Статья «Новые фольклорные направления (на примере фолк-модерн студии «Макоша» МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»)»
Время не стоит на месте и появляется новое направление в народном творчестве «фолк-модерн» - современный фольклор. Это когда к традиционной народной песне делается современная инструментальная аранжировка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novye_folklornye_napravleniya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Новые фольклорные направления
(на примере фолк-модерн студии «Макоша»
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»)»
«Рано на зоре куры запели
Святой вечер добрым людям!»
С такими песнями ходили наши давние предки в святочные вечера от дома к дому и желали друг другу счастья, здоровья, благополучия и богатства. «Святой вечер, – говорили они, – добрым людям!».
Шло время, появились города со своим менталитетом, со своей культурой. И забыли горожане о своих корнях. И стали бы «Иванами, непомнящими родства», если бы не появились люди, которые повернули взор народа к его истокам, национальным корням. Глинка, Римский-Корсаков, Балакирев, Пятницкий, Плевицкая и многие другие профессиональные музыканты стали вести работу по популяризации русской народной песни. Направление назвали «нео-фольклоризм» - новый фольклор.
Жизненная необходимость возвращения в наш быт, в праздники, в повседневную культуру общения, в наш духовный мир, в сферу этических и эстетических ценностей достижений народного искусства становится все более осознанной. А само это возвращение к национальной специфике – безотлагательным. Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше – тем органичнее и необратимее.
В 1995 году я пришла работать в МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» педагогом дополнительного образования после окончания Орловского государственного института культуры и искусств отделения «Народное художественное творчество».
Мой детский фольклорный ансамбль называется «Макоша». Была у древних славян такая богиня Макошь – покровительница кошей (кошелок). Название символично, так как дети – это благодатная почва, а результат нашей совместной деятельности – это тот самый урожай. И богиня Макошь нам покровительствует.
Коллектив объединяет детей в возрасте от 5 до 18 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что, в конечном счете, предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации. Обучающиеся изучают фольклор Курской области и Юга России, начиная от детского фольклора (песенки-дразнилки, потешки, попевки, пестушки, загадки) и заканчивая свадебными песнями и любовной лирикой.
Я уже говорила о направлении «нео-фольклоризм», связанном с именами профессиональных русских композиторов, музыкантов и исполнителей. Наша землячка Надежда Плевицкая в свое время первая сделала доступной крестьянскую песню широкому зрителю, начав исполнять ее с эстрады. Время не стоит на месте и появляется новое направление в народном творчестве «фолк-модерн» - современный фольклор. Это когда к традиционной народной песне делается современная инструментальная аранжировка. Наиболее яркими представителями данного направления являются Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня», ансамбль «Иван Купала», Марина Капуро, Пелагея. А начинали эти исполнители свой творческий путь с изучения и исполнения традиционного фольклора. Синтез традиционной народной песни и современного электронного или «живых» инструментов сопровождения – это интересный творческий эксперимент в сегодняшней национальной культуре. И не только в русской, но и в мировой. У направления «фолк-модерн» есть свои поклонники, есть и противники. Но время поставит все на свои места, и наши потомки дадут объективную оценку этому явлению. Данное направление мне кажется наиболее актуальным на современном этапе приобщение детей к основам традиционной национальной культуры. Основу репертуара фолк студии «Макоша» составляют традиционный фольклор в современной аранжировке. Но каким бы современным не было звучание старинной песни, суть ее, и духовно-воспитательная ценность не меняется. Я стараюсь привить своим обучающимся любовь к самой старинной песне. Воспитать в них потребность знать, любить и уважать свою национальную культуру. Мое педагогическое кредо – воспитание самосознания детей на основе уважения, любви и понимания национальной культуры своего народа.
Понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, изобразительно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем определять цену и место разных пластов культуры.
Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.
«Песню старую целиком уже не привить народу, как не воротить ему и патриархального быта, под воздействием коего создалась народная песня и народные обычаи. Но можно, пользуясь старой песней, направить эволюцию народного вкуса в духе ее, дав песне новое содержание…» В.В.Лебедев.
Педагог дополнительного
образования
Н. В. Небогатых