НОД по познавательному развитию (старшая группа)
НОД в старшей группе
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Тема: Народы Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_severa.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Тема: Народы Севера
(дети стоят около воспитателя) Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в путешествие. Вы любите необычные путешествия? Тогда приглашаю вас присесть вот к этому очагу.
(дети садятся на ковер вокруг «очага») Воспитатель: Прислушайтесь внимательно к музыке.
(звучит «северная» мелодия) Воспитатель: Интонации, какого народа мы слышим в этом музыкальном произведении? Правильно ребята, мы с вами услышали музыку народов севера. Паша, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про Север.
(ребенок читает стихотворение) Воспитатель: Суровый Север лишь на первый взгляд! Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет нас увидеть рад И обогреть душевной теплотой. Воспитатель: Народы севера, а это нивхи, эвенки, уильты после трудового дня очень любят посидеть у очага. Здесь они отдыхают, рассказывают своим детям сказки, поют песни, а их дети играют. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Белый шаман». Ребята, а вы знаете, кто такой шаман? Это, обычно мужчина, который одет в малицу, поверх который надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц. В руке шаман держит бубен, которым задает ритм пляскам, играм, и веселью.
Игра «Белый шаман» (Играющие ходят по кругу, держась за руки и произносят слова: У шамана дом большой, Он сидит, глядит в окно. Олень по тундре бежит И копытцами стучит. Тук-тук-тук, дверь отвори, И за шаманом повтори.
В центре круга - водящий. Он бьет в бубен и делает какое то движение, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить движение водящего)
(дети садятся вокруг очага) Воспитатель: Кто это зашел к нам в гости?
(показ куклы в национальной одежде) Воспитатель: Это мальчик оленевод – Юха. Давайте поздороваемся с ним. Посмотрите, он одет в национальный костюм Эвенков. На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду из меха оленя, песцов, лисиц и горностаев. Давайте внимательно рассмотрим его одежду. Какая она?
Дети: эта одежда не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная, красивая – украшенная разноцветными узорами Воспитатель: Что то наш гость загрустил. А давайте поиграем с Юхой в нашу игру «Рукавичка»!
Игра «Рукавичка» (дети встают в круг и передают друг другу рукавичку, а воспитатель с игрушкой пытаются ее поймать)
(дети садятся у очага) Воспитатель: Юха не смог поймать рукавичку, но наша игра ему очень понравилась и рукавички тоже. А зачем нужны рукавички зимой? (ответы детей) Воспитатель: Давайте подарим эти рукавички нашему гостю на память. Юха сказал мне, что ему очень понравилась девочка в национальной одежде уильтов. Кто же эта девочка? Так это же наша Настенька Летом Уильты носили халаты - нарядные халаты шились из яркой ткани, их вышивали орнаментами. Они передавались по наследству от матери к дочери и хранились женщинами как большая ценность.
Воспитатель: Настя покажи нам свой наряд (девочка встает в центр круга и кружится) А что ты знаешь о своем наряде? (девочка рассказывает стихотворение про наряд)
Воспитатель: У каждого народа есть своя национальная музыка и танцы, в которых они передавали движениями восход солнца, полет чаек над морем, лов рыбы. Давайте мы сейчас потанцуем такой танец.
Нивхская игра «Ручейки, реки, озера»
Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.
Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.
Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.
Дети, цепляясь друг за другом, бегут парами.
Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.
Дети выстраивают в круг и опустив головы приседают на колени.
Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное путешествие. Вам понравилось оно? Что вам больше всего запомнилось? Мальчик Юха еще погостит у нас в группе. Мы ему расскажем много интересного и научим играть в разные игры.