Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий и наглядные пособия для занятий.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий и наглядные пособия для занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_1_zvuk_u._bukva_u.docx | 1.2 МБ |
nod_2_zvuk_a._bukva_a.docx | 847.92 КБ |
nod_3_zvuk_i._bukva_i.docx | 875.71 КБ |
nod_4_zvuki_a_u._bukvy_a_u.docx | 435.07 КБ |
nod_6_zvuki_a_u_i_p_p._bukvy_a_u_i_p.docx | 354.22 КБ |
nod_7_zvuki_e._bukva_e.docx | 551.77 КБ |
nod_8_zvuk_t._bukva_t.docx | 656.75 КБ |
nod_9_zvuki_t_t.docx | 607.33 КБ |
nod_5_zvuki_p_p._bukva_p.docx | 790.06 КБ |
nod_11_zvuki_k_k._bukva_k.docx | 2 МБ |
nod_10_zvuki_p_p_t_t.docx | 347.86 КБ |
nod_12_zvuki_p_p_t_t_k_k._bukvy_p_t_k.docx | 824.71 КБ |
nod_13_zvuki_m_m._bukva_m.docx | 907.19 КБ |
nod_14_zvuk_o._bukva_o.docx | 750.63 КБ |
nod_15_zvuk_h._bukva_h.docx | 407.42 КБ |
nod_16_zvuki_k_-_h.docx | 516 КБ |
nod_17_zvuk_y._bukva_y.docx | 1.36 МБ |
nod_18_zvuki_y_-_i.docx | 1.37 МБ |
nod_19_zvuk_s.docx | 404.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 2 | IV. Артикуляция звука а (рот широко открыт). V. Характеристика звука а (гласный звук). |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 3 | 2. Артикуляция звука и (губы в улыбке). 3. Характеристика звука (гласный). |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 4 | IV Дидактическая игра «Угадай слово». |
Предварительный просмотр:
А |
У |
И |
П |
ЗАНЯТИЕ 6 | 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными III. Физкультминутка. - А теперь поиграем наоборот, будем добавлять звук [п] в конец слова. су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло...(п) |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 7 | Элла, эскалатор, этаж, называет их. Дает детям задания: 5. Выделение звука э из ряда гласных звуков. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 9 | 5. Дидактическая игра «Том и Тим». V. Пересказ рассказа «Таня и Тима».
|
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 5 4. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Всех я вовремя бужу, | Задает вопрос: «Какой первый звук в слове помидор?» (звук п.) IV. Физкультминутка. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 10 | У Толи петух. – Это Толин петух. III. Физкультминутка. - Предложение обозначается длинной черной полоской, а слово – |
Предварительный просмотр:
6
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 13 | 8. Дидактическая игра «Наоборот». |
13.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 15
Тема: Звук х. Буква х.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х'] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков, познакомить детей с буквой X.
Задачи приоритетной области: « Речевое развитие»
- развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х'] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
- выделять звуки [х], [х'] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговый анализ коротких слов, преобразовывать слова;
- познакомить с буквой Х, составлять слова из букв;
- закреплять навык произношения звуков [х], [х'] в стихотворениях и скороговорках;
- предупреждать переутомление детей;
- воспитывать усидчивость, интерес.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки;
«Физическое развитие»: развитие речи посредством движения;
«Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, учить коллективным играм.
Предпосылки учебной деятельности: умение определять цель предстоящей деятельности и добиваться результата.
Оборудование для педагога: картинки хомяка и хорька, картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, хлеб, сухари, хлебца);
Оборудование для детей: буквы, кассы букв, зеркала, фасоль на тарелочках.
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
-Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!». На празднике вы плясали: «Эх,эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х'] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х'].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Характеристика звука:
Символ звука: дедушка храпит: ХХХХ…
-посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х];
- губки и зубки свободны;
- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
- горлышко «молчит».
Характеристика: — согласный (язычок создает преграду воздуху), глухой, бывает твердым и мягким и обозначается синим и зеленым кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х»).
3. Развитие фонематического восприятия.
Игра: «Поймай звук»
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох ухо, утка, рыба, хвост, туча, посуда, хобот.
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов
Пету…, пасту…, лопу…, горо…, отды…, запа…, шоро…, мо…, сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]
Салат- халат, голод-холод, сор-хор, год-ход, свалить-хвалить, гудеть-худеть, Глеб-хлеб.
4. Знакомство с буквой X.
Записать буквы X, х на доске.
5. Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
6. Закрепление графического изображения буквы Х.
- нарисуйте в воздухе Х(закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А
А теперь давайте выложим ее из фасолинок.
7. Физминутка
Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
8. Проговаривание звуков [х], [х'] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо- хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
9. Упражнение подарки для Хомячка и Хорька.
- Ребята давайте подарим нашим гостям подарки с их любимыми звуками в названиях.
Например: Я подарю Хомячку холодильник, чтобы он хранил в нем продукты.
(дети составляют предложения)
10. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Запомни!
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 16
Тема: Звуки к - х.
Цель: дифференциация звуков [ К-Х]; [Х-Хь]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Научить дифференцировать звуки[ К-Х]; [Х-Хь] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Выделение из ряда, закреплять понятие о «месте звука в слове»;
- Продолжить знакомство с буквами Х-Хь
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематических процессов, различение на слух звуков Х-Хь
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие ассоциативных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание коллективизма в группе.
- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: картинки Хрюши и Каркуши, предметные картинки, мяч, схема артикуляции согласных звуков, крышечки на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Нес хомяк мешок с горохом
Нес мешок хомяк и охал: 1
«Ох, ох, ох, ох,
До чего тяжел горох!» 2
Отдохнуть хомяк решил –
Со спины мешок свалил, 3
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся… 4
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел.
1. Ходьба с руками за спиной.
2. Полуприседания, руки на поясе.
3. Наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками.
4. Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
5. Ходьба на месте.
- Ребята, к нам сегодня в гости пришли сказочные герои телепередачи «Спокойной ночи малыши» а кто они вы сейчас узнаете!
«Хвост крючком, нос пятачком» (хрюша)
-«Каркает, летает, подруг собирает». (каркуша)
- - Какой звук вы слышите в именах Хрюша и Каркуша?
- Правильно [К], [Х].
Чтобы правильно произносить этот звук мы сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Характеристика звука.
- Как звучит звук?(к-к-к) расскажи, где находится язычок, когда ты произносишь звук [к].
- Как звучит звук?(х-х-х) расскажи, где находится язычок, когда ты произносишь звук [х].
В каком положении находятся губы? А теперь произнеси звуки [к] и [х], расскажи как они звучат.
Сравнить артикуляцию звуков [К] и [Х] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [К] и [Х], их обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»:
к, х, д, х, к...; ка, ха, ку, ху, хы...; пух, орех, кактус, петух, мох
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ка-ха – ха-ка
ко-хо –хо-ко
Физминутка «Хомка, хомка хомячок»
Дифференциация звуков в словах
- Ребята Хрюша и Каркуша принесли с собой картинки в названиях которых встречается звук К и Х, давайте подарим Каркуше картинки, в названиях которых встречается звук К, а Хрюше в названиях которых встречается звук Х
Звуко-буквенный анализ слова «мох»
Работа с образовм буквы «Х»
- Ребята, давайте оденем на наши пальчики сапожки-крышечки и погуляем как буква «Х»
Буква «Х» все ходит, ходит,
Места словно не находит
Итог занятия. Хрюше и Каркуше пора с нами прощаться. Вам понравились игры и задание, которые мы выполняли вместе с ребятами? Какие звуки нам сегодня встречались чаще всего?
7
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 19
Тема: Звук с.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука с в слогах, словах,
фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с
существительными; познакомить с предлогом; учить образовывать сложные
слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова;
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор – лук – слива;
яблоко - груша – капуста; клён – дуб – сова; платье – рубашка – стакан; волк
– медведь – сорока; голуби – ворона – лиса.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Логопед выставляет картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос,
суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос. Задает вопросы:
- Какой звук чаще других встречался в этих словах? (звук с).
- Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (со звуком
с).
2. Артикуляция звука (губы в улыбке, язык «горочкой»).
3. Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
4. Речевая зарядка:
са-су-сы ска-ску-скы сма-сму-смы
ас-ус-ыс ста-сто-сту спа-спо-спу-спы
5. Выделение звука с в словах (уточнение позиции звука в слове).
Работа с картинками на доске.
6. Согласование притяжательных местоимений с существительными
(про какую картинку можно сказать мой, моя, моё, мои?)
7. Образование сложных слов:
листья падают – листопад снег падает – снегопад
сады разводит – садовод сам катит – самокат
сам летит – самолет сам ходит – самоход
пыль сосет – пылесос сам варит - самовар
8.Дидактическая игра «Наоборот»:
мир – ссора трусливый – смелый
кислый – сладкий пасмурно – солнечно
тесная – свободная (обувь)
9. Логические задачи.
Дети отвечают на вопросы, которые задает педагог:
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
- Какую ноту кладут в суп? (Соль)
- Как называется группа птиц? (Стая)
- Предмет для сидения? (Стул)
- Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп)
10. Работа над предложением (по опорным картинкам).
Знакомство с предлогом.
- Где стоит миска с капустой? (На столе)
- Откуда упали кубики? (Со стола)
- Над чем летит самолет? (Над лесом)
- Где спит кот? (Под скамейкой)
- Куда входит Саня? (В автобус)
- Откуда вынули мясо? (Из сумки)
Составление схем предложений с предлогами.
III. Физкультминутка.
IV. Звуковой анализ и синтез следующих слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.
Дидактическая игра «Живые звуки».
V. Подведение итога занятия.