Для вас, родители!

Валерия Цырендоржиевна Балданова

Разновидности бурятских  народных  игр

Протокол родительского собрания 2016-2017 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько разновидностей бурятской народной игры “Шагай наадан”:

1. Лодыжки расставляются в ряд друг против друга по краям стола. Игроки делятся на две команды. По очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположный. Сбитые лодыжки забирает себе. Выигрывает тот, кто собрал больше всех лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе. 3. Шагай шуурэлгэ. Каждый игрок подбрасывает четки – «шуурэгшэн» - вверх, и пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая их к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество (по желанию) косточек, не задевая при этом другие кости, он должен успеть подхватить летящие четки этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, или же из взятой горсти костей какая – либо выпадет, или при захвате будут задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

4. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы лодыжки обогнали лодыжки соперников.

5. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась

6. Каждый игрок берет по пять косточек. Начинает тот, кто находится со стороны восхода солнца, он раскидывает свои шагай (косточки) по ровной поверхности. Считает косточки, выпавшие в позицию «хонин» (овца), и так по часовой стрелке продолжают остальные до тех пор, пока не определится игрок, у кого большее количество косточек, выпавших в эту позицию, побеждает.

7. Сначала у вас пять шагай. Подбросив одну лодыжку, ты должен быстро подобрать с земли одну лодыжку, а затем поймать первую лодыжку. Следующий этап:

бросаешь одну лодыжку, подбираешь две. И так до четырёх. Можно и так: подбрасываешь по одной и по одной подбираешь четыре раза, пока не соберешь все пять в руке.

8. Имеется по 20 шагай у четверых ребят. Каждый игрок подкидывает с ладони 5 шагай и быстро – быстро подхватывает, сколько успеет. Успел схватить 3 – на кону остаётся 17. И так далее, пока ничего не останется. Значит, ты «съел» все свои шагай. Тогда ты идешь и «съедаешь» шагай у соседа, пока не кончится у него.

9. Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, молодец!

Игра «Сур Харбаан» с бурят-монгольского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника. Позже «Стрельба из лука» стала осуществляться по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Игра "Белое дерево" ("Сагаан модон") широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Одна из самых популярных игр у бурят - "Разбивание хребтовой кости" ("hээр шаалган"), которая является древней бурят-монгольской традиционной игрой. Сначала производится жеребьевка костей, после чего спортсмены должны разбить такую кость одним ударом руки. Оказывается, для этого не нужна особая сила. Нужно просто точно и резко ударить кость тыльной стороной ладони, и тогда она переломится. Бывает такое, что игроки ломают себе руки. Но, несмотря на травмоопасность, национальная забава очень популярна, причем в ней принимают участие даже женщины. Шээр шаалган - совершенно зимний вид спорта, поскольку хребтовые кости крупного рогатого скота собираются именно зимой, во время заготовки мяса. Чаще всего в эту игру играют в дни Праздника белого месяца (Сагаалгана). Игра «Иголка, нитка, узелок» (Зун, утахн, зангилаа.) Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Торжественными были дни перекочевок. Например, при переезде в летники весь улус в один день приготовлял молочное вино, резал баранов и устраивал общее гуляние. Танцевальные игры «Гуугэл», «Hоошэлгэ», «Ягша», «Хатар», «Ёхор», «Дэрбээшэн», «Барбагай», «Мушхаралдаан» и другие, отмеченные исследователями во второй половине XIX века, по-видимому, бытовали и в XVIII веке. По словам М. Н. Хангалова, в старину танец «Хатар» начинали старики и старухи, которые вместе с молодежью вставали в круг.

«Танец-игра ёхор» устраивался с наступлением теплых весенних дней. На ёхоре проявлялись различные стороны духовной жизни бурят: одни просто исполняли песни, другие демонстрировали свой богатый песенный репертуар, одни шли на ёхор блеснуть

красотой голоса, другие— исполнить вновь созданные ими песни. На ёхоре веселились, встречались с друзьями и товарищами, юноши и девушки знакомились и влюблялись. Все это происходило в рамках степного этикета.

Танец «Ехор» разделялся на три периода: первый—танцующие, образовав круг держат друг друга за опущенные руки и медленно двигаются по солнцу, делая круг, и поют песни разного содержания; второй — танцующие сдвигаются плотнее, приподнимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, немного наклонившись вперед, и в это время поют менее протяжно и громче; третий — танцующие плотно придвигаются друг к другу, руки сгибают в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх, а песню поют отрывисто. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу.