметы для похода в лес (фонарики, бутылочки с водой, котелки, компасы и пр., кегли, обручи, , мешки для сбора мусора, мусор (банки, фантики, коробки, пакеты и прочее), картинки о правилах поведения в природе.
Ход занятия:
Вед. Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо от Феи Леса. Давайте вместе его прочитаем.
«Дорогие ребята! Слышала я о том, какие вы сильные, смелые, ловкие и умные. Только вам и под силу справиться с нашей бедой. Заколдовала Кикимора наш лес. Не поют в нем теперь птицы, не растут цветы, завяли деревья, ушли из леса звери. Лес теперь тих и мрачен. Нам очень нужна ваша помощь, чтобы освободить лес от заклятия».
Ребята, какая страшная беда приключилась с нашим лесом. Нужно обязательно помочь Фее Леса, вы согласны? Ну, что ж, тогда нужно собираться в дорогу. А вы знаете, какие вещи нужно собрать с собой в рюкзак для похода в лес? А это мы сейчас проверим.
Эстафета «Собери рюкзак»
Дети делятся на две команды. На столиках разложены различные предметы, часть из которых необходима в лесу, вторая часть лишняя. По команде первые участники из команд подбегают к столикам и берут один предмет, который может пригодиться в лесу, бегом возвращается к своей команде и передает следующему участнику. По окончании эстафеты, ведущий с детьми проверяет собранные рюкзаки, и обсуждают для чего та или иная вещь может понадобиться в походе.
Вед. Ну, вот рюкзаки наши готовы, но нам еще нужно вспомнить как нужно вести себя в лесу, чтобы не случилось беды. Какие правила поведения в природе мы знаем?
/Ответы детей:
- не уходить далеко от тропы
- тушить за собой костер
- не рвать незнакомые ягоды, грибы и травы
- не купаться в незнакомых водоемах
- не пить сырую воду
- в летнее время нельзя находиться на солнце без головного убора
-для защиты от насекомых в лес надевают одежду с минимумом открытых участков тела/
Вед. Теперь мы готовы отправиться в путь. Смотрите, ребята, какая перед нами извилистая тропинка. Непросто будет по ней нам пройти. Но мы не привыкли сдаваться. Давайте разделимся на две команды и пройдем ее.
Эстафета «Кривая дорожка»
Дети делятся на две команды. Перед ними выстраиваются в ряд кеглей (6-8 штук). По команде участники бегут, огибая кегли то с одной, то с другой стороны. Побеждает команда, которая быстрее придет к финишу, сбив при этом меньшее количество кеглей.
Вед. Молодцы ребята! С первыми трудностями мы легко справились, но вот впереди болото и перейти его можно только прыгая с кочки на кочку. Давайте не будем терять времени и переправимся через болото.
Игра «С кочки на кочку»
Перед детьми в шахматном порядке в 2 линии выкладывают обручи (6-8 шт.) Играющие выстраиваются в 2 команды. По сигналу игроки начинают перепрыгивать на 2 ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок выпрыгнет из последнего обруча, начинает прыгать второй игрок и т. д, Побеждает команда быстро и правильно перебравшаяся на другой берег.
Вед. Ребята, смотрите, кто это там показался вдалеке?
/Появляется Шапокляк. Идет, пиная кочки, ломает кусты, кидает мусор/.
Вед. Шапокляк, что это ты делаешь? Ты разве не знаешь, что нужно заботиться о природе?
Шапокляк: А я что? Я ничего. Подумаешь, бумажку бросила. Да, видели бы вы, сколько там, на поляне до меня намусорили. Небось, вы и намусорили.
Вед. Нет, Шапокляк, наши ребята не такие. Они заботятся о природе и берегут ее.
Шапокляк: Ну, хорошо! Больше не буду мусорить и ветки ломать, буду заботиться о природе. Но это так скучно, мусор убирать.
Вед. Да, что ты, Шапокляк. Это очень весело. Вот, посмотри, как мы это делаем.
Эстафета «Уборка мусора»
Дети становятся в 2 команды. По залу разбросан «мусор» (бумажки, фантики, пластиковые бутылки, коробки и др.). Каждая команда разбивается на пары, пара между собой сцепляется «под локоть». В свободной руке одного из участников пары мешок для сбора мусора. По сигналу пара бежит к «куче мусора» и подбирает 1 мусор, после этого возвращается к своей команде и передает мешок следующей паре.
/Появляется Кикимора/
Кикимора: Чего это вы тут расшумелись? И зачем в мой лес явились?
Вед. Кикимора, мы ребята из детского сада, пришли, чтобы попросить тебя расколдовать наш лес.
Кикимора: Ишь, чего захотели! Лес расколдовать! Все вы тут ходите, шумите, мусорите, гнезда разоряете, муравейники разрушаете. Совсем никакого житья от вас не стало. Вот и заколдовала я лес, чтобы вы сюда не ходили.
Вед. :Но это неправда. Мы знаем как нужно вести себя в лесу и заботиться о природе.
Кикимора: А это мы сейчас проверим. Сможете мои загадки отгадать. Так и быть, расколдую лес.
***
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
Васю - хворостиной. (Лес)
***
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
***
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
***
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный… (Рысь)
***
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… (Волк)
***
Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)
***
Хвост веслом! Пловец отменный!
Да и мех имеет ценный,
Строит «хатки» и плотины
Из ветвей, камней и тины. (Бобр)
***
У рек, ручьёв и у болот
Та пучеглазая живёт.
За лакомство – комар и мушка.
А земноводное - (Лягушка)
Кикимора: Вижу я, что вы действительно настоящие друзья леса, многое знаете о нем и бережно относитесь. Так и быть расколдую лес. Но вы мне пообещайте, что и впредь будете относиться к лесу бережно и друзей своих научите правилам поведения в природе.
Вед. : Конечно, обещаем. Ведь мы не раз еще придем в лес за ягодами, грибами или просто отдохнуть и погулять. И мы хотим, чтобы вокруг было чисто и красиво, чтобы цвели цветы, пели птицы, гуляли звери. Мы будем заботиться о природе, и беречь ее и научим всех своих друзей бережному отношению к природе. А теперь нам пора отправляться в обратный путь. До свидания!